6 августа, 6.30 pm. В этот день нас ждет интереснейшая программа: Восьмая
(“Неоконченная”) симфония Ф.Шуберта, Танец семи покрывал из оперы Р.Штрауса
“Саломея” и “Семь смертных грехов” Курта Вайля по сценарию
Бертольта Брехта.
Исполнители: Оркестр Грант-парка под управлением
Карлоса Кальмара и солисты: Сторм Лардж, вокал (на фестивале в прошлом году она
выступала с группой Pink Martini); Хосс Брок, тенор (член хора Лирик-оперы); Джон
Консепсьон, тенор; Рон Уоткинс, баритон (член хора Лирик-оперы и хора
Грант-парка); Уилбур Поли, бас (член хора Грант-парка).
О каждом из произведений этой программы можно
говорить очень долго. Сегодня мне хотелось бы остановиться на “смертных грехах” и сотрудничестве
Курта Вайля и Бертольта Брехта. Оно началось в 1927 году. Вайля привлекли зонги
Брехта из цикла “Напевы Махагони”, и он решил сочинить музыку. Потом тридцатилетний поэт и двадцативосьмилетний
композитор создали “Трехгрошовую оперу”. Наутро
после премьеры они проснулись самыми известными авторами Германии. Их
зонги пел весь Берлин. Появились тысячи пластинок; уличные певцы с гитарами и
гармошками разносили песни Мэкки и Пичема, Дженни и Полли по самым дальним
окраинам. Предприимчивый бизнесмен открыл “Трехгрошовое кафе” - там постоянно
звучали только мелодии оперы. В газетах, в кабаре, в речах адвокатов и
политических ораторов мелькали цитаты из Брехта. Театр “У Шиффбауэрдамм” давал
спектакли ежедневно, но касса работала не дольше часа. Билеты стремительно
раскупались.
В 1930 году из короткого скетча “Махагони“ Вайль и Брехт создали трехактную
оперу “Возвышение и падение города Махагони”.
Наконец, еще одно совместное сочинение Брехта и
Вайля, которое прозвучит на фестивале, – “Семь смертных грехов мелкого буржуа”.
Две главные героини - сестры из
Луизианы: Анна Первая и Анна Вторая. Раздвоение одной Анны на две
ипостаси четко определено: первая руководит, вторая исполняет, первая
рассудительна, вторая непосредственна. Именно вторая оказывается повинной в
“семи смертных грехах”: она ленива, когда нужно участвовать в вымогательстве;
она горда и не хочет плясать непристойные танцы в кабаке, хотя платят именно за
непристойность; она гневлива и лупит прославленного киноактера, увидев, как он
жестоко истязает лошадь; из бескорыстной любви она впадает в грех распутства и
становится повинна в скупости, помешав сестре разорить очередного поклонника, и
так далее... В 1976 году хореограф Пина Бауш поставила “Семь смертных грехов” в
своем театре танца в Вуппертале, и вот уже почти сорок лет балет Вайля “Семь
смертных грехов” неразрывно связан с именем вуппертальской танцевальной
легенды.
Интересно проследить, как сложились в дальнейшем
жизни поэта и композитора. В конце тридцатых годов Вайль и Брехт – каждый
по-разному - оказались в Америке. После поджога Рейхстага и начавшихся сразу за
этим политических притеснений Брехт с семьей бегут сначала в Данию. В 1935 году
нацисты лишают его гражданства. После оккупации Дании он бежит в Швецию,
Финляндию, когда в войну вступает Финляндия, пересекает на транссибирском
экспрессе СССР и на шведском пароходе отплывает из Владивостока в Америку. Когда-то,
пятнадцать-двадцать лет назад, в Мюнхене и в Берлине Брехт щеголял американскими
словечками, распевал зонги на американский лад, сочинял стихи об Америке, писал
американизированную пьесу “Карьера Артуро Уи”. Но вот он сам живет в той
Америке, куда удирали немецкие школьники, начитавшись Купера и Карла Мая, в
стране его мальчишеской мечты и юношеской фантазии. Он прожил в этой стране
шесть лет безвестным изгнанником. Он обличал Голливуд, сердился на американский
театр, но его не ставили, не понимали, а по окончании войны чуть не посадили.
Во время “охоты на ведьм” в Конгрессе США он заявлял, что не имел дела с
коммунистическими партиями, и, чувствуя, что земля снова горит под ногами,
покинул Америку и отправился в единственное государство, давшее ему визу, -
Швейцарию. Оттуда он отправился на родину. Западные зоны Германии не дали ему
визу, разрешила возвращение только Восточная часть (ГДР). Так Бертольт Брехт
оказался в Восточном Берлине. Там он создал свой знаменитый “Берлинер
ансамбль”, где блистала его жена и первая актриса Германии Елена Вайгель. Брехт был счастлив – после
стольких лет изгнания он, наконец, востребован на Родине. Он умер 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на репетиции
пьесы “Жизнь Галилея”.
Бертольт Брехт бежал из Америки, опасаясь ареста.
Знал бы он, что через какие-нибудь 25 лет станет вторым после Шекспира и первым
из драматургов XX века по числу американских постановок. Вот такой “хэппи-энд”. Кстати,
мюзикл с таким названием тоже написали Брехт и Вайль. Было это в 1929 году.
А Курт Вайль в 1933 году бежал из Германии в
Париж, а в 1935 – в Нью-Йорк. Работал в жанре музыкального театра и мюзикла. За
американский период жизни написал десять мюзиклов. В Германию он не вернулся.
Умер в Нью-Йорке в 1950 году.
Открытые репетиции пройдут 5 августа с 11.00 am
до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 6 августа с 11.00 до
1.30 pm.
Композитор Кристофер Теофанидис родился в Техасе в
семье выходцев из Греции. Большой резонанс в США получила его семичастная
композиция “Беженец”, посвященная историям эмигрантов из разных стран, включая
бывший Советский Союз. Премьера сочинения прошла в 2007 году в опере Хьюстона в
качестве основы цикла “Песни Хьюстона”. Еще он написал пьесу “Тело радуги”,
которая является наиболее часто исполняемым произведением для симфонического
оркестра, написанным современным композитором. В сезоне 2011-12 годов в Опере
Сан-Франциско состоялась мировая премьера оперы Теофанидиса “Сердце солдата”,
посвященной жертвам теракта во Всемирном торговом центре 11 сентября 2011 года.
В программе также: Вторая симфония С.Рахманинова.
Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Ведущий концерта - Франк Баббитт.
Открытые репетиции пройдут 7 августа с 10.30 am
до 1.00 pm; 8 августа с 11.00 до 1.30 pm.
В течение всего лета по пятницам перед вечерним
концертом в павильоне выступают ученики чикагских школ и участники летних
музыкальных программ. Выступления проходят в рамках программы “Young Artists Showcase”. Перед
концертом 8 августа состоится выступление учеников New Music School. Начало в 5.30 pm.
9 августа в 6.15 pm в помещении Choral Hall
(восточная сторона Павильона Джей Притцкер) пройдет лекция об исполняемых
произведениях. Лекция проводится в рамках серии “Club 615”. Куратор серии -
переводчик Дерек Матсон.
Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар. Солисты - студенты
Центра оперного пения имени Райана при Лирик-опере Джейнай Бриджес
(меццо-сопрано), Джули Энн Миллер (меццо-сопрано), Энтони Кларк Эванс
(баритон), Уилл Ливерман (баритон).
Открытые репетиции пройдут 12 августа с 11.00 до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 13 августа с 11.00 am до 1.30 pm.
Пьесу “Tromba Lontana” (“трубач на
расстоянии”) композитор-минималист Джон Адамс сочинил в 1986 году по заказу
Хьюстонского симфонического оркестра в честь стопятидесятилетнего юбилея
объявления независимости Техаса от Мексики. По желанию композитора звуки двух
солирующих труб должны звучать отдельно от оркестра. Во время исполнения этого
произведения в симфоническом зале музыканты обычно располагаются на балконе. Посмотрим,
где будут трубачи на этом концерте.
Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар. В концерте участвует
Хор Грант-парка. Хормейстер – Кристофер Белл.
Открытые репетиции пройдут 14 августа с 10.30 до 1.00 pm и 15 августа с 11.00 am до 1.30 pm.
В рамках программы “Young Artists Showcase” перед концертом 15 августа
состоится выступление Chicago Metamorphosis Orchestra Project. Начало в 5.30 pm.
9 августа в 6.15 pm в помещении Choral Hall
(восточная сторона Павильона Джей Притцкер) пройдет лекция об исполняемых
произведениях. Лекция проводится в рамках серии “Club 615”. Куратор серии -
переводчик Дерек Матсон.
Nota bene! Все концерты пройдут в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум”. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы, которые
позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии
абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных
ресторанов. Справки по телефону 312-742-7638. Подробная информация - на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Grant Park Music FestivalФото 2. Сторм Лардж
Фото 3. Карлос Кальмар. Фото - Норман Тимонера
Фото 4. Уильям Болком
Фото 5. Оркестр и хор Грант-парка. Фото Касси Гербер
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!