24 мая 2024 г.

Малер, ЧСО и Неэме Ярви. Чикагский симфонический центр, 23-25 мая 2024 года


23-25 мая, 7.30
pm. В эти дни Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) исполнит Вторую симфонию (“Воскресение”) Г.Малера. Солисты: Мари Эрикмоен, сопрано (дебют); Карен Каргилл, меццо-сопрано. Чикагский симфонический хор. Хормейстер - Джеймс Бас. Дирижер - Неэме Ярви.

Густав Малер работал над Второй симфонией семь лет. Последнюю точку в партитуре он поставил 28 декабря 1894 года в австрийском городке Штайнбах-ам-Аттерзее. Как и в большинстве симфоний Малера, не обошлось без солистов. Слова и Музыка - эти понятия были для композитора неразделимы. В одном из писем Малера читаем: “Если я за­думываю большое симфоническое полотно, всегда наступает момент, когда я должен привлечь Слово, как носителя моей музыкальной идеи”. Стихов, которые отразили бы финал Симфонии, Ма­лер не мог найти очень долго. Музыковед Л.Михеева пишет: “Несколько строф он сочинил сам и продолжал искать, перечитывая многих поэтов. В разгар работы над симфонией пришло известие о смерти одного из крупнейших дириже­ров того времени Ганса фон Бюлова, перед которым Малер преклонял­ся. Печальное известие произвело на композитора огромное впечатление. На торжественной панихиде, в числе другой музыки, прозвучал хорал на стихи выдающегося немецкого поэта XVII века Фридриха Клопштока “Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого”. Малер был потрясен: прозвучали строки, которые он так долго искал. Они и легли в основу финала. По этим строкам симфония стала известна как Симфония Воскресения”. 

Премьера Второй симфонии состоялась в декабре 1895 года в Берлине. Местным филармоническим оркестром дирижировал композитор. Малеру было тридцать пять лет. Позади - безрадостное детство в тихом провинциальном городке Йиглава в Южной Моравии (ныне Чехия), куда семья переехала из деревни Калиште, прогулки в окрестных лесах и полях, мечты о признании и славе в вымощенной золотом столице империи Вене. Позади - годы учебы в консерватории, когда Малер забросил фортепиано и взял в руки дирижерскую палочку. Позади - должности дирижера в театре города Оломоуца, директора хора в Касселе, третьего дирижера в Немецком театре Праги, ассистента Артура Никиша в Лейпцигской опере, главного дирижера Королевской венгерской оперы, дирижера Гамбургского муниципального театра.

Позади - бурный, страстный, пламенный любовный роман с певицей театра в Касселе, имя которой осталось неизвестным, любовная связь с любительницей музыки в Лейпциге госпожой фон Вебер, короткий роман с молодой певицей Анной Мильденбург в Гамбурге. Малер страдал, мучил своих любимых и мучался сам. До того, как он стал руководителем Венской оперы, до десяти лет абсолютной власти музыканта над оркестром, хором, певцами, репертуаром и Веной оставалось полгода; до встречи с Альмой Шиндлер - шесть лет...


Маэстро Неэме Ярви родился 7 июня 1937 года в Таллинне, учился в Ленинградской консерватории, дебютировал в качестве оперного дирижера в Кировском театре в опере Ж.Бизе “Кармен”. В 1971 году завоевал Первую премию на Международном конкурсе музыкальной академии Санта-Чечилия (Италия), и с этого момента стала стремительно развиваться его международная карьера. В 1980 году семья Ярви переехала в США. С 1985 года - гражданин США. В разные годы Неэме занимал должности главного дирижера Эстонского симфонического оркестра (Таллинн, 1963-79 и 2010, сейчас - почетный пожизненный художественный руководитель), Гетеборгского симфонического оркестра (1982-2004 годы, сейчас - главный дирижер-лауреат), Шотландского национального оркестра (1984-1988 годы, сейчас - дирижер-лауреат), Детройтского симфонического оркестра (1990-2005 годы, сейчас - музыкальный руководитель - лауреат), Гаагского филармонического оркестра (Residentie Orchestra The Hague, 2005-12 годы, сейчас - музыкальный руководитель - лауреат), художественного и музыкального руководителя Оркестра Романской Швейцарии (Orchestre de la Suisse Romande, Женева, 2012-15 годы).

Неэме Ярви - лауреат многочисленных международных премий и наград. Он является Почетным доктором Эстонской академии музыки и обладателем Ордена государственного герба, врученного ему президентом Эстонии. Мэр Таллинна торжественно вручил маэстро первую в истории города почетную ленту. Дирижер был назван одним из “выдающихся эстонцев XX века”. Маэстро Ярви - почетный доктор Детройтского государственного университета Уэйна, Мичиганского университета, Абердинского университета и Королевской Шведской академии музыки. Король Швеции Карл Густав XVI присвоил ему звание Командора Ордена Северной звезды.

Живет в Нью-Йорке. Сыновья Ярви Пааво и Кристьян пошли по стопам отца и получили от него первые уроки дирижирования.

Последний раз маэстро Ярви дирижировал ЧСО в декабре 2017 года. Мы услышали фрагменты из оперы “Проданная невеста” Б.Сметаны, Виолончельный концерт С.Барбера (солистка - Алиса Вайлерштайн), Пятую симфонию А.Дворжака. До этого, в апреле 2017 года, он дирижировал ЧСО с программой, сочетающей классику и современность: пьеса для оркестра Fratres Арво Пярта, Первый скрипичный концерт Б.Бартока (солист - Роберт Чен), Шестая (“Пасторальная”) симфония Л.ван Бетховена. А мне запомнился концерт ЧСО и маэстро Ярви в декабре 2016 года. В программе были Первый концертный вальс А.Глазунова, сюита “Карелия” и Пятая симфония Я.Сибелиуса, а также Первый скрипичный концерт С.Прокофьева, в котором солировал блистательный Вадим Глузман. Перед концертом в беседе со мной Вадим сказал: “У меня сложился определенный круг людей, которых я люблю и с которыми сотрудничаю. Неэме Ярви - один из них. Патриарх музыки, он остается все тем же невероятным хулиганом, которым был всегда. Мы с ним сыграли массу концертов в разных странах, записали два диска. Второй - в 2016 году, с Первым и Вторым концертами Прокофьева. Мы записывали его с Эстонским национальным оркестром в течение юбилейного года композитора...”.

Еще один любопытный штрих к характеру Неэме Ярви я прочитал в книге Нормана Лебрехта “Маэстро Миф: Великие дирижеры в схватке за власть”. Автор пишет, что после встречи с Ярви английский дирижер Шин Эдуардс поехала учиться в Ленинградскую консерваторию: “Он дирижировал настолько волнующе и притягательно, что я спросила его: “Как вы это делаете?” Он ответил: “Упражняюсь по пять часов в день, с оркестром или перед зеркалом”. Для меня это было ново. Во мне сидела британская идея, что дирижерами не делаются, а рождаются”.

За последние два сезона мы слышали несколько симфоний Малера, и эти концерты стали одними из самых запоминающихся.

16 ноября 2022 года - Седьмая симфония в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением главного дирижера Кирилла Петренко.

16 февраля 2023 года - Пятая симфония в исполнении ЧСО под управлением будущего музыкального руководителя Клауса Мякели.

28 апреля 2024 года - Шестая (“Трагическая”) симфония в исполнении Симфонического оркестра Баварского радио под управлением сэра Саймона Рэттла.

Вторая симфония Малера звучала в большом Чикаго последний раз летом 2016 года на Музыкальном фестивале Равиния. ЧСО дирижировал Джеймс Ливайн, а одной из солисток была Карен Каргилл.

За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентайна.

Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.

Фотографии к статье:

Фото 1. Неэме Ярви дирижирует ЧСО (20 апреля 2017 года). Фото - Джон Ким/Chicago Tribune

Фото 2. Густав Малер. Фото - wikipedia.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий

New comment in your blog!