13 янв. 2013 г.

“Великий парад” под звуки Александра Бакши


Предпремьерные показы Double Edge Theatre в Чикаго

Только два дня – 17 и 18 января - The Dance Center of Columbia College Чикаго представляет спектакль “Великий парад” (“The Grand Parade (of the Twentieth Century”) одного из самых интересных театров США - Double Edge Theatre. Особый интерес к спектаклю вызывает тот факт, что в нем звучит оригинальная музыка блестящего российского композитора Александра Бакши.

Его произведения исполняют Гидон Кремер и Татьяна Гринденко, Ансамбль ударных Перкуссьон Де Страсбург, камерный ансамбль “Парагон” из Шотландии. Его музыка звучала в спектаклях “Татьяна Репина” (1998) и “Полифония мира” (2001) Камы Гинкаса, “Нумер в гостинице города NN” (1994), “Превращение” (1995), “Карамазовы и ад” (1996) и “Шинель” (2004) Валерия Фокина, “Из Красной книги” (2003) Ильи Эпельбаума. А еще Бакши пишет замечательную мемуарную прозу. С двумя его рассказами можно познакомиться в “Журнальном зале”: http://magazines.russ.ru/znamia/2007/11/ba9.html.

В эти дни Александр Моисеевич находится в Чикаго, и я надеюсь, что мне удастся взять у него интервью. А пока – несколько слов о театре и предстоящем спектакле. 

Double Edge Theatre был образован в 1982 году в Tufts University (Бостон). Основатель и бессменный художественный руководитель театра – Стейси Кляйн. Первыми спектаклями театра стали постановки серии “Женский круг” (“Womens Cycle”, 1982-1986). После этого последовала “Трилогия песни” (“Song Trilogy”, 1987-1999). В работе над этим циклом впервые были сформулированы принципы работы над текстом, базирующиеся на понимании актера как сотворца и со-создателя спектакля. В процессе репетиций труппа театра много путешествовала по Центральной Европе. Фрагменты путешествий легли в основу документального фильма “Республика мечты”. Третий крупный цикл, над которым театр работал на протяжении десяти лет, - “Сад близости и желания” (“The Garden of Intimacy and Desire”, 2001-2009), исследование мечтаний и реальности, свободы и ответственности, равнодушия и фанатизма. Этот цикл до сих пор остается в репертуаре театра.

Среди спектаклей Double Edge Theatre - “Республика мечтаний” (“Republic of Dreams”, 2007) - представление основано на фрагментах из жизни и произведений Бруно Шульца, “Исчезновение” (“the Disappearance”, 2008) по рассказу Илана Ставанса, “Невладеющий” (“the UnPOSSESSED”, 2004) по мотивам “Дон Кихота” М.де Сервантеса.

В 1994 году театр выкупил молочную ферму в городке Эшфилд (штат Массачусетс) и вскоре переселился туда из Бостона, создав первый в мире Фермерский центр (Farm Center), где учат театральному искусству. На ста пяти акрах земли располагаются дома для пятнадцати членов труппы, приглашенных артистов, студентов и гостей, исторические здания XVIII века, два театральных и репетиционные залы, художественная студия, галерея, театральный архив, концертный зал. А вокруг – холмы, ручьи, леса, бассейн в пруду, огород. Все это называется театр-лаборатория – уникальное место репетиций, экспериментов, общения, встреч. Актеры, студенты, режиссеры живут на ферме, там же репетируют и готовят новые спектакли. Раз в месяц театр организует специальный открытый тренинг для всех желающих. С 2002 года Стейси Кляйн начала специальную летнюю серию спектаклей (Summer Spectacle), проходящую на территории центра. Спектакль 2010 года “Жар-птица” (“The Firebird”), созданный на основе декораций и костюмов Марка Шагала к балету Игоря Стравинского, послужил началом новой крупной работы театра “Цикл Шагала” (“The Chagall Cycle”). На подготовку спектакля театр получил один из крупнейших театральных грантов National Theater Project. В течение пяти лет – с 2010 до 2015 года – театр намерен создать пять спектаклей с участием актеров из пяти стран.

Первый спектакль цикла – “Великий парад” (“The Grand Parade (of the Twentieth Century”) – предлагает зрителям совершить путешествие по “не календарному, настоящему двадцатому веку”. “Великий парад” – это великий калейдоскоп, сделанный в стиле музыкально-поэтического театра. Спектакль воссоздает эпизоды из жизни Марка Шагала, в нем вставлены фрагменты воспоминаний художника. В спектакле почти нет слов – их заменяют движения, пантомима и музыка Александра Бакши. Впрочем, применительно к театру Александр Моисеевич не любит слова “музыка”. Предпочитает другое – “Звук”. Композитор создал новый театральный жанр – “театр звука”. В 2003 году вместе с женой Людмилой Бакши создал Лабораторию театра Звука. Они провели первый в мире Международный фестиваль театра Звука, в котором приняли участие Гидон Кремер, Хайнер Геббельс, Филипп Гласс, Гия Канчели, Юрий Норштейн.
Композитор рассказывает: “Все, что я делаю, связано с идеей театра Звука. Это - довольно условное понятие, означающее не жанр, а свободную нежанровую область диалога между театром и музыкой. К театру Звука могут относиться и миниатюры, и большие спектакли - размеры не имеют значения. Но если нельзя говорить о четких жанровых законах, то о закономерностях говорить можно. Во-первых, театр Звука не связан со словом. Персонажи обмениваются не репликами, а интонациями. Причем интонацией может быть не только игра на музыкальных инструментах или пение, но любой звук - шарканье ногами, покашливанье и т. д. В общем, все, что может быть организовано звуковысотно, ритмически и, главное, смыслово... В театре Звука... все являются персонажами, и никто никому не аккомпанирует. В театре Звука... никаких сценариев, либретто, краткого изложения содержания. Это, конечно, не означает, что отсутствует сюжет. Но он излагается музыкальными и пластическими средствами и не переводится на понятийный язык. Другая важнейшая особенность театра Звука - отказ от классического плоскостного пространства в рамках сцены. Пространство в рамке сцены - иллюзорное, поскольку лишено реального объема. Соотношение далеко-близко здесь изображается символически как тихо-громко. А высоко-низко как соотношение высоких и низких регистров... В объемном пространстве театра Звука исполнители могут располагаться в любой точке зала - на сцене, рядом со зрителем, за ним, над ним и даже под ним. Это дает возможность слышать одновременно несколько разных музык, которые могут идти в разных темпах, с разной динамикой и т.д. Голоса не сливаются, и возможна разнотемная полифония. В объемном пространстве нет и не может быть оркестра и палочной дисциплины дирижера. На смену принципу дирижирования, когда музыкальный процесс управляется волей одного человека, приходит принцип режиссуры. Музыканты разыгрывают партитуру так же, как актеры разыгрывают пьесу по ролям. Таким образом, для театра Звука самыми существенными понятиями являются интонационное действие и пространственно-звуковая мизансцена”. Музыкальные принципы Александра Бакши лежат в основе создания спектакля Double Edge Theatre.

Мировая премьера “Великого парада” состоится 6 февраля в Вашингтоне, в помещении театра Arena Stage. 17 марта спектакль покажут в Москве в рамках Международного театрального фестиваля “Золотая маска”. А предпремьерные показы состоятся 18 и 19 января в Чикаго в помещении The Dance Center of Columbia College. В спектакле участвуют шесть студентов театра Columbia College, и этот колледж выступает одним из спонсоров Double Edge Theatre.

Мне кажется, приезд Double Edge Theatre с новым спектаклем, одним из создателей которого является Александр Бакши, - событие, которое пропустить просто невозможно!

Nota Bene! Спектакль “Великий парад” идет 17 и 18 января в 8.00 pm в помещении The Dance Center of Columbia College по адресу: 1306 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60605. Все билеты по $30. Подписчики получают скидку 20%. Справки и заказ билетов по телефону 312-369-8330, на сайте www.colum.edu/dancecenter.com или в кассе центра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

New comment in your blog!