История балета в Гамбурге начинается с открытия в
1678 году оперного театра. Первыми спектаклями были балеты на музыку Ж.-Б.Люли
и Г.Телемана. В 1738 году городская опера закрылась, но в город приезжали
гастролирующие артисты, и наряду с операми и драматическими спектаклями
обязательным “блюдом” были балеты. Так, в 1769 году вся городская знать
посчитала своим долгом посетить балет “Дон Жуан” на музыку К.В.Глюка. В
Гамбурге выступали лучшие балерины своего времени Мария Тальони, Люсиль Гран,
Фанни Черрито, в городе работала австрийская балерина Катти Ланнер, несколько
лет после выхода на пенсию жила Фанни Элслер. В конце XIX века
репертуар гамбургской труппы составляли балеты “Коппелия” Л.Делиба, “Фея кукол”
Й.Байера, сочинения представителей венской школы. Гамбургский балет долгое
время считался всего лишь придатком к опере и оставался достаточно
провинциальным явлением на танцевальной карте Европы. Положение не смогла
исправить даже звезда танцевального авангарда двадцатых годов XX века
Дора Хойер, возглавлявшая компанию с 1949 по 1951 годы. Все изменилось после
1959 года, когда генеральным менеджером Гамбургской государственной оперы стал
Рольф Либерманн, а руководителем балетной труппы – Петер ван Дейк. Он начал
постепенно выстраивать общую линию развития гамбургского балета. Уже к началу
шестидесятых годов XX века гамбургская труппа первой из европейских
танцевальных компаний стала включать в свой репертуар балеты Дж.Баланчина. В
июне 1962 года в Гамбурге прошла официальная церемония празднования
восьмидесятилетия со дня рождения Игоря Стравинского. Маэстро дирижировал премьерой
композиций “Аполло”, “Орфей” и “Агон” в хореографии Баланчина. А с 1973 года в
истории Гамбургского балета начался новый период - труппу возглавил один из
ведущих балетмейстеров XX века Джон Ноймайер.
Родившийся в Милуоки (штат Висконсин) Ноймайер
учился в Копенгагене и Лондонской королевской школе балета. Он начал свою
творческую карьеру в качестве танцовщика, с 1963 по 1969 годы был солистом
Штутгартского балета. Довольно скоро почувствовал интерес к хореографии и сам
стал ставить балеты. С 1969 по 1973 годы Ноймайер возглавлял балетную труппу
Франкфуртской оперы. В феврале 2009 года балетный мир отметил семидесятилетие
хореографа, а летом этого года исполнится сорок лет пребывания Ноймайера на
посту директора и главного балетмейстера Гамбургского балета. На счету
Ноймайера более ста двадцати классических и современных балетов. Он – лауреат практически
всех премий, существующих в области танца в разных странах, в том числе приза “Benois de la danse” - своеобразного балетного “Оскара”, учрежденного
в России в 1991 году.
Под руководством Ноймайера Гамбургский балет
стремительно ворвался в элиту мирового танца. Талант
балетмейстера проявляется в яркой и всегда неожиданной трактовке
классических произведений. Его “Лебединое
озеро” проходит в зале суда
безумного баварского короля Людвига
Второго, а феерические танцы в Цикле
Густава Малера поражают оригинальным прочтением и захватывают
воображение даже завзятых балетоманов. Балет
Ноймайера “Страсти по
Матфею” начал свою жизнь в гамбургской
церкви Святого Михаила, а сейчас во всем мире он
известен как одна из визитных карточек компании.
В репертуаре Гамбургской труппы – балеты по произведениям Шекспира: “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева, “Гамлет” М.Типпета, “Отелло”
А.Пярта и А.Шнитке. Среди других амбициозных проектов Ноймайера –
“Пер Гюнт” А.Шнитке, “Русалочка” Л.Ауэрбах, “Liliom” М.Леграна, “Одиссея” Дж.Коропоса. Наряду с работами
Ноймайера в репертуаре Гамбургского балета - спектакли
Дж.Баланчина, Джона Кранко, Матса Эка (свою сенсационную
“Спящую красавицу” в 1996 году шведский хореограф
поставил именно в Гамбурге). Каждый год в своем театре Ноймайер
проводит открытые репетиции, лекции, встречи со студентами.
В конце каждого сезона в Гамбурге проходят Дни балета,
на которых компания показывает свои лучшие спектакли. В 1989
году при Гамбургской государственной опере был открыт
огромный Балетный центр (Ballettzentrum)
с жилыми зданиями, студиями, репетиционными помещениями и
школой-интернатом...
В Чикаго Гамбургский балет представляет спектакль “Нижинский”, посвященный судьбе великого
русского танцовщика ХХ века. Спектакль этот по-настоящему
авторский. Джон Ноймайер является не только хореографом, но и автором сценария, сценографом, художником по костюмам и свету, составителем музыкального ряда.
По его словам, легче сделать все самому, чем объяснить посторонним то
сложнейшее переплетение ассоциаций, человеческих характеров и фантомов
воображения, поэтических метафор и реалистических деталей, которое составляет
плоть этого эпического повествования.
В одиннадцать лет Джон
Ноймайер прочел биографию Вацлава Нижинского и с тех пор
интересуется всем, что связано с ним: “У меня отношения с этой необыкновенной личностью
длятся всю жизнь. Психологически я легко соотношу себя с ним. Я собираю статьи,
журналы, в которых говорится о Нижинском. Мне всегда хотелось поставить балет о
нем, но я относился к этому с огромной осторожностью. Мой балет - попытка создать
портрет его души. Магия Нижинского - чудо. Само искусство танца было воплощено в
этой фигуре. И рассказать об этом словами невозможно. Для этого нужен гений. А я
рассказываю об этом средствами балета”.
Действие балета начинается и заканчивается 19
января 1919 года в зале отеля “Suvretta-Haus” швейцарского города Санкт-Мориц, где состоялось
последнее публичное выступление Вацлава Нижинского. Там произошла, как он сам
говорил, “свадьба с Богом”. А между этими двумя сценами разворачивается
трагическая одиссея гениального безумца: от первых па в Императорском училище
до событий Первой мировой войны. Средствами
балета Ноймайер проводит нас по дорогам жизни Вацлава Нижинского, рассказывает
о его взаимоотношениях с женой Ромолой, братом Станиславом, импресарио Сергеем
Дягилевым. В балете
использованы цитаты и прямые реминисценции из балетов “Русских сезонов” Сергея
Дягилева. Костюмы и декорации частично основаны на рисунках
Леона Бакста и Александра Бенуа.
В составе гамбургской труппы – восемьдесят человек, представляющие двадцать
шесть стран, в том числе страны бывшего СССР. В партии Нижинского в Чикаго мы
увидим одного из наших соотечественников – ведущего солиста гамбургской труппы
Александра Рябко. В остальных партиях: Иван Урбан (Сергей Дягилев), Хелен Буше
(Ромола), Алекс Мартинес (Станислав), Патриция Тихи (Бронислава), Эдвин Ревазов
(отец Нижинского), Сильвия Аццони (Тамара Карсавина), Александр Труш (Леонид
Мясин).
В спектакле звучат фрагменты из Прелюдии N20
Ф.Шопена, “Карнавала” Р.Шумана, Первой, Третьей и Четвертой частей “Шахерезады”
Н.Римского-Корсакова, Третьей части Сонаты для альта и фортепиано и
Одиннадцатой симфонии Д.Шостаковича.
Премьера балета, приуроченная к пятидесятилетию со
дня смерти Вацлава Нижинского, состоялась в Гамбурге 2 июля 2000 года.
Длительность спектакля – 2 часа 40 минут с одним
антрактом.
Выступления в Чикаго открывают гастрольный тур
Гамбургского балета по городам США. После Чикаго труппа отправляется в
Калифорнию. В планах – спектакли в городах Коста-Меса (8-10 февраля) и
Сан-Франциско (13-19 февраля).
Гастроли Гамбургского балета вызывают повышенный
интерес. Объявлено, что спектакль собирается посетить мэр Чикаго Рам Эмануэль.
Так что приобретайте билеты заранее!
1-2 февраля, 7.30 pm. Harris
Theater for Music and Dance in Millennium Park. 205 East Randolph Drive,
Chicago, IL, 60601. Заказ билетов по телефону
312-334-7777, на сайте http://www.harristheaterchicago.org/ или в кассе театра.
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из
спектакля “Нижинский”
Фото 2. Джон Ноймайер
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!