29 мая 2014 г.

Чикагский оперный театр представляет...


В этом году исполняется сорок лет со дня основания Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ). За эти годы в театре были поставлены сто восемнадцать опер, из них тридцать пять – впервые в Чикаго. Театр давно занял особое место на театральной карте Чикаго, и сегодня без него уже невозможно представить себе культурную жизнь города. В ЧОТ не боятся экспериментировать. В этом театре не поют звезды первой величины, и бюджет театра в сравнении с Лирик-оперой весьма скромный. Однако при этом успехи театра впечатляют. ЧОТ открывает для зрителей неизвестные оперы и новые имена, дает путевку в жизнь многим талантливым певцам и режиссерам. В ЧОТ дебютировала известная сегодня многим певица Даниэлла Де Низе, начинали работать режиссеры Роберт Орт, Нэнси Густафсон, Ричард Лич. Мэри Циммерман, знакомая нам по спектаклям Lookingglass Theatre и Goodman Theatre (я писал о ней в прошлом выпуске Театрального Чикаго), поставила в ЧОТ оперу Филипа Гласса “Эхнатон”. В театре работал известный актер и режиссер Франк Галати.

Были годы, когда в ЧОТ ставили пять опер за сезон, в течение нескольких лет труппа ограничивалась одной постановкой, долгое время в театре ставили три спектакля за сезон в апреле-июне. Сейчас в театре опять пробуют нечто новое – в течение года ставят спектакли в феврале-марте (когда Лирик-опера заканчивает свой сезон), мае-июне (в это время в Чикаго раньше вообще не было оперных постановок) и сентябре (до начала нового сезона в Лирик-опере). При этом сезон отсчитывается с января.

В беседе со мной генеральный директор ЧОТ Андреас Митишек сказал: “Мы покажем новые, редкие и актуальные постановки для любопытной аудитории, жаждущей нового театрального опыта”. Две одноактные оперы, которые мы увидим на следующей неделе (они идут вместе, в один вечер), подтверждают слова руководителя театра. Обе они говорят о притеснении и диктатуре, обе написаны в Германии в 1943 году, при этом - в совершенно разных обстоятельствах.

 

“Император Атлантиды” Виктора Ульмана

 

Действующие лица и исполнители:

Смерть – Дэвид Говертсен (бас-баритон),

Император – Эндрю Вилковске (баритон),

Арлекин – Бернард Холкомб (тенор),
Бубикопф – Эмили Бирзан (сопрано).

New Millennium Orchestra. Дирижер – Франческо Милиото.

Режиссер-постановщик – Андреас Митишек.

Император Атлантиды” - сатирическая пародия Ульмана на Гитлера и фашистский режим. Император Атлантиды – жалкий, маленького роста тиран, выступающий за тотальную войну против всех. Диктатор с легкостью отправляет людей на смерть, и никто не смеет возразить ему. Никто, кроме самой Смерти. Только она вправе решать, кто достоин ее внимания. Смерть отказывается забирать людей к себе, пока жив Император. Он должен быть первым...

Опера “Император Атлантиды” была написана учеником А.Шенберга, австрийским композитором еврейского происхождения Виктором Ульманом в концлагере Терезин. Как известно, нацисты опровергали сообщения о массовом уничтожении евреев. В качестве доказательства “гуманного отношения” к неарийцам и был задуман так называемый “образцово-показательный” концлагерь. В нем, помимо бараков и крематория, находились школа, больница, оркестр, театр. Журналистам показывали, как замечательно живут в концлагере заключенные. В 1942-43 годах в Терезине оказались четыре композитора, позднее вошедших в историю музыки как “терезинская четверка”: Эрвин Шульхофф, Пауль Хаас, Гидеон Кляйн и Виктор Ульман. Они писали музыку, которая в фашистской Германии была объявлена “дегенеративным искусством”, а следовательно подлежала запрету и уничтожению. Композиторы прекрасно понимали, что шансов на спасение у них нет. Тем пронзительнее сегодня слушается их музыка - написанная за колючей проволокой музыка перед лицом смерти... Оперу “Император Атлантиды” начали репетировать, но до премьеры дело, конечно, не дошло – руководство лагеря запретило постановку. 16 октября 1944 года Ульман был депортирован в Освенцим. Спустя два дня его умертвили в газовой камере. Мировая премьера “Императора...” состоялась в 1975 году.


“Умница” Карла Орфа

 

Действующие лица и исполнители:

Крестьянин – Дэвид Говертсен (бас-баритон),

Король – Эндрю Вилковске (баритон),

Дочь крестьянина (Умница) – Эмили Бирзан (сопрано),

Тюремщик – Нил Эдвардс (бас),

Погонщик ослицы – Бернард Холкомб (тенор),
Погонщик мула – Кристофер Реммел (баритон).

New Millennium Orchestra. Дирижер – Франческо Милиото.

Режиссер-постановщик – Андреас Митишек.

В отличие от убитого нацистами Виктора Ульмана, немецкий композитор Карл Орф довольно комфортно жил и творил при нацистском режиме. Его опера “Умница”, созданная по сказке братьев Гримм “Умная крестьянская дочь”, написана в традициях немецкой комической оперы и входит в цикл так называемых “сказочных пьес” композитора. В ней рассказывается о глупом Короле, которого “водит за нос” умная женщина (Умница). В опере тоже могли найти параллели с существующим в Германии режимом, тем не менее ее никто не запрещал. Наоборот, премьера оперы с успехом прошла 20 февраля 1943 года во Франкфурте-на-Майне.

Дирижер Франческо Милиото седьмой год возглавляет Симфонический оркестр Скоки. В 2005 году он был одним из создателей нового симфонического оркестра с громким названием “Оркестр нового тысячелетия” - New Millennium Orchestra. Этот оркестр и Франческо Милиото в этом сезоне впервые сотрудничают с ЧОТ. В следующем сезоне маэстро Милиото впервые встанет за дирижерский пульт оркестра Лирик-оперы. Он будет дирижировать операми “Каприччио” Р.Штрауса и “Тоска” Дж.Пуччини.

 

В сентябре нас ждет еще один приятный сюрприз – редко исполняемая, ранняя экспрессионистская опера Эрнеста Блоха. Швейцарский композитор еврейского происхождения Блох в двадцатые годы прошлого века играл заметную роль в музыкальной жизни Европы и США. Ученик великого скрипача Эжена Изаи, он жил в Швейцарии и США, служил дирижером в Лозанне, преподавал композицию в Женевской консерватории и консерватории Сан-Франциско, был директором Кливлендского института музыки. После прихода нацистов к власти Блох окончательно поселился в Калифорнии. Он преподавал в университете Беркли. Благодаря Мстиславу Ростроповичу широко известна Еврейская рапсодия “Шеломо” для виолончели с оркестром – сочинение датировано 1916 годом. В следующем году Блох написал симфонию “Америка” (она посвящена Аврааму Линкольну). В активе композитора – Скрипичный концерт и кантата “Abodath Hokodesh”. “Макбет” – первая и единственная опера Эрнеста Блоха (вторая осталась незаконченной). Она была написана в 1904 году, когда композитору едва исполнилось двадцать четыре года. Либретто по пьесе У.Шекспира принадлежит писателю Эдмонду Флегу. Премьера оперы состоялась в Комической опере Парижа в 1910 году. После войны опера ставилась в Ла Скала, театрах Рима, Брюсселя, Женевы, Франкфурта. В 2009 году к пятидесятилетней годовщине смерти Блоха “Макбет” был впервые представлен в Лондоне на сцене Bloomsbury Theatre.

Nota bene! Оперы “Император Атлантиды” и “Умница” пройдут 31 мая, 4 и 6 июня в 7.30 pm; 8 июня в 3.00 pm в помещении The Merle Reskin Theatre of DePaul University по адресу: 60 East Balbo Avenue, Chicago, IL 60605. Справки и заказ билетов - на сайте www.ChicagoOperaTheater.org или по телефону 312-704-8414. Для новых подписчиков и студентов Чикагский оперный театр предлагает хорошие скидки.

Фотографии к статье:
Фото 1. Логотип Чикагского оперного театра
Фото 2. Постер к опере “Император Атлантиды”
Фото 3. Постер к опере “Умница”
Фото 4. Постер к опере “Макбет”

Комментариев нет:

Отправить комментарий

New comment in your blog!