Закончился сто тридцать четвертый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО), пришла пора подвести итоги. Сезон получился замечательным. Вспомним октябрьскую мировую премьеру написанной по заказу ЧСО Сюиты Освальдо Голихова - она прозвучала в фильме “Мегаполис” Фрэнсиса Форда Копполы. Режиссер был в зале, и, судя по его реакции, остался доволен услышанным. В тот вечер мир узнал, что дирижер-лауреат ЧСО Риккардо Мути и Коппола - двоюродные братья.
В феврале прозвучали два произведения Белы Бартока: Концерт для оркестра и
одноактная опера 1918 года “Замок герцога Синяя Борода” с замечательными
Екатериной Губановой и Кристианом ван Хорном (дирижер - Эса-Пекка Салонен).
Давно в Чикаго в таком объеме не звучала музыка Малера. В апреле-мае мы
услышали Третью (дирижер - Клаус Мякеля), Шестую и Седьмую (дирижер - Яап ван
Зведен) симфонии великого австрийского композитора. Вспомним Пятый фортепианный
концерт Бетховена с Митсуко Учидой (дирижер -
Риккардо Мути), Второй фортепианный концерт Прокофьева с Сенг Чжин Чо
(дирижер - Сантту-Матиас Рували), камерный концерт Муттер-Бронфмана-Родригеса,
фортепианные вечера Александра Канторова и Евгения Кисина. Событием стало ноябрьское
выступление в Симфоническом центре Берлинского филармонического оркестра под
управлением Кирилла Петренко. Пятая симфония Брукнера прозвучала в честь
двухсотлетия со дня рождения композитора. Ну и, конечно, прекрасный финал сезона
- Реквием Верди с Риккардо Мути за дирижерским пультом. Я был на
репетициях и видел работу маэстро не только с оркестром, но и с хором в составе
ста сорока человек. Всего хоровых репецитий бывает шесть или семь, всеми
руководит хормейстер. С дирижером - всего одна. В самом начале маэстро Мути
спросил хористов, кто пел с ним Реквием в прошлый раз. Почти все подняли руки.
“Я знаю, что вы хорошо подготовлены. Я хотел бы только сказать вам, на что
обратить внимание.” Одно удовольствие было наблюдать, как тщательно
прорабатывал Риккардо Мути произношение, объяснял, на каких звуках следует
сделать упор, а хор, как податливый инструмент, слушал и выполнял замечания
Мастера. Несколько раз Мути отодвигал пианиста, садился за рояль и сам
проигрывал фрагменты Реквиема; когда надо, пропевал слова за солистов. Он
говорил не про ноты, а про стоящие за ними эмоции. Маэстро назвал “идиотами”
тех критиков, которые воспринимают Реквием как оперу: “Реквием - религиозное,
духовное сочинение Верди, и исполнять его надо как мессу”. В тот вечер Риккардо
Мути был на подъеме. Точные замечания о фразировке и философские рассуждения чередовались
у него с остроумными историями и байками о жизни Джузеппе Верди, цитатами из
Артуро Тосканини, Ричарда Такера, Оскара Уайльда, шуточными сравнениями
серьезных Брукнера и Брамса с “беззаботными” итальянскими композиторами. Когда
у хора получалось, следовали восклицания Риккардо Мути: “Bravo” или “Bravissimo”; когда нет - маэстро
останавливал хор и повторял фрагмент.
Отдельно Риккардо Мути выделил часть “Lacrymosa”. Он рассказал, как в детстве приходил на кладбище на могилу дедушки, и ему было страшно: “Кладбища в Италии мрачные. Не как в Америке. Это не сады, в которых мило гуляешь. “Lacrymosa” - траурный марш. “Lacrime” - в переводе с итальянского “слезы”. Не надо красивостей в стиле Паваротти - плачьте”.
Интересное замечание Мути сделал по поводу части “Sanctus”: “Даже самый свирепый священник в этой части становится
добрым и милостивым”.
Сидевший неподалеку хормейстер Дональд Палумбо внимательно слушал и
записывал замечания Риккардо Мути. В перерыве Палумбо сказал: “Работа с Мути -
это не просто прохождение партитуры, а другой уровень познания музыки”. Сам
маэстро сказал о наболевшем: “Сегодня, когда вокруг столько трагедий, когда мир
в огне, Реквием звучит особенно актуально”.
Следующий раз Риккардо Мути встанет за пульт ЧСО 30 октября. В программе: увертюра к оперетте “Цыганский барон” И.Штрауса-младшего, симфония “Художник Матис” Пауля Хиндемита (одного из тех, кого в нацистской Германии называли образцом “дегенеративного искусства”), Девятая (“Из Нового света”) симфония А.Дворжака.
Одним из главных событий сезона стали концерты ЧСО под управлением будущего
руководителя (он возглавит оркестр с сезона 2027-28 годов) Клауса Мякели.
23 апреля мне довелось побывать на репетиции маэстро. В программе была Третья
симфония Г.Малера. В перерыве Мякеля вышел к журналистам. Маэстро был в хорошем
расположении духа. Он начал с того, что сказал, как важно оркестру играть
разные произведения: “Во время репетиций и концертов мы узнаем друг друга
лучше”.
Осенью 2024 года я слушал Третью симфонию Малера в исполнении Кливлендского
оркестра под управлением Мякели и, конечно, не мог не спросить его о различиях
в игре двух оркестров: Чикагского и Кливлендского. Он ответил: “Общее у них
одно - они оба прекрасные оркестры. Но когда мы говорим о музыкальных
характеристиках, то они все разные. История разная, традиции разные... Я еще
играл Третью симфонию Малера с Венским филармоническим оркестром, и это тоже
был другой опыт. Каждый великий оркестр уникален”.
В этот момент к дирижеру подошел его ассистент с кружкой эспрессо. “О, ты
так добр, Пьетро”, - просиял Клаус.
Кто-то из моих коллег спросил у дирижера насчет прослушивания новых
музыкантов. Он рассказал, что в течение двух недель проведет четыре таких
прослушивания. Первое уже прошло - на позицию концертмейстера секции тромбонов.
Придя домой, я прочитал у всезнающего британского критика Нормана Лебрехта, что
прослушивание выиграл нынешний концертмейстер секции тромбонов Сан-Францисского
симфонического оркестра Тимоти Хиггинс. Подтверждения от пресс-службы ЧСО пока
не поступало.
Маэстро спросили, играл ли он Третью симфонию Малера как виолончелист.
(Напомню, что до начала стремительной дирижерской карьеры Клаус Мякеля играл на
виолончели. Он продолжает музицировать и выступать в камерных концертах.) Он
ответил, что нет, и сказал интересную фразу: “Третья симфония антисимфонична. В
одном из писем Малер называл ее “юмореской”.
Спонтанная пресс-конференция продолжалась. Вот еще несколько ответов
Мякели.
- Бернард Хайтинк - важная фигура для вашего дирижерского развития?
- Виллем Менгельберг (В 1895-1945 годах (с перерывами) был главным
дирижером Консертгебау (Амстердам), который под его руководством превратился в
один из лучших симфонических оркестров мира. - Прим. автора.) важнее. Его
называют “экстремальным”, но он был гораздо разнообразнее Хайтинка в
репертуаре. Понимание произведений у него было потрясающее.
- Есть ли композиторы вашего поколения, которые вам интересны?
- Их очень много. Американский композитор Эндрю Норман. Его “Play: Levels
1,2, and 3” для оркестра - прекрасная музыка. Я исполнял ее в Осло с
Филармоническим оркестром. Энди приехал в Осло, и у нас было пять
восхитительных дней, когда мы общались и репетировали. Еще одно имя -
австрийский композитор Томас Лархер. Его Вторая симфония - замечательная
музыка... Много прекрасных композиторов. Недавно умершая Кайя Саариахо...
- Вы собираетесь исполнять музыку этих композиторов в Чикаго в будущем?
- С удовольствием, я бы очень хотел этого.
- Что вы успели увидеть в Чикаго?
- Пока не очень много. Мало свободного времени. Но я люблю Чикаго.
- Виолончель с вами?
- Нет, в этот раз я без виолончели.
Следующий раз Клаус Мякеля встанет за пульт ЧСО 16 октября. В программе: симфоническая поэма “Гарольд в Италии” (солист - французский альтист Антуан Тамести) и Фантастическая симфония Г.Берлиоза.
После концертов на Музыкальном фестивале Равиния на пенсию уходит арфистка ЧСО Линн Тернер. Она пришла в оркестр по приглашению Фрица Райнера в 1962 году и играла в течение шестидесяти трех сезонов! Долгие годы вместе с концермейстером секции тромбонов Джеем Фридманом она оставалась самым долгоиграющим музыкантом в истории ЧСО, вместе они были и остаются одними из самых долгоиграющих музыкантов в истории американских оркестров. Весной Линн участвовала в очередном турне ЧСО по городам Европы (в ее карьере их было более пятидесяти!), в мае сыграла последние концерты в Симфоническом центре.
Тернер впервые выступила с ЧСО в возрасте четырнадцати лет, в 1956 году,
исполнив первую часть Концерта для арфы си-бемоль мажор Г.Ф.Генделя на четырех
концертах для молодой аудитории (Young People’s Concerts). С 1956 по 1959 год
играла в Civic Orchestra, затем выиграла стипендию для обучения в Тэнглвуде.
После учебы в Чикаго у Альберто Сальви продолжила музыкальное образование в
Парижской консерватории (класс профессора Пьера Жаме). После всего одного года
получила высшую награду школы. Училась в Accademia Musicale Chigiana в Сиене
(класс профессора Никанора Забалеты). В 1962 году Тернер стала первой
американкой, завоевавшей первую премию на старейшем в мире Международном
конкурсе арфистов в Израиле. В последующие годы она неоднократно возвращалась в
Израиль, была членом жюри конкурса, приняла участие в двух гала-концертах
лауреатов. На концерте в Тель-Авиве в 2019 году она исполнила Интродукцию и
Аллегро М.Равеля с музыкантами Израильского филармонического оркестра.
Тернер преподавала в DePaul University и Lake Forest College, принимала
активное участие в образовательной программе ЧСО.
Тернер родилась в музыкальной семье. Отец Сол был скрипачом и концертмейстером Civic Orchestra с 1927 по 1931 год, играл в ЧСО, в симфонических оркестрах Сент-Луиса и (несуществующем сегодня) NBC-Чикаго. Мать Эвелин Кляйн была пианисткой и первой учительницей Линн. Младший брат Ричард более сорока пяти лет (с 1977 года) служил концертмейстером секции арф в Симфоническом оркестре Виннипега. Дети Линн продолжают творческие традиции семьи: сын Беннетт более двадцати пяти лет снимает документальные фильмы на социальные темы для PBS, дочь Рэйчел - успешный дизайнер интерьеров.
После тридцати одного года успешной карьеры в составе ЧСО на пенсию ушел второй концертмейстер секции труб Марк Риденур. Он играет на трубе с десяти лет. Профессиональную карьеру начал, учась в Asbury College (диплом бакалавра). Играл на позиции третьего трубача в Филармонических оркестрах Лексингтона (штат Кентукки) и Дайтона (штат Огайо). Окончил University of Cincinnati College-Conservatory of Music (диплом мастера и два года докторантуры). Служил в симфонических оркестрах Мемфиса и Флориды (в последнем - шесть лет на позиции концертмейстера). В ЧСО с 1994 года. В оркестр его пригласил девятый музыкальный руководитель Даниэль Баренбойм. Своим учителем Риденур непременно называет легендарного первого трубача ЧСО Адольфа (Бада) Херсета. Они играли вместе семь лет, до выхода Херсета на пенсию в 2004 году.
С 2003 до 2005, с 2016 до 2019 годов и в течение сезона 2024-25 годов Риденур
был исполняющим обязанности концертмейстера секции труб. Участвовал в тридцати
четырех международных турах ЧСО, включая первые туры по городам Южной Америки и
Мексики. Выступает в качестве солиста со многими американскими оркестрами.
Преподает в Roosevelt University, проводит мастер-классы в Канаде, Европе, Азии. Его последней программой с
ЧСО стал Реквием Дж.Верди.
В свободное время Риденур играет в гольф и занимается бизнесом. Владеет
фермой в Кентукки и компанией Martromba LLC,
которая производит и продает устройства ”TweeQer” для усиления звука медных
духовых инструментов. На пенсии музыкант планирует проводить больше времени с
семьей - женой Линдой, детьми Мишель, Амандой, Мэтью и подрастающими внуками.
Он продолжит преподавательскую работу в Wheaton College Conservatory of Music и собирается участвовать в концертах Salvation Army Southern Staff Band.
Как и все уходящие на пенсию музыканты ЧСО, Линн Тернер и Марк Риденур получат медали основателя оркестра Теодора Томаса (Theodore Thomas Medallion for Distinguished Service). Давняя традиция ЧСО продолжается! На лицевой стороне медали, подвешенной на черно-красной ленте, выгравировано изображение основателя и первого музыкального руководителя ЧСО Теодора Томаса; на оборотной стороне - имя получателя. Кроме медали, каждый музыкант получит денежную премию. И то, и другое стало возможным благодаря пожертвованию анонимного донора. На концерте 12 июня подобные медали получили из рук маэстро Мути контрабасист Дэниэль Армстронг, виолончелист Дэвид Сандерс и скрипач Блейр Милтон.
28 марта 2026 года в необычное время - 1.30 pm - в Симфоническом центре состоится сольный концерт Йо Йо Ма. Всемирно известный виолончелист, лауреат девятнадцати (!) премий “Грэмми” исполнит современные произведения и виолончельные сюиты И.С.Баха. А 26 августа в 6.30 pm Йо Йо Ма и бенинская певица Анжелика Киджо выступят с бесплатным концертом в Миллениум-парке.
С 11 июля по 18 августа ЧСО можно услышать на Музыкальном фестивале Равиния. Начинается 89-я (!) летняя резиденция оркестра на фестивале. В планах - шестнадцать концертов с шестнадцатью разными программами. В сентябре ЧСО возвращается в Симфонический центр. Открытие нового, 135-го сезона - 18 сентября, традиционный ежегодный Симфонический бал - 20 сентября. Гостьей вечера станет новая артистка-резидентка ЧСО Джойс Ди Донато. Обо всем этом и многом другом я расскажу в будущих выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Чикагский симфонический центр. Реквием Верди. 19 июня 2025 года
Фото 2. Клаус Мякеля дирижирует ЧСО. Чикаго, 24 апреля 2025 года
Фото 3. Линн Тернер
Фото 4. Марк Риденур
Все фотографии - Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!