Интервью с надеждой на
продолжение
Пятьдесят восьмой сезон Лирик-оперы Чикаго завершается шедевром Джузеппе
Верди – оперой “Риголетто”. В партии Джильды на чикагской сцене дебютирует одна
из самых замечательных молодых певиц нашего времени, обладательница редкостного
по красоте и диапазону колоратурного сопрано Альбина Шагимуратова. Ее приездом
в Чикаго мы обязаны бывшему генеральному директору Лирик-оперы Уильяму Мэйсону.
Контракт с певицей был заключен четыре года назад, когда она училась в
Хьюстонской опере. Мэйсон вызвал ее на прослушивание и предложил спеть Джильду.
Так Лирик-опера оказалась в этом году в достойном списке из нескольких оперных
театров, в которых впервые выступает Шагимуратова. До Чикаго была Опера
Сан-Франциско, после – в апреле-мае – состоится ее дебют на сцене лондонского
Ковент-гардена. Позади – выступления певицы в Ла Скала и Венской опере,
Метрополитен-опере и Берлинской опере. Шагимуратова с триумфальным успехом
объезжает крупнейшие оперные сцены мира!.. В эксклюзивном интервью нашей газете
певица рассказывает о любимых партиях, дирижерах, педагогах и о том, кто открыл
ее голос.
-
Приветствую вас в стенах Лирик-оперы! Как вас здесь встретили?
-
Прекрасно. Замечательный оркестр, сильный хор, доброжелательная атмосфера.
Дирижера Эвана Роджистера я знаю с 2006 года. Я с ним вместе училась в
Хьюстонской студии, когда Энтони Фрейд только пришел руководить театром.
-
Вам нравится петь Джильду?
-
Да. Она входит в число моих самых любимых партий. Я разучивала Джильду с
потрясающей певицей и педагогом Ренатой Скотто.
-
Она бесподобно пела Джильду по всему миру, в том числе на сцене
Лирик-оперы...
-
Она не вмешивалась в технические моменты, говорила, что у меня нет проблем
с голосом и техникой. Умение правильно петь речитативы, работа над языком,
пение со смыслом - вот о чем мы говорили с Ренатой. Мы с ней обсуждали
трактовку образа Джильды. Ее главный совет – быть умной певицей, развиваться,
работать над собой. В Джильде она меня научила пониманию того, что моя героиня
– не глупая девочка. Все, что с ней случилось, позволило ей повзрослеть. По
либретто ей шестнадцать лет. Ее волнует чрезмерная опека Риголетто, который
держит ее в клетке, она не знает, где ее мама... У нее много вопросов к отцу,
но он ей не отвечает.
-
По мере развития сюжета происходит трансформация образа Джильды....
-
Я считаю, что Герцог любил ее. По-своему, но любил. И она любила его. Это
не было, как говорят некоторые режиссеры, изнасилование. После изнасилования
наверняка проявляются совсем другие чувства. В первую очередь, мщение. А
Джильда не мстит, а умирает, спасая Герцога. В каких-то моментах она взрослее
отца.
-
Расскажите, пожалуйста, о ваших “отцах”. Их в Чикаго у вас два...
-
Анджей Доббар и Желько Лучич – два разных Риголетто. В каждом из них
выстраиваются совсем разные отношения с дочерью. В результате получаются два
разных спектакля. У Анджея, на мой взгляд, настоящий вердиевский голос. Он
рожден для вердиевского репертуара. У Желько тоже прекрасный голос. Он – папа в
прямом смысле слова.
-
В прошлом году в интервью “Независимой газете” вы сказали: “Мечтаю
выступить в классической постановке”. Постановка “Риголетто” в Лирик-опере –
классичней, кажется, не придумаешь. Ваша мечта исполнилась?
-
В такой постановке легко поется. Думаешь только о голосе, об образе, о
музыке. Нет никакого дискомфорта. Европейские модерновые постановки уже немного
утомили.
-
Не скучно после Европы в Лирик-опере?
-
Ну что вы. Совсем нет. Удобно.
“Технике всегда надо учиться”
-
У вас совершенно удивительный голос: чистый, яркий, прозрачный. Это от
природы?
-
Все вместе. Сказывается работа над голосом, и, наверно, то, что Бог дал.
Технике всегда надо учиться.
-
Это правда, что в пять лет вы уже пели татарские народные песни?
-
Правда. Мои родители – юристы, но у моего папы первое образование
музыкальное. Он играет на баяне. С ним я пела песни, и в пять лет он повел меня
в музыкальную школу. Своими успехами я обязана ему.
-
Был ли в вашей жизни человек, который открыл ваш голос?
-
Был. Известный татарский оперный певец, солист Казанского оперного театра,
тенор Хайдар Бигичев. Он посоветовал мне стать оперной певицей. Я же училась на
дирижера-хоровика.
-
А я думал, что вы с детства готовились стать певицей.
-
Нет, было совсем не так. Я хотела стать профессиональной пианисткой, двенадцать
лет училась в Ташкенте в музыкальной школе. Пыталась поступить в Ташкентское
музыкальное училище, но меня не приняли. Тогда было дано указание воспитывать
исключительно национальные кадры. После развала Союза в Ташкенте стало трудно
жить, и мы всей семьей переехали в Казань. А был уже сентябрь, вступительные
экзамены закончились. Директор Казанского музыкального училища сказала, что
есть свободное место на дирижерско-хоровом отделении. И меня приняли просто
так, без экзаменов. Я начала петь в хоре. Так все начиналось. А потом я
почувствовала, что у меня есть голос... В детстве в Ташкенте я по телевизору
услышала Марию Каллас. Для меня это было шоком. Как можно ТАК петь? Но я сразу
решила, что опера не для меня, это – нечто недосягаемое. Я представляла себя
хоровым дирижером. Я ведь три года работала в музыкальной школе и была
руководительницей детского хора.
-
Этот эпизод как-то ушел из вашей биографии...
-
(Смеется.) У меня были малыши – дети с первого по третий классы. Мы
участвовали в конкурсах. На одном из них заняли второе место... После окончания
училища я поступила на дирижерско-хоровое отделение Казанской консерватории.
Мой папа – помимо того, что в Ташкенте работал адвокатом, а в Казани – в
Министерстве юстиции, потом стал арбитражным судьей, - сочиняет песни. Среди
тех певцов, кто их исполнял, был Хайдар Бигичев. Однажды папа попросил меня
спеть Хайдару по телефону. Хайдар выслушал меня, спросил, где я учусь, и
посоветовал заняться пением. На следующий день папа пошел к директору училища,
попросил, чтобы мне нашли педагога, и я стала параллельно с основными занятиями
факультативно заниматься оперным пением. Я помню, нагрузка была бешеной.
-
Получается, если бы не Бигичев...
-
Даже не знаю, что было бы. Наверно, осталась бы дирижером-хоровиком. Свой
совет он дал мне незадолго до смерти. Огромная ему благодарность.
-
А после Казани была Москва и учеба у великой Галины Писаренко. Что вам дало
обшение с этим замечательным музыкантом?
-
Вы правильно сказали – музыкант. Галина Алексеевна Писаренко - в первую очередь
музыкант. Очень теплый педагог и чудесная женщина. Она научила меня понимать
оперу. Галина Алексеевна безумно трепетно относится к своим студентам. Как к
своим детям.
-
Вы получили блестящее образование: вокальный
факультет Московской консерватории, аспирантура. Почему вы решили пройти
стажировку в Оперной студии при Хьюстонской опере? Неужели после Московской
консерватории вам еще было чему учиться?
-
Московская консерватория не дает возможности выйти на международную сцену,
не дает знания языков. В Хьюстоне я выучила язык и стилевую манеру пения: как
петь Моцарта, Верди, бельканто... Я начала петь в Хьюстонской опере, меня
заметили. Благодаря Энтони Фрейду и всей команде Хьюстонской оперы я стала
известна в оперном мире... А после первого курса в Хьюстоне совершенно случайно
поучаствовала в конкурсе Чайковского.
-
И победили. Пришли, увидели и победили.
-
(Смеется.) Галина Алексеевна настаивала на моем участии в конкурсе.
После конкурса – прослушивание у Риккардо Мути в Зальцбурге, в
Метрополитен-опере, в Ковент-гардене... У меня появились агент, менеджер. И
понеслось...
“Для меня в опере главным является дирижер”
-
Сколько бы ни говорили о том, что опера стала режиссерским театром, для
меня в опере главным является дирижер. Дирижер может “убить” певца или вознести
его.
-
Вас когда-нибудь “убивали”?
-
Бывало. Когда встречаешь дирижеров не оперных. Дирижер должен чувствовать
исполнителей. Не все чувствуют.
-
А дирижера, который вас вознес, зовут Риккардо Мути?
-
Маэстро такого уровня не нуждается во всех наших комплиментах. Он –
настоящий. Он – дирижер, который встает за пульт и делает дело. И он четко
знает, что он делает. Мой дебют в Зальцбурге был одновременно моим европейским
дебютом. Мне было невероятно страшно петь Царицу ночи, только-только закончив
студию. Сейчас редко встретишь дирижера, который скажет: “Деточка, делай свое
дело на сцене. Я следую за тобой”. Это то, что мне сказал Мути. Царица ночи -
партия невероятной сложности для певицы. В этой партии Мути доверился мне. А
если я буду делать с ним Джильду, я доверюсь ему.
-
О Мути говорят, что он не дает певцам увлечься собственным голосом...
-
Мути ничего не придумывает из воздуха. Он требует от солиста исполнять то,
что написано в клавире. С ним нельзя не соглашаться. Верди не писал оперу для
того, чтобы показать красоту голоса. Для этого есть белькантовый репертуар:
Лючия, Сомнамбула, Эльвира... В этих партиях важно показать красивое пение. А у
Верди все построено на драматургии.
-
Кроме Мути, кого бы еще вы выделили из дирижеров?
-
Я бы хотела отметить испанского маэстро Рафаэля Фрюбека де Бургоса. Я с ним
пела “Stabat Mater” Россини с Бостонским симфоническим оркестром. Вот это - старая школа
дирижирования, это - настоящие мастера!
-
Вернемся к Царице ночи. Эта партия открыла перед вами двери крупнейших
оперных театров...
-
Эта партия открывает все двери. Я дебютировала с ней в Зальцбурге, в Ла
Скала, Метрополитен-опере, Венской опере...
-
Вам не надоело ее петь? Вы это делаете прекрасно, но сама партия однобока!
-
Царица ночи – невероятно благодарная партия! Да, она однобока в плане
характера, но именно две арии Царицы ночи держат мою технику в хорошем
состоянии. После Царицы ночи можно спеть все что угодно. Царица ночи – это
всегда волнение!
-
А вы волнуетесь перед выходом на сцену?
-
Я волнуюсь творчески. Мне не надо пить валокордин. Я не боюсь сцены. У меня
нормальный, здоровый, творческий мандраж!
-
Для вас красота голоса может быть достаточным условием для успеха или
все-таки важно быть драматической актрисой?
-
Быть просто певицей с красивым голосом сегодня недостаточно. Но для меня
артистизм никогда не будет доминировать. Опера – это не драматический театр.
-
Бывало такое, когда вас “заносило” и вы увлекались актерством?
-
Партия Виолетты в “Травиате” требует недюжинных актерских способностей.
Партия на актерскую выносливость. Конечно, есть личный, жизненный опыт, личные
переживания, которые ты можешь вложить в определенный образ. Отдать свое
сердце, вложить душу в партию. Но, опять же, нельзя забывать про голос.
“Если я не пою неделю, не учу нового, мне плохо”
-
Вы по-прежнему считаетесь солисткой Большого и Казанского оперных театров?
-
Да. Я приезжаю, когда у меня есть время, когда позволяет график. Театры
идут навстречу. Стать солисткой Казанского театра мне предложил директор. Я
сказала, что мой график не позволяет быть штатной солисткой. Он сказал, что это
не важно. Будет достаточно, если я спою один-два спектакля в сезон. Редко
встречаются такие директора!
-
На Западе вас приглашают на партии не русского, а западного репертуара.
-
На самом деле, это большая победа для русской певицы - петь не в русском
репертуаре. Русский репертуар я пою только в России: Людмилу в “Руслане и
Людмиле” Глинки, Шемаханскую царицу в “Золотом петушке” Римского-Корсакова. К
сожалению, эти оперы почти не идут на Западе.
-
Есть ли личности в сегодняшнем оперном мире, вызывающие у вас особенное
уважение?
-
Я бы назвала два имени: Анна Нетребко и Анжела Георгиу. Анна Нетребко вошла
в историю, как очень неординарная певица. Она – российская гордость. Когда я
только начинала петь, я послушала ее первый сольный альбом и учила по нему
некоторые арии. Анна привнесла в оперу нечто новое. Я часто встречаю молодых
певиц, и они все хотят быть похожими на Аню.
-
Как раз в эти дни она находится рядом с нами, поет в “Богеме”.
-
Я слушала ее “Богему”. На сегодняшний день она самая лучшая Мими... Мне
очень нравится Анжела Георгиу. Она - очень культурная певица с прекрасным
голосом. Еще одна умная и интересная певица – Джойс Ди Донато. Мастерски поет!
-
Где ваш дом?
-
Мои родители живут в Казани. Но поскольку у меня график очень плотный, мой
дом в самолете. Сплошные гастроли...
-
Как родители относятся к вашим успехам?
-
Очень рады. Гордятся мною. К сожалению, они меня редко видят. Они приезжали
в Хьюстон, когда я там пела. Были в Лос-Анджелесе, в Европе.
-
В Чикаго вы успели что-нибудь посмотреть?
-
Да, я вышла к озеру, сходила в музей, библиотеку. Хороший город. Есть что
посмотреть. Мы здесь три недели репетировали по девять часов в день. А сейчас
идут спектакли, и параллельно я учу новый репертуар.
-
Можно полюбопытствовать, каким он будет?
-
В данный момент я учу партию Манон в опере Массне. Я спою ее впервые летом
в Люксембурге. Учу Констанцию из оперы Моцарта “Похищение из Сераля”. Буду петь
эту партию в Париже и в Метрополитен-опере.
-
От контрактов, наверно, отбоя нет?
-
2014 и 2015 годы уже забиты. Сейчас составляются графики на 2016-2018 годы.
-
Что вас интересует кроме оперы?
-
На все остальное просто не хватает времени. Часы уходят на разные
бюрократические процедуры: документы, визы, походы в посольства... Это немного
утомляет. Все двенадцать месяцев заняты. Со временем я буду лучше планировать
свой график, чтобы один-два месяца оставлять на каникулы.
-
А на каникулах будете учить новые партии?
-
Да. Иначе не получается. Если я не пою неделю, не открываю клавир, не учу
нового, мне плохо.
-
Вас так прекрасно встретили в Чикаго, что я уверен – вы сейчас порадуете
читателей новостью о новом контракте...
-
Да, я еще буду петь в Лирик-опере. В других партиях.
-
В таком случае я с вами не прощаюсь. Продолжение следует...
Nota bene! В
ближайшее время Альбину Шагимуратову можно будет услышать в Лондоне в партии
Царицы ночи в опере В.А.Моцарта “Волшебная флейта” (Ковент-гарден, 16 апреля -
9 мая, http://www.roh.org.uk/productions/die-zauberflote-by-david-mcvicar),
в Москве в концерте “Звезды мировой оперы XXI века”
(Международный дом музыки 14 мая, http://www.mmdm.ru/afishaDescription/6321),
Казани (17 мая, с Национальным филармоническим оркестром России, дирижер - В.Спиваков) и
Копенгагене (30 мая – 1 июня, Концертный зал, Девятая симфония Л.ван Бетховена,
с Национальным симфоническим оркестром Дании, дирижер – Р.Фрюбек де Бургос, http://www.dr.dk/Koncerthuset/Kalender/2013/Maj/beethovens-8-og-9-torsdag.htm).
Билеты
на спектакли этого сезона и абонементы на новый сезон
Лирик-оперы Чикаго можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в
кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Справки
по телефону 312-332-2244.
Фотографии к статье:
Фото 1-5. Альбина Шагимуратова. Фото из
личного архива певицы
Фото 6. Альбина Шагимуратова – Джильда, Джузеппе
Филианоти – Герцог. “Риголетто”, Лирик-опера (Чикаго, март 2013 года). Фото
Дэна Реста
Фото 7. Альбина Шагимуратова – Джильда.
“Риголетто”, Лирик-опера (Чикаго, март 2013 года). Фото Дэна Реста
Фото 8. Альбина Шагимуратова – Джильда, Анджей
Доббер – Риголетто. “Риголетто”, Лирик-опера (Чикаго, март 2013 года). Фото
Дэна Реста
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!