В эти дни на сцене Лирик-оперы Чикаго идет опера К.Глюка “Орфей
и Эвридика“ в постановке Джона Ноймайера. В партии Орфея - лирический тенор
Дмитрий Корчак. В эксклюзивном интервью вашему корреспонденту Дмитрий
рассказывает о репетициях с Ноймайером, аутентичном исполнении, говорит о том,
почему в последнее время все чаще берет в руки дирижерскую палочку, и дает
советы чикагским любителям оперы.
-
Дмитрий, как вас встретила Лирик-опера?
-
О Лирик-опере я слышал от моих коллег только восторженные отзывы. Все в
один голос говорили, что это один из самых доброжелательных театров, где
прекрасно работается. Приехав сюда, я могу подтвердить, что все высказывания
оказались правдой. В чикагском театре все настроены очень дружелюбно и все
работают очень четко. Я нахожу только положительные детали как в чисто
человеческом отношении, так и в профессиональном плане. Могу сказать только
слова восхищения уровнем оркестра, с которым я уже успел спеть концерт в парке
“Миллениум”. Чудесный оркестр с потрясающим руководителем, сэром Эндрю Дэвисом.
Мы живем, как одна семья.
С “Орфеем и Эвридикой” многое происходит впервые. Дмитрий Корчак впервые
выступает на сцене Лирик-оперы и впервые исполняет партию Орфея. Впервые в истории Лирик-оперы один человек -
балетмейстер Джон Ноймайер - является одновременно режиссером, хореографом и
сценографом. Наконец, впервые в истории
оперный театр Чикаго сотрудничает с одной из крупнейших балетных компаний
Америки Балетом Джоффри.
Я спросил Дмитрия Корчака, в чем он видит технические сложности партии
Орфея.
-
Во-первых, это музыка в стиле барокко, которую я никогда не пел. Я
специализируюсь на бельканто: Доницетти, Беллини, отчасти Россини, Моцарт -
музыка чистейшая по фразировке и стилистике. Партия Орфея технически очень
высокая и разноплановая: от колоратуры до кантилены, от пианиссимо до
драматичных моментов, плюс речитативы и другие сложности, связанные с пением на
французском языке. Партия Орфея – одна из самых длинных, которые я пел в жизни.
Три акта, в которых Орфей не уходит со сцены и исполняет порядка десяти арий,
одну за другой. Ария, речитатив, дуэт, опять ария. Бесконечно трудная партия не
только для меня – для любого тенора. Таких партий немного. Конечно, мне она безумно
интересна как артисту...
В сезоне 1978-79 годов на сцене
Лирик-оперы показали “Орфея и Эвридику” в хореографии Джорджа Баланчина, в
сезоне 2005-06 годов шла постановка Роберта Карсена с Дэвидом Дэниелсом в
партии Орфея. Партию Эвридики тогда исполняла Изабель Байракдарян. Дирижировал
оперой Гарри Бикет. Он же дирижирует сегодня спектаклем Ноймайера. Дмитрий
Корчак рассказывает:
-
Есть много записей, где партию Орфея исполняет меццо-сопрано. Мы ставим
парижскую редакцию оперы. Она написана для тенора с дополнительной арией,
которой нет у меццо-сопрано. Случаи с разными редакциями одной и той же оперы
были в истории музыки. Например, сочинения Россини “Моисей в Египте” и “Моисей
и Фараон” на разных языках, “Граф Ори” для парижской редакции – практически на
восемьдесят процентов “Путешествие в Реймс”. Опера не исполняется сегодня. Где
взять четырнадцать солистов высокого уровня? Какой театр финансово потянет
такую постановку?.. “Орфей и Эвридика” - не опера в современном понятии.
Скорее, музыкальные номера, объединенные либретто, где балетные номера часто
купируют или даже меняют местами. Мы, люди, испытавшие страсти бельканто и
веризма, найдем в этой музыке более скромное использование нюансов,
трагичности, чувственности. Страстей в “Орфее...” не меньше - они просто
другие. Своим грандиознейшим сочинением Глюк взорвал музыкальный мир. Это было
не просто новое слово в опере - Глюк распахнул дверь в другую эпоху. Сегодня
эти страсти кажутся нам странными: какие-то страшилки в аду... А тогда люди
сходили с ума от этой музыки.
-
Ваша Эвридика – певица из Канады Андриана Чукман...
-
Я с ней работаю впервые. Только здесь познакомился. Она замечательно
подходит к партии Эвридики. На мой взгляд, состав для этого театра подобран
идеально. Здесь бы не прозвучали совсем барочные голоса. В Лирик-опере
гигантский театр и огромный оркестр. Шесть пультов первых скрипок – состав, с
которым делают Вагнера и Верди. Поэтому мы поем своими оперными голосами, но в
барочной стилистике.
-
Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с Джоном Ноймайером.
-
Я счастлив, что судьба свела меня с этим великим Мастером. Я был
чрезвычайно удивлен, как для него оказался важен личный контакт с артистом. Два
года назад театр прислал мне письмо о том, что условием Ноймайера является
встреча со мной. Я приехал к нему в Гамбург, мы встретились, пообщались. Ему
было важно увидеть меня, обсудить контуры будущего спектакля. Он сказал: “Мне
всегда важен человеческий контакт. Мало того, чтобы человек хорошо пел. Я
соединяюсь с людьми в одно целое, когда мы что-то создаем”. Я вам открою один
секрет, который никто не знает. Ноймайер ходил на каждую примерку, он болеет
душой за каждый костюм. Привезли огромный гардероб: миллион рубашек, свитеров,
брюк... Ничего из этого Ноймайеру не понравилось, и он принес для меня деталь
костюма из личного гардероба. “В этой сцене с таким светом нужен другой костюм.
У меня он есть. Примерь.” В итоге я буду петь Орфея отчасти в костюме
Ноймайера. Это дорогого стоит. Все равно что дирижерская палочка Риккардо Мути
или подаренный Пласидо Доминго клавир. Таких людей сегодня практически нет.
Между нами не просто отношения начальника и работника, а намного ближе. Во
время репетиций мы превратились в одну музыкальную семью. Пусть на месяц, но
тем не менее... Наверно, это называется Магией творчества.
-
Как бы вы определили жанр спектакля Ноймайера?
-
Балетный спектакль с оперной музыкой. Ноймайер не ставил оперу, он не
оперный режиссер. У него другая профессия. Оперный режиссер обычно сталкивается
с проблемой, что делать с балетными номерами. Они либо купируются, либо
делаются с минимальными движениями. Как правило, балетные сцены в опере
провальные. Действие останавливается, и на сцене ничего не происходит. Здесь –
наоборот. У нас очень буйный балетный спектакль, и мы должны каким-то образом войти
в ритм, движение балета. Сделать шаг, осанку, повороты, руки, глаза в том
внутреннем темпе, как это делают балетные артисты, было трудно, но мне кажется,
мы нашли ключик... Ноймайер “обрамил” нас балетом и сделал эстетский спектакль,
как и все его балеты... Я считаю, что сегодня в руках директора театра -
джокер. Знаменитая история, которую все знают со школы, великий балетмейстер,
хорошие певцы, прекрасная балетная труппа – все компоненты успеха! Спектакль
будет интересен всем. Знаете, как бывает: кидаешь дротик и попадаешь в десятку.
Мне кажется, что “Орфей и Эвридика” – абсолютное попадание в десятку.
-
Вы бы хотели исполнить Орфея в других странах?
-
С удовольствием. Джона Ноймайера обожают в России. Моей мечтой было бы
привезти эту постановку в Россию. Мне безумно интересно работать с Ноймайером,
и я очень надеюсь, что наше сотрудничество продолжится.
-
Говоря о барочной музыке, нельзя не затронуть тему аутентичного исполнения.
Некоторые считают, что современный симфонический оркестр не может исполнять произведения
композиторов XVII-XVIII веков, потому что в те времена были совсем другие
инструменты. Вы согласны?
-
Да, были и другие инструменты, и другие струны, и другие смычки. Все было
другим. Но мы не знаем, как это звучало. Все, что сейчас делается вопреки
современным тенденциям, как бы вернувшись в те времена, интересно, но никто не
знает, как было в те времена. А может оно и не так звучало? Назовем это течение
не возвратом к аутентизму, а пробами приблизиться к тому ощущению времени. Это
проблематично, для этого надо искать другие помещения. Тогда не было Чикагской
оперы, а были камерные залы. Тогда оперы делались с инструментальными
ансамблями, а не с симфоническим оркестром. Тогда не пели верхние ноты в голос,
а использовали фальцетную манеру. Пение в полный голос началось с Рубини.
-
Какие партии вам кажутся сегодня наиболее близкими вашему голосу?
-
Сейчас я пробую французских композиторов. Я пел “Фаворитку”, “Вертера”. Мне
было бы интересно попробовать “Ромео и Джульетту”, “Фауста”, “Манон”. В
следующем году в Токио дебютирую в “Сказках Гофмана”.
-
Означает ли это, что ваш голос меняется от лирического к
лирико-драматическому?
-
Я перехожу в другой возраст. Через несколько лет не смогу петь молоденьких
героев-любовников. Перехожу к романтическим героям, от Россини комического к
Россини serio. В декабре дебютирую в
“Вильгельме Телле”.
-
Кроме Ленского, вы что-нибудь поете еще из русского репертуара?
-
В Европе я не пел ничего, кроме Ленского и “Моцарта и Сальери”
Римского-Корсакова. В России есть оперы для моего типа голоса, которые пел,
например, Лемешев. Такие, как “Снегурочка”. Но эти оперы не идут нигде в
Европе. Даже в России их ставят редко.
-
В Америке тем более. А как бы хотелось услышать их!
-
Это вопрос не к солистам, а к зрителям. Руководство театра обязано
учитывать интересы спонсоров и публики. С этим связана продажа билетов. Чтобы
поставить “Снегурочку”, которую в Америке никто не знает, нужна сильная
реклама. Театр не уверен, что на эту оперу пойдут зрители. А если он поставит
“Травиату”, то зал будет полон. Винить театры здесь невозможно. Вы, жители
Чикаго, должны говорить, писать, разговаривать со спонсорами. И тогда вы
увидите эти оперы в афише театра.
В семь лет Дмитрий Корчак поступил в Московское хоровое училище имени
Свешникова. Окончив его с отличием, учился в Академии хорового искусства одновременно на двух отделениях: вокального искусства
(класс Д.Вдовина) и хорового дирижирования (класс профессора В.Попова). С 2003 до 2007 годов
работал в московском театре “Новая опера” (сегодня этот театр носит имя
основателя Евгения Колобова).
-
“Новая опера” - театр, в котором я получил свой первый сценический опыт,
опыт пения с оркестром. Мне повезло, я работал с таким замечательным мастером,
как Евгений Владимирович Колобов. На мой взгляд, это один из крупнейших
музыкантов и дирижеров. Работа с Колобовым дала мне уверенность в моих
дальнейших шагах, первых дебютах на европейских сценах. В Европе на
прослушивании меня всегда спрашивали: “Вы уже пели в театре?” Я отвечал, что за
два года спел пять разных партий. Это был опыт, которого не было у певцов в
Европе. У меня не было проблем с дирижерами, я не терялся на сцене... А еще в
“Новой опере” я познакомился со своей будущей женой. Она работала в
международном отделе театра, ее отец был главным режиссером театра.
-
Почему вы выбрали местом жительства Вену?
-
От “Новой оперы” до Вены прошло много лет. Это не так все быстро случилось.
Почему Европа? У меня было много европейских контрактов, нужна была база в
Европе. Сначала она была в Италии. Когда у меня вырос сын, мы нашли хорошую
школу в Вене. Это было основной причиной переезда. Сын учился в садике при
Венском хоре мальчиков. Вена – прекрасный город, по праву носит звание
музыкальной столицы Европы. Я часто работаю в Венской опере.
-
В чем различие Венской оперы от Лирик-оперы Чикаго?
-
Это два абсолютно разных театра. В Венской опере с сентября по июнь каждый
день идут спектакли. Больше четырехсот. Поэтому в Вене график работы совсем
иной, чем в Чикаго. Там вам не позволят репетировать на сцене, как мы это
делаем здесь, потому что сцена все время занята. В Вене нет такого количества
времени для репетиций с оркестром... По количеству ежедневных мероприятий на
сцене Венская опера - фабрика по производству спектаклей, сравнимая с
Метрополитен-оперой в Нью-Йорке. Конечно, музыкальный уровень театра
высочайший. Венская опера – один из пяти лучших оперных театров мира. В январе
я буду там петь в опере “Пуритане”, в моих планах “Дон Паскуале”, “Вертер”,
“Евгений Онегин”. В Вене выступать проще. Репертуарный театр, спектакли идут
десятилетиями... Если вы вошли один раз в “Любовный напиток”, вы можете
приехать через год, вспомнить спектакль за два дня и выйти на сцену. Это
удобно, не надо тратить месяц на репетиции. Тем самым оказывается проще найти
свободный период в графике, чтобы петь именно короткие блоки спектаклей. Самое
приятное – в любой день года можно прийти к театру, посмотреть любую афишу и
увидеть там знакомые фамилии. Среди моих друзей – певцы со всего мира. В
Венской опере также много славянских певцов, болгарских, польских, много
потрясающих грузинских солистов. Я уже не говорю о русских, украинских
исполнителях, которых всегда много. Я очень этому рад. Люди из этих стран
работают в поте лица и добиваются результатов.
С сезона 2017-18 годов Дмитрий Корчак стал главным приглашенным дирижером
Новосибирского театра оперы и балета. Я спросил у певца, с чем связан его
переход к дирижированию.
-
Начнем с того, что я дирижер по первой профессии. На третьем курсе я взял
себе вокальный факультет, как дополнительный. Мой
первый педагог по дирижированию – ректор Академии хорового искусства, профессор
Виктор Сергеевич Попов. Это был человек, через всю жизнь пронесший любовь к
искусству, уважение, трепетное отношение к музыке. Его отличала необыкновенная
честность перед Искусством. Я возвращаюсь к дирижированию, потому что мне это
интересно. Мне кажется, пришел момент, когда появилась внутренняя необходимость
в этом. Я открываю для себя совершенно другую музыку. Имея большой сценический
опыт, я могу что-то рассказать артистам. Им со мной удобно петь, я дышу с ними
одним воздухом. Мое сегодняшнее положение позволяет мне договариваться с
певцами, получать лучшие оркестры, залы... Я начинал с отдельных выступлений.
Они всегда были очень высокого уровня. Горжусь, что после моего большого гала-концерта
получил приглашение от Владимира Кехмана возглавить Новосибирский театр в
качестве главного приглашенного дирижера. Главным дирижером в театре является
Дмитрий Юровский.
-
Передавайте ему большой привет. Мы все в Чикаго его помним. Два с половиной
года назад он дирижировал “Тоской”.
-
Я здесь в перерыве между репетициями увидел передачу канала “Культура” о
Лирик-опере. Интервью давал Юровский. Он тогда как раз работал над “Тоской”...
Я счастлив, что в короткие периоды, когда я буду свободен, смогу уделить
внимание новосибирскому театру. В ноябре я буду дирижировать оперой “Любовный
напиток”, в планах на следующий сезон – “Травиата”, “Кармен’ и “Stabat Mater” Россини, где одним из солистов
заявлен американский тенор Лоренс Браунли.
-
Как интересно! А в июне следующего года вы поете “Stabat Mater” в Чикаго с Риккардо
Мути. Случайное совпадение?
-
Случайностей не бывает. С Риккардо Мути я уже
дважды пел “Stabat Mater”.
-
Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с маэстро.
-
Маэстро Мути – один из величайших могикан
музыкального мира. При своем положении и возрасте он не потерял интерес к
музыке. Он репетирует, ведет мастер-классы, любит молодежь. Работа с ним – это
огромный мир культуры и музыки. Я дирижирую палочкой, подаренной им. У меня
большая коллекция палочек. Палочка Мути мне особенно дорога. Мне бы очень
хотелось, чтобы в старости я не потерял интерес к жизни и к музыке. Маэстро
Мути для меня всегда будет примером в этом. Замечательно, что жители Чикаго
могут видеть Мути у себя в городе.
-
Как вы считаете, ваша карьера складывается удачно?
-
Я себя считаю счастливым человеком. Общаюсь с
замечательными музыкантами, исполняю потрясающую музыку. Сегодня мы
разговариваем с вами в Чикаго. О чем еще можно мечтать? Я с оптимизмом смотрю в
будущее. Впереди - много интересных проектов.
Nota bene! Билеты на оперу ”Орфей и
Эвридика”, а также абонементы и одиночные билеты на другие спектакли сезона
2017-18 годов Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на
сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в
кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Дмитрий Корчак в спектакле “Орфей и
Эвридика” (Лирик-опера Чикаго, сентябрь 2017). Фото – Тодд Розенберг – фото для
обложки
Фото 2-3.
Дмитрий Корчак в спектакле “Орфей и Эвридика” (Лирик-опера Чикаго, сентябрь
2017). Фото – Тодд Розенберг
Фото 4. Дмитрий Корчак. Фото – Дэвид
Чепмен (Нью-Йорк)
Фото 5-6. Дмитрий Корчак. Фото – Даниил Рабовский
(Москва)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!