Действующие лица и исполнители:
Мария - Каниша Фелисиано (дебют на сцене Лирик-оперы),
Тони - Райан Маккартан (дебют на сцене Лирик-оперы),
Рифф - Бретт Тиле, Анита - Аманда Кастро,
Бернардо - Юрел Эчезаррета (дебют на сцене Лирик-оперы).
Дирижер - Джеймс Лоу. Режиссер - Франческа Замбелло.
Совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской оперы и фестиваля
“Глиммергласс”. Продолжительность спектакля - 2 часа 30 минут с одним
антрактом. Спектакль идет до 25 июня 2023 года.
После премьеры 2019 года Лирик-опера Чикаго возобновляет “Вестсайдскую историю” Леонарда Бернстайна, Стивена Сондхайма и Джерома Роббинса в постановке Франчески Замбелло.
“Вестсайдская история” - первый настоящий классический мюзикл. Родившийся под влиянием драмы Шекспира “Ромео и Джульетта”, он создан по пьесе Артура Лорентса “История западной окраины”. Действие пьесы происходит в Америке в начале пятидесятых годов XX века. Джером Роббинс предлагал построить сюжет вокруг конфликта католиков и евреев, а временные рамки ограничить пасхальными праздниками. К сожалению, испугавшись протестов религиозных кругов, от этой идеи создатели мюзикла решили отказаться, переключившись на не менее актуальную тему расовой вражды. В центре сюжета - любовь пуэрториканки Марии и итальянца Тони. Эти герои как будто взяты прямо с улиц западной окраины Нью-Йорка. В выборе выразительных средств большое значение имеет живая разговорная речь, почти жаргон, и привычные музыкальные ритмы.
Бернстайн, Сондхайм, Роббинс - лучшие силы американского музыкального
театра объединились в работе над мюзиклом.
Сондхайму было двадцать семь лет, когда он сочинил песни к “Вестсайдской истории”. Тогда его называли молодым гением. Сегодня можно сказать, что он оправдал высокие ожидания. Сондхайм - автор легендарных мюзиклов “Компания” (“Company”, 1970), “Фолис” (“Follies”, 1971), “Маленькая ночная музыка” (“A Little Night Music”, 1973), “Тихоокеанские увертюры”(“Pacific Overtures”, 1976), “Свинни Тодд” (“Sweeney Todd”, 1979); кинокомпозитор, написавший, среди прочего, музыку к фильму “Дик Трейси” (“Dick Tracy”, 1990), блестящий интеллектуал, знаток европейской классической музыки и литературы, острослов и полемист. Его персонажи - не застывшие манекены, открывающие рот во время представлений, а живые герои, словно на вечер поднявшиеся на сцену из городской толпы. Ничего искусственного, ничего поддельного, ничего наносного - с такими идеями Сондхайм начинал свою работу в музыкальном театре (“Вестсайдская история” - лучшее тому подтверждение), и этим принципам он не изменял на протяжении всей жизни.
Роббинс - многолетний хореограф Нью-Йоркского городского балета. Он родился
в семье еврейских эмигрантов Рабиновичей, и, как многие еврейские дети, учился
играть на скрипке, а потом неожиданно проявил способности в танце. В результате
он сделал потрясающую карьеру и заложил, наряду с Баланчиным, основы классического
балета в США. С ровесником Бернстайном Роббинс сразу нашел общий язык. Его
первым балетом в 1944 году был спектакль “Матросы на берегу” на музыку
Бернстайна. В том же году для Бродвея он переделал балет в мюзикл и поменял
название на “Увольнение в город”. В 1956 году Роббинс поставил балет “Концерт”.
Год премьеры “Вестсайдской истории” был переломным в карьере Леонарда Бернстайна. К 1957 году Нью-Йоркский филармонический оркестр потерял многих слушателей. Требовались отчаянные меры, и правление оркестра бросилось на поиски способной привлечь публику звезды. Выбор пал на молодого Бернстайна. К тому времени он был звездой Бродвея. Пересадив Ромео и Джульетту в среду латиноамериканских уличных бандитов, ему предстояло побить все рекорды своей “Вестсайдской историей”. До серьезной классической музыки, казалось, было так же далеко, как до Луны. Тем не менее менеджеры оркестра пришли к Бернстайну. “Впервые в нашей истории у нас появился крепкий мост, связавший Филармонический с молодым населением страны”, - радовался один из скрипачей оркестра.
Тридцатидевятилетний, элегантный, Бернстайн быстро приобретал известность
на телевидении, радио и в музыкальных кругах. Он был продуктом манхэттенской
эры, давшей миру романы Мейлера и Видала, полотна Ротко и Поллока, театр
Уильямса и концертные сочинения Копленда и Барбера. “Ленни был частью
нью-йоркского поколения, считавшего, что все идет к лучшему”, - вспоминал его
ученик, многолетний руководитель Сан-Францисского симфонического оркестра Майкл
Тилсон Томас. “Бернстайн отождествляет себя с Нью-Йорком, - говорил Иегуди Менухин.
- Ленни - это воплощение, кристаллизация многого из того, что отличает жизнь Нью-Йорка.
В конце концов, это же он написал песню “Нью-Йорк, Нью-Йорк, прекрасный город”.
Бесхитростная неофициальность Бернстайна приводила в замешательство
традиционную концертную публику, которой нравилось, когда маэстро облекается в
ореол загадочности. Публике были совсем не по душе и прыжки дирижера по сцене,
и вступительные лекции перед концертами. Над экстравагантностью поведения
Бернстайна на подиуме посмеивались. Интерпретации нередко называли вульгарными.
Его обвиняли в склонности к дешевым внешним эффектам. Создавалось впечатление,
что он просто не способен получить хорошую рецензию. Зато молодежь его обожала.
Число продаваемых абонементов при Бернстайне утроилось.
Говоря о “Вестсайдской истории”, нью-йоркские снобы с некоторой долей
презрения произносили слово “мюзикл”, но Бернстайна это не волновало. Он
никогда не проводил границу между так называемой “развлекательной” и так
называемой “серьезной” музыкой. Он писал и дирижировал как той, так и другой. В
своей книге “Радость в музыке” Бернстайн назвал Пятую симфонию Бетховена
джазом, а американский мюзикл - большой оперой, сравнив его с музыкой Баха. Для
Бернстайна существовал только один критерий - качество музыки.
Премьера “Вестсайдской истории” состоялась 19 августа 1957 года в
Национальном театре Вашингтона. Мюзиклу с самого начала сопутствовал успех.
Постановка прошла на Бродвее семьсот тридцать четыре раза, после чего началось
ее триумфальное шествие по всему миру. Уже в 1960 году мюзикл был снова
поставлен в Нью-Йорке, в 1968 - включен в репертуар Линкольн-центра.
Всему миру известен снятый на основе мюзикла одноименный голливудский фильм
1961 года Роберта Уайза и Джерома Роббинса с Натали Вуд в главной роли. Картина
получила десять премий “Оскар” из одиннадцати номинаций, в том числе - как
лучший фильм года. Премию за лучшую режиссуру Уайз и Роббинс разделили между
собой. Роббинс стал единственным в истории режиссером, получившим “Оскар” за
свой первый и последний фильм.
В главных ролях - звезды Бродвея Каниша Фелисиано и Райан Маккартан. Всего
в спектакле участвуют около ста артистов из Чикаго и других городов Америки.
Художественный руководитель Вашингтонской национальной оперы и фестиваля “Глиммергласс”,
театральный и оперный режиссер Франческа Замбелло третий раз работает в Чикаго.
Ее предыдущими постановками были оперы “Саломея” Р.Штрауса (сезон 2006-07
годов) и “Тристан и Изольда” Р.Вагнера (сезон 2008-09 годов), а также первый
американский мюзикл “Плавучий театр” Дж.Керна и О.Хаммерстайна (сезон 2011-12
годов).
“Вестсайдская история” - последний спектакль 68-го сезона Лирик-оперы.
Новый, 69-й сезон 2023-24 годов откроется 23 сентября оперой “Летучий
голландец” Р.Вагнера.
Nota bene! Билеты на “Вестсайдскую историю”, а также абонементы на спектакли сезона 2023-24 годов Лирик-оперы можно заказать на сайте www.lyricopera.org/, по телефону 312-827-5600, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Одиночные билеты на спектакли будущего сезона появятся в продаже летом.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Сцены из спектакля “Вестсайдская история”. Все фото - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!