15 июл. 2023 г.

ЧСО. Эпоха Риккардо Мути. Часть I. Как все начиналось


С сентября 2010 по июнь 2023 года десятым музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) был маэстро Риккардо Мути. С 1 сентября 2023 года он становится почетным пожизненным дирижером-лауреатом (Music Director Emeritus for Life). Маэстро откроет в Чикаго новый, сто тридцать третий сезон 2023-24 годов, проведет с ЧСО две недели в сентябре, потом с ЧСО двумя концертами откроет новый сезон в Карнеги-холл (4 и 5 октября) и в январе 2024 года отправится с оркестром в трехнедельное европейское турне (шестьдесят четвертое международное и первое для ЧСО турне с 2020 года). В числе стран - Бельгия, Франция, Германия, Люксембург, Австрия, Италия. В новой роли дирижера-лауреата Риккардо Мути проведет с ЧСО шесть (!) недель в сезоне 2024-25 годов: четыре - в Чикаго, две - в туре, подробности которого пока не сообщаются. В дальнейшем маэстро также будет возвращаться в Чикаго. Количество концертов пока обсуждается.

Риккардо Мути не любит прощаний. На слова “Мы будем скучать без вас” отвечает: “Я возвращаюсь к вам в сентябре”. После концерта 27 июня в парке “Миллениум” он пошутил: “Я зашел к вам через дверь, а вернусь через окно”. Тем не менее его контракт как музыкального руководителя ЧСО закончился 27 июня 2023 года. Мне кажется, маэстро вполне мог бы поработать с оркестром еще несколько сезонов, но администрация посчитала по-другому. Возможно, маэстро не простили его поведения во время семинедельной забастовки ЧСО в 2019 году. Тогда Риккардо Мути сделал то, чего до него никогда не делал ни один музыкальный руководитель: он выразил полную поддержку музыкантам. Маэстро специально прилетел в Чикаго, участвовал в пикете перед зданием Симфонического центра и даже держал развевающиеся на ветру ноты играющим музыкантам. Я был в тот день у здания Симфонического центра и прекрасно помню этот исторический момент.

Cамое главное - мы НЕ прощаемся с маэстро. “Любовный роман” Риккардо Мути и ЧСО продолжается!


Мне повезло - я часто общался с маэстро, бывал на его репетициях, говорил с ним после концертов, дважды брал у него развернутые интервью. В серии статей под общим названием “ЧСО. Эпоха Риккардо Мути” я попытаюсь подвести предварительные итоги тринадцати сезонов ЧСО под руководством маэстро. Но вначале о том, с чего все начиналось.

После пятнадцати сезонов с ЧСО девятый музыкальный руководитель Даниэль Баренбойм покинул Чикаго в 2006 году. Тогдашний президент ЧСО Дебора Раттер придумала возможность выиграть время, пригласив к временному руководству оркестра двух прославленных музыкантов - Пьера Булеза и сэра Бернарда Хайтинка. Впервые в истории ЧСО, начиная с осени 2006 года и до осени 2010 года, в оркестре воцарилось двоевластие: Хайтинк стал главным дирижером, Булез - почетным. Как сказал в беседе со мной бывший концертмейстер секции гобоев ЧСО Евгений Изотов: “Можно позавидовать любому оркестру, которому удается заполучить в качестве временного дирижера фигуру уровня Хайтинка или Булеза. В Чикаго сейчас оба”.

К 2006 году маэстро Мути был свободным художником. Скандальная отставка дирижера с поста руководителя Ла Скала в 2005 году лишь добавила ему популярности. За ним стояли в очереди менеджеры крупнейших оркестров, а сам маэстро, упиваясь славой, наслаждался свободой и категорически опровергал любые предположения о возможности его назначения на пост музыкального руководителя не только чикагского, но и любого другого американского оркестра. Он гордо заявлял журналистам: “Я на ноль процентов американец, на сто процентов европеец и на тысячу процентов итальянец”.


Дебют Мути в качестве дирижера ЧСО состоялся на Музыкальном фестивале Равиния 25 июня 1973 года. Программа была такая: увертюра к опере “Семирамида” Дж.Россини, Фортепианный концерт Р.Шумана, “Картинки с выставки” М.Мусоргского (оркестровка М.Равеля). 20-22 марта 1975 года Риккардо Мути впервые дирижировал ЧСО в Симфоническом центре со следующей программой: Концерт для струнных и клавесина ля мажор А.Вивальди, Фантастическое скерцо И.Стравинского, Четыре морские интерлюдии из оперы “Питер Граймс” Б.Бриттена, Первая симфония П.Чайковского. После этого последовал перерыв длиной в тридцать два (!) года. 

Дебора Раттер рассказала журналистам, что впервые встретилась с маэстро Мути в начале 2005 года. Речь тогда шла о появлении дирижера на подиуме ЧСО в качестве гостя. “Мы не можем говорить ни о чем, прежде чем маэстро не поработает с оркестром”, - сказала тогда Дебора. После этого переговоры, которые гобоист Майкл Хенок назвал “соблазнением маэстро”, продолжались еще в нескольких городах, куда упрямая президентша приезжала встречаться с Мути. Когда в сентябре 2006 года итальянский дирижер отменил запланированные концерты с ЧСО, согласившись в это же время продолжить свое сотрудничество с Нью-Йорком, стало казаться, что из затеи “соблазнения” ничего не выйдет. Но Дебора не оставляла своих попыток и сумела убедить дирижера приехать в Чикаго на следующий год. Президент ЧСО сказала, что все разговоры о высокомерии Мути и его нежелании занимать какой-либо пост не соответствуют действительности. Две недели Риккардо Мути дирижировал в Симфоническом центре и две недели провел с оркестром в Европе. Возникла, как говорят в один голос все музыканты, “любовь с первого взгляда”. Приехав в Чикаго, Мути был очарован радушным приемом, который ему устроили музыканты, члены администрации и спонсоры оркестра. Но и тогда многие не верили, что Мути согласится возглавить ЧСО. Сам дирижер признается: “Когда я покинул Ла Скала, я думал, что для меня настало время абсолютной свободы. Как птица, я наслаждался этим чувством и был счастлив. Но и птица, бывает, после полета находит дерево и задерживается на нем, не думая об остальных деревьях”.


Риккардо Мути сразу назвал ЧСО “идеальной машиной, с одинаковым мастерством исполняющей масштабные произведения, такие, как Третья симфония Прокофьева или “Поэма экстаза” Скрябина (эти произведения ЧСО под управлением Мути исполнял в сентябре 2007 года), и камерные интимные сочинения Шуберта”.

Удивительными выглядели слова дирижера о “понимании всего комплекса немузыкальных обязанностей, включая сбор средств и участие в общественных мероприятиях”. Именно эти, “немузыкальные” обязанности музыкального руководителя стали причиной разногласий Баренбойма с администрацией оркестра. Трудно было поверить, что “неистовый” итальянец станет участвовать в скучных, но необходимых для казны оркестра мероприятиях. Однако Риккардо Мути сразу заявил: “Я помню годы, проведенные в Филадельфии, и понимаю, что быть музыкальным руководителем американского оркестра не означает только исполнять музыку. Это значит - работать с общественностью”. Свое обещание маэстро выполнил.

Назначение Мути стало большой победой менеджмента оркестра, его администрации и прежде всего президента Деборы Раттер. Именно благодаря ее усилиям маэстро согласился возглавить ЧСО. Нью-Йоркский филармонический оркестр пять лет безуспешно пытался уговорить Мути возглавить коллектив, но итальянский маэстро согласился лишь на время стать главным приглашенным дирижером. В выборе между Нью-Йорком и Чикаго Мути предпочел Чикаго.

Контракт с Риккардо Мути был подписан в Зальцбурге во второй половине дня 5 мая 2008 года. Дебора Раттер со смехом рассказывала, как она не могла дождаться окончания обеда. Пока не принесли счет, Мути отказывался даже смотреть на контракт. Вот уж точно - итальянец на тысячу процентов! Ужин в Италии - дело очень важное, посерьезнее любого контракта будет!

Музыканты ЧСО узнали о назначении Мути в тот же день. Их собрали в актовом зале Симфонического центра и объявили о подписанном в Зальцбурге контракте. “Аплодисменты были бурными”, - поделился с корреспондентом газеты New York Times Евгений Изотов. Контрабасист Роб Кэссинджер добавил: “Всего несколько человек на планете можно назвать гигантами дирижирования. Риккардо Мути - один из них. Для всех нас будет огромной радостью предстоящая работа с ним”.

В момент подписания контракта Мути работал с Молодежным оркестром Луиджи Керубини над оперой Дж.Паизиелло “Il Matrimonio inaspettato” (“Неожиданный брак”). Журналисты немедленно откликнулись на символическое название оперы. Дирижер сказал: “Я не выбирал эту оперу по названию. Просто так совпало”. А одно из интервью после подписания контракта он заключил фразой: “Вы знаете, что означает мой приход в Чикаго? Неожиданный брак!”

Риккардо Мути - десятый музыкальный руководитель ЧСО. Вспомним его великих предшественников: Теодор Томас - 1891-1905 годы; Фредерик Сток - 1905-1942 годы;

Дезире Дефо - 1943-47 годы; Артур Родзински - 1947-1948 годы; Рафаэль Кубелик -  1950-1953 годы; Фриц Райнер - 1953-1962 годы; Джин Мартинон - 1963-1968 годы; Георг Шолти - 1969-1991 годы; Даниэль Баренбойм - 1991-2006 годы.

Риккардо Мути стал первым музыкальным руководителем-итальянцем за всю историю ЧСО и самым пожилым руководителем. (Глядя на него, так не скажешь, но тем не менее...) Он возглавил оркестр в шестьдесят восемь лет. Фрицу Райнеру было шестьдесят четыре, когда он стал “хозяином” оркестра, Георг Шолти занял этот пост в пятьдесят семь лет.   

В первом заявлении для прессы Риккардо Мути заявил: “Я очень взволнован предстоящими событиями. Уверен, что мы сможем работать вместе и сделать музыкальную жизнь Чикаго интереснее и разнообразнее... Мне не надо делать карьеру. Мне не надо никому доказывать, кто такой Мути. Я хочу посвятить себя музицированию с ЧСО и открыть глаза на музыку новому поколению слушателей. Имея за плечами сорокалетний опыт дирижирования, я знаю, что важно не количество проведенного с оркестром времени, а качество. Чикаго станет моей второй родиной. Мне бы очень хотелось, чтобы последняя в моей жизни “помолвка” с оркестром надолго запомнилась людям”.

Говоря о репертуаре оркестра, Мути отметил: “Мой репертуар варьируется между барокко и современной музыкой. Специализироваться на чем-либо одном - значит, ограничивать себя в другом. Великий оркестр должен уметь играть все, и ЧСО умеет играть любую музыку”.

Я помню первую пресс-конференцию маэстро Мути 25 февраля 2010 года. Она была посвящена юбилейному, сто двадцатому сезону. Руководство оркестра пребывало в явно приподнятом настроении. Все говорили высокопарные комплименты и слагали оды в честь Первого, Единственного и Неповторимого Риккардо Мути. Маэстро сидел в первом ряду и, казалось, невозмутимо внимал сладким речам. Все ждали его ответа, и ответ не заставил себя долго ждать. Взяв микрофон, он сказал: “Я услышал столько замечательных слов о себе. В какой-то момент моя фантазия разыгралась, и я увидел себя в кино... в сцене похорон”. Дирижер признался: “Мое согласие возглавить оркестр пришло не сразу. Но Чикаго смог растопить мое черствое сердце. На первой встрече с ЧСО я сказал: “Тридцать лет назад вы видели энергию молодого человека. Надеюсь, сегодня вы не увидите руин”. Я, конечно, шутил. Я, как отборное итальянское вино, с каждым годом становлюсь лучше”. В зале раздался дружный смех, а Мути добавил: “Это специально для журналистов: готовый заголовок завтрашней газеты”.

Развеселив зал и снизив таким образом пафос происходящего, дирижер стал говорить о новом сезоне. Так будет и в будущем - шутки-“прибаутки”, а между ними - важные мысли о музыке, культуре, образовании. Маэстро блистает остроумием, артистично рассказывает об оркестре и себе, веселит журналистов ироничными комментариями и в этой легкой, непринужденной манере умудряется обрисовать важнейшие для него моменты творчества и взаимоотношений с коллективом. Изысканный, аристократичный, он прекрасно чувствует аудиторию и великолепно использует свой ораторский талант. За ним безумно интересно наблюдать, и его безумно интересно слушать. Как-то на пресс-конференции журналист спросил у маэстро, не кажется ли ему, что в оркестре существуют определенные проблемы. Дальше последовал блестящий монолог Мути на тему “Проблема”: “Однажды на уроке философии я поднял руку и сказал: “Извините, профессор, у меня проблема”. Профессор философии оживился: “Проблема - это хорошо. (Вы знаете, все философы немного сумасшедшие.) Проблемы для того и существуют, чтобы их разрешали. Какая у тебя проблема, мальчик?” - “Мне надо в туалет”... Проблемы бывают разные, и я подойду к их решению с пониманием, доброжелательностью, уважением и любовью”.

Приведу рассказ Риккардо Мути о том, как он побывал в тюрьме под Миланом: “Я был там не как заключенный. Директором тюрьмы работает фантастически интересная женщина из Неаполя. В этой тюрьме она придумала что-то невероятное: она делает заключенных чище благодаря культуре, помогая им создавать театр. Заключенный написал мне письмо с такими словами: “Маэстро, мы читали в интервью, что вы планируете побывать в тюрьме в Чикаго. Почему бы вам не сделать то же самое в вашей стране?” Его сокамерники сказали, что Мути никогда не ответит ему. К удивлению многих, я ему ответил, а потом приехал. Я увидел сто пятьдесят мужчин и женщин. Много молодых людей, много девушек... Я был поражен несчастными лицами этих людей. Преступления не отражались на них. Я представил себе, что среди них могли бы оказаться мой брат, моя сестра... Я сел за фортепиано и играл два часа, рассказывая заключенным о музыке. Я не спрашивал, за что их посадили, но начал с пьесы Шумана “Почему?” Я выразил свой вопрос в музыке. Потом я играл Шопена, Шуберта, снова Шумана - композиторов, жизнь которых оборвалась в молодом возрасте. По ходу концерта я видел, как меняются лица заключенных. Два часа музыки стали для них моментом очищения. Когда я закончил, один из них сказал: “Маэстро, приезжайте еще раз. Вы подарили нам два часа рая”.

Как-то после одной из репетиций с ЧСО Рихард Штраус сказал: “Господа, репетицию, которую мы провели с вами сегодня утром, никак нельзя назвать работой. Это огромное удовольствие, и я от всего сердца благодарен вам за него”. Евгений Изотов вспоминал похожую фразу из уст Бернарда Хайтинка: “Если бы у меня была вторая жизнь, я бы хотел провести ее с чикагским оркестром”. Сколько выдающихся музыкантов - солистов и дирижеров - могли бы повторить эти слова за стотридцатидвухлетнюю историю ЧСО?! Высочайший уровень профессионализма, идеальная ансамблевая слаженность и, конечно, особый чикагский звук, с первых секунд поражающий полнотой, объемом и каким-то суперстереофоническим качеством, - вот что выделяет ЧСО в ряду других оркестров. И сколько бы ни говорили о глобальной унификации звучания симфонических оркестров, чикагский звук не спутаешь ни с каким другим.

Отсчет новой эры ЧСО начался 19 сентября 2010 года в парке “Миллениум” с грандиозного бесплатного “Концерта для Чикаго” - первого концерта Риккардо Мути в качестве музыкального руководителя. В том же 2010 году маэстро стал “Музыкантом года” по версии журнала Musical America и тогда же был выпущен первый совместный диск Мути и ЧСО. Маэстро выбрал одно из своих самых любимых произведений - Реквием Джузеппе Верди. В феврале 2011 года запись, сделанная в Симфоническом центре 15-17 января 2009 года, была удостоена двух премий “Грэмми”: за лучший классический альбом и лучшее хоровое исполнение (хормейстер - Дуайн Волф).

Запоминающимися были почти все концерты ЧСО с маэстро Мути. Но об этом - в следующий раз.

Фотографии к статье:

Фото 1. Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. ЧСО под управлением Р.Мути. Европейский тур 2007 года. Фото - Тодд Розенберг

Фото 3. Дирижирует Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг

Фото 4. ЧСО под управлением Р.Мути (Чикаго, 16 октября 2016 года). Фото - Тодд Розенберг

Комментариев нет:

Отправить комментарий

New comment in your blog!