12 февраля, 7.30 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе: пьеса “Vital Sines” Виета Куонга, концерт для птиц и оркестра “Cantus Arcticus” Эйноюхани Раутаваара, пьеса “Антология фантастической зоологии” Мэйсона Бейтса. В концерте участвует четырехкратный лауреат премии “Грэмми” секстет Eighth Blackbird. Дирижер - Лина Гонсалес-Гранадос.
Финского композитора Эйноюхани Раутаваара (1928-2016) называют самым
значительным композитором Финляндии после Сибелиуса. Его произведения мы
слышали в Чикаго всего несколько раз. В мае 2019 года в Симфоническом центре
впервые прозвучал “Реквием нашего времени” для духовых инструментов и перкуссина.
Раутаваара сочинил его в 1953 году, сразу после окончания Музыкальной академии
Сибелиуса, и посвятил памяти матери, погибшей во время Второй мировой войны. Чикагская
премьера его Концерта для птиц и оркестра (сочинение 1971 года) состоялась в
марте 2023 года (дирижер - маэстро из Финляндии Осмо Вянскя). В этом Концерте
голоса инструментов вступают в диалог с записанным птичьим пением, и в
результате появляются какие-то новые созвучия...
Мировая премьера пьесы “Антология фантастической зоологии” бывшего композитора-резидента
ЧСО Мэйсона Бейтса состоялась в июне 2015 года в Чикагском симфоническом
центре. Чикагским симфоническим оркестром (далее - ЧСО) дирижировал маэстро
Риккардо Мути. Сочинение, написанное по заказу ЧСО, создано на основе книги
Хорхе Луиса Борхеса “Книга вымышленных существ”. В книге - сто двадцать глав,
по количеству существ. Есть там и двухголовая змея, и смесь слона и бегемота, и
растение в форме ягненка с золотой шерстью, и черный буйвол с головой свиньи, и
полуженщина-полуптица, и духи, и привидения, и другие монстры... Борхес
рассказал о существах литературным языком, а Бейтс переложил его рассказ на
язык музыки. Вышедший в 2016 году CD с записью этой
музыки был номинирован на премию “Грэмми” в категории “Лучшее современное
произведение”.
Лина
Гонсалес-Гранадос стала первым латиноамериканским дирижером, когда-либо
стоявшим за пультом ЧСО. Лина родилась и выросла в городе Кали (Колумбия).
Победительница Третьего международного конкурса дирижеров имени Г.Шолти (2019
год). Осенью 2019 года начала работу в качестве стажера (Sir Georg Solti Conducting Apprentice), но вскоре ее пришлось прервать из-за пандемии. Она
возобновила свою работу с ЧСО осенью 2021 года. Дважды в 2023 году она буквально
спасала оркестр, заменяя в последний момент Риккардо Мути. Первый раз - на
апрельских концертах с Лейфом Ове Андснесом (он солировал в Двадцатом и
Двадцать третьем фортепианных концертах Моцарта), второй - в мае на концертах с
Анне-Софи Муттер (она исполняла Скрипичный концерт Бетховена). Лина - ассистентка
дирижера (Conducting Fellow) Филадельфийского симфонического
оркестра и Симфонического оркестра Сиэтла, основательница и художественный
руководитель камерного оркестра Unitas Ensemble. Она создала его с целью популяризации музыки
современных композиторов Латинской Америки.
15 и 17 февраля, 7.30 pm; 18 февраля, 3.00 pm. Парад дирижеров продолжается: за дирижерским пультом ЧСО - маэстро Пааво Ярви. В программе: увертюра N3 “Леонора” Л.ван Бетховена, Виолончельный концерт Э.Элгара (солист - Шеку Канне-Мейсон), Пятая симфония К.Нильсена.
Впервые в Чикаго - двадцатипятилетний британский виолончелист Шеку
Канне-Мейсон. Он родился в Бахрейне в многодетной семье выходца с острова Антигуа Стюарта Мейсона и уроженки Сьерра-Леоне Кадиату Канне. Первые музыкальные уроки получил в шесть лет. Сначала
была скрипка, потом - виолончель.
По словам Шеку, он хотел обойти старшего брата-скрипача, получив инструмент
большего размера. С девяти лет в Ноттингеме. Учился в Королевской академии музыки. Победитель Международного конкурса
молодых музыкантов Би-Би-Си (2016 год). Имеет эксклюзивный контракт со
звукозаписывающей фирмой Decca Records. Виолончельный концерт Эдуарда Элгара в его исполнении вышел
на CD в 2020 году (Лондонским симфоническим оркестром дирижирует С.Рэттл). С 2020 года Шеку
- Кавалер ордена Британской империи и приглашенный профессор Королевской
академии музыки.
Маэстро Пааво Ярви родился в Эстонии в 1962 году. Первые уроки дирижирования получил от своего отца - известного эстонского дирижера Нееме Ярви. Потом была Таллиннская школа музыки, где он учился игре на перкуссине. В 1980 году семья Ярви переехала в Америку. Пааво продолжил обучение в Институте музыки Кертиса в Филадельфии и в Лос-Анджелесском филармоническом институте, где получил бесценные уроки у Леонарда Бернстайна. Пааво Ярви - человек, фанатично преданный музыке. Его энергия и работоспособность стали у музыкантов притчей во языцех. В девяностых годах XX века он был главным приглашенным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма и симфонического оркестра Бирмингема, с 2001 до 2011 года - главным дирижером симфонического оркестра Цинциннати, сейчас занимает в этом оркестре пост дирижера-лауреата. С 2006 года Ярви стал главным дирижером Симфонического оркестра Франкфуртского радио, сейчас - дирижер-лауреат оркестра. С 2018 года Ярве является главным дирижером Tonhalle Orchester (Цюрих). Кроме этого, он - многолетний (с 2004 года) художественный руководитель оркестра “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen” и руководитель Эстонского фестивального оркестра (он создал его в 2011 году). Дирижер не забывает свой родной город. Являясь артистическим советником Эстонского национального симфонического оркестра, он часто бывает в Таллинне и является горячим популяризатором музыки эстонских композиторов. В 2019 году Ярви назван Дирижером года по мнению немецкой студии Opus Klassik. Лауреат премии “Грэмми” за запись Кантат Я.Сибелиуса с Эстонским национальным симфоническим оркестром.
Бременских музыкантов с Ярви за дирижерским пультом мы слышали дважды на
Музыкальном фестивале Равиния: в 2005 и 2014 годах. Последний раз маэстро Ярви
дирижировал ЧСО в марте 2022 года. В программе были увертюра “Римский карнавал”
и Фантастическая симфония Г.Берлиоза, Второй фортепианный концерт Ф.Шопена
(солист - Бенджамин Гросвенор).
16 февраля, 8.00 pm. Концерт, посвященный восьмидесятипятилетию легендарной звукозаписывающей студии Blue Note Records. Участники: The Blue Note Quintet
(шестикратный
номинант на премию “Грэмми” Джеральд Клейтон, фортепиано; Иммануэль Уилкинс, саксофон;
Джоэль Росс, вибрафон; Мэтт Брюэр, контрабас; Кендрик Скотт, ударные) и
(впервые в Чикаго!) Ron Carter’s Golden Striker Trio (трехкратный лауреат премии “Грэмми”
Рон Картер, контрабас; Расселл Малоун, гитара; Дональд Вега, фортепиано).
Основанная в 1939 году студия Blue Note Records выпустила огромное количество джазовых альбомов. С ней
сотрудничали многие великие джазовые музыканты XX
века, в том числе один из лучших контрабасистов нашего времени Рон Картер. Его Golden Striker Trio выступает в Чикаго
впервые.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Лина
Гонсалес-Гранадос. Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Шеку Канне-Мейсон. Фото - theatrehd.com/
Фото 3. Пааво Ярви. Фото - Ravinia Festival
Фото 4. The Blue Note
Quintet. Фото - www.mccarter.org/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!