17 марта в Чикагском симфоническом центре
состоится единственный концерт Израильского филармонического оркестра (далее –
ИФО) под управлением Зубина Меты. В программе – Восьмая симфония Антона
Брукнера.
ИФО был образован в 1936 году по инициативе
известного польского скрипача еврейского происхождения Бронислава Губермана.
Создание оркестра, подобно созданию государства Израиль, проходило на чистом
энтузиазме. Идея Губермана была организовать, как он говорил, “оркестр
солистов”! Он сумел убедить музыкантов-евреев, потерявших работу в оркестрах
нацистской Германии, а также их коллег из симфонических оркестров Восточной
Европы переехать в Палестину. Многие из них согласились. Первым названием
коллектива было Палестинский симфонический оркестр (Palestine Symphony Orchestra). Датой образования оркестра считается 26 декабря 1936 года. В этот день в
Тель-Авиве состоялся первый концерт оркестра. За дирижерским пультом стоял
выдающийся итальянский маэстро, антифашист Артуро Тосканини. В годы Второй
мировой войны оркестр провел сто сорок концертов для солдат стран-участников
антигитлеровской коалиции, после окончания войны участвовал в праздничном
концерте в Бельгии. На церемонии провозглашения Декларации независимости
Израиля оркестр исполнил гимн страны, а вскоре после этого получил свое
нынешнее название – Израильский филармонический оркестр. Долгие годы оркестр в
одиночку представлял Израиль в мире. Руководство оркестра приглашало к сотрудничеству
крупнейших музыкантов современности. Первым в этом списке стоит имя Леонарда
Бернстайна. В 1947-49 годах он руководил оркестром, впоследствии неоднократно
выступал с ним, а в 1987 году получил звание Почетного дирижера. С оркестром
выступали Исай Добровейн, Малькольм Сарджент, Серджиу Челибидаке, Ференц
Фричаи. На первых гастролях в США оркестром руководили поочередно Леонард
Бернстайн, Сергей Кусевицкий, Излер Соломон. С оркестром сотрудничали великие
музыканты Артур Рубинштейн, Исаак Стерн, Жан-Пьер Рампаль, выступали и
продолжают выступать такие выдающиеся исполнители, как Эмануэль Акс, Даниэль
Баренбойм, Ефим Бронфман, Йо Йо Ма, Валерий Гергиев, Лорин Маазель, Курт Мазур,
Ицхак Перлман, Максим Венгеров, Гил Шахам, Раду Лупу, Евгений Кисин, Миша Майский,
Пинхас Цукерман.
Особые отношения связывают ИФО с дирижером Зубином
Мета. В 1969 году Мета становится музыкальным консультантом оркестра, в 1977
году – его музыкальным руководителем, в 1981 году впервые в истории получает
почетный титул Пожизненного музыкального руководителя коллектива.
Легендарный дирижер и обаятельнейший человек Зубин
Мета достоин отдельного рассказа.
“Властелин меча” – так переводится с санскрита имя
Зубин. Он родился в 1936 году в Бомбее в семье скрипача и дирижера, основателя
Бомбейского симфонического оркестра Мехли Меты. Семья Меты происходит из
старинного рода парсов – потомков выходцев из Ирана, поселившихся в Индии в VII – X веках
и живущих там компактной группой. Меты исповедуют религию зороастризма –
древнюю религию огнепоклонников. Зубин Мета учился играть на скрипке, но
поначалу его музицирование было просто домашним хобби. Он собирался стать
врачом и даже получил высшее медицинское образование. Но, видимо, гены все-таки
взяли свое, и выпускник медицинского факультета Зубин Мета бросил медицину и
уехал в Вену, где учился дирижированию в знаменитой музыкальной академии у
Ганса Сваровского. Свою музыкальную карьеру Мета начал как инструменталист. Он
играл в оркестре, и это оказалось полезным опытом, который пригодился ему
впоследствии. За дирижерский пульт Мета впервые встал, когда ему шел двадцать
первый год. В двадцать пять лет Мета впервые дирижировал легендарными “Венскими
филармониками”. В одном из недавних интервью музыкант признался, что он самый
“долгоиграющий” дирижер из всех, кто когда-либо работал с Венским и Берлинским
филармоническими оркестрами. Дружба Меты с этими оркестрами ведет свое начало с
1961 года! Маэстро не любит переезды, предпочитая подолгу жить и работать на
одном месте. Дирижер тринадцать лет возглавлял Монреальский и Лос-Анджелесский
симфонические оркестры, одиннадцать лет - Нью-Йоркский, восемь лет - Баварскую
государственную оперу. С 1985 года Зубин Мета является главным дирижером
оркестра “Maggio Musicale”, с 2005 года – главным дирижером Оперного театра в Валенсии (Испания).
Даниэль Баренбойм говорит о Зубине Мете: “Он –
возможно, единственный, кто стал мне родной душой в ранние годы и остается
таковой и сегодня”. Их знакомство берет свое начало в далеком 1956 году, почти
шестьдесят лет назад! Именно весной 1956 года в классе дирижирования у Карло
Зеччи в итальянском городе Сиена Баренбойм впервые увидел “одноклассников”
Клаудио Аббадо и Зубина Мету. Баренбойм был самым молодым: Аббадо, умерший
несколько месяцев назад, старше его на десять лет, Мета – на шесть. Однако это
не мешало им веселиться и шутить вместе. В доме родителей Баренбойма
сохранилась фотография последнего концерта летом 1956 года, на котором эта
троица дирижирует втроем! Сегодня эта уникальная фотография висит в дирижерской
комнате оркестра Берлинской филармонии. Молодой Даниэль смотрел на Зубина как
на старшего брата: более взрослого, более опытного. Причем, не только в
вопросах дирижирования, но и в жизни. В то время Зубин собирался жениться, и
молодой Даниэль пользовался советами старшего друга...
Множество событий сблизили музыкантов, особенно
событий, связанных с Израилем. В 1967 году, во время Шестидневной войны Мета
отменил все свои контракты и приехал в Израиль, чтобы быть вместе с
израильскими музыкантами, с Баренбоймом, с прекрасной виолончелисткой Жаклин Дю
Пре. Был он с музыкантами и в самые тяжелые дни войны Судного дня 1973 года.
Особые воспоминания у Баренбойма и Меты связаны с 1991 годом, когда во время
войны в Персидском заливе они вновь встретились в Израиле - третий раз в
условиях военного времени! Как только Израильскому филармоническому оркестру
разрешено было играть, музыканты дали совместный концерт, а спустя неделю к ним
присоединился великий скрипач Исаак Стерн. На одном из концертов Стерна и
Израильского филармонического оркестра под управлением Меты зазвучал сигнал
тревоги. Дирижер прервал концерт. Зрителям выдали противогазы. А потом Исаак
Стерн заиграл Баха... Тот концерт навсегда остался в памяти очевидцев как один
из ярчайших образцов того, что может сделать Музыка! В те дни Мета с оркестром
давали концерты в полдень и в три часа дня, потому что вечером играть было
опасно. Люди приносили с собой противогазы, и зрительный зал был полон на всех
концертах. Для воюющей страны исполнение музыки было жизненно необходимым:
одним - чтобы забыть ужасы вчерашнего дня, другим – чтобы не терять надежду на
будущее. Но для всех музыка служила символом сопротивления и победы. В те
страшные дни рядом с израильскими музыкантами был мужественный и благородный
Зубин Мета. Его чувства в отношении государства Израиль и сегодня остаются
лейтмотивом, определяющим его жизнь и жизнь руководимого им Израильского
филармонического оркестра.
Зубин Мета – парс из Бомбея, учившийся в Вене и
ставший одним из самых глубоких интерпретаторов западной музыки, - чувствует
себя одинаково свободным с Вагнером и Штраусом, Пуччини и Моцартом. Он способен
продирижировать всю музыку мира, не глядя в партитуру. Во многом Мета стал
примером для молодых музыкантов. Когда он впервые исполнил симфонии Брукнера с
оркестром “Винер филармоникер”, музыкальные критики писали, что, “казалось, он
родился в окрестностях австрийского Линца”. Заголовок в одной из австрийских
газет после концерта гласил: “От Бомбея до Линца – не так уж далеко!” Будучи
абсолютным космополитом, Зубин Мета чувствует себя одинаково свободно в любом
месте земного шара, будь то Вена, Лос-Анджелес или Флоренция. А в Израиле Мета
нашел нечто, напоминающее ему Бомбей, и это дает возможность дирижеру
чувствовать себя там, как дома...
Музыковед, профессор Андрей Золотов говорит: “Не так
легко обозначить “место приписки” Израильского филармонического: он, конечно, и
собственно израильский, он и европейский, он и “русский” (немало артистов оркестра
- выходцев из России). Русская исполнительская школа и культура оркестровой игры
органично составили неповторимое художественное целое с европейской исполнительской
традицией - и в характере оркестрового мышления, и во внутреннем самоощущении музыкантов”.
История ИФО неразделима от истории Израиля. Оркестр
– визитная карточка страны, он с ней и в праздники, и в драматические дни.
Музыканты ездили в бронемашинах играть в
осажденной стране
во время Войны за
независимость, давали концерты в память жертв терактов.
ИФО не ограничивается одним залом, а регулярно
выступает в трех городах: Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе. В одном сезоне
проходят примерно сто пятьдесят концертов. Среди них – симфонические, камерные
вечера, концертные исполнения опер.
ИФО регулярно гастролирует по разным странам и
континентам. А вот в Чикаго за последние десять лет приезжал лишь дважды. Тем
интереснее послушать этот коллектив.
Концерт в Чикаго проходит в рамках большого
американского турне ИФО. С 15 марта по 3 апреля оркестр посетит четырнадцать
городов. Зубин Мета выступит с коллективом в Анн-Арборе (Мичиган), Бостоне и
Вашингтоне. Главный приглашенный дирижер Джанандреа Носеда станет за
дирижерский пульт в остальных городах.
Подробная история ИФО, биографии музыкантов
и дирижеров, в разные годы работавших с оркестром, информация о концертах
размещена на официальном сайте оркестра http://www.ipo.co.il/eng/HomePage/.aspx.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра этого сезона, а также абонементы на следующий сезон можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000 или приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Зубин Мета дирижирует
Израильским филармоническим оркестром. Фото – Одед АнтманФото 2. Зубин Мета. Фото – Вилфред Хасл
Фото 3-4. Зубин Мета
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!