Новый спектакль чикагского театра Bluebird Arts - “Доказательство” (“Proof”) по одноименной пьесе американского драматурга Дэвида Оберна. В ролях: Дана Маелчи (Кэтрин), Джеофф Айзек (Роберт), Талия Лангман (Клер), Каллахан Крнич (Хал). Режиссер - художественный руководитель театра Людмила Лопатина-Соломон.
Спектакль рассказывает историю молодой женщины по имени Кэтрин, ее сестры Клер, их блестящего отца-математика Роберта и его ученика Хала. Все они становятся частями головоломки, разгадка которой кроится в загадочном математическом доказательстве... Как всегда, Людмила Лопатина-Соломон выбирает для своих постановок прекрасную драматургию. В многослойном тексте Оберна трудно выделить какую-либо одну линию. С одной стороны, это - интеллектуальная драма с детективной и любовной интригами; с другой - пронзительная драма о непростых взаимоотношениях сестер и отца; с третьей - размышление на тему границ между гениальностью и безумием, гениальностью и злодейством... А еще спектакль заинтересует нас тем, что действие происходит в Чикаго.
В Чикаго родился автор пьесы - драматург Дэвид Оберн. Детство он провел в
Огайо, отрочество - в Арканзасе, учебу - в Чикагском университете. Он писал
сценарии для студенческой комедийной театральной труппы Off-Off Campus и
театральные рецензии для университетской газеты “Chicago Maroon”. Получив
стипендию от продюсерской компании Стивена Спилберга Amblin Entertainment,
Оберн переехал в Нью-Йорк, где в 1992 году поступил на двухгодичные курсы
драматургии в Джульярдской школе. Сейчас он живет на Манхэттене.
Первая пьеса Оберна “Небоскреб” была поставлена в 1997 году в небольшом офф-бродвейском театре. А потом пришло время “Доказательства”... Пьеса датирована 2000 годом. Оберну было двадцать лет, он приехал в Лондон, где его будущая жена Фрэнсис Розенфельд работала над докторской диссертацией по истории. В то время Оберн заинтересовался автобиографией Годфри Харолда Харди, в которой уважаемый британский математик описывает лучшие подтверждения математических теорий как содержащие “высокую степень неожиданности в сочетании с неизбежностью...”. Слова Харди показались Оберну актуальными не только для математики, но и для драматургии, которой он собирался посвятить свою жизнь.
Успех “Доказательства” все еще поражает автора: “Я надеялся, что у пьесы
может появиться профессиональный продюсер, или что я, возможно, буду
продюсировать ее сам, но с небольшой труппой”. Первая постановка состоялась в
Manhattan Theater Club. С 24 октября 2000 года в течение двух лет (!) спектакль
шел на Бродвее в Walter Kerr Theater, а потом отправился на гастроли по городам
США. В 2001 году на Оберна обрушился водопад наград. Пьеса “Доказательство” получила
Пулитцеровскую премию, премию “Тони” за лучшую пьесу, премию Drama Desk за
лучшую новую пьесу, Премию сообщества театральных критиков Нью-Йорка, множество
других наград.
Нью-Йорк, Лондон, далее - везде. К 2002 году “Доказательство” стало самой
широко ставившейся пьесой в США. В Европе и по всему миру к ней обращались
самые маститые режиссеры. В Российском молодежном театре (РАМТ) режиссером
выступил Кшиштоф Занусси (премьера - март 2010 года), в чикагском Court Theatre
- многолетний художественный руководитель Чарльз Ньюэлл (премьера - март 2013
года). Постановка стала знаковой и для театра, и для драматурга. Дело в том,
что на Оберна огромное влияние оказала учеба в Чикагском университете и жизнь в
Гайд-парке. Драматург вспоминает: “Я приходил в Court Theatre и видел почти все
спектакли, когда был студентом. Корни пьесы лежат в районе Гайд-парка с его
эксцентричными обитателями. Есть определенный тип персонажей Гайд-парка, с
которым знаком каждый, кто хоть раз побывал здесь. Вы могли видеть, как они
бродят по книжным магазинам. Вокруг них множились легенды. Истории об их
невероятном академическом таланте можно было услышать тридцать лет назад. В
бродвейской постановке декорации были настолько реалистичны и напоминали район
Гайд-парка, что иногда вызывали вздохи у людей, живших там”. Оберн говорит, что
Чикагский университет придал ему своего рода “интеллектуальную развязность”, которая
позволила писать на темы, о которых он изначально мало что знал.
Оберн не только прочитал мемуары Харди, но и попросил математиков
критически оценить его пьесу. Ученые с радостью взялись за эту работу.
Научно-исследовательский институт математических наук пригласил его на интервью
перед открытием национального тура спектакля в Сан-Франциско, а в Институте
математических наук Нью-Йоркского университета группа математиков-женщин
обсуждала сексизм и предвзятость мужчин в этой профессии. “Интерес математиков
к пьесе был одним из самых приятных событий”, - скажет впоследствии Оберн.
Копию заметок, которые он написал для режиссера и актеров, Оберн подарил
Court Theatre. В этих заметках изложены предыстории всех персонажей и их
семейные истории. “Там есть даже записи о матери Кэтрин, которой нет в пьесе, с
контурами ее биографии”, - говорит Оберн.
В 2004 году Оберн переработал пьесу в сценарий, и в 2005 году вышел
одноименный фильм с Гвинет Пэлтроу и Энтони Хопкинсом (режиссер - Джон Мэдден).
Среди других пьес Оберна - “Журналы Михаила Себастьяна” (“The Journals of
Mihail Sebastian”, 2004) о зверствах румынского правительства во время Второй
мировой войны и “Колумнист” (“The Columnist”, 2012). Эта пьеса основана на
биографии известного вашингтонского журналиста Джозефа Аслопа. В премьерном
составе на Бродвее в этой роли выступил Джон Литгоу.
Оберн - автор сценария фильма “Дом у озера” (“The Lake House”, 2006) с Сандрой
Буллок и Киану Ривзом в ролях любовников. Голливудский режиссерский дебют
Оберна состоялся в 2008 году. Главные роли в фильме “Девушка в парке” (“The
Girl in the Park”) сыграли Сигурни Уивер, Кейт Босворт и Кери Рассел.
Итак, премьера в Bluebird Arts - “Доказательство” Дэвида Оберна. Не пропустите!
Nota bene! Спектакль “Доказательство” идет со 2 марта по 6 апреля 2024 года в помещении Theater Three of Theater Wit по адресу: 1229 West Belmont Avenue, Chicago, IL 60657. Заказ билетов - на сайте bluebirdarts.org или по телефону 773-975-8150.
Фотографии к статье:
Фото 1. Постер спектакля “Доказательство”. Фото - Bluebird Arts
Фото 2. Людмила Лопатина-Соломон. Фото - Bluebird Arts
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!