30 января, 8.00 pm. Концерт джазовой вокалистки из Денвера, обладательницы четырех премий “Грэмми” Дианы
Ривз. В программе – популярные хиты певицы и композиции из альбома “Beautiful Life” – ее первого
студийного альбома за последние пять лет. Пианист – Питер Мартин.
3 и 4 февраля, 7.00 pm. На два вечера Симфонический центр превратится в огромный кинотеатр. Мы будем смотреть великий фильм Фрэнсиса Форда Копполы “Крестный отец” (“The Godfather”, 1972). Музыка Нино Рота к этому фильму исполняется музыкантами ЧСО. Дирижер – Джастин Фрир.
Учитель маэстро Риккардо Мути, итальянский
композитор Нино Рота родился в 1911 году в Милане, в семье музыкантов. В детстве,
переехав в Рим, поступил в консерваторию, которую закончил в 1929 году. Еще в
консерватории Рота прослыл вундеркиндом – он зарекомендовал себя как композитор
и дирижер оркестра, его первая оратория исполнялась уже в 1923 году в Милане и
Париже. С 1930 по 1932 годы Рота живет в Америке. Он получил ученую степень в
институте Кертиса, где занимался композицией у Розарио Скалеро, а
консультировался у Игоря Стравинского и Артуро Тосканини. По классу оркестра
его педагогом был Фриц Рейнер – впоследствии музыкальный руководитель ЧСО. По
возвращении в Италию Нино Рота изучал литературу в миланском университете,
позднее, в 1937 году начал преподавательскую карьеру. С 1950 до 1979 года Рота
занимал пост директора консерватории Бари.
Нино Рота - автор опер, балетов, ораторий, четырех
симфоний, других произведений для оркестра, камерно-инструментальных ансамблей,
фортепианных пьес. Но, конечно, главный успех сопутствовал композитору в кино.
Музыку к кинофильмам он начал писать с начала сороковых годов, работая с такими
режиссерами, как Ренато Кастеллани, Марио Моничелли, Эдуардо де Филиппо. Нино
Рота - автор музыки к таким прекрасным фильмам, как “Война и мир” Кинга Видора,
“Ромео и Джульетта” Франко Дзефирелли, “Рокко и его братья” и “Леопард” Лукино
Висконти. Когда студия “Paramount” предложила Копполе снимать “Крестного отца”,
режиссер отбивался руками и ногами: “Избитая тема! Не хочу!” Студия отнеслась к
нему с взаимным недоверием - даже взяли еще одного режиссера, чтобы Коппола
все-таки не забывался: в любой момент его могут уволить. На студии “Paramount” были недовольна решительно всем: как идут съемки, набранными актерами,
работой операторов. Фрэнсис постоянно был на грани нервного срыва. Его жена
Элинор, бросив маленьких детей на няню, ежедневно приходила на съемочную
площадку, боясь, что муж что-нибудь с собой сделает. Посмотрев готовый
материал, студия раскритиковала его в пух и прах! Коппола сбежал в Париж, и
премьера “Крестного отца” прошла без него.
Когда спустя два года снималось продолжение,
хозяева “Paramount” уже были готовы сделать все, чего не пожелает режиссерский мизинец.
Коппола скромничать не стал и пожелал вещей беспрецедентных: в частности,
распорядился замостить Шестую авеню в Нью-Йорке булыжником, снять все фонари,
провода и кондиционеры. Кажется, это был уникальный случай - продолжение
оказалось не хуже первого фильма. На “Крестного отца-2” посыпался град
“Оскаров”. В числе награжденных был и Нино Рота.
Наиболее плодотворным оказалось многолетнее
сотрудничество Нино Рота с Федерико Феллини. Рота является автором музыки ко
всем картинам режиссера, начиная с “Белого шейха” (1952 год) и заканчивая
“Репетицией оркестра” (1979 год). В год выхода фильма композитор умер.
Феллини писал: “Нино Рота обладал пространственным
воображением, музыкальным видением небесных сфер, и поэтому ему не нужно было
видеть зрительные образы моих фильмов. Когда я его спрашивал, какие мотивы он
держит в голове, чтобы комментировать ту или иную сцену, я отчетливо ощущал,
что зрительные образы его не интересовали: у него был свой внутренний мир,
проникнуть в который у реальной действительности было мало шансов. Он жил в
музыке со свободой и легкостью существа, живущего в органически свойственном
ему измерении. Это был человек, обладавший редким качеством, тем бесценным даром,
который принадлежит к области интуиции”.
Nota bene! Билеты на все концерты в
Чикагском симфоническом центре можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Диана Ривз. Фото – Джеррис МэдисонФото 2. Таким был Нино Рота в год создания “Крестного отца”
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!