Этот спектакль несколько лет с огромным успехом
играется в Чикаго, ему аплодировали зрители Нью-Йорка и Москвы. По следам
московских гастролей пьесой Шендеровича заинтересовалась “тяжелая артиллерия”.
В “Школе современной пьесы” “Гольдинера...” в постановке Иосифа Райхельгауза
играет Альберт Филозов. Спектакль называется “Последний ацтек”. Премьера
состоялась в феврале 2014 года. В апреле к юбилею Владимира Этуша был выпущен
антрепризный вариант “Гольдинера...” с мэтром в главной роли. Появился еще один
вариант “Гольдинера...” и в русской Америке. Спектакль играют в русском театре
Майами “Солнце”.
В этой статье я не буду пересказывать сюжет
пьесы. Напомню только о том, с чего все начиналось... Вначале
была пьеса Виктора Шендеровича “Потерпевший Гольдинер”. На мой вопрос “Кто
такой Гольдинер?” автор ответил так: “Гольдинер – персонаж
вымышленный, у него нет одного прототипа. Мой Гольдинер состоит из четырех
совершенно разных людей, живущих в разных странах за пределами России. Четыре
человека, из которых я собирал своего Гольдинера. Собирал психологически,
биографически...”. Режиссеру спектакля Сергею Коковкину в пьесе Шендеровича показался
интересным диалог двух поколений. Режиссер рассказывает: “Она - молодая, он -
пожилой, она - американка, он – человек, выросший в Советском Союзе, продукт
прежней жизни с упрямой упертостью сознания. Гольдинер двадцать лет живет в
Америке, не пытаясь интегрироваться в новое для него пространство. Он заперт от
жизни, оставаясь в замкнутой клетке своего мирка. Он пропустил эти двадцать
лет. Мне интересно его столкновение с женщиной, вызывающей у него неприязнь,
даже – отторжение, но именно она заставляет его иначе взглянуть на мир и свое
предназначение в нем. В пьесе
три героя: Он, Она и Время...”. Об этом
же - конфликте двух миров, двух мировоззрений – говорит Виктор Шендерович:
“Главный герой пьесы – старик, человек из анекдота, если говорить о типаже.
“Как вам Америка?” – “Не знаю, мы в нее не выходим.” Этот человек эмигрировал и
“окуклился” в небольшом эмигрантском, брайтонском мире. Героиня пьесы живет в
Америке с шести лет. Она ощущает себя американкой, для нее Брайтон – “зоопарк”.
Вынужденная встреча и взаимное узнавание-признавание людей разных поколений, разных
культур, для одного из которых “зоопарк” – Америка, а для другого – эмиграция,
мне показались очень любопытными. Я не Пушкин, у которого Татьяна выходила
замуж за генерала, но в какой-то момент моя героиня тоже начала поступать
по-своему. Пьеса писалась
отчасти по заказу, но потом случилось то, что у Грибоедова называется “шел в
комнату, попал в другую”. Через какое-то время выяснилось, что комедия, которую
я начинал писать, постепенно ушла в сторону мелодрамы. Мне понравился новый для
меня жанр. Когда Слава Каганович прочел пьесу и захотел ее поставить, я пошел
на это с удовольствием. Мне действительно очень любопытно, как это смотрится и
звучит среди тех, про кого это написано”.
8 июня Вячеслав Каганович подготовил нам еще один
подарок – спектакль “Мои “университеты”. Спектакль состоит из двух частей: “Мой Горин” и “Мой Дольский”. Горин и
Дольский - два автора, оказавшие огромное влияние на Кагановича.
Григорий Горин – любимый драматург Кагановича.
Спектакль по пьесе “Феномены” стал первым спектаклем, который наш герой
посмотрел в Народном театре Минского Дворца культуры профсоюзов. Спектакль
поразил Кагановича: “Я попал
на праздник, я испытал чувство “щенячьего восторга” – другой метафоры придумать
не могу. Может быть, тогда я понял магию театра. Я понял, что на сцене возможно
все!.. Так я пришел в Народный театр. Сначала – как зритель: в репертуаре
театра было одиннадцать спектаклей! Потом стал приходить на репетиции, а вскоре
режиссер театра Юрий Владимирович Степанов предложил мне роль в новом спектакле
“Фальшивая монета” по пьесе Максима Горького”. Переехав в Чикаго и решив
организовать театр, Каганович четко знал, что он хочет показать зрителям в
первую очередь. Конечно, “Феномены” Горина. Этим спектаклем открывается история
первого русского репертуарного театра Чикаго
“Атриум”. Композиция “Мой Горин” посвящена предстоящему в следующем году
семидесятипятилетию со дня рождения писателя. В спектакле принимают участие
актеры Марина Карманова и Юрий Богданов.
Композицию “Мой Дольский” Каганович назвал “музыкально-поэтическими
метаморфозами”, потому что поэзия Александра Дольского в исполнении актера
звучит в унисон с гитарной музыкой Михаила Сычева. Вячеслав Каганович
рассказывает: “Дольский – мой любимый автор, я знаю его песни наизусть. Одно
время у меня было просто наваждение: в голове все время крутилась его музыка. На
каждую жизненную ситуацию я всегда находил у него песню, которая точно попадала
в настроение, смысл, объясняла мне, что со мной происходит...”. Дольский был
первым человеком, к которому после концерта отважился подойти Каганович. С этого началось их
знакомство: “Я много раз был в его питерской квартире, он гостил у меня в
Минске, был моим первым гостем в Чикаго. Мы только приехали, жили
на съемной квартире, и он спал на матрасе”. Каганович привез из Минска машинописные экземпляры
трех своих сольных программ: “Современная авторская песня”, “Творчество Сергея
Никитина”, “Творчество Александра Дольского”. Сверху
на каждой бумаге стоит печать Управления культуры Мингорисполкома “Разрешено к
исполнению”. На
программе песен Дольского рукой Александра Александровича написано: “Слава!
Успехов Вам! Много нового есть у меня для вас. Добавьте”.
Вячеслав Каганович рассказывает: “Я решил, что Дольского петь не буду. Но
гитара в спектакле будет – восхитительная гитара удивительного музыканта
Михаила Сычева. Когда я слушал одну из его композиций, у меня вдруг на эту
музыку стали ложиться стихи Дольского. Так родилась идея совместить поэзию
Дольского с музыкой Сычева. Я предложил Мише придумать музыку на стихи
Дольского. В какой-то мере я слукавил, потому что частично уже подобрал его
музыку к этим стихам. Но мне была важна реакция Миши, и к моей великой радости,
он начал предлагать именно те произведения, которые я выбрал. Он фактически
сочинил на стихи Дольского новую музыку, и она совпала с ними по эмоциям,
настрою, энергетическому насыщению. В нашем спектакле будут только стихи и
музыка. Где-то – стихотворение без музыки, где-то – музыка без поэзии. И только
в финале спектакля в две гитары прозвучит “визитная карточка” Дольского – песня
“Исполнение желаний” (“Мне звезда упала на ладошку...”)”.
Nota bene! Спектакль “Айдонт андерстенд” пройдет 1 июня 2014 года в 7.30 pm в
помещении Northbrook Theatre по адресу: 3323 Walters Avenue, Northbrook, IL 60062. Спектакль “Мои “университеты” состоится там же
8 июня в 7.30 pm.
Билеты - в театральных кассах Чикаго и пригородов. Подробности спектаклей – на
сайте http://www.bythewaytheater.com/index.html.
Фотографии к статье:Фото 1-2. Вячеслав Каганович и Марина Карманова в спектакле “Айдонт андерстенд”.Фото 3. Вячеслав Каганович. (Все фото – Борис Яновский)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
New comment in your blog!