Театральная компания “Sideshow” представляет спектакль “Глупая тра-та-та птичка” (вольный перевод автора
статьи) по одноименной пьесе американского драматурга Аарона Познера - парафраз
на темы пьесы Антона Чехова “Чайка”. Все персонажи нам хорошо известны, даже
некоторые имена совпадают. Начинающий молодой
режиссер театра
Конрад пытается выбраться
из тени матери, знаменитой в прошлом голливудской актрисы Эммы. Он бунтует против
искусства, созданного ее поколением, и, как и его знаменитый предшественник
Треплев, тоже ищет новые формы. Муза режиссера Нина влюбляется в любовника Эммы, известного писателя Дойла. Все страдают, все по-своему несчастны, каждый разочаровывается в любви... – в общем, знаменитые чеховские мотивы, вписанные в антураж
современной Америки. В этом порой непочтительном парафразе на темы
классической пьесы Познер позволяет себе полные юмора “буйные” сцены, неожиданные репризы, песни...
Аарон Познер – яркое имя на карте современного
американского театра. Он родился в городе Мэдисон (штат Висконсин), вырос в
Орегоне, получил образование в Северо-Западном университете (Эванстон, штат
Иллинойс). Автор более двадцати пьес, написанных в течение двадцати пяти лет.
Некоторые из них представляют собой адаптации известных классических
произведений, например, двух романов Хаима Потока “Избранные” (“The Chosen”,
более пятидесяти постановок по всему миру) и “Мое имя Ашер Лев” (“My Name is Asher, Lev”, премьера спектакля по этой пьесе готовится в TimeLine Theatre Company),
сборника рассказов Курта Воннегута “Кто я сегодня?”, романа Эдмона Ростана
“Сирано де Бержерак” (совместно с Майклом Холлингером). Есть у Познера и
мюзиклы – “A Murder, a Mystery & a Marriage” по мотивам рассказа Марка Твена (композитор - Джеймс Сагг) и “The Gift of Nothing”.
Заканчивая Северо-Западный
университет, Познер не думал о карьере драматурга. Он хотел повторить судьбу отца и стать
профессором, но в какой-то момент понял, что хочет заниматься театром. В
качестве человека, оказавшего на него влияние, Познер называет профессора
актерского отделения университета, известного чикагского актера и режиссера Фрэнка Галати.
Все, что занимает центральное место в творчестве Познера, было сформировано в
течение десяти лет,
когда Познер был одним из
основателей и художественным руководителем Arden Theatre в Филадельфии. Он
поставил там более тридцати пяти спектаклей и научился, как он сам говорит,
“ремеслу профессии”. В настоящее время Познер является одним из руководителей Folger Theatre в
Вашингтоне и членом труппы Milwaukee Repertory Theater. Лауреат трех премий “Helen Hayes” за
лучшую режиссуру за последние восемь лет. Все три спектакля – “Measure For Measure”, “The Two Gentlemen of Verona”, “Cyrano” - были поставлены в Folger Theatre. Сегодня Познер мотается по всей
стране, ставя спектакли или присутствуя на премьерах своих пьес. В настоящее
время он находится в городке Spring Green (штат Висконсин). Там в American Players Theatre в
постановке Познера 8 августа состоялась премьера спектакля по пьесе Дж.Бернарда
Шоу “Дилемма доктора”. (В скобках замечу, что в этом театре в августе-сентябре
идет “Чайка” – не парафраз, а самая настоящая пьеса Чехова в новом переводе
Кэрол Рокаморы). В планах Познера на будущий сезон – намеченная на январь в Theater J
(Вашингтон) мировая премьера спектакля по пьесе “Life Sucks (Or the present ridiculous)” - еще
одна вариация на чеховскую пьесу, на этот раз “Дядю Ваню”, где наш герой
выступит в качестве автора и режиссера. Весной 2015 года Познер поставит в Folger Theatre пьесу
Тома Стоппарда “Розенкранц и Гольденстерн мертвы”.
Аарон Познер живет в пригороде Вашингтона с женой
Эрин и трехлетней дочкой Мейси.
Мировая премьера пьесы “Глупая тра-та-та птичка”
состоялась в 2013 году в Woolly Mammoth Theatre Company (Вашингтон). Пьеса получила премии “Helen Hayes – Outstanding
Resident Play” и “Outstanding
New Play”. Совсем недавно пьеса шла на сцене театра в Лос-Анджелесе (The Theatre @ Boston Court).
Спектакль Sideshow Theatre Company станет
премьерой пьесы на Среднем Западе.
В недавней беседе с кинорежиссером,
театральным и кинокритиком Сидни-Шанел Жоукинс (беседа была опубликована в
июльском выпуске вашингтонского театрального журнала “The Playwright’s
Playground”) Познер признался, что только с пьесы “Глупая тра-та-та птичка” он
начал думать о себе как о драматурге: “Хотя я до сих пор строю свои
пьесы “на костях” существующей литературы, мои вариации на чеховские темы совсем не благоговейные. Я не
служу Чехову. Я подрываю, извращаю, занимаюсь деконструкцией его героев. Оригинальное
произведение дает мне возможность личных исследований,
позволяет мне высказаться по поводу вещей, которые меня глубоко волнуют и интересуют”. Познер говорит, что не любит показывать
злодеев, его не интересуют “черно-белые” персонажи:
“Мне нравится писать о неоднозначных людях и их неоднозначных поступках”. На вопрос интервьюера, почему он взялся за чеховский “ремикс”,
драматург ответил так: “Я люблю Чехова теоретически, но очень
редко доволен театральными инсценировками его пьес. Чехов
был блестящим, проницательным, революционным автором, но потом... парадигма изменилась.
Большинство пьес, написанных за последние сто лет, находятся в большом долгу перед
его героями, но это огромное влияние привело к тому, что на смену радикализма пришел историзм и часто избитые темы и
сюжеты. А мне хочется быть немного революционером. Я не
претендую даже на крошечный процент чеховского гения, но я провел в
театре более
двадцати пяти лет, и хотелось бы думать, что
я кое-что узнал о необъяснимом театральном чуде, называемом Игрой. Я написал честно о
том, чем я действительно интересовался, в такой
форме, которая бы разбудила, удивила,
шокировала зрителя, которая заставила бы его немного приподняться в кресле, а не сонно сидеть, развалившись в нем... Я
писал эту пьесу очень легко – процесс был захватывающим. Я
не волновался - просто делал свое дело. Потом, во время репетиционного процесса, началась бесконечная
доработка, изменение, дописывание, переписывание... Я
только недавно окончательно закончил пьесу и вскоре буду ее публиковать. Я не могу возиться всю жизнь с одной пьесой – надо оставить что-то на
следующую”. Аарон Познер рассказал, откуда появилось столь вызывающее название:
“Название появилось
раньше пьесы, года четыре тому назад. Я сказал это в
шутку во время репетиций другой пьесы, во время
разговора о Чехове. Потом, выходя из
комнаты, добавил: “Я должен сделать свою
пьесу об этих героях и назвать ее “Stupid Fucking Bird”. Друзья долго
смеялись. С этого все и началось. В названии мне было важно показать, что я
свободен в выборе, что мне не надо волноваться по поводу цензуры, и т.д. И люди,
кажется, это понимают. Приятно иметь
название, которое вызывает смех и точно описывает энергетику
и динамику спектакля”.
Когда и как пишет Познер? ”Я пишу на компьютере. Пишу быстро, много и не волнуюсь по
этому поводу. Знаю, что буду сокращать, поэтому просто пишу, пока пишется. Я понятия не имею, что
такое дисциплина. У меня нет установленного времени. Есть сумасшедшая жизнь и почти трехлетняяя дочь. Пишу,
когда могу: очень поздно ночью, очень рано
утром, в поездах, в залах
ожидания... Сцену вечеринки в третьем акте
“...птички” я написал одной рукой, стоя у компьютера. Дочке было около
восьми месяцев, она спала у меня на плече.”
Сидни-Шанел Жоукинс попросила Познера назвать трех любимых современных драматургов. “Я люблю Тома Стоппарда за широту и интеллект. Люблю Дункана Макмиллана, который написал интересную пьесу “LUNGS”. Люблю Чака Ми.
Я бы не написал своих пьес, если бы не видел и не читал его удивительных
работ. Я очень благодарен
ему. И, конечно, есть очень, очень много других писателей. Надеюсь, у меня будет больше времени, чтобы прочитать и увидеть их
работы. Новые
пьесы невероятно вдохновляют,
они позволяют идти театру в новом направлении. Я хочу
быть частью этого движения.”
Постановщик спектакля “Глупая тра-та-та птичка” –
выпускник университета Вирджинии и член Совета директоров Лиги театров Чикаго (the League of Chicago Theatres) Джонатан Грин. Среди его постановок – “The Golden Dragon”, “The Gacy Play”, “Heddatron”, “Midway Liquors”, “Theories of the Sun”, “Medea with Child”, “Everything Freezes: another winter's tale”, “Dante Dies!”, “Mud” в Lookingglass Theatre, Steppenwolf Theatre, Chicago Dramatists, Theatre Seven of Chicago... В сезоне 2012-13 годов Грин
впервые в США поставил в театре пьесу Роланда Шиммельпфеннига “Идоменей”
(премия “Джефф” за лучший ансамбль). В планах режиссера на будущий сезон –
спектакль по пьесе Анн Карсон “Антигоник”.
Композитор – Кристофер Лапорте.
В ролях: Мэтт Флетчер (Дев), Нина О’Кифе (Нина),
Нейт Уилден (Кон), Кети Каролина Коллинс (Маш), Коди Проктор (Триг), Стейси
Столц (Эмма), Норм Вудел (Сорн).
Говоря о пьесе-парафразе “Чайки”, вспоминается
фильм французского режиссера Луи Малля “Ваня с
42-й улицы” (“Vanya on 42nd Street”,
1994) о том, как в течение пяти лет режиссер Андре Грегори репетировал с
актерами-энтузиастами в полузаброшенном театре на 42-й улице в Нью-Йорке
спектакль по пьесе А.Чехова “Дядя Ваня”. Глазами французского режиссера мы
наблюдаем за тем, как американские актеры стремятся проникнуть в художественный
мир Чехова, добиваясь порой неожиданного результата...
Чеховские герои не оставят нас и в новом сезоне.
Летом 2015 года в Goodman Theatre
состоится чикагская премьера спектакля “Ваня и Соня, и Маша, и Спайк” по
одноименной пьесе Кристофера Дюранга, где мы снова встретимся с чеховскими героями (со всеми
вместе, из главных четырех пьес) в новых, предлагаемых обстоятельствах.
Создатели спектакля “Глупая тра-та-та птичка”
предупреждают: в течение представления на сцене будут различные шумовые
эффекты, выстрелы, курение, обнаженка и многочисленное употребление того самого
нецензурного слова, которое есть в названии. Спектакль идет 2 часа 30 минут с
одним антрактом.
А теперь несколько слов о театральной компании “Sideshow”. Она образовалась в ноябре 2007 года на базе нескольких маленьких театров
Чикаго. Отличительной особенностью репертуарной политики компании является
открытие новых имен и представление в Чикаго неизвестной драмургии. Театр
открылся имевшим большой успех спектаклем “Dante Dies!! (and then things get weird)”. Среди постановок театра – “Медея и ребенок” Джанет
Бурровей (вариация на тему трагедии Эвирипида, сезон 2009-10 годов),
“Незнакомая страна” Мэтта Флетчера, Кари Миллер, Майка Стила и Нейт Уилден
(пьеса написана актерами театра, сезон 2011-12 годов), “Мария/Стюарт” (именно
так, через наклонную черту пишется это название) Джейсона Грота (сезон 2012-13
годов). Подробности истории создания и сегодняшнего дня компании – на сайте www.sideshowtheatre.org.
Nota bene! Спектакль “Глупая тра-та-та птичка” идет с 16
августа до 21 сентября 2014 года в помещении Victory Gardens Richard Christiansen Theater. Заказ билетов - на сайте www.victorygardens.org,
по телефону 773-871-3000 или в кассе театра по адресу: 2433 North Lincoln Avenue, Chicago, IL 60601.
PS.
С драматургией Аарона Познера мы прощаемся
ненадолго. Так совпало, что через неделю после премьеры “...птички” в другом чикагском театре TimeLine Theatre Company покажут пьесу “Мое имя Ашер Лев” (“My Name is Asher, Lev”) – познеровскую адаптацию романа американского писателя Хаима Потока. Об
этом спектакле – в следующем выпуске Театрального Чикаго.
Фотографии к статье:
Фото 1. Лого Sideshow Theatre
Company Фото 2. Постер к спектаклю “Глупая тра-та-та птичка”
Фото 3. Аарон Познер
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!