Слова смущают, жесты обманывают.
Лишь звуки оказываются языком,
который становится общим для открытых сердец.
Я часто спрашиваю самого себя:
где сердце, бьющееся с моим в такт?
Попытка ответа гласит:
на другом конце звука, извлекаемого смычком.
Гидон Кремер
7 февраля 2014 года в Чикаго состоится концерт Гидона
Кремера и камерного оркестра “КРЕМЕРата Балтика”.
Краткая биографическая справка. Скрипач Гидон Кремер родился 27 февраля 1947 года в
Риге. Музыкой начал заниматься с четырех лет под руководством отца. Выпускник
Московской консерватории по классу скрипки Давида Ойстраха. Выступает с 1965
года. Лауреат Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1967
год), победитель международных конкурсов имени Паганини в Генуе (1969 год) и
имени Чайковского в Москве (1970 год). С 1980 года живет в Германии. В 1981
году основал фестиваль камерной музыки в Локенхаузе (Австрия). В 1997 году
основал камерный оркестр “КРЕМЕРата
Балтика”. Играет на скрипке 1641 года работы Николы Амати.
За этими скупыми фактами – интереснейшая биография одного из самых
значительных музыкантов нашего времени. Гидон Кремер выступал и продолжает
выступать на всех наиболее авторитетных сценах мира, сотрудничает с ведущими
оркестрами Европы и Америки. Его партнерами были такие выдающиеся музыканты,
как Герберт фон Караян, Марта Аргерих, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Николаус
Арнонкур, Риккардо Мути, Зубин Мета, Клаудио Аббадо и многие другие.
Камерный оркестр “КРЕМЕРата Балтика” создан Гидоном Кремером в 1997 году из
молодых музыкантов Литвы, Латвии и Эстонии. Кремеровских питомцев немного –
двадцать семь человек. Но они - лучшие из лучших на прибалтийских просторах.
Гидон Кремер, родившийся и выросший в Риге, хотел, по его собственным словам,
“построить мост в свое прошлое, вдохнуть воздух Балтики”. Это был подарок
маэстро к своему пятидесятилетию. Он подарил сам себе оркестр! Гидон Кремер
говорит: “Я в первую очередь воспринимаю свое детство, как детство, связанное с
балтийским воздухом, как детство, обремененное занятиями музыкой, и как детство
маленького Гидона, обремененного сознанием того, что он чужой. Шведский
дедушка, немецкая бабушка... Мои родители бежали из Германии в Советский Союз
после прихода Гитлера к власти. Был ли я чужой в Латвии из-за этого или из-за
еврейства моего отца, не могу сегодня сказать. Так или иначе, но эта травма
осталась. И я постарался ее залечить тем, что создал оркестр именно в
балтийских государствах, дав молодым музыкантам из прибалтийских стран, ныне, к
счастью, независимых, какую-то перспективу их музыкального развития в будущем”.
Создавая ансамбль на одно лето,
Кремер и не предполагал, что роман с молодыми музыкантами затянется и станет
глубокой любовью. Ребята оказались такими увлеченными, что бросить их было
просто невозможно. И вот уже тринадцать лет вместе с “КРЕМЕРатой Балтикой”
Гидон Кремер успешно гастролирует по всему миру, записывает альбомы. В 2002
году за CD “После Моцарта” ансамбль получил
премию “Грэмми”, в следующем, 2003 году, снова номинировался на эту престижную
премию за альбом с музыкой Джорджа Энеску. С оркестром выступала прекрасная
Джесси Норман, с оркестром гастролировали Татьяна Гринденко, Хайнц Холлигер,
Олег Майзенберг, оркестром дирижировали сэр Саймон Раттл, Кристоф Эшенбах, Юрий
Темирканов, Кент Нагано.
Сегодня взаимодействие музыканта с его юными коллегами достигает уровня
настоящего музыкального театра. Они обмениваются взглядами, улыбками,
подбадривают друг друга - все это создает впечатление игры, драматического
представления, все это наполнено настоящей молодой энергией. Этот оркестр надо
не только слушать, но и видеть, за музыкантами безумно интересно наблюдать! Ни
один участник оркестра не облокачивается на спинку стула во время игры. Все
предельно внимательны и устремлены вперед - туда, где стоит Кремер. Опытный
Кремер, выступающий с молодыми музыкантами то как солист, то как
концертмейстер, то как закулисный режиссер, словно сбрасывает груз лет и
прибавляет к своему имиджу энергию нового поколения, а его партнеры самой своей
молодостью доказывают актуальность сегодняшних интересов своего лидера и
наставника. Иногда во время репетиций кремеровские питомцы стонут от
напряжения, а после репетиций едва могут ходить. Они получают достойные, но
отнюдь не огромные деньги. Но свой гастрольный график, охватывающий все
крупнейшие столицы мира и лучшие фестивали, свои концерты и выступления они не
променяют ни на что.
Ансамбль “КРЕМЕРата Балтика” играет огромное количество современной музыки.
Причем, это не заумный авангард - с этим увлечением Кремер расстался давно.
Музыка, которую исполняют Кремер и его питомцы, доступна всем. Собственно,
Кремера можно назвать соавтором той музыки, которую он исполняет, ибо вся она
(за редким исключением) написана для него и по его заказу. Таковы сочинения Гии
Канчели, Арво Пярта, Леонида Десятникова, Александра Вустина, Александра Бакши,
Леонида Чижика. Для Кремера, свято уверенного в том, что академическая музыка
не исчерпала себя и продолжает жить полнокровной жизнью, приоритет нового,
современного искусства очевиден. Но ведь так было всегда. Моцарт и Бетховен,
выстраивая программы своих концертов, тоже не радовали слушателей большим
количеством “старого” барокко. Нет, вместо этого они включали в программу новую симфонию или новый концерт собственного
сочинения. Гидон Кремер говорит: “Я в своей жизни всегда ищу равновесие
между исполнением классики - барочной или написанной в эпоху романтизма - и
современными сочинениями. Конечно, многим удобно рассматривать музыку как
своеобразный музей, где можно найти шедевры, чтобы украсить себя или доставить
удовольствие публике, но я всегда рассматривал музыку как процесс, как какой-то
разговор. Без современной музыки он для меня не обладает весомостью и
происходит только виртуально. Я вижу смысл существования “КРЕМЕРаты Балтики” в
столкновении публики с чем-то неожиданным, с исполнением новых сочинений”.
Гидон Кремер известен своими либеральными взглядами. Он неоднократно
выступал в поддержку теперь уже бывшего политзаключенного Михаила
Ходорковского, показывая пример своим не самым смелым коллегам.
7 февраля Гидон Кремер и его оркестр выступят в Чикаго!
В программе концерта – сочинения для скрипки М.Вайнберга и Д.Шостаковича
(солист – Г.Кремер) и произведения для оркестра. Не пропустите единственный концерт
Гидона Кремера и камерного оркестра “КРЕМЕРата Балтика” на Среднем Западе в
сезоне 2013-14 годов!
Nota bene!
Концерт Гидона Кремера и камерного ансамбля
“КРЕМЕРата Балтика” состоится 7 февраля в 7.30 pm в театре
музыки и танца “Харрис” по адресу 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты можно заказать по телефону (312) 334-7777 или
зарезервировать на сайте www.harristheaterchicago.org.
Фотографии к статье:
Фото 1. Гидон Кремер музицирует
Фото 2. Гидон Кремер
Фото 3. Гидон Кремер и камерный оркестр “КРЕМЕРата Балтика”
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!