16 декабря, 7.30 pm. Традиционный новогодний концерт ансамбля Chicago Symphony Orchestra Brass. В программе: аранжировки симфонических произведений для медных духовых инструментов. Среди композиторов - Г.Берлиоз (Венгерский марш из оперы “Осуждение Фауста”), Ф.Пуленк (Соната для валторны, трубы и тромбона), и М.Равель (Вальс). В финале прозвучат Литургические фанфары для медного оркестра французского композитора Анри Томази (1901-1971). Сочинение было частью оперы “Дон Жуан де Маньяра”, впервые прозвучало в концертном исполнении в 1947 году в Монте-Карло, где Томази был музыкальным руководителем Оперного театра. Премьеры оперы пришлось ждать девять лет, ее поставили в 1956 году в Мюнхене. Дирижер - тромбонист Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) Майкл Мулкахи.
Сегодня оркестры все больше и больше унифицируются, и отличить один хороший оркестр от другого гораздо сложнее, чем это было полвека назад. На протяжении десятилетий главной отличительной особенностью ЧСО были медные духовые инструменты, именно они составляли славу чикагского оркестра. Чикагская “медь” ценилась величием звука, абсолютной, даже какой-то демонической силой. “Архитекторами” чикагского звука были концертмейстер группы туб с 1944 до 1988 года Арнольд Джейкобс и концертмейстер группы труб с 1948 до 2001 года Адольф (“Бад”) Херсет. Оба музыканта преодолели физические особенности, чтобы стать лучшими. Объем легких у Джейкобса резко сократился из-за различных заболеваний, и он разработал специальные дыхательные техники, которые потом передавал новым поколениям музыкантов. “Мы хотим, чтобы в теле было как можно меньше напряжения, поэтому торс становится резонирующей камерой”, - говорит недавно ушедший на пенсию первый тромбон оркестра на протяжении шестидесяти трех сезонов Джей Фридман, объясняя технику Джейкобса. Виртуоз-трубач Адольф Херсет, фактически руководивший группой духовых инструментов в течение более чем полувека, в 1952 году попал в автомобильную аварию, сломал зубы и повредил губу. Это могло стать катастрофой для музыканта. Херсет не знал, будет ли он когда-нибудь снова играть, но сумел восстановиться.
От концертов Рафаэля Кубелика и Фрица Райнера, через модернизацию оркестра
эпохи Георга Шолти до тонких изменений Даниэля Баренбойма и Риккардо Мути,
“медь” долгое время была центральной частью в звучании оркестра. Шутники
говорили, что когда в ЧСО в полную силу играют медные духовые, на Мичиган-авеню
дрожат мосты. “Поначалу Георг Шолти не мог заставить медную секцию играть
достаточно громко, - вспоминает Фридман. - Даже симфонии Шуберта.” Альтист
оркестра Макс Рейми шутил, что некоторые записи Шолти “сводят струнную секцию к
шипению ленты”. После волны критики Шолти перестал требовать громкий звук,
сосредоточившись на том, что Фридман назвал “великим diminuendo”. Однажды на
исполнении хоров Верди запись была остановлена, и инженер звукозаписи
пожаловался, что не слышит духовые инструменты.
Музыкальный руководитель ЧСО с 1991 до 2006 года Даниэль Баренбойм говорит: “Чикагская “медь” всегда была частью оркестра и его уникального способа игры”. Музыкальный руководитель ЧСО с 2010 до 2023 года, дирижер-лауреат Риккардо Мути вспоминает: “Чикагская “медь” была отличительной особенностью ЧСО еще в те годы, когда я был студентом Миланской консерватории”. На одной из первых репетиций в должности руководителя маэстро Мути сказал музыкантам: “То, что вы умеете играть громче всех, знает весь мир. Теперь давайте покажем, что вы умеете играть тоньше всех”. Спустя десять лет руководства ЧСО Риккардо Мути говорил уже по-другому: “На мой взгляд, медные духовые по-прежнему являются номером один в мире, но сейчас они лучше способны объединяться с другими группами оркестра. Не доминировать, а звучать в ансамбле, добиваясь идеального баланса”.
Старый звук все еще жив в оркестре, и не только в символическом смысле.
По-прежнему в блестящей форме концертмейстер группы туб с 1989 года Джин
Покорны. Концертмейстер группы труб Эстебан Баталлан играет на трубе Херсета,
Покорны - на тубе Джейкобса, музыканты группы валторн (концертмейстер - Марк
Олмонд) - на инструментах чикагского мастера Льюиса, созданных специально для
Симфонического центра, звук которого сам Льюис называет “мертвым”.
Херсета и Джейкобса я не застал, а вот концертмейстера группы валторн с 1966 до 2013 года замечательного Дейла Клевенджера слышал часто. После него обязанности концертмейстера группы валторн перешли к Даниэлю Гингричу. В 2019 году решением Риккардо Мути Гингричу присвоено почетное звание Пожизненного концертмейстера секции валторн. Имена Клевенджера и Гингрича я бы тоже включил в список тех, без кого невозможно представить себе звук чикагской “меди”.
С сентября 2025 года концертмейстером группы тромбонов ЧСО является Тимоти Хиггинс. Он родился в Хьюстоне. Выпускник Северо-Западного университета, где его преподавателем был Майкл Мулкахи. С 2008 года служил концертмейстером группы тромбонов Сан-Францисского симфонического оркестра, перед этим был вторым тромбонистом Национального симфонического оркестра в Вашингтоне. Хиггинс сочиняет музыку. Его Концерт для тромбона с оркестром был впервые исполнен Сан-Францисским симфоническим оркестром в 2021 году. Хиггинс - второй музыкант, пришедший в ЧСО по приглашению Клауса Мякели. Первой была скрипачка Габриэла Лара.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Джин Покорны. Фото - Тодд Розенберг
Фото 2. Тимоти Хиггинс. Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Марк Олмонд. Фото - Тодд Розенберг
Фото 4. Эстебан Баталлан. Фото - Тодд Розенберг





