13 дек. 2025 г.

Chicago Symphony Orchestra Brass. Чикагский симфонический центр, 16 декабря 2025 года


16 декабря, 7.30 pm
. Традиционный новогодний концерт ансамбля Chicago Symphony Orchestra Brass. В программе: аранжировки симфонических произведений для медных духовых инструментов. Среди композиторов - Г.Берлиоз (Венгерский марш из оперы “Осуждение Фауста”), Ф.Пуленк (Соната для валторны, трубы и тромбона), и М.Равель (Вальс). В финале прозвучат Литургические фанфары для медного оркестра французского композитора Анри Томази (1901-1971). Сочинение было частью оперы “Дон Жуан де Маньяра”, впервые прозвучало в концертном исполнении в 1947 году в Монте-Карло, где Томази был музыкальным руководителем Оперного театра. Премьеры оперы пришлось ждать девять лет, ее поставили в 1956 году в Мюнхене. Дирижер - тромбонист Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) Майкл Мулкахи.


Сегодня оркестры все больше и больше унифицируются, и отличить один хороший оркестр от другого гораздо сложнее, чем это было полвека назад. На протяжении десятилетий главной отличительной особенностью ЧСО были медные духовые инструменты, именно они составляли славу чикагского оркестра. Чикагская “медь” ценилась величием звука, абсолютной, даже какой-то демонической силой. “Архитекторами” чикагского звука были концертмейстер группы туб с 1944 до 1988 года Арнольд Джейкобс и концертмейстер группы труб с 1948 до 2001 года Адольф (“Бад”) Херсет. Оба музыканта преодолели физические особенности, чтобы стать лучшими. Объем легких у Джейкобса резко сократился из-за различных заболеваний, и он разработал специальные дыхательные техники, которые потом передавал новым поколениям музыкантов. “Мы хотим, чтобы в теле было как можно меньше напряжения, поэтому торс становится резонирующей камерой”, - говорит недавно ушедший на пенсию первый тромбон оркестра на протяжении шестидесяти трех сезонов Джей Фридман, объясняя технику Джейкобса. Виртуоз-трубач Адольф Херсет, фактически руководивший группой духовых инструментов в течение более чем полувека, в 1952 году попал в автомобильную аварию, сломал зубы и повредил губу. Это могло стать катастрофой для музыканта. Херсет не знал, будет ли он когда-нибудь снова играть, но сумел восстановиться.

От концертов Рафаэля Кубелика и Фрица Райнера, через модернизацию оркестра эпохи Георга Шолти до тонких изменений Даниэля Баренбойма и Риккардо Мути, “медь” долгое время была центральной частью в звучании оркестра. Шутники говорили, что когда в ЧСО в полную силу играют медные духовые, на Мичиган-авеню дрожат мосты. “Поначалу Георг Шолти не мог заставить медную секцию играть достаточно громко, - вспоминает Фридман. - Даже симфонии Шуберта.” Альтист оркестра Макс Рейми шутил, что некоторые записи Шолти “сводят струнную секцию к шипению ленты”. После волны критики Шолти перестал требовать громкий звук, сосредоточившись на том, что Фридман назвал “великим diminuendo”. Однажды на исполнении хоров Верди запись была остановлена, и инженер звукозаписи пожаловался, что не слышит духовые инструменты.


Музыкальный руководитель ЧСО с 1991 до 2006 года Даниэль Баренбойм говорит: “Чикагская “медь” всегда была частью оркестра и его уникального способа игры”. Музыкальный руководитель ЧСО с 2010 до 2023 года, дирижер-лауреат Риккардо Мути вспоминает: “Чикагская “медь” была отличительной особенностью ЧСО еще в те годы, когда я был студентом Миланской консерватории”. На одной из первых репетиций в должности руководителя маэстро Мути сказал музыкантам: “То, что вы умеете играть громче всех, знает весь мир. Теперь давайте покажем, что вы умеете играть тоньше всех”. Спустя десять лет руководства ЧСО Риккардо Мути говорил уже по-другому: “На мой взгляд, медные духовые по-прежнему являются номером один в мире, но сейчас они лучше способны объединяться с другими группами оркестра. Не доминировать, а звучать в ансамбле, добиваясь идеального баланса”.

Старый звук все еще жив в оркестре, и не только в символическом смысле. По-прежнему в блестящей форме концертмейстер группы туб с 1989 года Джин Покорны. Концертмейстер группы труб Эстебан Баталлан играет на трубе Херсета, Покорны - на тубе Джейкобса, музыканты группы валторн (концертмейстер - Марк Олмонд) - на инструментах чикагского мастера Льюиса, созданных специально для Симфонического центра, звук которого сам Льюис называет “мертвым”.


Херсета и Джейкобса я не застал, а вот концертмейстера группы валторн с 1966 до 2013 года замечательного Дейла Клевенджера слышал часто. После него обязанности концертмейстера группы валторн перешли к Даниэлю Гингричу. В 2019 году решением Риккардо Мути Гингричу присвоено почетное звание Пожизненного концертмейстера секции валторн. Имена Клевенджера и Гингрича я бы тоже включил в список тех, без кого невозможно представить себе звук чикагской “меди”.

С сентября 2025 года концертмейстером группы тромбонов ЧСО является Тимоти Хиггинс. Он родился в Хьюстоне. Выпускник Северо-Западного университета, где его преподавателем был Майкл Мулкахи. С 2008 года служил концертмейстером группы тромбонов Сан-Францисского симфонического оркестра, перед этим был вторым тромбонистом Национального симфонического оркестра в Вашингтоне. Хиггинс сочиняет музыку. Его Концерт для тромбона с оркестром был впервые исполнен Сан-Францисским симфоническим оркестром в 2021 году. Хиггинс - второй музыкант, пришедший в ЧСО по приглашению Клауса Мякели. Первой была скрипачка Габриэла Лара.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Джин Покорны. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Тимоти Хиггинс. Фото - Тодд Розенберг

Фото 3. Марк Олмонд. Фото - Тодд Розенберг

Фото 4. Эстебан Баталлан. Фото - Тодд Розенберг

Том Стоппард. Попытка некролога. Памяти драматурга


29 ноября умер британский драматург сэр Том Стоппард (1937-2025) - последний из великих классиков литературы XX века. Он умер в окружении своей семьи в своем доме в Дорсете (графство на юго-западе Англии). Стоппарду было восемьдесят восемь лет. Я никогда не встречался с сэром Томом, но у меня всегда было впечатление, что я хорошо знаю его. Может быть, из-за его помощи Белорусскому Свободному театру; может, из-за его выступлений в защиту политзаключенных. Он всегда был рядом, всегда был готов придти на помощь и всегда находил способы для помощи.

Том Стоппард - высокий, элегантный, уверенный в себе. Настоящий джентльмен, с виду - ну прямо сэр в пятом поколении. Но биография его совсем не такая благополучная, как может показаться на первый взгляд...


Сын врача, автора научных статей и брошюр на исторические темы, общественного деятеля Евжена Штраусслера и медсестры Марты Бек Томаш Штраусслер родился в чешском городе Злин. Чешского языка он не знает. Мальчику было два года, его старшему брату - четыре, когда семья покинула родину. В 1939 году, после оккупации нацистами Чехии, руководство фабрики направило Евжена в свой сингапурский филиал. Этим решением они спасли семью Штраусслеров от неминуемой гибели. Оставшиеся в Чехии еврейские родственники погибли в концлагерях. В 1941 году мать с Томашем бегут еще дальше, в Индию. Отец остался в Сингапуре и погиб при штурме города японскими войсками. В 1946 году Марта Бек вышла замуж за майора британской армии Кеннета Стоппарда и переехала вместе с ним и двумя сыновьями в Англию. Девятилетний Том взялся за учебу. Надо сказать, что Кеннет Стоппард сделал все возможное, чтобы Том получил настоящее образование. Том учился в частных школах-интернатах в Ноттингемшире и Йоркшире, демонстрируя яркие гуманитарные способности. Правда, вопреки желанию отчима, от университета он отказался. Вместо этого стал заниматься журналистикой, писал театральные рецензии, готовил тексты для радио и телевидения, опубликовал несколько рассказов, но настоящий успех пришел к нему вместе с теми пьесами, которые он скромно называл театральными историями.

Мировое признание Стоппард получил после премьеры спектакля по его блестящей интеллектуальной комедии 1966 года “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” (“Rosencrantz and Guildenstern are Dead”). События шекспировского “Гамлета” осмысливаются глазами двух придворных датского короля, двух второстепенных персонажей Шекспира, которые ставят фундаментальные вопросы идентичности, судьбы, дружбы и абсурдности существования. На пути к своей неминуемой гибели Розенкранц и Гильденстерн раскрывают, что значит быть по-настоящему живыми...


“Травести” (“Travesties”, 1974), “Ночь и день” (“Night and Day”, 1978), “Изобретение любви” (“The Invention of Love”, 1997) - каждая новая пьеса Стоппарда получает всевозможные премии, моментально становится известной и популярной. Стоппард - “везунчик”! Какому еще писателю удалось, экранизировав впервые в жизни свою пьесу (“Розенкранц и Гольденстерн мертвы”), сразу получить главный приз “Золотой лев святого Марка” на кинофестивале в Венеции?! А Стоппард это сделал в 1990 году. Ироничный, парадоксальный, театральный до мозга костей, он озадачивает, возмущает, сбивает с толку, ставит в тупик. Обращаясь к серьезным темам, он делает это настолько увлекательно и интересно, что зрители, как завороженные, внимают его героям и, заинтригованные, идут за ними. В 2002 году он умудрился даже сделать популярными Бакунина, Герцена и Белинского. Обратившись к русской истории, Стоппард написал трилогию “Берег Утопии” (“The Coast of Utopia”). Тридцать пять лет истории философской мысли России XIX века уложены в три спектакля. Они связаны общей сюжетной линией, каждый длится более двух часов. В трилогии участвуют сорок четыре актера. Такую глыбу поставить - подвигу подобно! В Москве “Берег Утопии” шел в Российском академическом молодежном театре в постановке Алексея Бородина, в Нью-Йорке спектакль ставили в Линкольн-центре. К сожалению, в Чикаго не нашелся театр, который взялся бы за постановку этой трилогии.

Мое открытие Тома Стоппарда произошло с пьесы “Розенкранц и Гильденстерн мертвы”. Заинтересовало, почему именно эту пьесу неизвестного нам тогда английского автора взялся переводить Иосиф Бродский. Его перевод был опубликован в журнале “Иностранная литература” в 1990 году. Так, через Бродского я познакомился со Стоппардом. Спустя восемь лет, в 1998 году, появился фильм “Влюбленный Шекспир” по сценарию Стоппарда. Как и в случае с дебютом в роли кинорежиссера, он легко обошел своих именитых конкурентов и в 1999 году получил “Оскар” за лучший сценарий. В 2005 году имя английского драматурга всплыло в связи с созданием в Минске Белорусского Свободного театра. Стоппард, наряду с Вацлавом Гавелом и американским драматургом Артуром Копитом, стал одним из попечителей театра.

Стоппард всегда интересовался политикой. В феврале 1977 года в составе неправительственной правозащитной организации “Международная амнистия” драматург впервые побывал в Москве. Позднее он написал: “В Москве мне было страшно. Тут было серо, холодно, за мной следили, фотографировали на улицах”. Результатом этой поездки стало создание трилогии о Свободе. Первая из этих пьес “До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси” (“Every Good Boy Deserves Favour”, 1977) посвящена советским правозащитникам Виктору Файнбергу и Владимиру Буковскому. Действие пьесы происходит в советской психушке в брежневские времена. Стоппард стоял у окон психушки, когда там принудительно “лечили” Файнберга и Буковского. Буковский вспоминал: “Когда я выглянул в окно и мне сказали, что это Стоппард, я подумал, что на самом деле сошел с ума”. Стоппард перевел некоторые работы Вацлава Гавела на английский язык, работал в правозащитном журнале “Index on Censorship” и в комиссии против карательной психиатрии. Житель благополучной Великобритании, Стоппард никогда не боялся перестать играть в театр и выйти на площадь. Без пафоса, а с иронией и улыбкой умного тонкого художника, гражданина, человека.

Пьеса 1982 года “Отражения, или Истинное” (“The Real Thing”) ознаменовала собой начало нового периода в творчестве Стоппарда. От театра абсурда - к театру психологическому, от ерничества и насмешки - к проговариванию важных слов, мыслей, понятий, от Беккета и Ионеско - по направлению к Чехову. “Аркадия” (“Arcadia”) - пьеса 1993 года - еще один шаг в том же направлении. Премьера спектакля в постановке Тревора Нанна состоялась в Королевском Национальном театре в Лондоне 13 апреля 1993 года. “Аркадия” была удостоена премии имени Лоуренса Оливье и газеты Evening Standard Award за лучшую новую пьесу года. Тот же Тревор Нанн в марте 1995 года поставил “Аркадию” на Бродвее. Спектакль был удостоен New York Drama Critics' Circle Award и был номинирован на премию “Тони”. В 2006 году Королевский институт Великобритании назвал “Аркадию” одним из лучших произведений, связанных с наукой. В Чикаго “Аркадия” в сезоне 2015-16 годов стала первым спектаклем, поставленным в новом здании Writers Theatre режиссером Михаэлем Халберстамом.

В Чикаго хорошо знают творчество Стоппарда. В Writers Theatre в постановке Халберстама шли еще спектаклиRough Crossing” (сезон 2006-07 годов), “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” (сезон 2009-10 годов), “Отражения, или Истинное” (сезон 2011-12 годов).

В середине семидесятых в Чикаго в спектакле “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” на сцене впервые встретились друзья-основатели Steppenwolf Theatre Терри Кинни, Джеф Перри и Гэри Синиз (режиссер - Р.Аргош).

Друг и соратник Стоппарда, многолетний художественный руководитель Court Theatre Чарльз Ньюэлл обращался к его творчеству пять раз. В Court Theatre шли спектакли “Травести” (сезоны 1995-96 и 2004-05 годов), “Изобретение любви” (сезон 2000--01 годов), “Аркадия” (сезон 2006-07 годов), “Трудная задача” (“The Hard Problem”, сезон 2016-17 годов), “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” (сезон 2023-24 годов), в Goodman Theatre он поставил “Рок-н-ролл” (“Rock ‘n’ Roll”, сезон 2008--09 годов).

Все пьесы Стоппарда полны аллюзий, иронии, подтекста, и все самое важное почти всегда остается между строк. Почти, потому что есть вещи, к которым Стоппард относился очень серьезно. Среди них - Литература. Цитаты о ней, великой, разбросаны по многим пьесам Стоппарда. Например, Генри из его пьесы “Отражения, или Истинное” говорит: “Из слов, если обращаться с ними бережно, можно, будто из кирпичиков, выстроить мост через бездну непонимания и хаоса... Я не считаю писателя святым, но слова для меня святы. Они заслуживают уважения. Отберите нужные, расставьте в нужном порядке и в мире что-то изменится”. А вот еще цитата - про любовь: “Любить человека - значит, любить его и в худшие минуты... Не думать, жить без забот - все равно что не любить”. Вам эти слова ничего не напоминают? Да это ведь чеховское “в человеке все должно быть прекрасно” и “мы увидим небо в алмазах”!..

Мировая премьера последней пьесы Стоппарда “Леопольдштадт” (“Leopoldstadt”, 2019) об истории еврейской семьи в Вене состоялась в 2020 году в Wyndham's Theatre (Лондон), американская - в сентябре 2022 года на Бродвее, в Longacre Theatre. В Чикаго читка пьесы состоялась осенью 2020 года в Court Theatre (режиссер - Ч.Ньюэлл), а полноценная чикагская премьера намечена на лето 2026 года в Writers Theatre. В основе пьесы - воспоминания автора, пьеса названа в честь старого еврейского квартала Вены. В начале XX века Леопольдштадт был процветающим районом для многих еврейских семей, которые пытались спастись от погромов. Здесь евреям предоставили полные гражданские права. При нацистах в Леопольдштадте возникло гетто. Из оставшихся в городе пятидесяти семи тысяч евреев войну пережили только двести человек. В пьесе Стоппарда действие разворачивается на протяжении пяти десятилетий: от Австрии в 1899 году до Великобритании в 1955. За новую постановку в Writers Theatre берется постоянный соавтор Стоппарда Кэри Перлофф. В ее активе - мировая премьера пьесы “Электра” Эзры Паунда и американская премьера пьесы “Горский язык” Гарольда Пинтера. Оба спектакля вышли в бытность ее художественным руководителем офф-бродвейской Classic Stage Company в период с 1987 до 1992 года.

Я очень надеялся, что на премьеру в Writers Theatre приедет автор. Увы, этого уже не случится... Вечная память великому драматургу и замечательному человеку Тому Стоппарду.

Фотографии к статье:

Фото 1. Том Стоппард. Фото - ramt.ru/

Фото 2. Том Стоппард. Фотосессия для Radio Times, 70-е годы. Фото - Clive Bards / Radio Times.

Фото 3. Том Стоппард. Фото - Jooney Woodward / The Times