Шуберт Франц
не сочиняет -
Как поется, так поет.
Он себя не подчиняет,
Он себя не продает.
Как поется, так поет.
Он себя не подчиняет,
Он себя не продает.
Давид
Самойлов
Франц Шуберт. Гениальный композитор-романтик,
перевернувший представление о возможностях музыки. Семь полных и шесть
неоконченных симфоний, двадцать две фортепианные сонаты, пятнадцать струнных
квартетов, шесть месс, девять полных опер и столько же неоконченных, около
шестисот вокальных сочинений... - поразительно, но все это Шуберт сочинил за
тридцать один год жизни!
Большую часть жизни он находился в тени Бетховена.
Они не были друзьями, хотя Шуберт не делал секрета, что обожает музыку
Бетховена. Более того, живя в Вене (единственный из великих композиторов, он
родился и всю жизнь прожил в этом городе), долгие годы они не встречались друг
с другом. (Подобный пример можно привести из недавнего прошлого. Стравинский и
Шенберг больше десяти лет жили в двадцати километрах друг от друга в соседних
пригородах Лос-Анджелеса и не разговаривали.) Точно известен день, когда это,
наконец, произошло. Единственная встреча Шуберта и Бетховена состоялась 19
марта 1827 года. Бетховен был очень болен и умер через неделю. Шуберт помог с
похоронами, а спустя полтора года его самого похоронили на том же кладбище.
Двух гениев навечно разделили три могилы. За пять дней до смерти Шуберт слушал
Струнный квартет до-диез минор Бетховена.
При жизни Шуберт был известен главным образом как
сочинитель песен, и даже родственники и друзья не знали всего, что он сочинил.
Его рукописи десятилетиями пылились в шкафах и ящиках. Гений Шуберта одним из
первых оценил Шуман. В восемнадцать лет он написал ему полное любви письмо, но
так и не отправил его. Настоящее признание пришло к Шуберту спустя несколько
десятилетий после смерти. Даже сегодня в активном репертуаре оркестров и
солистов только десятая часть произведений, написанных Шубертом, - меньше, чем
сочинений его равновеликих предшественников, современников и последователей.
Практически неизвестны оперы Шуберта, его духовная музыка - области, в которых
он оставил заметный след. Только недавно в репертуар пианистов вошли гениальные
фортепианные сонаты Шуберта. В Симфоническом центре мы слышали их в исполнении
Альфреда Бренделя, Митсуко Учиды, Пола Льюиса, Элис Сары Отт и - несколько дней
назад - Евгения Кисина.
У Чикаго, если можно так выразиться, “сложные
отношения” с Шубертом. В первом (1891-92 годов) сезоне Чикагского
симфонического оркестра (далее - ЧСО) его основатель и первый музыкальный
руководитель Теодор Томас включил в репертуар Восьмую (“Неоконченную”) и
Девятую (“Большую”) симфонии композитора. Когда был построен Симфонический
центр, Шуберт стал одним из пяти композиторов, чьи имена были выгравированы на
фасаде, выходящем на Мичиган-авеню. Казалось, его музыка будет звучать в городе
вечно! Однако остальным симфониям пришлось ждать своего дебюта в Чикаго долгие
десятилетия. Премьера Третьей симфонии прошла в 1960 году, Четвертой - в 1961,
а Первая симфония была впервые исполнена в 1982 году - на девяносто первом году
жизни оркестра! К тому времени оркестром были уже давно исполнены все симфонии
Малера, включая неоконченную Десятую.
Называя произведения Франца Шуберта краеугольным
камнем современной культуры, музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути возвращает
его музыку в Чикаго. Именно благодаря маэстро в этом сезоне ЧСО и приглашенные
солисты фокусируются на музыке великого композитора. Второй раз в истории
оркестра в репертуар включаются мессы Шуберта. В 1975 году в Чикаго звучала
Месса ми-бемоль мажор, в этом сезоне - Месса ля-бемоль мажор. В этом сезоне
впервые в истории ЧСО исполняются все симфонии Шуберта. Шубертовские концерты
начались с оптимистической Третьй и трагической Четвертой симфоний - сочинений
юного композитора. Музыка Шуберта станет основной и в мартовских концертах
Симфонического центра.
9 марта, 3.00 pm. “Учида играет сочинения Шуберта и Бетховена” – так
называется сольный концерт японской пианистки Митсуки Учиды, в котором
прозвучат Соната сль мажор Ф.Шуберта и “Тридцать три вариации на тему вальса
Антона Диабелли” Л.ван Бетховена.
13 и 15 марта, 8.00 pm; 14 марта, 1.30 pm; 18 марта, 7.30 pm. Митсуко Учида и музыканты ЧСО исполняют Адажио си минор
и Девятнадцатый фортепианный концерт В.А.Моцарта, а также Фортепианный
квинтет Ф.Шуберта “Форель”.
За час до начала концертов на втором
этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы профессора дирижерского
факультета Северо-Западного университета, музыкального руководителя и дирижера Apollo Chorus of Chicago Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.
16 марта, 3.00 pm. Сольный концерт выдающегося норвежского пианиста Лейфа
Ове Андснеса. Он родился в 1970 году в Западной Норвегии в семье музыкантов. С
ранних лет занимался музыкой. Закончил консерваторию в Бергене по классу
профессора Иржи Глинки. В девятнадцать лет дебютировал в Нью-Йорке в качестве
солиста Филармонического оркестра Осло. Андснес - победитель многих
международных фортепианных конкурсов, обладатель премии “Gilmore Artist” и
приза “Граммофон”. Семь раз номинировался на премию “Грэмми”. Командор
Норвежского Королевского Ордена Святого Олава – высшей награды Норвегии.
Подобно Евгению Кисину, Андснес очень тщательно
подбирает программу, никогда не повторяется и всегда находит, чем удивить
публику. В прошлом году он исполнял произведения Й.Гайдна, Б.Бартока,
К.Дебюсси, Ф.Шопена, а программа будущего концерта посвящена Л.ван Бетховену.
Будут исполнены Сонаты N11, 18, 23 (“Аппассионата”) и Шесть вариаций на
оригинальную тему.
20 и 22 марта, 8.00 pm; 21 марта, 1.30 pm. ЧСО под управлением Риккардо
Мути исполнит Девятую (“Большую”) симфонию Ф.Шуберта – одно из самых
блистательных симфонических произведений всех времен и народов. При жизни автора
симфония не исполнялась. Спустя десять лет после смерти Шуберта среди бумаг
брата композитора партитуру симфонии случайно нашел Шуман. Премьера Симфонии
состоялась сто семьдесят пять лет назад - 21 марта 1839 года - в Лейпциге.
Первый исполнитель – Гевандхауз-оркестр под управлением Феликса Мендельсона.
Митсука Учида солирует в Фортепианном концерте
Ф.Шумана.
За час до
начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера
Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
С музыкой Шуберта мы не расстаемся. Впереди
– четыре симфонии композитора, в том числе - моя любимая Восьмая
(“Неоконченная”), Фортепианные сонаты и трио, Скрипичная сонатина, вокальные
циклы “Пастух на скале”
и “В шторм”. Подробнее об этих и многих других концертах
читайте в будущих выпусках Музыкального Чикаго.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра
этого сезона, а также абонементы на следующий сезон можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону
312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Франц ШубертФото 2. Митсуко Учида
Фото 3. Лейф Ове Андснес. Фото – Феликс Броде
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!