21 сент. 2013 г.

Шабаш ведьм в Чикаго, или Чикагский симфонический центр представляет...


28 сентября, 1, 4 октября 7.00 pm, 6 октября, 3.00 pm. Шабаш ведьм начинается в Чикаго этой осенью рано – задолго до праздника Хэллоуин. Симпатичные летающие колдуньи скажут свои загадочные пророчества шотландскому полководцу по имени Макбет. Поддавшись на уговоры ведьм, подталкиваемый “железной” леди, полководец убьет спящего короля и сделает тем самым первый шаг на пути к трону и гибели...

Четыре раза в Чикагском симфоническом центре в концертном исполнении прозвучит опера Джузеппе Верди “Макбет”.

И Шекспир, и Верди были людьми театра. Оба были прекрасными рассказчиками, художественная правда была необходимым условием для поэта и композитора. Верди знал и любил произведения Шекспира, поэтому его обращение к творчеству великого английского драматурга не случайно. К тридцати четырем годам композитором уже написаны девять опер, уже поставлены “Набукко”, “Эрнани”, “Аттила”... Все эти оперы (в большей или меньшей степени) развивали традиционную линию итальянской оперы. Верди думал о другом – он мечтал о создании настоящего драматического спектакля. Трагедию “Макбет” Верди считал одним из лучших произведений мировой литературы. С мастерством тонкого психолога композитор раскрыл в музыке самые темные стороны человеческого подсознания. Верди полагал, что музыка “Макбета” должна “подчеркивать поэзию, а не композитора”. Он говорил либреттисту Франческо Марии Пьяве: “Пишите короткие строфы. Не должно быть ни одного лишнего слова. Все должно иметь смысл”. В результате либретто оперы сохранило образность шекспировского языка, хотя несколько известных фраз оказались пропущенными. Композитор сократил ряд сцен и количество персонажей, оставив в своей первой музыкальной драме лишь центральную линию Макбета и леди Макбет. Верди не нужна была просто красивая мелодия – композитор стремился создать живые образы, способные задеть в слушателе, как он писал, “струну боли”. Совсем скоро задеть “струну боли” попытается Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО), хор (хормейстер – Дуайн Вольф) под управлением маэстро Риккардо Мути и великолепный состав исполнителей.

Всегда любопытно слушать новых солистов, и в этом отношении маэстро Мути на редкость разнообразен. За четыре года работы с ЧСО дважды он выступал только с Барбарой Фриттоли и Ильдаром Абдразаковым. Каждый раз он преподносит нам сюрпризы, знакомя с новыми исполнителями. Предстоящий “Макбет” – не исключение. В главной партии в Чикаго впервые выступит известный итальянский баритон Лука Сальси.
 
Он родился в маленьком городке Сан Секондо Пармензе, закончил консерваторию имени Арриго Бойто в Парме. Его дебют на оперной сцене состоялся в 1997 году в Театре Коммунале (Болонья) в опере “Шелковая лестница” Дж.Россини. Первые годы певец выступал, в основном, в Италии и завоевал успех у самой капризной и требовательной публики в мире. Постепенно география оперных театров заметно расширилась. Только в прошлом сезоне Сальси исполнил главные партии в оперных театрах Пармы, Неаполя, Бильбао, Триесте, в Метрополитен-опере, Немецкой опере Берлина, театре Колон (Буэнос-Айрес). Прошлый сезон он начал с Дона Карлоса в “Силе судьбы” Дж.Верди (Оперный театр Лисео в Барселоне). Потом последовали дебюты Сальси в партиях Макбета (Театр Перголези в Йези и во Флоренции), графа Ди Луны (“Трубадур” в Театре Коммунале), Франческо Фоскари (“Двое Фоскари”) и Набукко в Римской опере (обеими операми дирижировал Риккардо Мути). В дальнейших планах певца – Марсель в “Богеме” в Метрополитен-опере, Дон Карлос в “Силе судьбы” в Вашингтонской опере, Миллер в “Луизе Миллер” в Опере Лозанны (Швейцария) и Набукко в театре Лисео.

В концертном исполнении “Макбета” примут участие два российских исполнителя: в партии леди Макбет – сопрано Татьяна Сержан, в партии Банко - бас Дмитрий Белосельский.

Выпускница Санкт-Петербургской консерватории Татьяна Сержан давно сотрудничает с Риккардо Мути. В 2004 году с маэстро она участвовала в концертном исполнении оперы В.Беллини “Норма” на фестивале в Равенне и в сирийском городе Босра (этот концерт транслировался по итальянскому телевидению), с Р.Мути она исполнила партии Адабеллы в “Аттиле” Дж.Верди в Римской опере и Сусанны в “Святой Сусанне” П.Хиндемита. По приглашению дирижера она уже пела партию леди Макбет на музыкальном фестивале в Зальцбурге и в Римской опере.

Леди Макбет – одна из сложнейших партий классического оперного репертуара. Джузеппе Верди писал, отвергая кандидатуру певицы Тадолини: “Тадолини красива и добра, а леди Макбет должна быть уродливой и злой. Голос Тадолини светлый и ясный, а я хотел бы, чтобы он был резкий, глухой и мрачный. В голосе Тадолини нечто ангельское, а я хочу, чтобы было что-то дьявольское”. Таким требованиям соответствовать непросто. Посмотрим, справится ли с ними Татьяна Сержан. В Чикаго она выступит впервые. А вот бас Дмитрий Белосельский в Чикаго второй раз. Его дебют состоялся осенью прошлого года в концерте Мужского хора Московского Сретенского монастыря. Он был солистом Московского камерного хора В.Минина, с 2005 года пел в хоре Сретенского монастыря, а сейчас выступает на лучших оперных сценах мира, присоединяясь к хору на гастролях в качестве солиста. С 2010 года Белосельский – солист Большого театра. С Риккардо Мути певец впервые встретился в Римской опере в партии Захарии в “Набукко” Дж.Верди. Потом маэстро предложил Белосельскому партию Банко в “Макбете” на Зальцбургском музыкальном фестивале в новой постановке Петера Штайна. Их сотрудничество продолжится в Чикаго.

В остальных партиях: итальянские теноры Франческо Мели (Макдуф) и Антонелло Черон (Малькольм), сопрано из Турции Симге Бююкедес (Придворная дама), итальянский бас Джанлука Буратто (Врач).

Последний раз “Макбет” мы видели в Лирик-опере в постановке художественного руководителя Шекспировского театра Барбары Гейнс. Это был замечательный спектакль с великолепным составом исполнителей. В партиях Макбета и леди Макбет блистали Томас Хэмпсон и Надя Михаэль. А сегодня я с нетерпением жду “команды” Риккардо Мути.

В день двухсотлетия со дня рождения Джузеппе Верди (10 октября) ЧСО под управлением маэстро Риккардо Мути исполнит “Реквием”. Солисты – Татьяна Сержан, сопрано; Даниэла Барселлона, меццо-сопрано; Марио Зеффири, тенор; Ильдар Абдразаков, бас. Впервые в истории оркестра в Интернете (на сайте ЧСО, персональном сайте Риккардо Мути и Фейсбуке) будет вестись прямая трансляция концерта.

Об этом концерте я расскажу подробно в следующем выпуске Музыкального Чикаго.

Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.

Фотографии к статье:
Фото 1. Джузеппе Верди (Париж, 1855 год). Фото – Андре Адольф Диздери (Музей фотографии, Рочестер, Нью-Йорк)
Фото 2. Риккардо Мути. Фото – Тодд Розенберг
Фото 3. Лука Сальси. Фото – Мира Кризман
Фото 4. Татьяна Сержан

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

New comment in your blog!