Как
славно ввечеру, вдали всея Руси,
Барышникова
зреть. Талант его не стерся!..
Иосиф Бродский
Скоро в Чикаго мы увидим Михаила Барышникова! Эта
новость, я уверен, обрадует всех любителей театрального искусства. Легендарный
танцовщик выступит
в главной роли в драматическом спектакле “Человек в футляре” (“Man in a Case”) по рассказам А.Чехова.
Это - новая постановка базирующегося в Нью-Йорке Big Dance Theater. Авторы инсценировки и постановщики спектакля (они же –
основатели театра) - хореографы Пол Лазар и Анн Би Парсон.
Первая питерская - даже не квартира -
комната, в которой жил Барышников, была на Копкинской улице на Петроградской
стороне. Комната была почти пуста. У начинающего танцовщика не хватало денег на
мебель. Столом служил картонный ящик. Но в молодости – все весело, все
смешно... Бесшабашные гости являлись в три часа ночи и влезали в комнату к Мише
прямо через окно, находившееся невысоко над тротуаром. А однажды компания
балетных артистов во главе с Валерием Пановым подъехала к Мишиному окну рано
утром на фургоне, в котором развозят хлеб. В 1972 году Барышникову предоставили
отдельную однокомнатную квартиру. Она находилась в прекрасном месте: на углу
Мойки и улицы Дзержинского, на третьем этаже старого петербургского дома. До
театра можно было дойти пешком.
В Ленинграде Барышников исполнял партии Базиля в
“Дон Кихоте” Л.Минкуса, Дезире в “Спящей красавице” П.И.Чайковского, выступил
первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете Н.Червинского (хореограф
– Константин Сергеев) и Адама в “Сотворении мира” Андрея Петрова (хореографы –
Н.Касаткина и В.Василев), принимал участие во многих экспериментальных работах.
В 1973 году в Кировском театре состоялся творческий вечер Барышникова. Выбор
репертуара для многих любителей балетного искусства оказался неожиданным:
выдающийся классический танцовщик, Барышников отказался от исполнения
традиционных вариаций и дуэтов и пригласил двух современных хореографов Мурдмаа
и Алексидзе поставить одноактные балеты специально для этого вечера. На вечере
Барышников танцевал Дафниса в “Дафнисе и Хлое” М.Равеля и номер в балете
“Дивертисмент”. Только его близкие друзья знали, что репертуар
академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика.
В 1974 году Кировский балет
гастролировал в Канаде. Вот как описывает самый
драматический момент в биографии Барышникова – побег на Запад - биограф
танцовщика Нина Аловерт: “Был выработан план действий. Последний раз занавес
после спектакля опускался в 22.30. Миша должен был выйти из театра и подойти к
машине, стоящей в нескольких кварталах. Но все пошло вкривь и вкось. Из-за
неисправности занавеса спектакль задержался на пятнадцать минут, овации продолжались
дольше, чем обычно. Миша задержался на целых полчаса. После спектакля
Барышникова предупредили, что он едет со всеми артистами и гостями на
официальный прием. Когда Миша вышел из театра, его ожидала толпа зрителей и два
агента КГБ, которые должны были отвезти его на банкет. Барышников
подошел к поклонникам. Подписав несколько программок, Миша сказал им:
“Извините, я должен на минутку уйти, но я вернусь”. И пошел вдоль улицы. Из
машины, в которой он должен был ехать на банкет, закричали: “Миша, ты куда?” “Я
хочу попрощаться с друзьями за углом”, - ответил Миша и побежал. Но поклонники
устремились за ним. “Это было так комично. Я начал смеяться, остановился и еще
несколько раз расписался”, - рассказывал Барышников. Поклонники смеялись, а он
бежал, чтобы спасти свою жизнь. Кто-то из сопровождающих труппы бросился за
ним. Миша так волновался, что промчался мимо ожидающей его черной машины.
Машина двинулась за ним, ее дверца открылась, и Барышников вскочил внутрь. В
машине его ждали друзья и официальные лица. С тревогой смотрели они в зеркало,
отражавшее дорогу. Но их никто не преследовал. Приехали на ферму вдали от
Торонто. Миша страшно нервничал, пил, мешая все напитки. Позвонил Макаровой. На
следующий день начал действовать. Позднее, в одном из интервью в Америке,
Барышников сказал, что его еще долго преследовал страшный сон - он бежит, а за
ним кто-то гонится”... Так Барышников сбежал от
бдительных людей в штатском, тайно добрался до заброшенной фермы вдали от
Торонто, а потом попросил политическое убежище в Америке. Так начался новый,
американский период в биографии великого Артиста.
На первых порах Барышникову помогали крупнейшие
американские музыканты Леонард Бернстайн и Исаак Стерн. Ленни Бернстайн стал
близким другом артиста.
27 июля 1974 года Барышников впервые появился
перед американской публикой: он танцевал вместе с Натальей Макаровой “Жизель”.
После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики “Миша!
Миша!” занавес поднимали двадцать четыре раза! С тех пор успех и любовь зрителей
сопровождают каждое выступление артиста. Михаил Барышников (“Миша”, как
называют его в Америке) сразу стал ведущим солистом Американского балетного
театра (ABT), танцевал во многих классических и современных спектаклях. Потом были
годы работы в Нью-Йоркском городском балете (New York City Ballet), возвращение в
Американский балетный театр, но уже в качестве художественного руководителя
(Барышников девять лет возглавлял лучший американский балетный театр), создание
труппы танца-модерн “White Oak Dance Project”. Барышников танцевал в
постановках Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Фредерика Аштона, Ролана Пети,
Джона Ноймайера, Алвина Эйли, Кеннета Макмиллана и многих других. Достигнув
определенного возраста и обладая истинным честолюбием, Барышников перестал
выступать в классических балетах и перешел в современный танец. Начал он с
джаза, исполнив Сюиту по произведениям Дюка Эллингтона...
У Барышникова получается все: он танцует на
Бродвее, снимается в кино, играет в драматическом театре. Среди
его многочисленных наград - Первая премия на Международном конкурсе артистов
балета в Варне, Первая премия и золотая медаль на Первом Международном конкурсе
артистов балета в Москве, премия Центра искусств имени Джона Кеннеди,
Национальная Медаль Искусств, балетная Премия Джерома Роббинса.
“Как славно ввечеру, вдали всея Руси, Барышникова
зреть. Талант его не стерся!..” – писал Иосиф Бродский. Друзья поэта
признавались, что он был равнодушен к балету, однако Барышникова любил и всегда
посещал спектакли с его участием. Они были друзьями с питерских времен, с тех
пор, как Барышников стал солистом балетной труппы Кировского театра.
“Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных, я стараюсь танцевать
лучше себя самого”, - эти слова Михаила Барышникова можно по праву считать его
жизненным кредо. Слава его поистине безгранична. Сергей Довлатов любил
рассказывать забавную историю, как однажды его, Алешковского и Барышникова
пригласили выступить в одном университете. Когда они приехали туда, то
выяснилось, что нужна конная полиция, чтобы оградить здание от поклонников. На
это Алешковский сказал: “Любят все-таки в Америке русскую литературу!” А когда
встреча закончилась, на сцену кинулись поклонники Барышникова. Одна дама
разодрала у себя на груди платье и сказала: “Миша, распишись мне здесь”.
Довлатов своим огромным ростом закрывал Барышникова и таким образом прикрывал
отступление, а негодующие барышни били его сумочками по лицу.
У Барышникова есть хобби. Он всю жизнь увлекается
художественной фотографией. Работы Барышникова получили
признание фотографов. Как фотохудожника его совершенно не интересует балет. Он
снимает жанровые сценки, пейзажи, натюрморты, всматривается в знакомые и
незнакомые лица, в лица детей. Он предпочитает работать в черно-белой технике.
Барышников говорит: “В Риге, где я рос, превалировал серый цвет. Море, свет,
даже погода была окрашена гаммой мягких оттенков золы, бледными отсветами
серебра и бесконечными вариантами свинцово-сине-черной краски. Добавьте к этому
закопченые, влажные от дождя здания, и все это составит игру света и тени на
полотне городского пейзажа. Даже интерьеры, по крайней мере, те, что я помню из
моего детства, странным образом лишены цвета, как будто их напечатали черной
типографской краской, а затем отретушировали в стиле раскрашенных литографий.
Именно этим можно объяснить мою тягу к черно-белой фотографии... В тот короткий
момент, что я щелкаю фотоаппаратом, предмет, привлекающий мое внимание,
начинает жить своей жизнью, а я становлюсь лишь средством для запечатления его
в статике. Мне кажется, будет правильно сказать, что мои фотографии -
спонтанный визуальный монолог о моей жизни, возможно, более интимный, чем то,
что я делаю на сцене”.
У Барышникова семья, четверо детей. Жена –
балерина Лиза Рейнхардт, она раньше танцевала в АБТ. В 2004 году Барышников
стал дедушкой. Его старшая дочь Александра (от актрисы кино Джессики Ланж)
вышла замуж и родила дочь Аду.
Барышников по-прежнему любит застолье, хоть
и организованное на американский манер. Любит байки, анекдоты. Никуда не делась
и привычка к ночным посиделкам на кухне с долгими беседами. Барышников легок в
общении, обаятелен, улыбчив. Он ироничный, жизнерадостный, любит подурачиться.
Формулируя свое кредо, как-то сказал: “Простота, граничащая с простодушием”.
Сергей Довлатов писал: “Недавно я зашел в
хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене
громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи... И вдруг
я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю,
слава - это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть
уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов - не будет. Не в
фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно - в хозяйственной
лавке...”.
В 2007 году Барышников гастролировал в Чикаго с молодой балетной труппой “Hell’s Kitchen Dance”. Тогда он представил не обычный классический балетный спектакль, а современное видео-балетно-музыкальное представление, созданное балетмейстерами нового поколения. Последний раз в Чикаго мы видели Михаила Барышникова в 2009 году с сольными танцами. Его программа так и называлась - “Три соло и дуэт”. В числе хореографов был Алексей Ратманский, который специально для Барышникова поставил Вальс-фантазию на музыку М.Глинки. Вместе с Барышниковым выступала выдающаяся испанская танцовщица Ана Лагуна. И вот впервые мы увидим Барышникова в драматическом спектакле.
В 2007 году Барышников гастролировал в Чикаго с молодой балетной труппой “Hell’s Kitchen Dance”. Тогда он представил не обычный классический балетный спектакль, а современное видео-балетно-музыкальное представление, созданное балетмейстерами нового поколения. Последний раз в Чикаго мы видели Михаила Барышникова в 2009 году с сольными танцами. Его программа так и называлась - “Три соло и дуэт”. В числе хореографов был Алексей Ратманский, который специально для Барышникова поставил Вальс-фантазию на музыку М.Глинки. Вместе с Барышниковым выступала выдающаяся испанская танцовщица Ана Лагуна. И вот впервые мы увидим Барышникова в драматическом спектакле.
Big Dance Theater известен своими экспериментальными работами в жанре
танцевального театра. В разные годы на сцене театра шли спектакли по прозе
Эврипида, Марка Твена и даже танцевальный парафраз на темы фильмов французского
режиссера Аньес Варда. Теперь актеры театра вместе с Михаилом Барышниковым
станцуют Чехова.
Мировая премьера спектакля “Человек в футляре” состоялась 20 февраля 2013
года. Побывавшая на премьере Нина Аловерт свою рецензию закончила словами:
“Такой спектакль нельзя забыть”. Спешите видеть!
Nota
bene!
Спектакль “Человек в футляре” Big Dance Theater пройдет 15 мая в 7.00 pm; 16 и 17 мая в 7.30 pm; 18 мая в 2.00 и 7.30 pm. Edlis Neeson Theater в Музее современного искусства.
220
East Chicago Avenue, Chicago, IL 60611. Заказ билетов – на сайте http://mcachicago.org/.
Фотографии к статье:
Фото 1. Михаил Барышников. Фото – Джульетта
Сервантес Фото 2. Молодой Барышников
Фото 3-8. Сцены из спектакля “Человек в футляре”. Фото – Чарльз Эрикссон
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!