Действующие лица и исполнители:
Орфей – Тодд Палмер (дебют в Чикагском
оперном театре),
Эвридика – Валери Винзан.
Дирижер и пианист – Стивен Харгривс
(дебют в Чикагском оперном театре).
Режиссер-постановщик – Андреаш
Митишек.
19, 20 и 22 декабря 2013 года. Опера
исполняется на английском языке.
Продолжительность спектакля – 70 минут
без антракта.
19, 20 и 22 декабря ЧОТ показывает песенный цикл
для сопрано, кларнета и фортепиано современного американского композитора Рики
Яна Гордона “Орфей и Эвридика” (не путайте с одноименной оперой Глюка!).
Показывает не в зрительном зале, а в... бассейне. Вот как объясняет это
режиссер (он же – руководитель ЧОТ) Андреаш Митишек: “Диапазон наших постановок
необычайно широк – от Вивальди до Гласса. При этом мы используем разное
пространство. Я имею в виду не только сцену, но и место, где сидят зрители.
Историю про Анну Франк мы делали в гараже специально, чтобы зрители НЕ
находились в комфортных условиях. Мы хотели, чтобы вокруг было пусто и зрителям
было неудобно. Замкнутое подземное пространство послужило для меня метафорой
изоляции и одиночества. Для меня было важно, чтобы зрители, попавшие в это
пространство, задумались об Анне и ее жизни. В спектакле “Орфей и Эвридика”
вода для нас стала рекой Стикс, по которой Харон перевел Орфея в Царство
мертвых. Это снова была метафора – метафора жизни и смерти. В таких спектаклях
пространство вокруг сцены или того места, где играют актеры, становится частью
спектакля. Это важно для меня, и это появилось задолго до меня. Театр пришел с
улицы, и первые спектали игрались на площадях. Для меня интересно выходить за
границы традиционного пространства. Получается совершенно другой результат с
точки зрения визуальной формы и акустики. Элементом действия становятся не
только декорации, но и окружающая среда”.
В 2008 году Митишек уже ставил “Орфея...” Гордона
в бассейне в Опере Лонг-Бич. Был оглушительный успех, и постановку повторили в
2010 году.
Недавно закончившая стажировку по программе
молодых артистов при Лос-Анджелесской опере, певица Валери Винзан (Эвридика)
выступала на сценах Опер Лос-Анджелеса и Санта-Фе, Музыкального фестиваля в
Аспене и Бостонского фестиваля старинной музыки. В Чикаго она пела трижды: в
ЧОТ в операх “Москва. Черемушки” Д.Шостаковича (Лидочка) и “Волшебная флейта”
В.А.Моцарта (Папагена) и на фестивале в Равинии в концертном исполнении оперы
Дж.Верди “Риголетто” Валери Винзан пригласил дирижер Джеймс Конлон. В планах
певицы – “Мессия” Г.Ф.Генделя с Алабамским симфоническим оркестром и “Семела”
Г.Ф.Генделя с оркестром Pacific MusicWorks.
Дебютирующий в ЧОТ кларнетист Тодд Палмер родился
в штате Мэриленд. После окончания Mannes College of Music (класс английского
кларнетиста Жервеза де Пейе) стал активно гастролировать по всему миру в
качестве солиста и члена камерных ансамблей. Выступал с вокалистками Кэтлин
Бэттл, Рене Флеминг, Дон Апшоу, Элизабет Футрал. Палмер живет в Нью-Йорке,
является горячим пропагандистом современной музыки. Он исполнял произведения
Томаса Адеса, Освальдо Голихова, Мэйсона Бейтса, Кристофера Роуза, Георга
Тсонтакиса и многих других. Совсем недавно танцевальная труппа Марка Морриса представила
спектакль “Пешеходный переход” – сочинение “для кларнета и танца”. Соло на
кларнете исполнил Тодд Палмер.
Сочинения композитора Рики Яна
Гордона регулярно ставятся в оперных
театрах США. Например, широко известна его опера “Гроздья гнева” по одноименному
роману Дж.Стейнбека. В прошлом сезоне в Опере
Цинциннати с успехом прошла “Утренняя звезда” – опера Гордона (либретто Уильяма
Хоффмана), в которой рассказывается о семье еврейских эмигрантов (мать и
четверо детей), поселившейся в Нью-Йорке в поисках лучшей жизни. В этом сезоне в
Хьюстонской опере состоится мировая премьера монооперы
Гордона “Ковчег в Египте” (совместная постановка Хьюстонской оперы и Оперной
компании Филадельфии). В основе оперы – одноименная пьеса техасского драматурга
Хортона Фута. В главной партии – знаменитая американская певица Фредерика фон
Штаде.
Дружба кларнетиста Тодда Палмера с Гордоном
началась в 1997 году. Музыкант заказал композитору произведение, которое можно
было бы исполнять в театре. Палмер думал о сочинении, похожем на вокальную
балладу Шуберта “Пастух на скале” для голоса, флейты и фортепиано. В результате
появился “Орфей и Эвридика” - песенный цикл в двух частях для сопрано, кларнета
и фортепиано. Премьера сочинения состоялась в 2005 году в Нью-Йорке. Сочетание звуков
голоса и кларнета, танца и театральных приемов делают “Орфея...” уникальным
примером современного произведения для камерного театра. Палмер исполнял
“Орфея...” в оперных и симфонических залах в США и Европе, а сотрудничество с
Андреашем Митишеком привело к созданию абсолютно нового музыкально-театрального
действа.
В планах на будущий сезон ЧОТ - неоконченная “уличная” опера Дюка Эллингтона “Куини Пай”,
одноактные оперы “Император Атлантиды” Виктора Ульмана,
“Умница” Карла и ранняя экспрессионистская опера Эрнеста Блоха “Макбет”.
Nota bene! Спектакль “Орфей и Эвридика” пройдет 19, 20 и 22
декабря в 7.30 pm в Welles Park Pool по адресу: 2333 West Sunnyside Avenue, Chicago, IL 60070. Билеты бесплатные. Их можно будет получить в день
перед спектаклем перед входом начиная с 5.00 pm. Спектакли Чикагского оперного театра в 2014 году пройдут в помещении Harris Theater по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601. Справки и заказ абонементов и одиночных билетов
- по телефону 312-704-8414 или на сайте www.ChicagoOperaTheater.org. Для новых подписчиков и студентов Чикагский оперный театр предлагает
хорошие скидки.
Фотографии к статье: Сцены из спектакля “Орфей и Эвридика”. Фото – Лиз Лорен
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!