10 нояб. 2018 г.

“Лучшая опера” Джузеппе Верди. “Реквием” в Чикагском симфоническом центре


8-10 ноября, 8.00 pm. Гениальное творение Джузеппе Верди “Реквием” прозвучит в эти дни в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) и солистов: Виттория Йео, сопрано; Даниэла Барселлона, меццо-сопрано; Петр Бечала, тенор; Дмитрий Белосельский, бас. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дуйан Вулф. Дирижер - музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути.

“Реквием” - монументальный семичастный цикл для четырех солистов, смешанного хора и оркестра, единственное крупное произведение Верди, не предназначенное для оперного театра. При этом не зря многие называют “Реквием” “лучшей оперой” Верди. “Реквием” аккумулирует в себе все, чем так славятся оперы итальянского композитора, - яркость, пластичность, гениальная, “неслыханная простота” мелодий, богатство гармонии, разнообразие оркестровки. Грандиозные фанфары “Аиды” перешли в часть “Tuba mirum”, “Lacrymosa” изначально сочинялась Верди для оперы “Дон Карлос”, для дуэта тенора и баса... – таких заимствований в “Реквиеме” можно найти многоеквие. В этой величественной музыке слышны благородство и страстность, тоска и отчаяние, нежность и надежда, то есть все фирменные “блюда” вердиевских опер.


Трудно найти в мировой музыке другое произведение, где духовное и светское, мирское и божественное сливаются так тесно. Музыка “Реквиема” благородством и чистотой линий может сравниться только с великими живописными полотнами мастеров эпохи Возрождения - настолько безраздельно царят в этой музыке боль, смирение и любовь.

Джузеппе Верди не был атеистом, но и набожным его не назовешь. Он был, по словам жены Жозефины, “сомневающимся верующим”. В юношестве он проходил каждое воскресенье по полтора километра, чтобы дойти до церкви, но это случалось не по велению души - просто в той церкви он служил органистом. Позже, став знаменитым композитором, он мог вместе с женой подойти к церкви и, не зайдя внутрь, прогуливаться, ожидая ее на улице. Нерелигиозность Верди наложила отпечаток на его музыку, и религиозный по форме и настроению “Реквием” композитора оказался светским по духу.

История возникновения “Реквиема” началась в 1868 году. В Париже умер Джакомо Россини, и Верди предложил Болонье – городу, где Россини вырос и впервые вкусил запах славы, – сочинить “Реквием”, включив в него отдельные фрагменты из произведений итальянского композитора. Городские власти с энтузиазмом согласились, Верди принялся за работу, однако из этой затеи ничего не вышло. Спустя пять лет, после смерти своего друга, поэта, национального героя Италии, одного из лидеров освободительного движения Алессандро Манцони Верди вернулся к идее “Реквиема”. “Я глубоко опечален смертью нашего великого человека! – написал он на следующий день после смерти Манцони. – Я приеду на днях, чтобы посетить его могилу, один, так, чтобы меня не видели, и с тем, чтобы, может быть, предложить нечто, дабы почтить его память”. Вскоре Верди сообщил в миланский муниципалитет о своем желании посвятить памяти Манцони новое музыкальное произведение. 

Композитор не пришел на пышные похороны поэта. Вместо пафосных слов у гроба он готовился посмертно подарить своему другу совсем другой подарок – музыку, навсегда обессмертившую имя Алессандро Манцони. 

Премьера “Реквиема” состоялась 22 мая 1874 года в Миланской церкви святого Марка. Современники Верди были единодушны в оценке этого сочинения. “Такое произведение мог написать только гений”, - писал Иоганнес Брамс. Рихард Вагнер после венского исполнения “Реквиема” в 1875 году вышел из зала, не сказав ни единого слова. За него это сделала жена композитора Козима Вагнер: “После ТАКОЙ музыки лучшим решением было бы промолчать”.


Первое исполнение “Реквиема” в Чикаго состоялось в марте 1877 года. По инициативе Бетховенского общества “Реквием” прозвучал в “Plymouth Congregational Church”. Газета Chicago Tribune писала о трех месяцах репетиций и хоре в составе ста сорока пяти человек: “почти такой же огромный хор, как на премьере в Милане”. Газета отметила, что количество женщин вдвое превышает количество мужчин. Исполнение прошло с огромным успехом, а хоровая часть “Sanctus” была с энтузиазмом повторена “на бис”. С тех пор каждый раз исполнение “Реквиема” превращалось в событие для всего города. Так было пять месяцев спустя после смерти Верди, когда хор “Аполло” представил сочинение в недавно построенном театре “Аудиториум”. Менеджер театра заявил тогда репортерам, что не может поверить, что какой-либо другой концерт может собрать больше людей, чем “Реквием”. Так было в апреле 1919 года на концерте ЧСО, посвященного памяти героев, погибших в годы Первой мировой войны, и спустя месяц, на концерте в Чикагском университете, посвященном памяти погибших на той войне выпускников университета. Так было на первом исполнении “Реквиема” в Равинии в июле 1951 года и на первом абонементном исполнении “Реквиема” в феврале 1952 года. В Симфоническом центре оркестром руководил легендарный австрийский дирижер Бруно Вальтер. Фриц Райнер стал первым музыкальным руководителем ЧСО, исполнившим “Реквием”. Его примеру последовали Джин Мартинон, сэр Георг Шолти, Даниэль Баренбойм, приглашенные дирижеры Карло Мария Джулини и Клаудио Аббадо. Сейчас эта славная когорта имен пополнилась именем Риккардо Мути.


В должность музыкального руководителя ЧСО маэстро вступил в сентябре 2010 года, но уже для первых концертов в качестве “director designate” (избранного дирижера) 15-17 января 2009 года он выбрал “Реквием”. Мне посчастливилось побывать на одном из этих концертов. Мути собрал блестящий состав исполнителей: Ольга Бородина, Барбара Фриттоли, Марио Зеффири, Ильдар Абдразаков. Все - яркие личности, обладатели волшебных голосов, каждый из них в полной мере проникся идеей дирижера и идеально соответствовал его замыслу. Во время концертов была сделана запись первого совместного диска Риккардо Мути и ЧСО. Дебют удался: в 2010 году запись получила две премии “Грэмми”: в категориях “Лучший альбом классической музыки” и “Лучшее хоровое исполнение”.

Это третья запись “Реквиема” в дискографии Мути и ЧСО. До этого ЧСО дважды записывал “Реквием”: в 1977 году с сэром Георгом Шолти (среди солистов выделялась Леонтин Прайс) и в 1993 году с Даниэлем Баренбоймом (в этой записи участвовали Пласидо Доминго и Феруччо Фурланетто). Что касается Мути, то он записывал вердиевский шедевр в 1979 и 1987 годах.

В 2013 году маэстро Мути вновь включил “Реквием” в репертуар ЧСО. Концерты были посвящены двухсотлетию со дня рождения композитора. Состав солистов был другим:

Татьяна Сержан (это было первое появление блистательной российской певицы в Чикаго), Даниэла Барселлона, Марио Зеффири, Дмитрий Белосельский.

И вот - третья встреча с шедевром Верди. Из прошлого состава мы снова услышим итальянскую певицу Даниэлу Барселлону и знакомого нам по спектаклям Лирик-оперы российского баса Дмитрия Белосельского. По Лирик-опере нам хорошо знаком и польский тенор Петр Бечала. А вот солистка из Южной Кореи Виттория Йео дебютирует не только с ЧСО. Это будут ее первые концерты в Северной Америке. Прошлым летом в Зальцбурге она пела в паре с Анной Нетребко Аиду в нашумевшей постановке иранской художницы Ширин Нишат. Йео известна в Европе по партиям в операх Верди, Пуччини, Моцарта.

Концерты приурочены к столетию со дня окончания Первой мировой войны.



Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.



Фотографии к статье:
Фото 1
. ЧСО под управлением Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Даниэла Барселлона. Фото – Амати Баккиарди

Фото 3. Виттория Йео. Фото - Youtube
Фото 4.
Петр Бечала. Фото – Аня Фрерс

Фото 5. Дмитрий Белосельский. Фото предоставлено пресс-службой Лирик-оперы

Комментариев нет: