Действующие лица и исполнители:
Принцесса Турандот – Амбер Вагнер,
Калаф – Стефано Ла Колла
(дебют на сцене Лирик-оперы),
Лю – Мария Агреста (декабрь, дебют на сцене Лирик-оперы) и Джанай Бруггер
(январь, дебют на сцене Лирик-оперы),
Тимур – Андреа Сильвестрелли.
Дирижеры – сэр Эндрю Дэвис и Роберт Тветен (27
января).
Режиссер - Роб Керли.
Новая для Чикаго постановка принадлежит
Лирик-опере. Сделана для Большой оперы Флориды, Оперы Далласа, Хьюстонской
оперы и Оперы Сан-Франциско.
5 декабря 2017 года - 27 января 2018 года (десять
спектаклей).
Продолжительность спектакля – 2 часа 50 минут с
двумя антрактами.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Легенда о коварной “дочери неба”, жестокосердной
принцессе Турандот стала известна благодаря сборнику персидских сказок “Тысяча
и один день”, изданному в 1711 году в Париже. На театральных подмостках
Турандот появилась в 1729 году, когда на парижской ярмарке Сен-Лоран впервые
была показана знаменитая комическая опера Лесажа и Д'Орневаля “Китайская
принцесса”. Славный путь самой известной принцессы Китая продолжился в Италии -
привезенная из-за Альп таинственная красавица заворожила венецианца Карло
Гоцци, и он посвятил ей одну из своих знаменитейших сказок для театра. Автор
писал: “Сказка о Турандот, принцессе Китайской, обставленная всеми невероятными
перипетиями, с которыми читателю предстоит познакомиться, при незначительном
участии доблестных масок и без всяких чудесных появлений и превращений, была
поставлена труппой Сакки в театре Сан-Самуэле в Венеции 22 января 1762 года и
шла с успехом семь вечеров подряд, благосклонно собирая полную залу”. В XIX веке в
спор за обладание Турандот победоносно вступила Германия - в 1801 году Фридрих
Шиллер, подвергнув значительной переработке сказку Гоцци, создал пьесу,
столетие не сходившую с театральных подмостков Европы. История Турандот и ее
три загадки не давали покоя и композиторам, и драматургам, и режиссерам. В
разных уголках Европы с завидной регулярностью появлялись все новые музыкальные
сочинения, навеянные сказкой о китайской принцессе, многие театральные труппы
включали пьесы Гоцци и Шиллера в свой репертуар. Джакомо Пуччини увидел
“Турандот” Шиллера в 1919 году в Берлине, в театре Макса Рейнгардта. Он был к этому времени обласкан славой, наслаждался
жизнью и все меньше времени проводил за сочинением музыки. Он любил быстрые
машины, любил играть в покер и охотиться на уток и женщин (можно и в обратном
порядке). Тем не менее композитора так захватил
мир сказочного Китая, что он с жаром принялся за сочинение
своей, как оказалось, последней оперы...
“Турандот” - пятая опера шестьдесят третьего
сезона Лирик-оперы. Оформление сцены обставлено с китайской
спецификой. В центре – огромный гонг и дорожка к небу. В гонг
должен ударить тот, кто рискнет отгадать загадки Турандот, а дорожка в виде
огромного туловища дракона ведет к Императорскому дворцу. Цвета на сцене яркие,
насыщенные. Внизу располагается народ китайский; наверху, в поднебесье, свита с
Императором. Мандарин восклицает: “Poppolo di Pekino” и
читает толпе указ. Турандот, дочь императора Альтоума, станет женой того, кто
разгадает три загадки. Тот же, кто не справится со своей задачей, будет
обезглавлен...
В последнее время стало модно переносить действие
“Турандот” в современный Китай и строить спектакль на идее противопоставления
безмолвствующего народа и правителей-диктаторов. Этого в спектакле английского
режиссера Роба Керли нет. Все – вполне традиционно, ожидаемо, статично. Глядя
на неподвижных героев-истуканов в Лирик-опере, я вспоминал бессмертную
“Принцессу Турандот” Вахтангова, полную искрометного юмора, яркую, живую,
подвижную... Эх, какой был спектакль!.. Но здесь, скорее, речь идет не о
режиссерских недоработках, а о нестыковках сюжета оперы. “Турандот” Пуччини
вызывает массу вопросов. Чем объяснить столь странное поведение китайской
принцессы? Образ Турандот выглядит наиболее непродуманным. Обратите внимание,
что для Турандот Пуччини не написал ни одной яркой, запоминающейся арии. Это
тем более удивительно, если вспомнить гениальные творения композитора,
написанные им для своих любимых героинь, - предсмертную арию-молитву Тоски “Vissi d’arte, vissi d’amore”, арию
“самовластной - в себе не властной – Сладострастной...” Манон Леско “Sola, perduta, abbandonata”, арию Мадам Баттерфляй “Nessuno si confessa mai nato in poverta”... Все дело в том, что Пуччини не рассматривал Турандот в качестве главной
героини оперы. По одной из версий, композитор хотел посвятить “Турандот” своей
служанке, поэтому его гораздо больше интересовал образ рабыни Лю. Дебютирующая
в Лирик-опере итальянская певица Мария Агреста (о ней - ниже) убедительно
показывает трагедию своей героини – трагедию невысказанной любви. На меня
большое впечатление произвело тончайшее piano Агресты в арии “Signore, ascolta”, где
она умоляет Калафа подумать о старике-отце и отказаться от участия в
отгадывании загадок Турандот. Певица остается на высоте до последней, самой
проникновенной женской арии “Tu che di gel sei cinta”, которую Пуччини отдал
Лю. Около года ушло у него на
сочинение этой арии. Недовольный вариантами, предложенными либреттистами,
композитор сам сочинил слова к ней. Сцена
самопожертвования Лю - последняя сцена, написанная Пуччини. Из любви к Калафу она закалывает себя кинжалом, унося с собой секрет его имени. Секрет,
однако, вскоре открывает сам Калаф, и становится совершенно непонятно, зачем же
в предыдущей сцене так мучительно умирала Лю. Биографы Пуччини отмечают, что
композитор собирался закончить оперу смертью Лю, однако его смерть помешала
осуществлению этого замысла. Все, что следует за смертью Лю, - счастливый дуэт
Калафа и Турандот, отгадка принцессой имени Калафа (его имя – Любовь) и
торжественный финал с хором как апофеоз любви, - все это сочинили ученик
Пуччини Франко Альфано и дирижер Артуро Тосканини. 25
апреля 1926 года - через полтора года после смерти
Пуччини - Тосканини дирижировал премьерой “Турандот” в “Ла Скала”.
Дойдя до последних тактов, написанных рукой Пуччини, он прервал спектакль и,
обратившись к публике, сказал: “Здесь смерть вырвала перо из рук маэстро”.
Сцена погрузилась во мрак, медленно опустился занавес, и зал осветился.
Молчание зала прервали возгласы: “Слава Пуччини!” Исполнители и публика
покинули театр. Начиная со второго представления, опера исполняется с финалом
Альфано в редакции Тосканини. Согласно требованию издательства Рикорди,
обладающего правами на наследие композитора, последняя опера Пуччини не могла
исполняться с другим вариантом финала на протяжении всего ХХ века. Новый век открыл дорогу новым версиям финала оперы. В мае 2002 года
“Турандот” была исполнена в Амстердамской опере с финалом итальянского
композитора Лучано Берио. Так что сейчас опера исполняется с двумя финалами,
что приводит к некоторой путанице. В этой связи возникает еще
один вопрос – а зачем вообще нужно было дописывать “Турандот”? Почему нельзя
было оставить оперу в том виде, в каком ее оставил Пуччини?.. К сожалению,
сегодня, спустя девяносто лет после премьеры оперы этот вопрос остается
риторическим. Ответить на него и другие вопросы по поводу оперы еще сложнее,
чем отгадать загадки Турандот. Во всяком случае, у меня, в отличие от Калафа,
ответов нет.
Премьера “Турандот” состоялась в Ла Скала 25 апреля 1926 года. Первым
Калафом стал испанский тенор Мигель Флета, а первой Турандот - итальянская
певица еврейского происхождения Роза Раиза. В ее жизни большую роль сыграл
город Чикаго. Но обо всем по порядку. Раиза родилась в Белостоке (тогда -
территория Польши) в 1893 году. Спасаясь от погромов, семья бежала в Европу и
осела в Италии. Музыкальный талант обнаружился у Розы случайно. Добрые люди
помогли с деньгами, и девушка смогла получить образование в консерватории
Неаполя по классу Барбары Маркизио. В 1912 году Роза Раиза подписала контракт с
известным импресарио Клеофонте Кампанини и началась ее бурная международная
карьера. Ковент-Гарден, Парижская опера, Ла Скала, турне по Южной Америке,
Римская опера... Американский дебют певицы состоялся в 1913 году в Балтиморе. 4
ноября 1929 года Роза Раиза пела на открытии чикагского театра Civic Opera House в том
самом здании, где сегодня располагается Лирик-опера Чикаго. Радиовещание из
театра велось по всей территории США. Обратите внимание: начиная с 1929 года,
каждую неделю на всю страну велись радиотрансляции из оперного зала Чикаго. Это
было за два года до начала радиотрансляций из Метрополитен-оперы. В 1933 году
для культуры настали тяжелые времена, и театр в Civic Opera House закрылся. В 1938 году
Раиза вместе с мужем, итальянским баритоном Джакомо Римини организовали в
Чикаго оперную студию. Всего за свою карьеру Роза Раиза выступила в Чикаго
почти пятьсот раз!
Вот так неожиданно Чикаго оказался связан с жизнью
первой оперной Турандот.
Роза Раиза продолжала выступать во время и после
окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1963 году в Лос-Анджелесе. Певица
стала прообразом героини романа Шолом-Алейхема “Блуждающие звезды”.
В Лирик-опере Чикаго опера впервые прошла 18
октября 1958 года с Биргит Нильсон в партии Турандот. Позднее певица возвращалась
в Чикаго в этой роли в 1961 и 1970 годах. Последний раз в Лирик-опере
“Турандот” шла в сезоне 2006-07 годов. Тогда мы увидели третье возобновление
совместной постановки Лирик-оперы и оперы Сан-Франциско, сделанной в 1992 году.
Партию Калафа в первом составе пел неподражаемый Владимир Галузин, во втором -
Джон Бота.
Даже лучшие исполнительницы партии Турандот -
Биргит Нильсон и Джоан Сазерленд в эталонных записях 1959 и 1972 годов -
испытывали сложности с изображением характера своей героини, но, слушая их
прекрасные голоса, драматургией роли можно было пренебречь. Что же касается
американской певицы Амбер Вагнер - Турандот в чикагском спектакле - то она явно
не дотягивала до лучших образцов. Бросались в глаза ее беспомощность, неловкие
“деревянные” движения на сцене. А тут еще
нелепый наряд с короной, очень похожей на русский кокошник. На это, конечно, можно было
бы не обратить внимания, если бы она могла похвастаться выдающимся голосом, но
– увы... Ее голос с металлическим оттенком звучал резко, она не вытягивала
“верхи”, часто переходила на крик...
Амбер Вагнер - выпускница
Центра Райана. Она спела в Лирик-опере восемь партий, в том числе - Элизабет в “Тангейзере” Р.Вагнера и
Леонору в “Трубадуре” Дж.Верди (обе - сезон 2014-15 годов).
Прошлой
постановке “Турандот” на чикагской сцене хорошо было бы дать имя Калафа. Именно он в блистательном исполнении Владимира Галузина стал центром
притяжения спектакля. Его сильный, глубокий бархатный голос звучал мощно и
эмоционально на протяжении всего спектакля, начиная с удара гонга и вызова
Турандот “Non piangere, Liu” и заканчивая гениальным ариозо Калафа “Nessun dorma” с безукоризненно
взятым коварным верхним “си” и финальным дуэтом с Турандот. В беседе со мной Галузин
сказал об этой роли: “Калаф – это певческая партия с безумно красивой музыкой”.
В новой постановке с партией
Калафа в Чикаго дебютировал итальянский тенор Стефано Ла Колла. У него
красивый, сильный голос. Местами он был очень хорош, но с ариозо “Nessun dorma” певец
явно не справился.
Выпускник консерватории имени
Пьетро Масканьи в Ливорно, Ла Колла выступал на лучших оперных сценах Европы, участвовал в Музыкальном
фестивале в Парме и Оперном фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго. Певец
специализируется на итальянском репертуаре, исполняет ведущие партии в операх
Верди, Пуччини, Джордано, Масканьи, Леонкавалло.
В партии Тимура - наш старый знакомый, итальянский
бас Андреа Сильвестрелли. Несколько удивил его наряд, больше похожий на Деда
Мороза, нежели на одеяние татарского царя из Самарканда.
В перерывах между любовными страстями Великий
советник Пинг (Захари Нелсон), Великий прорицатель Панг (выпускник Центра
Райана Роделл Росел) и Великий повар Понг (Кит Джеймесон) вяло пытались
веселить публику, а публика даже не пыталась развеселиться.
Великолепное впечатление оставили взрослый хор
Лирик-оперы в расширенном составе (шестьдесят человек, хормейстер - Майкл Блэк)
и детский хор. А вот оркестр, как мне показалось, в некоторых
моментах звучал слишком громко, заглушая солистов.
А теперь еще несколько слов о той, кто стала, как
мне кажется, главной героиней спектакля. Мария Агреста получила мировую
известность в 2011 году после триумфального исполнения партии Елены в
“Сицилийской вечерне” в Турине.
Партию Лю Агреста исполняла в Ла Скала, на сцене
театра “Арена ди Верона” и - ранее в этом сезоне - в МЕТ. В планах у певицы -
Леонора в “Трубадуре” в Немецкой опере и МЕТ, Луиза Миллер в одноименной опере
Верди в Цюрихской опере.
В январских спектаклях в партии Лю Марию Агресту
заменит живущая в Чикаго американская певица Джанай Бруггер. Несмотря на то,
что она живет недалеко от Лирик-оперы, это ее дебют в театре. Зато она
выступала на музыкальных фестивалях в Равинии и Грант-парке.
Как обычно, за час перед началом каждой оперы
можно послушать получасовую лекцию об истории создания произведения.
В дальнейших планах Лирик-оперы - “Пуритане” В.Беллини (4-28
февраля 2018 года, постановка Метрополитен-оперы) с Альбиной Шагимуратовой в
партии Эльвиры, “Так поступают все”
В.А.Моцарта (17 февраля - 16 марта 2018 года, постановка Оперы
Монте-Карло и Оперы Сан-Франциско) с Еленой Цаллаговой в партии Деспины, “Фауст” Ш.Гуно (3-21 марта 2018 года,
новая постановка, совместно с Оперой Портленда) и камерная опера композитора
Грегори Спирса “Попутчики”, (“Fellow Travelers”, 17-25 марта 2018 года, новая
для Чикаго постановка, сделана совместно с Оперой Цинциннати, где в 2016 году
прошла мировая премьера, опера пройдет в помещении Athenaeum Theatre).
После основного сезона Лирик-опера покажет мюзикл “Иисус Христос-суперзвезда” Э.Л.Уэббера (27 апреля - 20 мая 2018 года, новая постановка, сделана в лондонском The Regent’s Park Theatre,
премьера Лирик-оперы).
25 февраля 2018
года впервые с сольным концертом на сцене Лирик-оперы
выступит польский тенор Петр Бечала. 10 марта 2018 года в театре пройдет концерт, посвященный столетию Леонарда Бернстайна (дирижер
Дэвид Чейз).
Обо всем этом - в будущих выпусках Оперного
обозрения.
Nota bene! Билеты на оперу ”Турандот” и другие спектакли сезона 2017-18 годов
Лирик-оперы Чикаго можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1-5. Сцены из оперы “Турандот”. Фото – Тодд Розенберг
Фото 1-5. Сцены из оперы “Турандот”. Фото – Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!