29 января в концертном зале “Карнеги-холл” (Нью-Йорк) состоится сольный концерт Ильдара Абдразакова. Выдающийся певец нашего времени впервые в США выступает не в опере, а в качестве камерного исполнителя. Моя беседа с Ильдаром началась с вопросов о предстоящем концерте.
-
Звучит невероятно, но вы никогда не давали в Америке сольных концертов.
Почему? Не приглашали, или времени не было?
-
Я вообще не так много даю сольных концертов. Если Дима Хворостовский дает
по пять-шесть концертов в месяц, то у меня получается три-четыре в год. Это
связано с тем, что раньше я делал упор на оперные спектакли. В последнее время
мне стали предлагать сольные концерты.
-
Волнуетесь перед выходом на прославленную сцену Карнеги-холл?
-
Я волнуюсь перед выходом на любую сцену. Даже в близкой компании, если меня
просят спеть, все равно волнуюсь. Может быть, это не волнение перед сценой, а
волнение перед исполнением какого-то произведения на публике.
-
Есть разница в том, как вы готовитесь к оперной партии и к камерному
концерту?
-
Разница не в подготовке, а в самих выступлениях. Опера – коллективное
творчество дирижера, режиссера, солистов, оркестра. В опере характер героя
раскрывается за несколько часов. Я пою в костюме, окруженный декорациями. Все
это помогает воссоздать атмосферу. А на концерте я напрямую работаю с публикой.
Здесь уже не скрыться за декорациями и гримом. Я “гол как сокол”. В камерном
музицировании нужно показать все, на что я способен, “раскрыть картину” голоса
за две-три минуты, иногда - за одну минуту. Все должно быть изящно, в рамках
стиля композитора.
-
Расскажите, пожалуйста, о программе будущего концерта. Судя по именам
композиторов, нас ждет русско-французский вечер...
-
Я – певец из России, поэтому мне хочется показать что-то из русского
репертуара. Глинка, Чайковский и Мусоргский – те композиторы, на которых я
вырос. Я выбрал “Песни и пляски смерти” Мусоргского, романсы Глинки и
Чайковского. А если говорить о французской музыке, то она мне очень нравится. Я
пою то, что люблю: “Сонет Петрарки” Листа, “Три песни Дон Кихота Дульсинее”
Равеля, Три избранных романса Форе. Эту программу я подобрал с моим
концертмейстером, пианисткой Мзией Бахтуридзе. Мы решили не исполнять длинные
циклы одного композитора, а составить вечер из нескольких имен.
-
Как началась ваша совместная работа с Мзией Бахтуридзе?
-
Мы с ней познакомились совершенно случайно, когда в 2000 году маэстро
Риккардо Мути пригласил меня в Ла Скала на прослушивание. Она была единственным
человеком, говорившим по-русски, а я в то время не говорил на итальянском
языке. Она мне помогала и как пианист, и как переводчик. Мы подружились, стали
вместе работать. Уже потом я узнал, что она - концертмейстер Рамона Варгаса,
работала с Барбарой Фриттоли и другими известными певцами... С Мзией у нас были
концерты в Италии, Японии, Мексике. Впереди – американский дебют!
“У меня дрожали коленки”
-
У вас необычная судьба. Для большинства певцов Ла Скала становится
кульминацией карьеры, а вам в двадцать пять лет миланский театр подарил
“путевку в жизнь”...
-
Было страшно и очень ответственно – выходить на сцену такого масштаба. Я до
сих пор помню свой первый выход на сцену. У меня дрожали коленки. (Смеется.)
Знаете, как будто заходишь первый раз в музей. Не знаешь, что будет дальше. А
потом пошло-поехало. Первая оперная постановка, другая, третья... Новые картины
открывались, эмоции переполняли... Так начиналась моя оперная карьера.
Музыкальные достижения Ильдара Абдразакова во многом связаны с именем
маэстро Риккардо Мути. После дебюта в Ла Скала в 2001 году певец неоднократно
выступал с дирижером и в Европе, и в Америке. В сезоне
2004–05 годов Абдразаков по приглашению Мути участвовал в концерте,
посвященном открытию Ла Скала после реставрации. В сезоне 2008-09 годов он
исполнил партию Аттилы в одноименной опере Джузеппе Верди на сцене Метрополитен-оперы. Эта
опера стала дебютной работой дирижера с нью-йоркским театром. В 2009 году
Абдразаков дебютировал на Зальцбургском музыкальном фестивале, исполнив главную
партию в опере Дж.Россини “Моисей и Фараон”. За дирижерским пультом стоял
маэстро Мути. В сентябре 2010 года был выпущен первый совместный диск маэстро Риккардо Мути и Чикагского симфонического
оркестра. Для первой записи итальянский маэстро выбрал одно из своих самых любимых произведений -
гениальное творение Джузеппе Верди “Реквием”. Мути собрал блестящий состав исполнителей: Ольга Бородина, Барбара
Фриттоли, Марио Зеффири. Басовую партию исполнял Ильдар Абдразаков. В феврале
2011 года запись, сделанная в Чикагском симфоническом центре 15-17
января 2009 года, была удостоена двух премий “Грэмми”: за лучший классический
альбом и лучшее хоровое исполнение. Я
спросил у Ильдара, как ему работается с маэстро Мути.
-
Мне с ним работается прекрасно. Маэстро Риккардо
Мути – один из моих любимых дирижеров. Мы с ним неоднократно работали вместе в
прошлом, и в планах на будущее у нас есть совместные концерты... Мути – очень
большой профессионал. Он требует от певцов точного соблюдения указаний
композитора, всегда требует целостности произведения. Иногда певцы обижаются и
говорят, что он слишком требователен. Если ты с ним первый раз разбираешь
партитуру, тебя можно ночью разбудить и сказать: “Спой третий такт на тридцать
пятой странице”. Ты проснешься и споешь. Заучишь так, что из головы не выбьешь.
(Смеется.) С ним удобно петь. У него очень понятные жесты и понятный
взгляд. Когда мы с ним выступаем, я понимаю его с первого взгляда. То же самое
могу сказать про дирижера Джеймса Ливайна. Он поет вместе с тобой, слова
проговаривает... Он всегда с тобой. Такая поддержка дорогого стоит.
“Надеюсь,
справлюсь...”
В числе многочисленных наград Ильдара Абдразакова –
Первая премия XVII Международного конкурса имени М.Глинки
(Москва, 1997 год), Гран-при III Международного конкурса имени
Н.Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 1998 год),
Гран-при I Международного конкурса Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 1999 год),
Гран-при I Международного конкурса Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 1999 год),
Гран-при V Международного телевизионного конкурса
имени Марии Каллас “Nuove voci per Verdi” (Парма, 2000 год). Певец рассказывает:
-
Меня открыла замечательная Ирина Константиновна
Архипова. Мы с ней много работали вместе в то время, когда я только начинал
выступать, будучи певцом Уфимской консерватории. Она меня учила, как петь
романсы, подсказывала, давала советы... Я благодарен судьбе за встречу с ней. А с Еленой Васильевной Образцовой я познакомился через два года. На ее
конкурсе 1999 года был международный состав жюри, и после победы у меня
началась европейская карьера. Елена Васильевна подтолкнула меня к выходу на
европейскую сцену.
Дружба с Еленой Васильевной Образцовой получила неожиданное продолжение совсем недавно. 8 декабря было объявлено, что с 2015 года Ильдар Абдразаков становится художественным руководителем Международной академии музыки Образцовой. Учредителями Академии выступили Большой Гостиный двор и Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства “Фонд Елены Образцовой” (Санкт-Петербург). Предполагается обучение в двух направлениях: дополнительное профессиональное образование по вокалу и детское образование (Детская школа искусств). Ильдар высоко оценивает перспективы Академии:
-
В Академии будут учиться молодые певцы из многих стран
мира. В качестве преподавателей примут участие выдающиеся музыканты, педагоги,
исполнители, будут проводиться мастер-классы звезд мировой оперы. Я считаю
открытие Академии событием большого масштаба не только России, но и всего
музыкального мира.
-
Означает ли это, что в будущем вы планируете больше
времени проводить в Санкт-Петербурге?
-
Это новая для меня работа. Пока трудно сказать, как
все пойдет. Надеюсь, справлюсь... Я буду пытаться совмещать обязанности
руководителя с выступлениями в оперных театрах и сольными концертами.
-
Вы выступаете в крупнейших оперных театрах и
концертных залах по всему миру. Какие особенности публики вы бы отметили в
России, Европе и США?
-
Австрийская публика сдержанная. После арии могут не
похлопать, но зато в конце спектакля будут хлопать достаточно бурно.
Американская публика более открытая, более благожелательная. Она улыбается,
поддерживает певца, идет за ним с первой фразы. В Италии публика горячая.
Итальянцы выросли на Верди, Пуччини, Россини, они приходят в театр, зная, как
должен исполняться тот или иной композитор. Они более критично относятся к
певцам... Российская публика разная. В Питере она одна, в российской глубинке –
другая, в Москве – третья. Она тоже достаточно сдержанная, но если поешь
хорошо, в конце она вынесет тебя на руках.
“Welcome home!”
-
У вас бывают концерты, про которых вы можете
сказать, что вы сделали все, как надо, на сто процентов, или чувство
неудовлетворенности сохраняется?
-
Всегда сохраняется. Всегда хочется спеть лучше. Но,
мне кажется, я еще достаточно молодой, поэтому есть к чему стремиться. Когда
все будет, как надо, стану стопроцентным худруком. (Смеется.) Пока я в
первую очередь певец.
-
Как вы сами для себя определяете ваш голос?
Бас-баритон?
-
Некоторые говорят, что у меня - три голоса: краска
басовая, исполнение высокое, как у баритона, а вокальная техника, как у тенора. Особенности моего голоса позволяют иметь более широкий
репертуар. Я исполняю партии Филиппа
Второго, Дон Жуана, Досифея. Верди, Моцарт, Мусоргский... – мой голос позволяет
исполнять партии разных композиторов, используя разную манеру пения.
-
Какие оперные партии вы считаете наиболее
показательными для вашего голоса?
-
Филипп Второй, Мефистофель в “Фаусте” Гуно и
Мефистофель в одноименной опере Бойто, Дон Жуан. В этих партиях можно показать
кантилену, игровую и драматическую части, буффо. Но есть партии, в которых
можно показать возможности голоса даже в одной арии. Например, ария дона
Базилио в “Севильском цирюльнике”. В ней есть все: выходы наверх, staccato, legato,
piano, forte...
-
Не страшно было браться за Мефистофелей?
-
Страшновато. И за Мефистофеля Гуно, и за
Мефистофеля Бойто, и за Филиппа. Но я преодолел страх, и теперь эти партии у
меня в репертуаре. Я их продолжаю петь.
-
Какая партия для вас самая сложная?
-
Мефистофель Бойто. Я пою Мефистофеля, но не так
часто. Если петь четыре-пять постановок в год, то это очень сложно. Вокально,
драматически, эмоционально партия Мефистофеля неимоверно сложная. Она требует
энергии, сил. После семи-восьми спектаклей нужно отдыхать два месяца.
-
Есть такие партии, которые вы поете, но при этом не
чувствуете связи с ними?
-
Нет, таких нет. Я вживаюсь в характер моих героев,
становлюсь частью моих персонажей.
-
Особые отношения складываются у вас с
Метрополитен-оперой. Вы выступаете в МЕТ по несколько раз каждый сезон. В
Нью-Йорке у вас уже есть своя публика, вас даже называют солистом театра...
-
Я не являюсь солистом какого-либо театра в
привычном понимании этого слова. Моя трудовая книжка лежит дома. Я заключаю
контракт с театрами на определенные спектакли. И все. Но, вы
правы, в Нью-Йорке я бываю часто. Мне кажется, на Манхеттене
меня знают больше, чем где-либо. В МЕТ меня встречают словами: “Welcome home!” Это
приятно.
-
Что выделяет Метрополитен-оперу среди других
оперных театров мира?
-
Организованность, четкая работа всех служб,
доброжелательное отношение. С этим театром у меня сразу сложились теплые
отношения, и они продолжаются до сих пор.
-
Как на вас сказался недавний конфликт генерального
директора МЕТ Питера Гелба с профсоюзами?
-
Руководство театра выслало солистам письма с
предложением пойти на семипроцентное сокращение гонорара. Мы с Аней Нетребко и
Димой Хворостовским подписали его. Мы будем поддерживать театр.
“Хочется немного зарядиться
домашней энергией”
-
Где ваш дом?
-
Как говорил Ростропович: “Дом – там, где стоят
чемоданы”. Чемоданы у меня стоят в Санкт-Петебурге. А моя Родина – город Уфа,
где я сейчас нахожусь.
Моя беседа с Ильдаром Абдразаковым состоялась 16
декабря. Я позвонил певцу в Уфу. Ильдар готовился к концерту, посвященному
юбилею отца. Легендарному башкирскому сценаристу и кинорежиссеру Амиру
Габдульмановичу Абдразакову в 2014 году исполнилось бы
восемьдесят лет. В большом гала-концерте выступали его
дети – Ильдар и Аскар. Ильдар рассказал, что любовь к музыке у
него от родителей.
-
Хотя мои родители не были музыкантами (папа –
кинорежиссер, мама – художница, работала в мастерской по украшению посуды), с детства
в доме постоянно звучала музыка. Родители любили петь. Отец играл на многих
инструментах: на баяне, аккордеоне, скрипке, мандолине, рояле... Он никогда не
учился в музыкальной школе. Самоучка.
-
При вашей занятости, наверно, у вас совсем нет
свободного времени?
-
Иногда нахожу возможность отдохнуть. Свободное
время провожу с друзьями. Если их рядом нет, либо играю в гольф, если
получается найти площадку и поле для гольфа, либо остаюсь дома, читаю книги.
Хобби никакого нет. Не поднимаюсь на горы, не хожу на охоту... Хотя рыбку с
удовольствием половил бы. (Смеется.)
-
Покупки делать любите, по магазинам ходите?
-
Люблю, но, к сожалению, на это тоже надо иметь
время. Когда оно есть – почему бы и нет? Хожу по магазинам, смотрю что-нибудь
интересное. Подарочки для мамы, друзей, родственников... Наконец-то я доехал до Уфы. Больше двадцати лет не отмечал дома Новый год,
а 2015 встречаю в кругу семьи, с мамой! Хочется немного зарядиться домашней
энергией.
Nota bene! Сольный концерт Ильдара Абдразакова (“An Evening with Ildar Abdrazakov”) состоится 29 января 2015 года в 8 часов вечера в концертном зале
“Карнеги-холл” (Нью-Йорк). Билеты можно заказать на сайте http://www.carnegiehall.org/, по телефону
312-332-2244, а также приобрести в кассе по адресу: Carnegie Hall, 881 7th Avenue, New York, NY 10019.
Фотографии к статье:
Фото 1. Ильдар Абдразаков Фото 2. Ильдар Абдразаков – Дон Жуан. Сцена из оперы “Дон Жуан” в Венской опере.
Фото 3. Ильдар Абдразаков – Филипп Второй. Сцена из оперы “Дон Карлос” в Театре Regio (Турин, Италия)
Фото 4.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!