19 июля, 6.30 pm; 20 июля, 7.30 pm. Главной “изюминкой” этих
концертов является Третья (Органная) симфония великого французского композитора
Камиля Сен-Санса. В конце XIX века в Париже был разработан симфонический орган,
и композиторы принялись писать сочинения, в которых орган выполнял бы роль оркестрового инструмента. Известны Органные симфонии
С.Франка, Ш.-М.Видора, Л.В.Жюль Верна (не писателя!), М.Дюпре, Ш.Турнемира.
Камиль Сен-Санс не просто досконально знал возможности органа.
Долгие годы композитор служил органистом. Сначала - в парижском храме
Сен-Мерри, потом – на другой стороне Сены, в храме святой Магдалины. Свою Органную симфонию он сочинил по заказу Лондонского филармонического общества. Первое
исполнение Симфонии состоялось в Лондоне 19 мая 1886 года. За дирижерским
пультом стоял сам композитор. Успех сочинения был огромен. Парижская премьера
прошла 9 января 1887 года. Выходя с концерта, взволнованный Шарль Гуно,
показывая на Сен-Санса, громко произнес: “Вот французский Бетховен”.
В программе концертов также – увертюра “Король
Лир” Г.Берлиоза и Концерт для семи струнных инструментов швейцарского
композитора начала-середины XX века Франка Мартина. Оркестром Грант-парка дирижирует земляк Мартина,
швейцарский маэстро Тьерри Фишер.
Открытые репетиции пройдут 16 июля с 3.00 pm до
5.30 pm; 18 июля с 10.30 am до 1.00 pm; 19 июля с 11.00 am до 1.30 pm.
23 июля, 6.30 pm; 24 июля, 7.30 pm. Наверно, один из самых ожидаемых концертов фестиваля. В
парке “Миллениум” впервые выступит лауреат премии имени Ирвинга Гилмора пианист
Кирилл Герштейн. Он родился в Воронеже в 1979 году. Отец – математик, мать –
музыкант и педагог. Она занимается развитием музыкальных способностей детей. У
маленького Кирилла просто не оставалось ничего другого, как стать ее самым
способным учеником. Герштейн рассказывает:
-
Я не помню, когда начал заниматься музыкой. Из тумана выплывают какие-то
очертания, где музыка уже присутствовала. С музыкой я вырос, но у меня не было
несчастного детства вундеркинда. Было время на чтение, на общение, я был
нормальным ребенком и никогда не занимался по пять-шесть часов гаммами,
сольфеджио, этюдами Шопена...
Когда Кириллу было четыре года, родители отдали его в музыкальную школу. А
спустя два года в Воронеже открылась специальная музыкальная школа-десятилетка.
Кирилл начал заниматься в этой школе и проучился там несколько лет.
-
Уже лет в восемь-девять меня стал интересовать джаз. У моих родителей было
много пластинок, в том числе – джазовых. Мне нравились необычные джазовые
звуки, что-то я пытался имитировать. В одиннадцать лет я выиграл фортепианный
конкурс Баха в Польше. Там я познакомился с музыкантами, которые занимались
классической музыкой и проявляли интерес к джазу. Позже я принимал участие в
джазовом фестивале в Санкт-Петербурге, почетным гостем которого был легендарный
джазовый вибрафонист Гэри Бертон. Он тогда был вице-президентом колледжа музыки
Беркли в Бостоне. Я познакомился с ним, и он попросил меня прислать свои
записи. В 1993 году меня пригласили в Беркли на летний пятинедельный молодежный
джазовый семинар. Это было для меня невероятным информационным взрывом. Все
можно было послушать и посмотреть, в библиотеке были доступны записи, о которых
я только читал... Было очень интересно. А после семинара колледж предложил мне
полную стипендию на все годы учебы.
В 1994 году четырнадцатилетний юноша поступает в одну из самых известных
джазовых школ в Америке и становится самым молодым студентом в ее истории.
-
На протяжении трех лет я очень интенсивно учился джазу, уделяя классической
музыке гораздо меньше времени. Я пытался совмещать классику с джазом, но где-то
к 1996 году мне стало ясно, что это совмещение невозможно. Я понял, что надо
выбирать. На тот момент я был пресыщен джазом, и классический репертуар был для
меня более занимательным процессом, чем безусловно восхитительное и прелестное
чувство импровизации на ходу. Я выбрал классику, поехал учиться в Манхэттенскую
школу музыки и получил за четыре года степени бакалавра и мастера. В сентябре
2000 года я продолжил обучение в Испании у пианиста и педагога Дмитрия
Александровича Башкирова.
По словам Герштейна, европейская часть его жизни “окрепла”, и он стал часто
наведываться еще и в Будапешт. Он учился у венгерского педагога Ференца Радоша,
вырастившего целую плеяду блестящих музыкантов, в том числе Андраша Шифа и
Золтана Кочиша. В 2001 году Кирилл Герштейн стал лауреатом Первой премии
Международного конкурса пианистов имени А.Рубинштейна в Тель-Авиве. Эта премия
открыла ему возможность концертной деятельности.
Сегодня Кирилл Герштейн играет с лучшими оркестрами мира. Из дирижеров
выделяет швейцарского маэстро Чарльза Дютуа (он дирижировал дебютным концертом
Герштейна с ЧСО в марте 2010 года), венесуэльца Густаво Дудамеля, нашего
соотечественника Семена Бычкова.
-
С какими еще музыкантами вам
приятно и комфортно работать?
-
Камерный репертуар я играл со многими замечательными инструменталистами: с
Юрием Башметом, Гидоном Кремером, английским виолончелистом Стивеном
Иссерлисом, чей папа родился в Одессе, первым флейтистом оркестра Берлинской
филармонии, совершенно выдающимся музыкантом Эмануэлем Паю, виолончелистом
Клеменсом Хагеном из квартета Хаген. Для молодых музыкантов очень полезно
играть камерный репертуар с яркими личностями, коллегами-музыкантами и НЕ
пианистами. Но я, конечно, люблю играть фортепианные ансамбли. Я играл музыку
Бузони с Андрашем Шифом, которого я чрезвычайно уважаю и люблю; я езжу каждый
год в Иерусалим к Лене Башкировой на фестиваль камерной музыки и играю с
разными музыкантами (в том числе с ней) в четыре руки и на двух роялях. Я очень
люблю камерную музыку.
Несмотря на молодость, Кирилл Герштейн уже
является профессором фортепианного отделения консерватории в Штутгарте.
Музыкант рассказывает:
-
Это, кстати, только в последние десятилетия пианисты преклонного возраста
начинают преподавать. Сто – сто пятьдесят лет назад считалось совершенно
нормальным одновременно выступать с концертами и преподавать. Вспомним Шопена,
Листа, Бузони, Рубинштейна... Я считаю преподавание увлекательной формой
деятельности. Я многому учусь в процессе преподавания.
Кирилл Герштейн солирует в
Первом фортепианном концерте Л.ван Бетховена. Оркестром Грант-парка дирижирует главный
дирижер Филармонического оркестра в Тампере (Финляндия) и Симфонического
оркестра финского радио, маэстро Ханну Линту. В программе концертов также – Пятая симфония Д.Шостаковича.
Открытые репетиции пройдут 23 и 24 июля с 11.00 am до
1.30 pm.
Nota bene! Концерты фестиваля пройдут в Павильоне Джей Притцкер по адресу:
205 East Randolph Drive, Chicago,
Il 60601. Справки по телефону
312-742-7638. Подробную информацию о программе фестиваля можно найти на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1. Тьерри Фишер. Фото Криса Стока Фото 2. Кирилл Герштейн. Фото Марка Боргреве
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!