23-25 мая, 7.30 pm. В эти дни Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) исполнит Вторую симфонию (“Воскресение”) Г.Малера. Солисты: Мари Эрикмоен, сопрано (дебют); Карен Каргилл, меццо-сопрано. Чикагский симфонический хор. Хормейстер - Джеймс Бас. Дирижер - Неэме Ярви.
Густав Малер работал над Второй симфонией семь лет.
Последнюю точку в партитуре он поставил 28 декабря 1894 года в австрийском городке
Штайнбах-ам-Аттерзее. Как и в большинстве симфоний Малера, не обошлось без
солистов. Слова и Музыка - эти понятия были для композитора неразделимы. В одном из писем Малера читаем: “Если я
задумываю большое симфоническое полотно, всегда наступает момент, когда я
должен привлечь Слово, как носителя моей музыкальной идеи”. Стихов, которые
отразили бы финал Симфонии, Малер не мог найти очень долго. Музыковед
Л.Михеева пишет: “Несколько строф
он сочинил сам и продолжал искать, перечитывая многих поэтов. В разгар работы
над симфонией пришло известие о смерти одного из крупнейших дирижеров того
времени Ганса фон Бюлова, перед которым Малер преклонялся. Печальное известие
произвело на композитора огромное впечатление. На торжественной панихиде, в
числе другой музыки, прозвучал хорал на стихи выдающегося немецкого поэта XVII века Фридриха Клопштока “Ты
воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого”. Малер был потрясен:
прозвучали строки, которые он так долго искал. Они и легли в основу финала. По
этим строкам симфония стала известна как Симфония Воскресения”.
Премьера Второй симфонии состоялась в декабре 1895 года в
Берлине. Местным филармоническим оркестром дирижировал композитор. Малеру было тридцать пять лет. Позади - безрадостное
детство в тихом провинциальном городке Йиглава в Южной Моравии (ныне Чехия),
куда семья переехала из деревни Калиште, прогулки в окрестных лесах и полях,
мечты о признании и славе в вымощенной золотом столице империи Вене. Позади - годы
учебы в консерватории, когда Малер забросил фортепиано и взял в руки
дирижерскую палочку. Позади - должности дирижера в театре города Оломоуца,
директора хора в Касселе, третьего дирижера в Немецком театре Праги, ассистента
Артура Никиша в Лейпцигской опере, главного дирижера Королевской венгерской
оперы, дирижера Гамбургского муниципального театра.
Позади - бурный, страстный, пламенный любовный роман с певицей театра в
Касселе, имя которой осталось неизвестным, любовная связь с любительницей
музыки в Лейпциге госпожой фон Вебер, короткий роман с молодой певицей Анной
Мильденбург в Гамбурге. Малер страдал, мучил своих любимых и мучался сам. До
того, как он стал руководителем Венской оперы, до десяти лет абсолютной власти
музыканта над оркестром, хором, певцами, репертуаром и Веной оставалось
полгода; до встречи с Альмой Шиндлер - шесть лет...
Маэстро Неэме Ярви родился 7 июня 1937 года в Таллинне, учился в Ленинградской консерватории, дебютировал в качестве оперного дирижера в Кировском театре в опере Ж.Бизе “Кармен”. В 1971 году завоевал Первую премию на Международном конкурсе музыкальной академии Санта-Чечилия (Италия), и с этого момента стала стремительно развиваться его международная карьера. В 1980 году семья Ярви переехала в США. С 1985 года - гражданин США. В разные годы Неэме занимал должности главного дирижера Эстонского симфонического оркестра (Таллинн, 1963-79 и 2010, сейчас - почетный пожизненный художественный руководитель), Гетеборгского симфонического оркестра (1982-2004 годы, сейчас - главный дирижер-лауреат), Шотландского национального оркестра (1984-1988 годы, сейчас - дирижер-лауреат), Детройтского симфонического оркестра (1990-2005 годы, сейчас - музыкальный руководитель - лауреат), Гаагского филармонического оркестра (Residentie Orchestra The Hague, 2005-12 годы, сейчас - музыкальный руководитель - лауреат), художественного и музыкального руководителя Оркестра Романской Швейцарии (Orchestre de la Suisse Romande, Женева, 2012-15 годы).
Неэме Ярви - лауреат многочисленных международных премий и наград. Он является
Почетным доктором Эстонской академии музыки и обладателем Ордена
государственного герба, врученного ему президентом Эстонии. Мэр Таллинна
торжественно вручил маэстро первую в истории города почетную ленту. Дирижер был
назван одним из “выдающихся эстонцев XX века”. Маэстро Ярви - почетный доктор
Детройтского государственного университета Уэйна, Мичиганского университета,
Абердинского университета и Королевской Шведской академии музыки. Король Швеции
Карл Густав XVI присвоил ему звание Командора Ордена Северной звезды.
Живет в Нью-Йорке. Сыновья Ярви Пааво и Кристьян пошли по стопам отца и
получили от него первые уроки дирижирования.
Последний раз маэстро Ярви дирижировал ЧСО в декабре 2017 года. Мы услышали
фрагменты из оперы “Проданная невеста” Б.Сметаны, Виолончельный концерт
С.Барбера (солистка - Алиса Вайлерштайн), Пятую симфонию А.Дворжака. До этого,
в апреле 2017 года, он дирижировал ЧСО с программой, сочетающей классику и
современность: пьеса для оркестра “Fratres” Арво Пярта, Первый скрипичный концерт Б.Бартока (солист - Роберт Чен),
Шестая (“Пасторальная”) симфония Л.ван Бетховена. А мне
запомнился концерт ЧСО и маэстро Ярви в декабре 2016 года. В программе были
Первый концертный вальс А.Глазунова, сюита “Карелия” и Пятая симфония
Я.Сибелиуса, а также Первый скрипичный концерт С.Прокофьева, в котором
солировал блистательный Вадим Глузман. Перед концертом в беседе со мной Вадим
сказал: “У меня сложился определенный круг людей, которых я люблю и с которыми
сотрудничаю. Неэме Ярви - один из них. Патриарх музыки, он остается все тем же
невероятным хулиганом, которым был всегда. Мы с ним сыграли массу концертов в
разных странах, записали два диска. Второй - в 2016 году, с Первым и Вторым
концертами Прокофьева. Мы записывали его с Эстонским национальным оркестром в
течение юбилейного года композитора...”.
Еще один любопытный штрих к характеру Неэме Ярви я
прочитал в книге Нормана Лебрехта “Маэстро Миф: Великие дирижеры в схватке за
власть”. Автор пишет, что после встречи с Ярви английский дирижер Шин Эдуардс
поехала учиться в Ленинградскую консерваторию: “Он дирижировал настолько
волнующе и притягательно, что я спросила его: “Как вы это делаете?” Он ответил:
“Упражняюсь по пять часов в день, с оркестром или перед зеркалом”. Для меня это
было ново. Во мне сидела британская идея, что дирижерами не делаются, а рождаются”.
За последние два сезона мы слышали несколько симфоний Малера, и эти
концерты стали одними из самых запоминающихся.
16 ноября 2022 года - Седьмая симфония в исполнении Берлинского
филармонического оркестра под управлением главного дирижера Кирилла Петренко.
16 февраля 2023 года - Пятая симфония в исполнении ЧСО
под управлением будущего музыкального руководителя Клауса Мякели.
28 апреля 2024 года - Шестая
(“Трагическая”) симфония в исполнении Симфонического оркестра Баварского радио под управлением сэра Саймона Рэттла.
Вторая симфония Малера звучала в большом Чикаго последний раз летом 2016
года на Музыкальном фестивале Равиния. ЧСО дирижировал Джеймс Ливайн, а одной из солисток была Карен Каргилл.
За 75 минут до начала концертов состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентайна.
Nota bene! Абонементы на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов, а также одиночные билеты на концерты этого сезона - на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты будущего сезона поступят в продажу летом.
Фотографии к статье:
Фото 1. Неэме Ярви дирижирует ЧСО (20
апреля 2017 года). Фото - Джон Ким/Chicago Tribune
Фото 2. Густав Малер. Фото - wikipedia.org
Комментариев нет:
Отправить комментарий