22 июл. 2014 г.

Летние премьеры в Steppenwolf Theatre (Чикаго)


15 июля в одном из самых интересных театров Чикаго Steppenwolf Theatre состоялась мировая премьера спектакля по новой пьесе Брюса Норриса The Qualms.

Уютный дом на берегу озера. Хозяева - пара средних лет Тери и Гэри - любят шумные компании. Они приглашают знакомых приехать к ним на выходные. Свободное время проводят весело: едят, пьют, танцуют, спят друг с другом. Свободная любовь, одним словом! Комплексов по этому поводу ни у кого не возникает: жизнь дана человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы... Ну и так далее. На этот раз к группе друзей присоединяется новая пара: Крис и Кристи. Начинается все, как всегда: шутки, разговоры ни о чем, розыгрыши. Но вот уже одна пара удалилась на танцы, а с Крисом остается вызывающе одетая, очаровательная красотка... Выясняется, что Крис многое упустил в своей жизни. Услышав, чем собираются заниматься хозяева, он начинает “кипятиться”, спорить, говорить о морали, каких-то ценностях...

В этом спектакле все подчинено сексу. Не самому процессу, а так сказать, его философской, социальной и какой угодно еще составляющей. О сексе говорят, его провоцируют, от него отталкиваются. Автор упражняется в остроумии, щедро даря своим героям хлесткие реплики. Искрометные диалоги то и дело вызывают смех и аплодисменты зрительного зала. На премьере публика близко к сердцу принимала происходящее на сцене. Вздох прошелся по залу, когда Крис признался, что никогда не спал ни с кем, кроме как с белой женщиной. Еще больший вздох последовал после того, как он обидел одну из женщин, назвав ее из-за полноты сексуально непривлекательной. Об этом можно подумать, но уж никак не положено говорить вслух в пропитанном политической корректностью обществе...

Пьеса интересна рассуждениями о свободе и демократии, лицемерии и открытости, она говорит о вечной борьбе мужчины и женщины за власть в семье и обществе.

Как часто бывает в Steppenwolf Theatre, все действие ограничено одной квартирой. Герои перемещаются из кухни в комнату и обратно, постоянно спорят. Сложнее всего в таких спектаклях приходится режиссеру. Попробуйте придумать что-нибудь эдакое в разговорной пьесе. И здесь надо отдать должное режиссеру спектакля. Пам Макиннон – умный режиссер. Она не оригинальничает, не думает о том, как удивить зрителя. Макиннон помогает артистам максимально комфортно произносить свои монологи-диалоги, и актеры выглядят абсолютно органичными в своих ролях. В спектакле собрана замечательная команда: Кейт Аррингтон (Тери), Кейт Купферер (Гэри), Грег Штур (Крис), Диана Дэвис (Кристи), Кирстен Фитцжеральд (Деб), Пол Окли Стовалл (Кен), Карен Олдридж (Реджина), Давид Паскези (Роджер). Из них двое – выпускница Северо-Западного университета Диана Дэвис и нью-йоркский актер Грег Штур – с этим спектаклем дебютируют на чикагской сцене.

За спектакль “Кто боится Вирджинии Вульф?” (“Who's Afraid of Virginia Woolf?”, сезон 2010-11 годов) по пьесе Э.Олби Пам Макиннон была удостоена премии “Тони”, так что режиссер она заметный не только в Чикаго, но и в масштабе страны. Она третий раз работает в Steppenwolf. Ее дебютом в театре стал спектакль по пьесе американского драматурга Роберто Агирре-Сакасы “Правда и хорошие парни” (“Good Boys And True”) в сезоне 2007-08 годов.

Драматург Брюс Норрис - выпускник театрального факультета Северо-Западного университета. Он играл в спектаклях Victory Gardens Theater, Goodman Theatre, Steppenwolf Theatre, участвовал в бродвейских постановках и в телевизионных сериалах, но настоящую известность приобрел в качестве драматурга. Пьесы Норриса шли в чикагском Lookingglass Theatre, Philadelphia Theatre Company, Woolly Mammoth Theatre (Вашингтон), The Royal Court Theater (Лондон), Staatstheater Mainz (Германия). Особые отношения связывают Норриса с Steppenwolf Theatre. В разные годы на сцене театра шли спектакли по его восьми пьесам: “Неверный” (“The Infidel”, 2000), “Ближе” (“Closer”, 2000), “Фиолетовое сердце” (“Purple Heart”, 2002), “Мы все спустились к Амстердаму” (“We All Went Down To Amsterdam”, 2003), “Боль и жжение” (“The Pain and the Itch”, 2005), “Неупоминаемые” (“The Unmentionables”, 2006), “Параллелограмм” (“A Parallelogram”, 2010), “Парк Клайборн” (“Clybourne Park”, 2011). За последнюю пьесу драматург был удостоен Пулитцеровской премии в категории “Лучшее драматическое произведение для театра” (2011 год), премии “Тони” и премии Лоуренса Оливье (2012 год). В Steppenwolf Theatre спектакль по этой пьесе был показан в сезоне 2011-12 годов. С прошлого сезона Норрис является членом труппы театра.

The Qualms” - девятая пьеса Норриса на сцене Steppenwolf Theatre. В ней он продолжает традиции великой американской драматургии. От О’Нила до Олби – все лучшие пьесы разыгрываются в квартирах-домах. Оставляя Голливуду и телевидению возможность создавать картинку, театр занимает нишу главного интеллектуального развлечения. “Тарантиновщины” (являясь поклонником замечательных картин Квентина Т., я употребляю это слово в хорошем смысле) в американском театре нет. Хорошо это или плохо – вопрос другой. В таком театре мне часто не хватает зрелищности, и, признаюсь, надоело смотреть спектакли про неблагополучные семьи в разных вариантах. Но пьеса Норриса меня захватила. В ней обсуждаются темы, которые обычно не принято обсуждать. Прямо как та часть тела, которая есть, а слова, ее обозначающего, нет... В общем, дорогие театралы, посмотрите спектакль “The Qualms”. Посмотрите, а потом поговорим и поспорим.

 
Еще один спектакль, который в эти дни идет на малой сцене Steppenwolf Theatre, - “Это - наша юность” (“This Is Our Youth”) по пьесе Кеннета Лонергана 1996 года.

Действие спектакля происходит в 1982 году в Нью-Йорке. Три подростка: девятнадцатилетний непутевый Уоррен, укравший пятнадцать тысяч долларов у отца-олигарха, его харизматичный друг Деннис, который готов “с пользой” вложить деньги в нужное дело, например, в покупку наркотиков, и семнадцатилетняя Джессика, в которую влюблен Уоррен... Ошибки молодости, импульсивные действия, которые нельзя поправить и за которые потом бывает стыдно, первая влюбленность... - в общем, спектакль о нас. Это - наша юность, наши заблуждения, наши ошибки... Художественный руководитель Steppenwolf Theatre Марта Леви прекрасно помнит, как она впервые увидела спектакль в Нью-Йорке: “Он красноречиво говорит о своем времени. Кенни Лонерган остроумно выразил вневременный конфликт поколений и момент в истории нашей страны, который продолжает влиять на наши сегодняшние чувства”. 

Драматург Кеннет Лонерган хорошо известен своими киносценариями. Дважды - за  сценарии к фильмам “Можешь рассчитывать на меня” (You Can Count on Me”, 2001), где он выступил и в качестве режиссера, и “Банды Нью-Йорка” (“Gangs of New York”, 2002) М.Скорсезе - он был номинирован на премию “Оскар” в категории “Лучший сценарий”. Лонерган - автор сценариев фильмов Х.Рэмиса “Анализируй это” (“Analyze This”, 1999) и “Анализируй то” (“Analyze That”, 2002) c Робертом Де Ниро в главной роли, автор сценария и режиссер картины “Маргарет” (“Margaret”, 2008) с Анной Пакуин и Жаном Рено в главных ролях.

Премьера спектакля по пьесе “Это - наша юность” Лонергана состоялась в Intar Theatre (Нью-Йорк) в октябре 1996 года. Несколько постановок с успехом прошли в театрах Лондона. Среди актеров, принимавших участие в спектакле, были Марк Руффало, Хейден Кристенсен, Мэтт Дэймон, Колин Хэнкс (сын Тома Хэнкса), Крис Кляйн, Джек Джилленхол, Анна Пакуин. В Чикаго мы тоже увидим очень известных актеров. В роли Уоррена - канадский актер Майкл Сера, известный по комедийному сериалу “Arrested Development” на канале “Fox”. За исполнение роли Джорджа-Майкла Блута актер получил премию “Эмми”. В роли Денниса - Киран Калкин, брат актера Макалея Калкина. Сера и Калкин играли вместе в этом спектакле в Сиднее в марте 2012 года, так что в Чикаго у них уже вторая совместная театральная работа. Сера играет Уоррена просто замечательно, а вот к Калкину у меня есть некоторые претензии. Мне кажется, местами он явно переигрывает и тянет одеяло на себя.

А теперь несколько слов об исполнительнице роли Джессики, семнадцатилетней Тави Гевинсон. Несмотря на столь юный возраст, именно она является самым громким именем спектакля. Вот что пишет о ней журнал “Cosmopolitan”: “В одиннадцать лет Тави Гевинсон завела блог “thestylerookie.com”, посвященный моде. Она выкладывала в свой дневник необычные образы, которые создавала интуитивно, полагаясь на свой вкус. Родители девочки не особо интересовались хобби дочери, пока та не попросила у них разрешения на интервью для “The New York Times”. На блог Тави к тому моменту подписывались до тридцати тысяч читателей в день”. Журнал “Pop” организовал с ней показы моделей одежды в Токио и Антверпене, журналы “Harper's Bazaar” и “Barneys.com” привлекли ее в качестве колумнистки, организаторы Недели моды в Нью-Йорке и Париже выслали ей специальные приглашения. Казалось, все уже сделано, и Гевинсон может “почивать на лаврах”. Но девушка оказалась умнее. Cosmopolitan” пишет: “Погрузившись в мир модной индустрии и познав изнанку фэшн-бизнеса, Тави не постеснялась открыто признать свое разочарование миром моды. Ее смутило постоянное лицемерие, скучные коллекции и, наконец, несправедливое увольнение Джона Гальяно. В 2011 году она объявила, что ее блог Style Rookie отныне не будет посвящен только моде. С тех пор блог больше похож на личный онлайн-дневник, хотя Тави продолжает делиться собственными модными фотосессиями, в которых она выступает и моделью, и стилистом. Чуть позже Тави основала онлайн-журнал для девочек-тинейджеров “rookiemag.com”. К созданию журнала Тави привлекла знаменитостей: Джудда Апатоу, Лену Данем, Пола Радда, Джона Хамма. В 2011 и 2012 годах журнал “Forbes” включил Гевинсон в список самых влиятельных персон в области СМИ младше тридцати лет”. Тави Гевинсон – активная участница движения в защиту прав женщин. В 2008 году Тави впервые попробовала себя в кино, снявшись в короткометражке “First Bass”. Первой серьезной ролью стала работа в романтической комедии “Достаточно сказано” (“Enough Said”, 2013). Роль студентки школы моды Джессики станет дебютом Гевинсон на театральной сцене.

Остается добавить, что Тави Гевинсон родилась в Оук-парке (пригород Чикаго) и только что закончила Oak Park and River Forest High School.

Режиссер-постановщик спектакля - Анна Шапиро. В труппе Steppenwolf Theatre она с 2005 года. Мы знаем ее по спектаклям “Боль и жжение” (“The Pain and the Itch”, 2004) по пьесе Б.Норриса, “Август: графство Осадж” (“August: Osage County”, премия “Тони” за лучшую режиссуру в 2008 году), “Неупоминаемые” (“The Unmentionables”, 2006) и “Параллелограмм” (“A Parallelogram”, 2010) по пьесам Б.Норриса, “Трахальщик в шляпе” по пьесе С.Гиргиса (постановки в The Public Theater, LAByrinth Theater Company, номинация на премию “Тони” за лучшую режиссуру в 2011 году). Анна родилась в Эванстоне, закончила Columbia College Chicago и Школу драматического искусства Йельского университета. Ее однокурсница сказала о ней, что однажды “эта студентка с самой короткой стрижкой станет определять будущее американского театра”. Анна Шапиро - профессор театрального отделения Северо-Западного университета и директор режиссерской программы университета с 2002 года. В настоящее время в Longacre Theatre на Бродвее идет ее спектакль “О мышах и людях” (“Of Mice and Men”) по повести Дж.Стейнбека.

После показов в Чикаго постановку Анны Шапиро увидят на Бродвее. Продюсером выступает Скотт Радин. С 18 августа спектакль будет играться на сцене Cort Theatre в Нью-Йорке. Бродвейская премьера назначена на 11 сентября.

Полным ходом идет продажа абонементов на сезон 2014-15 годов. В планах театра - спектакли “The Night Alive” по новой пьесе ирландского драматурга Конора Макферсона в постановке Генри Вишкампера (18 сентября - 16 ноября) - американская премьера пьесы состоялась в ноябре 2013 года в Atlantic Theater Company (Нью-Йорк), “Airline Highway” по пьесе Лизы Д'Амур в постановке Джо Мантелло (4 декабря 2014 года - 8 февраля 2015 года), “Мария Антуанетта” (“Marie Antoinette”) по пьесе Давида Аджими в постановке Роберта О'Хара (5 февраля - 10 марта 2015 года), “Стадо” (“The Herd”) по пьесе Рори Киннера в постановке Тодда Фримана (2 апреля - 7 июня 2015 года), “Большой конкурс” (“Grand Concourse”) по пьесе Хайди Шрек в постановке Ясена Пеянкова (2 июля - 30 августа 2015 года). В программе театра для молодых зрителей - два названия: “Скотный двор” (“Animal Farm”) Дж.Оруэлла в постановке Халли Гордон и “Это - современное искусство” (“This Is Modern Art”) Кевина Ковала и Идрис Гудвин в постановке Лизы Портес.

Nota bene! Спектакль “Это - наша юность” идет до 27 июля 2014 года в помещении Steppenwolf Theatre по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614. Спектакль “The Qualms” идет там же до 31 августа. Справки и заказ билетов на эти спектакли и абонементов на спектакли нового сезона - по телефону 312-335-1650, на сайте www.steppenwolf.org и в кассе театра. Двадцать билетов по $20 каждый (20 for $20) продаются в день спектакля. Некоторое количество билетов с пятидесятипроцентной скидкой (Half-Price Rush Tickets) продаются за час до начала спектакля. Только на сайте можно получить скидку для студентов (Student Discounts). При входе в зал необходимо иметь при себе студенческое удостоверение. Для групп в десять человек и больше (Group Tickets) предусмотрены скидки.

Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Steppenwolf Theatre
Фото 2-5. Сцены из спектакля “The Qualms”.
Фото 6. Тави Гевенсон в спектакле “Это – наша юность”.
Фото 7. Киран Калкин и Майкл Сера в спектакле “Это – наша юность”.
(Все фото - Майкл Бросилоу)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

New comment in your blog!