24 июн. 2025 г.

“Music of the Baroque”. Новый сезон. Глюк, Бах, Гендель


Чикагский оркестр “Music of the Baroque” объявил новый, пятьдесят пятый сезон. Он называется “Изумрудная годовщина”. Будет много барочной музыки - хорошей и разной. Как всегда, программы оркестра исполняются в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601) и в Концертном зале ближайшего пригорода Чикаго Скоки (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076). Коротко - о программах сезона.

14 сентября, 3.00 pm, North Shore Center; 15 сентября, 7.30 pm, Harris Theater. Программа N1: “Орфей и ЭвридикаК.В.Глюка. Хор и оркестр “Music of the Baroque”. Дирижер - музыкальный руководитель оркестра “Music of the Baroque”, дама-командор ордена Британской империи (этот почетный титул она получила в январе 2021 года) Джейн Гловер. Солисты: Хайди Стобер, сопрано; Аруе Нуссбаум Коэн, контртенор; Ханна Де Прист, сопрано (дебют с оркестром).

За последние два года мы видели две драматические версии бессмертного мифа об Орфее и Эвридике: спектакль “Эвридика” по пьесе Сары Руль в постановке Брейдена Абрахама в Writers Theatre в сезоне 2023-24 годов и мартовский спектакль израильского театра Гешер “Не оглядывайся назад” по пьесе Жана Ануя в постановке Римаса Туминаса. А вот оперу Глюка в первоначальной версии 1762 года мы не слышали в Чикаго очень давно. За этот шедевр барочной музыки оркестр “Music of the Baroque” берется впервые в своей истории. Премьера оперы состоялась в венском Бургтеатре 5 октября 1762 года. Впоследствии написанную для мужского альта (кастрата) партию Орфея Глюк переписал для тенора, поскольку во Франции кастратам не разрешалось петь на сцене. Кроме того, для премьеры в Париже Глюк вставил несколько балетных сцен, включая “Танец фурий” и “Танец блаженных духов”. Постановка второй редакции (на французском языке) прошла в Париже, в Королевской академии музыки, 2 августа 1774 года.


12
октября, 3.00 pm, North Shore Center; 13 октября, 7.30 pm, Harris Theater.

Программа N2: Бранденбургские концерты И.С.Баха. Оркестром “Music of the Baroque” руководит главный приглашенный дирижер Николас Кремер.

1719 год. Иоганн Себастьян Бах служит капельмейстером при дворе князя Анхальт-Кетенского Леопольда в немецком городе Кетен. Князь ценил Баха, шедро платил ему и следил за состоянием музыкальных иструментов. Однажды князь послал Баха в Берлин в “командировку”: он приказал композитору купить новый клавесин. С поручением Бах справился. В столице он встретился с маркграфом Бранденбург-Шведтским Кристианом Людвигом. Через два года маркграф получил от Баха подарок: цикл из шести концертов для нескольких инструментов. Бах хотел вырваться из провинциального Кетена и надеялся на место капельмейстера в Берлине. Увы, несмотря на все старания композитора - ноты были написаны каллиграфическим почерком, примечания сделаны на французском языке, - маркграф не ответил Баху. Партитура пролежала в библиотеке капеллы более ста лет и была обнаружена

совершенно случайно. В историю музыки концерты Баха вошли под названием “Бранденбургские”. Живые, радостные, полные танцевальных ритмов и мелодий, они стали невероятно популярными. Бах заставил играть вместе всевозможные музыкальные инструменты, включая трубу и блок-флейту. Впрочем, у Баха все - совершенство, в его каждой ноте - вдохновение. Как говорил первый биограф композитора Форкель: “Бах - человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки”. Роберт Шуман восклицал: “Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный”. Но лучше всех о музыке Баха написала музыковед Ванда Ландовски: “Бах понимает все, и все находит отклик в его душе: пасторальная идиллия и атмосфера деревенской ярмарки, величие готики и смирение грешника... Все близко Баху, и все в баховской музыке близко нам, нашей жизни, нашему страданию, отчаянию, блаженству... В баховской музыке заключено нечто непреходящее, нечто такое, что заставляет нас желать слушать ее вновь и вновь. Это обновление и дает нам, пусть малое, представление о вечности”.

Английский дирижер и клавесинист Николас Кремер считается специалистом по музыке Баха и барочному репертуару. С 1985 по 1993 годы он возглавлял Лондонский баховский оркестр. Весной Кремер дирижировал драматической ораторией “Феодора” Г.Ф.Генделя. Концерты были организованы в честь восьмидесятилетия со дня рождения маэстро.


30
ноября, 7.30 pm, North Shore Center; 1 декабря, 7.30 pm, Симфонический центр (220 S. Michigan Ave., Chicago). Программа N3: Оратория “Мессия” Г.Ф.Генделя. Хор и оркестр “Music of the Baroque”. Дирижер - Джейн Гловер. Солисты: Джулия ван Дорен, сопрано; номинант на премию “Грэмми” Саша Кук, меццо-сопрано (дебют с оркестром); Майлс Микканен, тенор; Уилл Ливерман, баритон.

Гендель не был религиозен. Настоящей верой стала для него благотворительность. Вот и “Мессия” предназначалась исключительно для исполнения с благотворительной целью. Первое исполнение оратории в Дублине 12 апреля 1742 года состоялось в пользу бедных. Доход от концерта был целиком разделен между “Обществом помощи узникам долговой тюрьмы”, “Больницей для бедных” (бесплатной больницей, основанной в 1726 году шестью хирургами) и лондонским приютом. Когда успех “Мессии” утвердился в Лондоне, Гендель решил передавать сбор от ежегодных концертов в пользу “Убежища для найденышей”. Даже ослепнув, он продолжал дирижировать ораторией в благотворительных концертах. Гендель запретил своему издателю печатать что-либо из этой оратории, и первое издание появилось только в 1763 году. Он завещал “Убежищу для найденышей” копию партитуры со всеми партиями. Другую копию он отдал “Обществу помощи узникам долговой тюрьмы” в Дублине с правом, как было записано, “сколько угодно пользоваться для нужд Общества”. В списках Приюта упоминается и имя маленькой Марии-Августы Гендель, родившейся 15 апреля 1758 года. Это была девочка-найденыш, которой композитор дал свое имя.

После дебюта в Симфоническом центре с Реквиемом Верди и успеха в прошлом сезоне с “Рождественской ораторией” Баха оркестр “Music of the Baroque” снова на один вечер арендует “дом” Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). До пандемии монополия на исполнение “Мессии” была у чикагского The Apollo Chorus. Он исполнял это произведение каждый год, начиная с 1879 года! Но последние три года мы слышим “Мессию” в Симфоническом центре с другими исполнителями.

В августе хор “Music of the Baroque” и дама Джейн Гловер исполнят “Мессию” на Музыкальном фестивале в Аспене (Aspen Music Festival), а через неделю после концертов в Чикаго отправятся в Нью-Йорк, где выступят с “Мессией” вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.

Программа N4: Праздничные вечера барочной музыки (Holiday Brass & Choral Concerts). В традиционной предновогодней программе: произведения композиторов Средневековья, Возрождения и Барокко. Среди композиторов - итальянский органист Джованни Габриэли (1555-1612), немецкий композитор и органист Михаэль Преториус (1571-1621). Дирижер Николас Кремер впервые дирижирует этой программой.

Программа идет четыре раза: 18 декабря, 7.30 pm, Grace Lutheran Church, 7300 W. Division St, River Forest, IL 60305; 19 декабря, 7.30 pm, St. Michael’s Church, 1633 North Cleveland Ave, Chicago, IL 60614; 20 декабря, 2.00 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church, 191 Linden St, Winnetka, IL 60093; 21 декабря, 2.00 pm, Alice Millar Chapel, 1870 Sheridan Rd, Evanston, IL 60208.

24 января 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater; 25 января 2026 года, 3.00 pm, North Shore Center. Программа N5: “Отцы и сыновья”: Четвертая оркестровая сюита ре мажор И.С.Баха, Концерт для флейты с оркестром соль мажор К.Ф.Э.Баха, Второй концерт для флейты с оркестром ре мажор В.А.Моцарта, Симфония фа мажор Л.Моцарта. Солист - концертмейстер секции флейт Симфонического оркестра Сиэтла Демарр Макгилл. Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует Джейн Гловер.

Следом за сочинением Иоганна Себастьяна Баха последует произведение его сына - одаренного Карла Филиппа Эмануэля; после шедевра юного Моцарта мы услышим редко исполняемую Симфонию его отца Леопольда.

Демарр Макгилл родился в Чикаго. С флейтой познакомился в семь лет и с тех пор, по его словам, “с ней не расстается”. Учился в чикагской Merit School of Music, Институте Кертиса и Джульярдской школе. Часто концертирует с братом, кларнетистом Энтони. Я слышал их игру на Grant Park Music Festival в 2019 году. Они солировали в “Concerto Duo” Джоэла Пакетта и в Тарантелле для флейты и кларнета с оркестром К.Сен-Санса. Их дуэт произвел очень хорошее впечатление.

1 марта 2026 года, 7.30 pm, North Shore Center; 2 марта 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater. Программа N6: “Блокбастеры эпохи барокко”: Пятый бранденбургский концерт И.С.Баха, мотет “Silete venti” Г.Ф.Генделя, сюита из оперы “Королева фей” Г.Перселла. Солистка - сопрано Рован Пирс (дебют с оркестром). Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует Ричард Эгарр (дебют с оркестром).

Концерты, которые никого не оставят равнодушными, - ведь в них исполняются самые популярные произведения эпохи барокко!

Сопрано из Йоркшира Рован Пирс специализируется на барочном репертуаре. Выступает, в основном, в Великобритании. Ее голос звучит в сериале “Бриджертоны” (“Bridgerton”, с 2020 года, Netflix). За дирижерским пультом дебютирует бывший музыкальный руководитель оркестров Philharmonia Baroque и Academy of Ancient Music Ричард Эгарр.

12 апреля 2026 года, 7.30 pm, North Shore Center; 13 апреля 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater. Программа N7: “Вивальди и его друзья: Концерт для струнных соль минор и Концерт для двух скрипок соль минор Антонио Вивальди, Симфония фа мажор Джованни Баттиста Саммартини (1700-1775), концерт “La Follia” Франческо Джеминиани (1687-1762), Concerto Grosso си бемоль мажор Арканджело Корелли (1653-1713), Концерт для скрипки Пьетро Нардини (1722–1793), Симфония си мажор Гаэтано Пуньяни (1731–1798). Солистка - концертмейстер “Music of the Baroque” Джина Дибелло. Оркестром дирижирует Фабио Бионди (дебют с оркестром).

Еще одна любопытная программа, в которой мы услышим сочинения Антонио Вивальди, а также его друзей, современников и последователей - прекрасных композиторов, оставшихся в тени гения. Одним из них по праву считается итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли - основоположник жанра “concerti grossi”, в переводе с итальянского - “большие концерты”. Именно Корелли придумал, чтобы солировал не один инструмент, а группа однородных (чаще всего - скрипки, но бывают альты и виолончели) или несколько разных инструментов.

Вариации на темы концерта La Folliaамериканской скрипачки и композитора Мичи Вианко мы слышали на только что закончившемся XV Фестивале камерной музыки Анжелы Иоффе и Вадима Глузмана (North Shore Chamber Music Festival).

Итальянский скрипач и дирижер Фабио Бьонди - еще один специалист по барочной музыке. Основатель (в 1990 году) и бессменный руководитель оркестра “Галантная Европа” с аутичным исполнением барочной музыки. С 2005 года - музыкальный руководитель Ставангерского симфонического оркестра (Норвегия), с 2010 года - дирижер Лозаннского камерного оркестра. Играет на скрипке Карло Фердинандо Гальяно работы 1766 года.

Скрипачка Джина Дибелло родилась и выросла в Чикаго. Ее отец Джозеф Дибелло много лет играет в группе контрабасов ЧСО, мать Бонита - скрипачка оркестра Лирик-оперы. Первые уроки скрипичного мастерства Джина получила в четыре года в Betty Haag Academy. Училась в Кливлендской школе музыки и Джульярдской школе. Играла в симфонических оркестрах Миннесоты и Детройта. С апреля 2013 года - в группе первых скрипок ЧСО, с 2016 года - концертмейстер “Music of the Baroque”. Живет в чикагском районе Uptown с мужем, перкуссионистом Яном Дингом и тремя котами: Гровером, Мини и Софией.

17 мая, 7.30 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church (191 Linden St., Winnetka); 18 мая, 7.30 pm, Fourth Presbyterian Church (126 E. Chestnut St., Chicago). Программа N8: “Небесные голоса: “Komm, Jesu, komm” и “Jesu, meine Freude” И.С.Баха, Кирие (первая часть) из Мессы Нотр-Дам Гийома де Машо (1300-1377), “Armes, amours” Ф.Андре (вторая половина XIV века), песня “Alma redemptoris mater” Йоханнеса Окегема (около 1425-1497), кантата “Nymphes des bois” Жоскена Депре (1450-1521), мотет “Spem in alium” Томаса Таллиса (1505-1585), псалм “Haec dies” Уильяма Берда (1539-1623), песни “Si ch’io vorrei morire”, “Luci serene e chiare”, “Hor che’l ciel” Клаудио Монтеверди (1567-1643). Оркестром и хором “Music of the Baroque” дирижирует руководитель хорового и профессор дирижерского отделений Северо-Западного университета Эндрю Мегилл.

С самого начала музыка барокко основывалась на хоровом пении, исполняемом в соборах. Второй год подряд финальный концерт сезона посвящен шедеврам хоровой духовной музыки от эпохи Возрождения и сочинений Монтеверди до бессмертной баховской кантаты “Jesu, meine Freude”. Что может быть более прекрасного и возвышенного?..

Принцип формирования оркестра “Music of the Baroque” похож на тот, что принят в знаменитом лондонском оркестре Academy of St. Martin in the Fields, состоящем из музыкантов других оркестров Лондона. В оркестре “Music of the Baroque” играют замечательные музыканты, известные по работе в ЧСО, оркестрам Лирик-оперы и Грант-парка. Возможно, сходство объясняется британским “следом” в чикагском оркестре. С 2002 года музыкальным руководителем “Music of the Baroque” является Джейн Гловер. С самого начала профессиональной карьеры ее интересовала барочная музыка. Профессиональный дебют Гловер состоялся на фестивале в Вексфорде в 1975 году. Она дирижировала оперой Ф.Кавалли “Эритрея” в собственной редакции. С 1981 до 1985 года была музыкальным руководителем Glyndebourne Touring Company, с 1984 до 1991 годов - художественным руководителем ансамбля Loldon Mozart Players. С 2009 по 2016 год Гловер возглавляла оперный факультет в Лондонской королевской академии музыки, сейчас она является почетным профессором этого учебного заведения (Felix Mendelssohn Visiting Professor). Гловер известна по операм Моцарта, Монтеверди, Генделя, Бриттена. Она активно выступает по всему миру с лекциями. Популярны ее книги “Женщины Моцарта” и “Гендель в Лондоне”.

Nota bene! Абонементы на концерты оркестра “Music of the Baroque” - по телефону 312-551-1414 и на сайте www.baroque.org/. Одиночные билеты поступят в продажу 4 августа.

Фотографии к статье:

Фото 1. Оркестр и хор “Music of the Baroque”. Фото - Эллиот Мандел

Фото 2. Джейн Гловер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел

Фото 3. Оркестр и хор “Music of the Baroque”. Фото - Эллиот Мандел

22 июн. 2025 г.

Ravinia Festival. Музыка разных жанров. 25 июня - 8 июля 2025 года


25 июня, 7.30
pm. Театр “Мартин”. Совместный концерт двух квартетов: Джульярдского и Исидор. В программе: Струнный квартет Л.ван Бетховена, Восьмой струнный квартет немецкого композитора Йорга Видмана, Струнный октет Ф.Мендельсона. В составе Джульярдского квартета: Арета Жулла и Рональд Коупс, скрипки; Молли Карр, альт; Астрид Швин, виолончель.

26 июня, 7.30 pm. Павильон. Концерт американской танцовщицы и скрипачки Линдси Стирлинг с оркестром Chicago Philharmonic. Дирижер - музыкальный руководитель Симфонического оркестра Пеории (штат Иллинойс) Джорджо Стеллуто. В концерте прозвучат композиции “Eye Of The Untold Her”, “Inner Gold”, “Survive” из последнего альбома Стирлинг “Duality”.

27 июня, 7.00 pm. Павильон. Концерт обладателя четырех премий “Грэмми”, известной американской хип-хоп группы из Пенсильвании The Roots, известной многим по The Tonight Show на канале NBC. Специальный гость вечера - австралийская певица и гитаристка Най Палм.

28 июня, 1.30 pm. Театр “Мартин”. В серии детских концертов (Kids Concert Series) в рамках проекта “Опера для молодых” (“Opera for the Young”) - опера “Волшебная флейта” В.А. Моцарта. Опера адаптирована для самых маленьких, исполняется на английском языке.

“Опера для молодых” - существующий с 1970 года проект, который знакомит школьников Среднего Запада (свыше семидесяти пяти тысяч ежегодно, примерно два с половиной миллиона в общем) с лучшими произведениями мировой оперы. В прошлом в рамках проекта с большим успехом прошли презентации опер “Русалка” А.Дворжака и “Любовный напиток” Г.Доницетти.

28 июня, 8.00 pm. Павильон. Концерт певца в стиле соул Эл Грина. Специальный гость вечера - рок-энд-блюз группа The OJays с участием одного из ее основателей Уолтера Уильямса.

29 июня, 7.00 pm. Павильон. Весь вечер на арене - Странный Эл Янкович (“Weird AlYankovic) собственной персоной! Самый популярный пародист в американской истории, обладатель четырнадцати номинаций и пяти премий “Грэмми”, легендарный певец, композитор, музыкант-мультиинструменталист выступает в Равинии в своем привычном жанре пародий. Концерт проходит в рамках нового мирового тура “Bigger & Weirder 2025 Tour”. Специальный гость вечера - дебютирующий в Равинии Puddles Pity Party, высоченный (метр девяносто шесть) клоун с прекрасным басовым голосом.

1 июля, 7.30 pm. Carousel Stage. Чикагская рок- и соул-кавер группа Brass from the Past перенесет публику в добрые старые времена, в семидесятые-восьмидесятые! Группа отдает дань уважения легендам музыкального мира, исполняя хиты Стиви Уандера, Майкла Джексона, Ареты Франклин, Принса, Тины Тернер, групп Chicago, Four Tops, Temptations, Bee Gees и многих, многих других.


2 июля, 7.30
pm. Павильон. Дебют на фестивале лауреата премии “Грэмми”, американского рэпера и актера Наса. Оркестром Chicago Philharmonic дирижирует Стюарт Чафетц. В программе: композиции из дебютного (1994 год) альбома Наса “Illmatic”, признанного классикой хардкор-рэпа.

3, 6, 11 июля, 1.30 pm. Беннетт Гордон Холл. Chamber Music Afternoon - концерты студентов отделения фортепиано и струнных Стенс-института при фестивале Равиния.


5 июля, 7.00
pm. Павильон. Концерт основанной в 1967 году легендарной группы Chicago. В 2024 году мир отметил пятьдесят пять лет со дня выхода дебютного альбома группы “Chicago Transit Authority”. Ветераны по-прежнему в строю! Специальный гость вечера - дебютирующая на фестивале группа Stevie McVie.


6 июля, 7.30
pm. Павильон. Концерт дебютирующих на фестивале диджея из Норвегии Kygo и норвежской певицы и модели Виктории Надин.

Kygo прошел путь от локального продюсера до одного из самых раскрученных исполнителей на планете. Он выступал в качестве хедлайнера на фестивалях по всему миру, включая TomorrowWorld и Findings. Его первый оригинальный трек “Firestone”, выпущенный в конце 2014 года, набрал более семи миллионов прослушиваний на SoundCloud и YouTube и более сорока миллионов прослушиваний на Spotify, достигнув четвертого места в мировом чарте Spotify.

Получив национальное внимание в Норвегии в качестве финалистки шоу Idol, Виктория Надин продолжает производить фурор на скандинавской музыкальной сцене и за ее пределами. В 2019 году она дебютировала под своим сценическим именем с синглом “Want It Back”, а ее баллада 2020 года “Be Okay” попала во все основные норвежские чарты.

8 июля, 7.30 pm. Carousel Stage. Концерт играющего в стиле блюграсс Дэна Таймински и его Dan Tyminski Band. Блюграсс - жанр американской кантри-музыки, уходящий корнями в ирландские, шотландские и английские народные мелодии.

Nota bene! Подробности и билеты на концерты Музыкального фестиваля Равиния (200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035) - на сайте www.ravinia.org.

Фотографии к статье:

Фото 1. Линдси Стирлинг. Фото - Ravinia Festival

Фото 2. Нас. Фото - Ravinia Festival

Фото 3. Chicago. Фото - Ravinia Festival

Фото 4. Kygo и Виктория Надин. Фото - iamghostproducer.com

20 июн. 2025 г.

Grant Park Music Festival. Великая классика. 20-30 июня 2025 года


20 июня, 6.30 pm; 21 июня, 8.00 pm
. В программе: пьеса “Baião N’ Blues” бразильского джазового композитора Кларис Ассад (премьера в Иллинойсе), Осенний концерт (Concierto de Otoño) для трубы с оркестром (солист - Пачо Флорес) Артуро Маркеса (премьера в Иллинойсе), Первая (“Титан”) симфония Г.Малера. Оркестром Грант-парка дирижирует музыкальный руководитель фестиваля Джанкарло Герреро.

Кларис Ассад - дочь гитариста и композитора Серджио Ассада. Ее произведения несколько раз исполнялись на фестивале.

Осенний концерт был написан мексиканским композитором Артуро Маркесом специально для венесуэльского трубача Пачо Флореса, который стал его первым исполнителем. Премьера состоялась в сентябре 2018 года. Национальным симфоническим оркестром Мексики дирижировал Карлос Прието. 

После новых произведений - снова к классике. В апреле и мае в Симфоническом центре прозвучали Третья, Шестая (“Трагическая”) и Седьмая симфонии Малера. Фестиваль возвращается к раннему периоду творчества композитора и представляет Первую симфонию - его самое жизнеутверждающее произведение. Малеру идет двадцать девятый год. Позади - детство в тихом провинциальном городке Йиглава в Южной Моравии (ныне Чехия), куда семья переехала из деревни Калиште, прогулки в окрестных лесах и полях, мечты о признании и славе в вымощенной золотом столице империи Вене. Позади - годы учебы в консерватории, когда Малер забросил фортепиано и взял в руки дирижерскую палочку; позади - должности дирижера в театре города Оломоуца, директора хора в Касселе, третьего дирижера в Немецком театре Праги, ассистента Артура Никиша в Лейпцигской опере, главного дирижера Королевской венгерской оперы. В Касселе у него был бурный, страстный, пламенный любовный роман с певицей местного театра, имя которой осталось неизвестным, в Лейпциге - с любительницей музыки госпожой фон Вебер... Он страдал, мучил своих любимых и мучался сам. Гамбургский роман с молодой певицей Анной Мильденбург и встреча с двадцатилетней красавицей, кокетливой Альмой Шиндлер будут еще впереди. Малер молод, весел, талантлив, и музыка его Первой симфонии полна света, жизни и веры в человечество. Она пропитана музыкальными воспоминаниями детства, клезмерской музыкой, венскими вальсами и... мечтами. Симфония называется “Титан”, по названию одноименного романа Жана-Поля Рихтера. Мировая премьера сочинения состоялась в 1889 году. Оркестром дирижировал сам композитор. Рукопись Симфонии, считавшаяся потерянной, была найдена профессором Чарльзом Борнштейном в архивах Израильской академии музыки и танцев совершенно случайно. Профессор готовился к проведению семинара по теме “Малер и мировая музыка”. На полях рукописи были найдены характерные для Малера реплики на немецком языке, что позволило идентифицировать его почерк.

Открытые репетиции - 17, 19 и 20 июня в 11.00 am. Лекции об исполняемых произведениях - 20 июня в 5.30 pm и 21 июня в 7.00 pm в “Chase Promenade North Tent”.


25 июня, 6.30 pm
. В программе: “Фантазия на тему Томаса Таллиса” Р.Воана-Уильямса, пьеса “Феноменальные женщины” Валери Коулман (премьера в Иллинойсе), Тридцать первая (“Парижская”) симфония В.А.Моцарта. Квинтет духовых инструментов Imani Winds. Оркестр Грант-парка. Дирижер - Джанкарло Герреро.

Жил да был в XVI веке в Англии композитор Томас Таллис. Был он певчим в Кентерберийском кафедральном соборе, а потом членом Британской королевской капеллы. Написал он как-то одну удивительную мелодию. Спустя четыре века другой английский композитор Ральф Воан-Уильямс написал вариацию на эту мелодию и назвал ее “Фантазией на тему Томаса Таллиса”. Премьера сочинения состоялась в Глостерском соборе 6 сентября 1910 года.

Валери Коулман - флейтистка и композитор из Луисвилла (штат Кентукки), создательница (в 1997 году) квинтета Imani Winds.

Открытые репетиции - 24 и 25 июня в 11.00 am. Лекция об исполняемых произведениях - 25 июня в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”.

26 и 30 июня, 6.30 pm. Хор Грант-парка исполняет произведения композиторов разных эпох. Концерт будет записан и выпущен на CD в конце этого года. Хормейстер - Кристофер Белл. Двадцать третий год (с 2002 года) один из самых уважаемых музыкантов Шотландии работает на фестивале. Белл родился в Белфасте, окончил Эдинбургский университет, работал со многими оркестрами Великобритании и Ирландии. Обязанности хормейстера в Грант-парке Белл совмещал с должностями артистического директора Национального молодежного хора Шотландии и молодежного хора Ольстера. В 2017-18 годах возглавлял хор Эдинбургского фестиваля, в 2017-20 годах - Вашингтонский хор. С 1996 года - хормейстер молодежного хора Королевского национального оркестра Шотландии. В 2001 году за выдающиеся достижения в области музыкального искусства Белл стал в Шотландии “Человеком года”, в 2003 году был награжден Государственной премией Шотландии, в 2012 году стал почетным доктором Королевской консерватории в Глазго. Лауреат Michael Korn Founders Award 2013 года. Эта премия вручается ежегодно организацией “Chorus America”. С 2015 года Белл - почетный доктор университета в Абердине (Шотландия).

Обратите внимание. Концерты пройдут в помещении South Shore Cultural Center (7059 S. South Shore Dr., Chicago, IL 60649).


27 июня, 6.30 pm; 28 июня, 8.00 pm
. В программе: Пьеса “Brio” бывшего композитора-резидента Чикагского симфонического оркестра Аугусты Ред Томас, Вступление и Смерть Изольды из оперы “Тристан и Изольда” Р.Вагнера, Десятая симфония Д.Шостаковича. Оркестром Грант-парка дирижирует Джанкарло Герреро.

Десятая симфония - первое сочинение Шостаковича, прозвучавшее после смерти Сталина, и первое крупное произведение, написанное после печально известного постановления ЦК КПСС 1948 года, в котором музыка композитора объявлялась “формалистической”. Премьера Десятой симфонии состоялась в Ленинграде 17 декабря 1953 года. Ленинградским филармоническим оркестром дирижировал Евгений Мравинский.

Открытые репетиции - 24 июня в 3.00 pm и 26 июня в 10.30 am. Лекции об исполняемых произведениях - 27 июня в 5.30 pm и 28 июня в 5.30 pm в “Chase Promenade North Tent”.

Обратите внимание. Концерты пройдут в помещении театра “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance. 205 E Randolph St, Chicago, IL 60601).

Nota bene! Grant Park Music Festival проходит в павильоне Джей Притцкер Миллениум-парка (205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601). Все концерты фестиваля бесплатные. Предварительное резервирование мест не требуется. При этом если вы хотите сидеть в VIP-зоне, билеты можно купить. Продаются абонементы как на весь сезон (Membership), так и на одиночные концерты (One Night Passes). Справки и резервирование билетов - на сайте gpmf.org или по телефону 312-742-7647.

Фотографии к статье:

Фото 1. Пачо Флорес

Фото 2. Imani Winds

Фото 3. Джанкарло Герреро

(Все фотографии - Grant Park Music Festival)

19 июн. 2025 г.

The Cleveland Orchestra. Сезон 2025-26 годов. О новом сезоне оркестра


Как вы уже поняли, уважаемые читатели, я неравнодушен к Кливлендскому оркестру (The Cleveland Orchetsra). За последние два года я побывал на трех его концертах и всякий раз оставался под огромным впечатлением. Оркестр находится в прекрасной форме и заслуженно относится к лучшим симфоническим коллективам мира. В следующем, сто восьмом сезоне 2025-26 годов будет очень много интересных и разнообразных программ. Попробую выделить главные.

Новый сезон станет двадцать четвертым для музыкального руководителя Франца Вельзера-Места. Его контракт с оркестром истекает в 2027 году.


Открытие сезона состоится 26 сентября 2025 года. В программе оркестра под управлением Вельзера-Места - Болеро М.Равеля и Танец семи покрывал Р.Штрауса (этим произведением Вельзер-Мест дирижировал на гастролях оркестра в Карнеги-холл). В дальнейших программах оркестра под управлением маэстро - Песни Земли Г.Малера, Девятая симфония Л.ван Бетховена, Одиннадцатая симфония Д.Шостаковича, Реквием Дж.Верди (сочинение не звучало в Кливленде более двадцати лет), фрагменты из оперы “Гибель богов” Р.Вагнера. Сам дирижер в следующем сезоне выделяет концертное исполнение оперы “Фиделио” Л.ван Бетховена. Он говорит: “Фиделио” занимает особое место в моем сердце. Единственная опера Бетховена является уникальным свидетельством человеческого духа, резонирующего с нашим временем, примером одного из наших достижений последних нескольких лет, которое особенно значимо для меня. Это - возрождение и дальнейшее развитие оперной традиции, что приносит пользу как нашим зрителям, так и нашему оркестру”. Международный состав солистов очень представительный: лирическое сопрано Малин Бюстрем (Швеция) - Леонора, тенор Дэвид Батт Филип (Великобритания) - Флорестан (он исполнял эту партию в Метрополитен-опере в марте), бас-баритон Томаш Конечны (Польша) - Дон Пизарро, бас Мартин Саммер (Германия) - Рокко. Все они дебютируют в Кливленде. Думаю, Фиделио станет одним из главных событий будущего сезона.

В программе закрытия сезона 22 мая 2026 года нас ждет мировая премьера Концерта для скрипки и арфы с оркестром эстонского композитора Юри Рейнвере (солисты - Лейла Джозефович, скрипка; Трина Страбл, арфа). Это - второе сочинение Рейнвере, которое исполнит Кливлендский оркестр. (В Чикаго его музыка еще не звучала.) Кроме этого прозвучат пьеса “Эпитафия для человека, который мечтал” (памяти Мартина Лютера Кинга) американского композитора Адольфуса Хейлсторка, Четвертая симфония польского композитора Гражины Бацевич (1909-1969) и симфоническая поэма “Героическая песня для оркестра” А.Дворжака. За дирижерским пультом -Ф.Вельзер-Мест.


Из американских премьер отмечу созданные по заказу Кливлендского оркестра пьесы “Urworte” австрийского композитора Бернда Ричарда Дойча, “Zones of Blue” австрийского композитора Ольги Нойверт, “Mad Song” американского композитора Джеффри Гордона, “Danse macabre” немецкого композитора Йорга Видмана.

Мессия Г.Ф.Генделя прозвучит в исполнении Кливлендского оркестра под управлением Бернара Лабади. Маэстро дебютировал с этим оркестром в сезоне 2022-23 годов в программе из произведений Моцарта, а в апреле этого года продирижировал сочинениями Баха. (Рассказ о концерте читайте в одном из прошлых выпусков Музыкального обозрения.)

Китайская пианистка Юйцзя Ван исполнит фортепианные концерты Д.Лигети и М.Равеля. Кливлендским оркестром дирижирует главный дирижер Венского симфонического оркестра Петр Попелка.

Даниил Трифонов впервые выступил с Кливлендским оркестром, когда был студентом Кливлендского института музыки. После этого неоднократно возвращался с разными программами В новом сезоне он солирует во Втором фортепианном концерте И.Брамса (дирижер - Ф.Вельзер-Мест).

Финский дирижер украинского происхождения Даля Стасевская дебютировала с Кливлендским оркестром в 2024 году. В будущем сезоне она вернется с Девятой (“Из Нового света”) симфонией А.Дворжака и сюитой “La noche de los mayas” мексиканского композитора Сильвестре Ревуэльтаса (1899-1940).

Главный дирижер оркестра Kammerakademie (Потсдам, Германия) Антонелло Манакорда встанет за пульт Кливлендского оркестра с программой из Восьмой симфонии Ф.Шуберта и Скрипичного концерта Ф.Мендельсона (солист - Августин Хаделих).

Один из ведущих современных композиторов Джон Адамс дирижирует своей новой оркестровой пьесой “Frenzy”, а также своими аранжировками трех пьес А.Пьяццоллы. В программе также - написанная по заказу Лос-Анджелесского филармонического оркестра пьеса “Made of Tunes” Тимо Андреса. Солирует пианист из Огайо Аарон Дил, для которого Андрес сочинил это произведение.

Главный дирижер оперного театра Ла Монне (Брюссель) и Симфонического оркестра Франкфуртского радио Ален Алтиноглу возвращается за пульт Кливлендского оркестра впервые с 2018 года. В программе - симфонические поэмы “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” и “Дон Жуан” Р.Штрауса.

После своего дебюта в 2012 году главный дирижер Бамбергского симфонического оркестра и будущий музыкальный руководитель Ковент-Гарден Якуб Груша несколько раз возвращался в Кливленд. В свой новый приезд оркестр под его управлением исполнит Третью симфонию Й.Брамса и произведения чешских композиторов: Третью симфонию Богуслава Мартину (1890-1959) и Военную симфониетту Витезславы Капраловой (1915-1940).

Среди других дирижеров - музыкальный руководитель Симфонического оркестра Шведского радио Даниэль Хардинг (Военный реквием Б.Бриттена), главный приглашенный дирижер Метрополитен-оперы Даниэле Рустиони (“Море” К.Дебюсси), главный дирижер лондонского оркестра Филармония Сантту-Матиас Рували (Девятая симфония Ф.Шуберта).

Среди дебютантов - бывший руководитель Национального театра в Тулузе и Большого театра, дирижер Туган Сохиев (оркестр под его управлением исполнит Шестую симфонию Г.Малера) и скрипачка Патриция Копачинская (она солирует в Первом скрипичном концерте Б.Бартока).

Кливлендский оркестр под управлением Ф.Вельзера-Места дважды выступит в Карнеги-холл. После трех концертов в Кливленде 20 января 2026 года в нью-йоркском концертном зале прозвучит Реквием Дж.Верди, где среди солистов - дебютирующая с оркестром Асмик Григорян. Она часто выступает в концертах с Вельзером-Местом в Европе. В программе концерта 21 января - Сорок первая симфония В.А.Моцарта и Одиннадцатая симфония Д.Шостаковича. Позднее в январе и марте оркестр отправится на гастроли в Майами.

Nota bene! Абонементы на концерты The Cleveland Orchetsra на сезон 2025-26 годов - на сайте clevelandorchestra.com, по телефонам 216-231-1111 и 800-686-1141 или в кассе по адресу: 11001 Euclid Ave., Cleveland, Ohio 44106. Одиночные билеты на концерты нового сезона поступят в продажу 14 августа.

Фотографии к статье:

Фото 1. Кливлендский оркестр под управлением Ф.Вельзера-Места

Фото 2-3. Дирижирует Франц Вельзер-Мест

(Все фотографии - Роджер Мастроянни)