С 30 апреля по 11 мая чикагская труппа Joffrey Ballet представляет балет С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”.
В свое время Гектор Берлиоз писал: “Ромео”
Шекспира! Боже, какой сюжет! В нем все как будто предназначено для музыки!..
Ослепительный бал в доме Капулетти, бешеные схватки на улице Вероны,
невыразимая ночная сцена у балкона Джульетты, где двое влюбленных шепчут о
любви, нежной, сладостной и чистой, как лучи ночных звезд, пикантные буффонады
беспечного Меркуцио, потом ужасная катастрофа, вздохи сладострастия,
превращаемые в хрипение смерти, и, наконец, торжественная клятва двух
враждующих семейств – над трупами их несчастных детей – о прекращении вражды,
которая заставила пролиться столько крови и слез...”. Однако, несмотря на
очевидную музыкальность трагедии Шекспира, до Прокофьева никто не брался за
этот сюжет. В своей “Автобиографии” композитор писал: “Меня интересовал
лирический сюжет. Набрели на “Ромео и Джульетту” Шекспира. Договор заключил
Большой театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий.
В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашел ее нетанцевальной и
нарушил договор. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить
“Ромео и Джульетту” благополучно. Причины, толкнувшие нас на это варварство,
были чисто хореографические. После нескольких бесед с хореографами оказалось,
что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и
музыка для этого конца”.
Создавая свой балет, Прокофьев намеренно уходил от
временной привязки. Джульетта и Ромео Прокофьева – вневременные фигуры. Это не
неистовые, стремительные герои шекспировского Возрождения, бросающие вызов
старым семейным нормам и энергично борющиеся за право любить, а мечтатели,
идеальные образы неких совершенных любовников. Любовь их слишком прекрасна и
возвышенна, чтобы уцелеть в жестоком материальном мире. Поэтому юных веронских
любовников неотвратимо ожидает гибель. К тому же, в отличие от названия
шекспировской трагедии, на первый план в балете Прокофьева выходит образ
Джульетты.
Отрывки из балета Прокофьев впервые исполнил на
рояле в Бетховенском зале Большого театра 4 октября 1935 года, однако театр
отказался от постановки балета на непривычную по тем временам музыку. Впервые
балет Прокофьева был поставлен в 1938 году в Чехословакии в Оперном театре
города Брно. Балет состоял из одного действия, основанного на лирико-любовных
сценах. Спустя год Прокофьев досочинил еще несколько номеров. Первое представление
балета в постановке Леонида Лавровского состоялось 11 января 1940 года в
Ленинграде, в Государственном театре оперы и балета имени Кирова. Первой и, как
отмечают многие, до сих пор непревзойденной исполнительницей партии Джульетты
стала великая Галина Уланова – живое воплощение стихии танца. Джульетта
была особой ролью в жизни балерины. Может быть, поэтому она так долго не могла
расстаться с этой ролью. Уланова вспоминала: “Долго ни с кем из своих учениц я
не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - все равно что с
живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я
постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у
склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать. Это было
очень грустно...”. Партию Ромео на премьере исполнил Константин Сергеев.
Семь лет назад на гастролях АБТ в Чикаго мы видели
знаменитую постановку балета сэра Кеннета Макмиллана – ту самую, в которой на
премьере в 1965 году главные партии исполняли Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев.
Joffrey Ballet
представляет современное прочтение бессмертной шекспировской трагедии в
хореографии руководителя Польского национального балета Кшиштофа Пастора.
Спектакль был создан по заказу труппы “Балет Шотландии”. Премьера состоялась в
2008 году. В США балет демонстрируется впервые.
Балетом “Ромео и Джульетта” завершается сезон Joffrey Ballet
2013-14 годов. Следующий сезон для театра – особенный. Joffrey Ballet
отмечает двадцатилетие своей жизни в Чикаго. В 1995 году, увозя театр из
шумного Нью-Йорка, тогдашний художественный руководитель Джеральд Арпино принял
решение обосноваться в городе, который он хорошо знал. Начиная с 1957 года,
труппа регулярно гастролировала в Чикаго. В городе у балетного театра всегда
был свой зритель. Решение перебазироваться в Чикаго далось нелегко – слишком
многое связывало артистов с Нью-Йорком. Но прошедшие двадцать лет показали, что
это решение было абсолютно правильным. Именно в Чикаго труппа получила
стабильные условия для работы, и, как результат, признание специалистов
балетного искусства во всем мире. Театр Joffrey Ballet прижился в Чикаго и
стал одной из визитных карточек “города ветров”. Многим любителям балета уже
давно кажется, что Joffrey был в Чикаго всегда. Юбилей труппа встречает в своем помещении: в 2008 году театр получил просторное
здание Joffrey Tower в самом центре Чикаго, на углу улиц Стейт и Рэндольф. В
нем современные репетиционные помещения, гардеробные комнаты, склады для
реквизита, в нем же находится администрация компании. Вскоре после открытия Joffrey Tower распахнула свои двери Академия
танца – школа при театре Joffrey Ballet (The Joffrey Academy of Dance).
В юбилейном сезоне 2014-15 годов мы увидим старые
балеты театра и восемь новых постановок. Перед вами – краткий анонс предстоящих
спектаклей.
18-21 сентября.
Программа из трех одноактных балетов: “Блудный сын” на музыку С.Прокофьева в
хореографии Дж.Баланчина, “Сиреневый сад” на музыку Эрнеста Шоссона в
хореографии Энтони Тюдора, “RakU” на музыку Шинджи Эшима в хореографии Юрия
Посохова (премьера в Чикаго).
“Блудный сын” – один из первых балетов Баланчина,
удостоенных международного признания. Балет создан по заказу Сергея Дягилева. В
его основе – история, изложенная в Евангелии от Луки. Первым исполнителем партии
Блудного сына стал Серж Лифарь. Премьера балета состоялась в мае 1929 года. Для
Баланчина эта постановка оказалась последней в труппе Дягилева, для Лифаря - последней
партией. Дягилев умер 19 августа 1929 года, и его труппа распалась. Последний
раз балет “Блудный сын” исполнялся труппой Joffrey Ballet в 2000 году. Давно не
выступавший на сцене художественный руководитель труппы английский танцор и
балетмейстер Эшли Уитер появится в партии Отца.
“Сиреневый сад” – балет еще одного признанного
классика XX века, английского хореографа Энтони Тюдора. За день до свадьбы по расчету
девушка встречает своего возлюбленного. Смущаясь, она уходит с женихом, не
попрощавшись с тем, кому принаддежит ее сердце. Такая вот трагическая история
любви... Премьера балета состоялась в 1936 году. Последний раз он исполнялся
труппой Joffrey Ballet в 2008
году.
Заключительным аккордом программы станет балет “RakU”
хореографа-резидента Балета Сан-Франциско Юрия Посохова. Современный танец,
стильные костюмы, видео-проекции, движущиеся экраны... – одним словом, после
классики чикагская труппа решила удивить нас модерном! Балет рассказывает
историю японского императора, его жены и сгорающего от любви ревнивого монаха.
Музыку к балету написал композитор и многолетний контрабасист оркестра
Сан-Францисской оперы (он служит в нем с 1980 года) Шинджи Эшима. Премьера
балета состоялась в Сан-Франциско в 2011 году.
15-26 октября.
Впервые в Чикаго труппа Joffrey Ballet покажет новую версию бессмертного “Лебединого
озера” П.Чайковского в хореографии одного из интереснейших современных
балетмейстеров Кристофера Уилдона (в балете используются фрагменты хореографии М.Петипа
и Л.Иванова). Эта версия была создана в 2004 году по заказу Балета
Пенсильвании (Филадельфия) в честь сорокалетия труппы. Постановка дорогая -
полтора миллиона долларов! Львиная часть суммы ушла на костюмы Жана-Марка
Пуссона и сценографию Адриана Лобеля.
5-28 декабря.
“Щелкунчик” П.Чайковского в хореографии Роберта Джоффри. Ежегодная традиция
новогоднего представления не будет нарушена и в этом году. В балете участвует
полный состав труппы Joffrey Ballet и более ста молодых танцоров из Чикаго и
пригородов.
11-22 февраля 2015 года. Вечера
трех одноактных балетов. В программе: “Мужчина в черном” на шесть песен
американского певца в стиле кантри Джонни Кэша в хореографии Джеймса Куделки
(премьера балета состоялась в 2010 году для труппы BalletMet Columbus, позднее его ставили Национальный балет Канады, Балет Атланты и Балет
Цинциннати); “Maninyas” на музыку австралийского композитора Росса Эдвардса (премьера балета
состоялась в 1996 году в Балете Сан-Франциско), в хореографии Стэнтона Уэлча;
юмористическая композиция “Tulle” в хореографии шведского мастера Александра
Экмана – балет о том, как делается балет. Премьера состоялась в 2012 году в
Королевском оперном театре Стокгольма.
22 апреля – 3 мая 2015 года. Юбилейный сезон завершится еще тремя одноактными балетами. Программа
начнется балетом “In Creases” по
пьесе Филипа Гласса “Четыре фрагмента для двух фортепиано” в хореографии солиста
Нью-Йоркского городского балета Джастина Пека (премьера состоялась в 2012
году). Мировую премьеру балета, у которого еще нет названия, готовит бывший
солист Королевского балета Англии, хореограф Эшли Пейдж. Третьей частью
программы станет чикагская премьера балета “Evenfall” на музыку австралийского
композитора Росса Эдвардса (премьера состоялась в 1996 году в Балете
Сан-Франциско) в хореографии балетмейстера труппы Joffrey Ballet
Николаса Бланка. Солисты Joffrey Ballet впервые станцевали этот балет в 2013 году на “Festival Danse en PlaceS” в Монтабане (Франция).
На лето 2015 года запланирован специальный
гала-концерт, посвященный двадцатилетию пребывания труппы Joffrey Ballet в
Чикаго.
Некоторые спектакли Joffrey Ballet пройдут в сопровождении
оркестра Chicago Philharmonic под управлением музыкального руководителя балетной
труппы Скотта Спека.
Nota bene! Все спектакли Joffrey Ballet пройдут в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50
East Congress, Chicago, IL, 60605. Заказ билетов на спектакль “Ромео и Джульетта”, а также абонементов на будущий сезон
– на сайте http://www.joffrey.org/, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet,
Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), по телефону 312-386-8905, по факсу
312-739-0119, или по электронной почте subscriptions@joffrey.org.
Билеты продаются в кассах Joffrey Ballet (10 East Randolph Street, Chicago,
IL 60601) и
Auditorium Theatre, в отделениях Ticketmaster Ticket Centers, по телефону 800-982-2787 или на сайте www.ticketmaster.com. Для подписчиков дополнительные билеты продаются со скидкой в 50%. Об истории и сегодняшнем дне Joffrey Ballet читайте на сайте компании http://www.joffrey.org/. Там же
вы найдете подробную информацию о предстоящих спектаклях.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Joffrey BalletФото 2. Роберт Джоффри и Джеральд Арпино. Фото – Joffrey Ballet
Фото 3-6. Сцены из спектаклей Joffrey Ballet. Фото – Шерилл Манн
Фото 7. Здание Joffrey Tower в Чикаго
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!