29 нояб. 2025 г.

“Валькирия” в Опере Бастилия. Версия Каликсто Бийето


В ноябре 2026 года музыкальный мир отметит стопятидесятилетие со дня премьеры тетралогии “Кольцо нибелунга” Рихарда Вагнера. Опера Бастилия (LOpéra Bastille) начала готовиться к этому событию в прошлом сезоне, когда испанскому дирижеру Пабло Херас-Касадо и каталонскому режиссеру Каликсто Бийето было предложено создать новую версию “Кольца...”. (Прошлая постановка вышла в 2010 году, режиссер - Гюнтер Кремер, дирижер - Филипп Джордан.) В январе 2025 года состоялась премьера “Золота Рейна”, 11 ноября - премьера “Валькирии”, на 17 января 2026 года намечена премьера новой постановки “Зигфрида”. В сезоне 2026-27 годов тандем Херас-Касадо Бийето представит “Гибель богов”, а в ноябре 2026 года - аккурат к юбилею - пройдет фестиваль “Кольца нибелунга” и будут показаны все части целиком. В юбилейный для “Кольца нибелунга” год Париж впереди планеты всей.

Мои парижские каникулы совпали с премьерными показами “Валькирии”, и, конечно, я не упустил возможности побывать на спектакле.


“Валькирия” (“
Die Walküre”) - вторая часть фэнтези Вагнера, или, как писал композитор, первый день музыкального представления. Опера, как и вся тетралогия, основана на скандинавской и немецкой мифологиях. Как у всякой мифологии, в опере есть свой Бог (верховный бог Вотан), мифическая земля - особый воинский рай Вальгалла, бесстрашный воин, сражающийся со злом (Зигмунд), древнее племя богатырей (нибелунги). А еще - полубоги, русалки-валькирии, доставлявшие павших героев в Вальгаллу, злодеи и карлики, летающие кони, юные герои и отвратительные злобные существа, прекрасные женщины и мудрецы... А еще - переодевания, поединки, чаши с ядом, цветущие сады, чудеса всевозможные да магия волшебная...

Премьера “Валькирии“ состоялась 26 июня 1870 года в Королевском придворном театре Мюнхена. Композитор остался недоволен. Он был убежден, что тетралогия должна исполняться целиком. Грандиозный план Вагнера впервые осуществился на Первом фестивале в Байройте 14 августа 1876 года.

После “Властелина колец” и “Гарри Поттера” волшебствами зрителя не удивишь, новые варианты прочтения тетралогии надо искать в чем-то другом. Есть жесткий, агрессивный немецкий Вагнер, нордически холодный скандинавский... В семидесятые годы французский режиссер Патрис Шеро поставил на Байройтском фестивале “Кольцо нибелунга”, где герои ходили в пиджаках и с копьями. В Лирик-опере Чикаго “Валькирия” шла в сезоне 2017-18 годов в постановке британского режиссера Дэвида Паунтни. Он ставил тетралогию Вагнера как семейную сагу. К сожалению, довести до конца свои идеи Паунтни не сумел, намечавшиеся весной 2020 года показы “Гибели богов” и всей тетралогии были отменены из-за пандемии.


По одной из четырех опер тетралогии трудно судить о замысле Каликсто Бийето, но какие-то наблюдения сделать можно. Режиссер показывает нам апокалиптический, футуристический мир будущего - мир жестокий и беспощадный, в котором людям, чтобы выжить, нужны маски и кислородные баллоны. Тем не менее в этом мире есть место и для запретной любви, и для бунта против родительской власти.

Занавес поднимается, и мы видим огромную - на всю сцену - трехэтажную металлическую конструкцию (сценограф - Ребекка Рингст), состоящую из параллельных клеток-ячеек, балок, перил, переходов. В отличие от движущейся стены Туминаса в “Войне и мире” в Вахтанговском театре или знаменитого подвижного занавеса Любимова в “Гамлете” на Таганке, конструкция Бийето неподвижна, но статичной ее назвать нельзя. Она “живет” благодаря сложным видеопроекциям (дизайнер - Сара Дерендингер), дополняющим и иллюстрирующим сюжет оперы. На разных уровнях-этажах металлической сетки происходит действие, периодически герои выходят из своего замкнутого пространства на авансцену. При этом мизансцены зачастую лишены всякого смысла, они выглядят, как набор необязательных движений из разряда “ты туда-сюда ходи”. Непонятно, например, зачем во втором акте Брунгильда то поднимается на третий этаж, то спускается вниз? Она же должна при этом петь. Или почему валькирии в знаменитой сцене Полета расходятся по разным этажам конструкции? Они не видят дирижера, тем самым создаются проблемы с пением... Так что вопросов к режиссеру много. Правда, надо признать, что в одной сцене мне понравилось его чувство юмора - в случае с операми Вагнера это бывает редко, в основном, постановщики делают все слишком серьезно. Когда в начале второго акта в сцене объяснения Вотана с Фрикой на сцене появился раздраженный робот-пес, это снизило пафос происходящего и вызвало улыбку и даже смех у многих в зале. Смех на опере великого и ужасного Рихарда - немыслимо, правда?.. Зато натурализм некоторых сцен мне показался излишним. Почему с таким остервенением Хундинг (немецкий бас Гюнтер Гройсбек) разделывает тушу убитого животного, почему он дергает за волосы Зиглинду? Вообще, дергать за волосы модно в этом спектакле. Этим занимаются и Вотан с Брунгильдой, и герои в третьем акте...


Шестидесятидвухлетний режиссер-экспериментатор Каликсто Бийето родился в испанском городке Миранда де Эбро, позднее перебрался в Барселону. Учился на отделении испанской филологии, истории искусства и режиссуры. Своими радикальными оперными “высказываниями” прославился еще в начале творческой карьеры. В его постановках обычно так много натурализма, что на афише пишут: “Дети до шестнадцати лет не допускаются”. Героев опер “Похищение из Сераля” В.А.Моцарта и “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини в берлинской Комише опер Бийето поместил в бордель, герои “Летучего голландца” Р.Вагнера в Штутгартской опере превратились в садистов, а про “Дон Жуана” В.А.Моцарта в Английской национальной опере рецензент газеты The Times Оливер Камм написал, что он “скорее выколет себе глаза и продаст своих детей в рабство, чем еще раз пойдет на этот спектакль”. Но это все оперы. Там Бието почему-то привык эпатировать почтенную публику. А вот в драматическом театре он работает совсем по другому. С 1999 по 2011 годы Бийето служил артистическим руководителем театра Ромеа в Барселоне, одно время возглавлял Барселонский Международный театр. С творчеством Бийето в области драматического театра я познакомился в апреле 2012 года. По приглашению тогдашнего художественного руководителя Goodman Theatre Роберта Фоллса он поставил спектакль “Camino Real” (“Путь реальности”) по мотивам малоизвестной пьесы Теннесси Уильямса. Для довольно консервативной чикагской сцены это было очень свежо и необычно. На сцене царил чувственный карнавал желаний, мы погрузились в иррациональный мир, населенный потерянными и одинокими душами. Они стремились вырваться из этого мира, но боялись неизвестности, скрывающейся за его стенами. Спустя тринадцать лет в новом оперном спектакле Бийето я нашел отголоски того старого драматического спектакля.

Из солистов выделю американскую певицу Тамару Уилсон в партии Брунгильды. Я много раз слышал ее в Лирик-опере. Голос у нее очень сильный, но неровный, может спеть великолепно, а может и “петуха дать”. В этот раз она была на высоте в первом акте, потом все пошло не так хорошо. То же самое случилось с певицей из Южной Африки Эльзой ван ден Хевер. В Лирик-опере она во всех партиях была превосходна, последний раз блистала в прошлом сезоне в партии Леоноры в “Фиделио” Бетховена. В партии Зиглинды в первом акте она была очень хороша, но уже во втором устала и стала петь не так убедительно, да и ее актерская игра была, прямо скажем, неважной.

Вместо заявленного в программе британского баса Иена Патерсона на премьерных спектаклях партию Вотана исполнял британский баритон Кристофер Мальтман (параллельно с Парижем он исполняет эту партию на сцене лондонской Ковент-Гарден). Ему не хватило мощи и красоты исполнения.

Большого впечатления не произвел и французский тенор Станислас де Барбейрак в партии Зигмунда, хотя, надо признать, певец очень старался и пел на редкость эмоционально.

Мое открытие - швейцарско-французкая певица Эв-Мод Юбо в партии Фрики. Абсолютное попадание в образ, запоминающаяся актерская игра и при этом прекрасный голос - сочетание редкое на сегодняшней оперной сцене. Юбо родилась в Женеве, училась в консерватории Лозанны. О ней заговорили в 2022 году после исполнения партии Амнерис в “Аиде” Дж.Верди на Зальцбургском фестивале. Юбо - лауреат премии Караяна (2024 год). Большой резонанс вызвала ее Кармен в спектакле Дмитрия Чернякова в Ла Монне (Брюссельская опера) в 2024 году. Кармен - визитная карточка певицы. В этой партии в Опере Сан-Франциско в прошлом году у певицы состоялся американский оперный дебют. В планах на 2026 год - дебют в Дрезденской опере (Земперопера) в партиях все той же Кармен и Амнерис.

Маэстро Пабло Херас-Касадо известен как пропагандист современной музыки, но и музыкой Вагнера дирижирует не впервые. В Парижской опере он - гость частый. По личному приглашению Пьера Булеза с 2013 года выступает на Музыкальном фестивале в Люцерне. Не раз дирижировал он и Чикагским симфоническим оркестром.

Как мне показалось, в “Валькирии” Херас-Касадо не до конца раскрыл оркестровое и драматическое богатство партитуры Вагнера. Местами были проблемы с темпами, в некоторых сценах хотелось большей энергии.

Рецензии на “Валькирию” смешанные. Известно, что французские критики весьма строги и никогда не отличаются комплиментарными рецензиями. Так, музыкальный критик Le Figaro Кристиан Мерлин назвал свою статью весьма красноречиво: “Валькирия” в Опере Бастилии вызывает зевоту”. Совсем не могу согласиться с этим утверждением. Что-что, а скучать на спектакле не приходится. Кстати, из статьи Мерлина я узнал, что Херас-Касадо когда-то считался одним из претендентов на вакантное сегодня место музыкального руководителя Парижской оперы. Мерлин уверен, что теперь “его не назначат”.

Музыкальный критик Financial Times Ширли Апторп была более благожелательной. Назвав постановку “садистской”, она тем не менее поставила спектаклю четыре звездочки из пяти: “Режиссера спасает команда солистов и дирижер. Когда музыка так хороша, имеет ли значение все остальное?”. С последним утверждением трудно не согласиться.

До конца сезона в Парижской национальной опере (Opéra National de Paris) планируются еще четыре премьеры.

“Евгений Онегин” П.Чайковского (26 января - 27 февраля 2026 года, Опера Гарнье). Война войной, а русская музыка по расписанию. Свою версию самой известной русской оперы на Западе представит британский актер и режиссер Рэйф Файнс. В 1999 году он играл Онегина в фильме сестры Марты, так что материал для него известный. Это будет оперным режиссерским дебютом Файнса. Дирижеры - Семен Бычков (23 января - 15 февраля) и Казе Скальоне (18-27 февраля, дебют в Парижской опере).

Онегин - Борис Пинхасович, Татьяна - Рузан Манташян, Ольга - Марвик Монреаль, Ленский - Богдан Волков, Гремин - Дмитрий Белосельский.

“Мнимая садовница” В.А.Моцарта (24 марта - 1 апреля 2026 года, MC93 Bobigny). Дирижер - Хлоя Дюфрен. Режиссер - Жюли Делиль. Опера-буфф восемнадцатилетнего гения. Ставится силами Молодежной программы (Paris Opera Academy).

“Сатьяграха” Ф.Гласса (10 апреля - 3 мая 2026 года, Опера Гарнье). Странно, конечно, но сочинение классика минимализма Филиппа Гласса поставят в Парижской опере впервые. Для дебюта выбрана опера на санскрите 1979 года - первая часть трилогии Гласса о людях, изменивших мир. В основе сюжета - жизнь Махатмы Ганди. Режиссерами станут хореографы Бобби Джен Смит и Ор Шрайбер. Дирижер - Инго Метцмахер. В главной партии - контртенор из США Энтони Рот Костанцо.

“Влюбленный Геракл” (“Ercole amante”) Антонии Бембо (28 мая - 14 июня 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - руководитель Cappella Mediterranea Orchestra Леонардо Гарсиа Аларкон. Режиссер -  Ниша Джонс. Геракл - Андреас Вольф, Деянира - Дипа Джонни, Гилл - Аласдер Кент, Иола - Ана Виейра Лейте, Юнона - Жюли Фукс.

Параллельно с премьерами в текущем оперном репертуаре запланировано возобновление старых постановок.

“Тоска” Дж.Пуччини (до 18 апреля 2026 года, Опера Бастилия). Дирижеры - Оксана Лынив (ноябрь-декабрь) и Ядер Биньямини (март-апрель). Режиссер - Пьер Оди. Тоска - Елена Стихина (11-27 декабря), Энджел Блю (12-28 марта), Сондра Радвановски (31 марта - 18 апреля); Каварадосси - Йонас Кауфман (2, 5 и 8 декабря), Адам Смит (11-27 декабря), Фредди де Томмазо (12-28 марта), Юсиф Эйвазов (31 марта - 18 апреля); Скарпиа - Алексей Марков (23 ноября - 27 декабря), Людовик Тезье (2, 5 и 8 декабря).

Добавлю, что после Парижа Елена Стихина отправится в Чикаго, где дебютирует в Лирик-опере в партии Саломеи в одноименной опере Р.Штрауса.

“Бал-маскарад” Дж.Верди (27 января - 26 февраля 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Сперанца Скаппуччи. Режиссер - Жильбер Дефло. Риккардо - Мэтью Поленцани, Ренато - Игорь Головатенко (27 января - 2 февраля), Людовик Тезье (5-17 февраля) и Ариунбаатар Ганбаатар (20-26 февраля), Амелия - Анна Нетребко (27 января - 8 февраля) и Анжела Мид (11-26 февраля).

“Кармен” Ж.Бизе (7 февраля - 19 марта 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Кери-Линн Уилсон. Режиссер - Каликсто Биейто. Кармен - Стефани Д'Устрак (7 февраля - 3 марта) и Виктория Каркачева (7-19 марта); Хозе - Рассел Томас (7 февраля - 3 марта) и Жан-Франсуа Борра (7-19 марта); Эскамильо - Эрвин Шротт, Микаэла - Амина Эдрис.

“Русалка” А.Дворжака (2-20 мая 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Казуши Оно. Режиссер - Роберт Карсен. Возобновление постановки 2019 года. Русалка - Николь Кар, Принц - Сергей Скороходов, Княжна - Екатерина Губанова и Алиса Колосова (11 и 20 мая), Водяной - Дмитрий Иващенко, Баба-яга - Джейми Бартон.

“Золушка” Дж.Россини (3 июня - 11 июля 2026 года, Опера Гарнье). Дирижер - Энрике Маццола. Режиссер - Гийом Гальенн. Анжелина - Василиса Бержанская (3 июня - 2 июля) и Гаэль Аркес (5, 8 и 11 июля), Дон Рамиро - Лоуренс Браунли.

“Травиата” Дж.Верди (4 июня - 13 июля 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Марта Гардолинска (дебют в Парижской опере). Режиссер - Саймон Стоун. Возобновление постановки 2019 года. Виолетта - Аида Гарифуллина (4 и 7 июня, 1-13 июля) и Притти Йенде (10-28 июня, она была первой исполнительницей в этой постановке); Альфред -  Шабьер Андуага (4 и 7 июня, 1-13 июля) и Рене Барбера (10-28 июня); Жермон - Роман Бурденко (4 и 7 июня, 1-13 июля) и Людовик Тезье (10-28 июня).

За современный репертуар “отдувается” один Джон Адамс с оперой “Никсон в Китае” (24 февраля - 20 марта 2026 года, Опера Бастилия). Дирижер - Кент Нагано. Режиссер - Валентина Карраско. Никсон - Томас Хэмпсон, Пат Никсон - Рене Флеминг.

Сезон 2025-26 годов - предпоследний перед крупной реконструкцией Оперы Гарнье. Работы начнутся летом 2027 года и продлятся ориентировочно два года. В это время в театре запланированы только экскурсии, здание превратится в музей, так что расписанный Марком Шагалом потолок и другие красоты останутся для посетителей открытыми. Спектакли будут играться на других сценах. Рассматриваются три места: Théâtre du Châtelet, Opéra-Comique и/или Théâtre des Champslysées.

С лета 2030 года начнется реконструкция Оперы Бастилия. Ремонт также растянется на два года, до начала сезона 2032-33 годов.

Nota bene! Билеты на спектакли Парижской оперы - на сайте www.operadeparis.fr/en. Там же вы найдете подробную информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.

Фотографии к статье:

Фото 1-4. Сцены из спектакля “Валькирия”. Все фотографии - Хервиг Праммер

26 нояб. 2025 г.

“Music of the Baroque”: Гендель и другие. Концерты зимы-весны 2026 года


В разгаре - пятьдесят пятый сезон чикагского барочного оркестра “Music of the Baroque”. Расскажу о концертах зимы-весны 2025-26 годов. Как всегда, программы исполняются в Театре музыки и танца “Харрис” (Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601) и в Концертном зале пригорода Чикаго Скоки (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076).

30 ноября, 7.30 pm, North Shore Center; 1 декабря, 7.30 pm, Симфонический центр (220 S. Michigan Ave., Chicago). Программа N3: Оратория “Мессия” Г.Ф.Генделя. Хор и оркестр “Music of the Baroque”. Дирижер - музыкальный руководитель оркестра, дама-командор ордена Британской империи (этот почетный титул она получила в январе 2021 года) Джейн Гловер. Солисты: Джулия ван Дорен, сопрано; номинант на премию “Грэмми” Саша Кук, меццо-сопрано (дебют с оркестром); Майлс Микканен, тенор; Уилл Ливерман, баритон.

Гендель не был религиозен. Настоящей верой стала для него благотворительность. Вот и “Мессия” предназначалась исключительно для исполнения с благотворительной целью. Первое исполнение оратории в Дублине 12 апреля 1742 года состоялось в пользу бедных. Доход от концерта был целиком разделен между “Обществом помощи узникам долговой тюрьмы”, “Больницей для бедных” (бесплатной больницей, основанной в 1726 году шестью хирургами) и лондонским приютом. Когда успех “Мессии” утвердился в Лондоне, Гендель решил передавать сбор от ежегодных концертов в пользу “Убежища для найденышей”. Даже ослепнув, он продолжал дирижировать ораторией в благотворительных концертах. Гендель запретил своему издателю печатать что-либо из этой оратории, и первое издание появилось только в 1763 году. Он завещал “Убежищу для найденышей” копию партитуры со всеми партиями. Другую копию он отдал “Обществу помощи узникам долговой тюрьмы” в Дублине с правом, как было записано, “сколько угодно пользоваться для нужд Общества”. В списках Приюта упоминается и имя маленькой Марии-Августы Гендель, родившейся 15 апреля 1758 года. Это была девочка-найденыш, которой композитор дал свое имя.


После дебюта в Симфоническом центре с Реквиемом Верди и успеха в прошлом сезоне с “Рождественской ораторией” Баха оркестр “Music of the Baroque” снова на один вечер арендует “дом” Чикагского симфонического оркестра. До пандемии монополия на исполнение “Мессии” была у чикагского The Apollo Chorus. Он исполнял это произведение каждый год, начиная с 1879 года! Но последние три года мы слышим “Мессию” в Симфоническом центре с другими исполнителями.

В августе хор “Music of the Baroque” с Джейн Гловер исполнили “Мессию” на Музыкальном фестивале в Аспене (Aspen Music Festival) и в Нью-Йорке, где выступили вместе с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.

Программа N4: Праздничные вечера барочной музыки (Holiday Brass & Choral Concerts). В традиционной предновогодней программе - произведения композиторов Средневековья, Возрождения и Барокко. Среди композиторов - итальянский органист Джованни Габриэли (1555-1612), немецкий композитор и органист Михаэль Преториус (1571-1621). Дирижер Николас Кремер впервые дирижирует этой программой.

Программа идет четыре раза: 18 декабря, 7.30 pm, Grace Lutheran Church, 7300 W. Division St, River Forest, IL 60305; 19 декабря, 7.30 pm, St. Michael’s Church, 1633 North Cleveland Ave, Chicago, IL 60614; 20 декабря, 2.00 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church, 191 Linden St, Winnetka, IL 60093; 21 декабря, 2.00 pm, Alice Millar Chapel, 1870 Sheridan Rd, Evanston, IL 60208.


24
января 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater; 25 января 2026 года, 3.00 pm, North Shore Center. Программа N5: “Отцы и сыновья”: Четвертая оркестровая сюита ре мажор И.С.Баха, Концерт для флейты с оркестром соль мажор К.Ф.Э.Баха, Второй концерт для флейты с оркестром ре мажор В.А.Моцарта, Симфония фа мажор Л.Моцарта. Солист - концертмейстер секции флейт Симфонического оркестра Сиэтла Демарр Макгилл. Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует Джейн Гловер.

Следом за сочинением Иоганна Себастьяна Баха последует произведение его сына - одаренного Карла Филиппа Эмануэля; после шедевра юного Моцарта мы услышим редко исполняемую Симфонию его отца Леопольда.

Демарр Макгилл родился в Чикаго. С флейтой познакомился в семь лет и с тех пор, по его словам, с ней не расстается. Учился в чикагской Merit School of Music, Институте Кертиса и Джульярдской школе. Часто концертирует с братом, кларнетистом Энтони. Я слышал их игру на Grant Park Music Festival в 2019 году. Они солировали в “Concerto Duo” Джоэла Пакетта и в Тарантелле для флейты и кларнета с оркестром К.Сен-Санса. Их дуэт произвел очень хорошее впечатление.

1 марта 2026 года, 7.30 pm, North Shore Center; 2 марта 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater. Программа N6: “Блокбастеры эпохи барокко”: Пятый бранденбургский концерт И.С.Баха, мотет “Silete venti” Г.Ф.Генделя, сюита из оперы “Королева фей” Г.Перселла. Солистка - сопрано Рован Пирс (дебют с оркестром). Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует Ричард Эгарр (дебют с оркестром).

Концерты, которые никого не оставят равнодушными, - ведь в них исполняются самые популярные произведения эпохи барокко!

Сопрано из Йоркшира Рован Пирс специализируется на барочном репертуаре. Выступает, в основном, в Великобритании. Ее голос звучит в сериале “Бриджертоны” (“Bridgerton”, с 2020 года, Netflix). За дирижерским пультом дебютирует бывший музыкальный руководитель оркестров Philharmonia Baroque и Academy of Ancient Music Ричард Эгарр.

12 апреля 2026 года, 7.30 pm, North Shore Center; 13 апреля 2026 года, 7.30 pm, Harris Theater. Программа N7: “Вивальди и его друзья: Концерт для струнных соль минор и Концерт для двух скрипок соль минор Антонио Вивальди, Симфония фа мажор Джованни Баттиста Саммартини (1700-1775), концерт “La Follia” Франческо Джеминиани (1687-1762), Concerto Grosso си бемоль мажор Арканджело Корелли (1653-1713), Концерт для скрипки Пьетро Нардини (1722–1793), Симфония си мажор Гаэтано Пуньяни (1731–1798). Солистка - концертмейстер “Music of the Baroque” Джина Дибелло. Оркестром дирижирует Фабио Бионди (дебют с оркестром).

Еще одна любопытная программа, в которой мы услышим сочинения Антонио Вивальди, а также его друзей, современников и последователей - прекрасных композиторов, оставшихся в тени гения. Одним из них по праву считается итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли - основоположник жанра “concerti grossi”, в переводе с итальянского - “большие концерты”. Именно Корелли придумал, чтобы солировал не один инструмент, а группа однородных (чаще всего - скрипки, но бывают альты и виолончели) или несколько разных инструментов.

Nota bene! Билеты на концерты оркестра “Music of the Baroque” - по телефону 312-551-1414 и на сайте www.baroque.org/.

Фотографии к статье:

Фото 1. Оркестр и хор “Music of the Baroque”

Фото 2. Джейн Гловер дирижирует “Music of the Baroque”

Фото 3. Оркестр и хор “Music of the Baroque”

(Все фотографии - Эллиот Мандел)

25 нояб. 2025 г.

“Арабелла”, “Шенье”, “Пуритане” и повторение “Волшебной флейты”


Продолжается девятнадцатый (2025-26 годов) сезон серии “Метрополитен-опера в кино” (The Met: Live in HD). После “Сомнамбулы” В.Беллини и “Богемы” Дж.Пуччини театр представляет редко ставящиеся оперы классического репертуара и повторение бессмертной оперы Моцарта.

22 ноября, 12.00 pm. “Арабелла” Р.Штрауса. Постановка МЕТ. Дирижер - Николас Картер. Режиссер - Отто Шенк. В главных партиях: Арабелла - Рейчел Уиллис-Соренсен, Зденка - Луиза Алдер (дебют в МЕТ), Фиакермилли - Джули Роуз, Аделаида - Карен Каргилл, Маттео - Павол Бреслик, Мандрика - Томаш Конечны, Вальднер - Бриндли Шерратт. Элегантная романтическая опера Штрауса в постановке легендарного австрийского режиссера Отто Шенка (1930-2025). Музыкальный критик The New York Times назвал спектакль “таким красивым, каким только можно пожелать”. Рейчел Уиллис-Соренсен впервые исполняет партию Арабеллы, а британская певица Луиза Алдер дебютирует в МЕТ в роли ее сестры Зденки. Рейчел Уиллис-Соренсен запомнилась мне ролью Донны Анны в возобновлении спектакля Роберта Фоллса “Дон Жуан” В.А.Моцарта (Лирик-опера, сезон 2019-20 годов). Рейчел сейчас нарасхват, она выступает на самых престижных оперных сценах мира. В феврале 2022 года студия Sony Classical объявила о подписании эксклюзивного контракта с певицей. Ее дебютный альбом “Rachel” вышел 8 апреля 2022 года. Мировая премьера оперы состоялась в 1933 году в Дрездене.

6 декабря, 1.00 pm. “Волшебная флейта” В.А.Моцарта. Постановка МЕТ. Дирижер - Джеймс Ливайн. Режиссер - лауреат премии “Тони” Джули Теймор. Художник - Георгий Цыпин. В главных партиях: Памина - Ин Хуан, Тамино - Мэтью Поленцани, Папагено - Натан Ганн, Зарастро - Рене Папе, Царица ночи - Эрика Миклоша. С “Волшебной флейты” 30 декабря 2006 года началась серия The Met: Live in HD и история показов оперных спектаклей в кино. Нас ждет очередное повторение сокращенной до двух часов англоязычной версии оперы. Мировая премьера оперы состоялась 30 сентября 1791 года в Вене, в театре “Ауф дер Виден”. За дирижерским пультом стоял Моцарт.


13 декабря, 12.00
pm. “Андре Шенье” У.Джордано. Постановка МЕТ. Дирижер - Даниэле Рустиони. Режиссер - Николя Жоэль. В главных партиях: Андре Шенье - Петр Бечала, Мадлена ди Коиньи - Соня Йончева, Карло Жерар - Игорь Головатенко. Страстная опера о французском поэте Андре Шенье, ставшем жертвой интриг в годы Французской революции. После совместного выступления в “Федоре” на сцене МЕТ снова звездный дуэт Бечала-Йончева. Оркестром МЕТ руководит главный приглашенный дирижер, маэстро из Италии Даниэле Рустиони. Мировая премьера оперы состоялась в 1896 году в Ла Скала.


10 января 2026 года, 12.00
pm. “Пуритане” В.Беллини. Новая постановка. Дирижер - Марко Армилиато. Режиссер - Чарльз Эдвардс. В главных партиях: Эльвира Вальтон - Лизетт Оропеса, Артуро Тальбо - Лоуренс Браунли, Риккардо Форто - Артур Ручински, Джорджо Вальтон - Кристиан Ван Хорн. Одна из вершин bel canto, последняя опера итальянского композитора Винченцо Беллини “Пуритане” возвращается на сцену МЕТ в новой постановке после полувекового (!) перерыва. Мировая премьера оперы состоялась в 1835 году в Париже, в Théâtre Italien. Либретто графа Карло Пеполи основано на пьесе Франсуа Ансело и Ксавьера Бонифаса Сэнтина “Пуритане и роялисты”, которая в свою очередь была создана по роману Вальтера Скотта “Пуритане”. Главные герои оперы принадлежат разным политическим направлениям: Эльвира Вальтон - из пуритан, то есть из английских протестантов, последователей Кальвина, сторонников вождя Английской революции Оливера Кромвеля, уничтожившего монархию; ее возлюбленный лорд Артуро Тальбо - роялист, сторонник короля Карла I. Время действия - 1650 год, через год после казни Карла I. Место действия - город Плимут, Англия. В стране идет гражданская война. Согласно либретто, доблестный лорд Артур придумал хитроумную комбинацию по спасению вдовы Карла I, королевы Генриетты. Пока Артура не было, Эльвира успела сойти с ума, но вскоре ум вернулся, и после выяснения отношений все обнялись и зажили дружно и счастливо... Я, конечно, утрирую, но если вкратце, сюжет выглядит именно так. А поскольку сюжет в таких операх, как правило, выполняет вспомогательную роль, то перейдем к главному - солистам.

Исторический факт: Беллини сочинил оперу в расчете на лучших певцов своего времени - Джулию Гризи (сопрано), Джованни Баттисту Рубини (тенор), Антонио Тамбурини (баритон) и Луиджи Лабланки (бас). “Пуритане” стала одиннадцатой и последней оперой в жизни композитора. Премьера состоялась в Итальянском оперном театре в Париже 25 января 1835 года, а в сентябре того же года Беллини умер.

На премьере публика заставляла исполнителей повторять на бис почти каждый номер. Успех оперы был столь велик, что “пуританский” квартет решил не расходиться, а устроить турне по Европе. Певцы в течение нескольких лет ездили с концертами по главным оперным столицам. С тех пор основной проблемой постановки оперы стали солисты, вернее - отсутствие подходящих голосов. Невероятно трудная партия для высокого сопрано, баритональные колоратуры, теноровая партия, требующая высоких “ре” и “фа”..., - какой театр может себе позволить набрать такой состав?! Метрополитен-опера рискнула, и, надо сказать, состав солистов впечатляет: каждый достоин отдельного рассказа. В главной партии - невероятно востребованная сегодня Лизетт Оропеса. Я слышал ее в партии Марии Стюарт в одноименной опере Г.Доницетти этим летом на Зальцбургском фестивале. Что касается Лоуренса Браунли, то он - частый гость Лирик-оперы, исполнял партию Артуро в сезоне 2017-18 годов.

Nota bene! Подробная информация о предстоящих показах серииМетрополитен-опера в кино” - на сайте www.metopera.org/season/in-cinemas/.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Арабелла”. Фото - Марти Сол/Метрополитен-опера

Фото 2. Сцена из спектакля “Андре Шенье”. Фото - Марти Сол/Метрополитен-опера

Фото 3. Лизетт Оропеса в спектакле “Пуритане”. Фото - Пола Кудаки/Метрополитен-опера

23 нояб. 2025 г.

Символ Австрии. Новая встреча. Чикагский симфонический центр, 28 ноября - 6 декабря 2025 года


28-29 ноября, 7.30
pm; 30 ноября, 3.00 pm. В серии “CSO at the Movies” - смотрим фэнтези “Как приручить дракона” (“How to Train Your Dragon”, 2025, режиссер - Дин Деблуа). Музыку британского композитора Джона Пауэлла исполнит Чикагский симфонический оркестр (далее - ЧСО) под управлением Коннера Грея Ковингтона.

29 ноября, 1.30 pm. Один из старейших хоров мира, символ Австрии, Венский хор мальчиков снова в Чикаго с традиционной ежегодной программой “Рождество в Вене”. Мы услышим классические и современные произведения, рождественские и австрийские народные песни.

В 1498 году по приказу императора Максимилиана Первого в составе Венской придворной капеллы появились шесть юношей. Этот год принято считать годом образования хора. До начала XX века разделения на взрослый и детский хоры не было. С Венской придворной капеллой работали Глюк и Моцарт, Сальери и Брукнер, в капелле пели Шуберт и дирижер Ганс Рихтер. В своем нынешнем виде хор функционирует с 1921 года, когда по инициативе дирижера Йозефа Шнитта из общего состава хора Венской оперы была выделена капелла мальчиков. С 1926 года хор начинает гастролировать по всему миру. Уже в 1927 году состоялись первые гастроли коллектива в Берлине (дирижер - Эрик Кляйбер), Праге и Цюрихе, в следующем году хор отправился в Грецию и Латвию. Затем последовали первые гастроли в США (1932 год), Австралии (1934 год) и Южной Африке (1936). Годы фашизма - позорная страница в истории хора. За свои антинацистские высказывания был уволен Шнитт, а новый руководитель коллектива, дирижер Фердинанд Гроссман заставил участников выступать с нацистской свастикой. В 1944 году хор был распущен, а после окончания войны в возрожденный хор вернулся Йозеф Шнитт. Сегодня в составе хора - около ста мальчиков в возрасте от десяти до четырнадцати лет, разделенные на четыре группы. В течение года хор дает около трехсот концертов по всему миру. Аудитория хора составляет до полумиллиона человек ежегодно. Участники хора выступают в разных оперных театрах мира, чаще всего - в Венской опере. Руководитель хора - доктор Юджин Джессер. Художественный руководитель - Джеральд Вирт.

1 декабря, 7.30 pm. Оратория “Мессия” Г.Ф.Генделя. Хор и оркестр “Music of the Baroque”. Дирижер - Джейн Гловер. Солисты: Джулия ван Дорен, сопрано; номинант на премию “Грэмми” Саша Кук, меццо-сопрано (дебют с оркестром); Майлс Микканен, тенор; Уилл Ливерман, баритон. Об этом и других концертах оркестра “Music of the Baroque” я рассказываю в отдельной статье.

2 декабря, 6.30 pm. В серии камерных концертов Симфонического центра CSO Chamber Music - вечер Elysian Trio в составе: концертмейстер группы виолончелей ЧСО Джон Шарп, концертмейстер группы кларнетов ЧСО Стивен Уильямсон, пианистка Уми Гарретт. В программе: Фортепианное трио си бемоль мажор Л.ван Бетховена, фрагменты из Восьми пьес М.Бруха, Трио ля минор для кларнета, виолончели и фортепиано И.Брамса. На этом концерте зрители сидят на сцене и на террасе. Цена одного билета начинается с пятнадцати долларов. Если вы хотите поддержать оркестр, любые суммы приветствуются.


4 и 6 декабря, 7.30
pm; 5 декабря, 1.30 pm; 7 декабря, 3.00 pm. В программе ЧСО: Третья симфония И.Брамса, пьеса “Song of the Reappeared” М.Окойна (иногда его фамилия пишется Окин), симфоническая поэма “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” Р.Штрауса. Дирижер - Петр Попелка. Солистка - Джулия Буллок, сопрано.

Как обычно это бывает в Чикаго, современная музыка теряется между проверенной классикой. Так и в этот раз мировую премьеру написанной по заказу ЧСО пьесы “Song of the Reappeared” Окойна мы услышим между творениями Брамса и Штрауса.

С творчеством Мэтью Окойна меломаны Чикаго впервые познакомились летом 2015 года... в зоопарке. Именно в Lincoln Park Zoo состоялась мировая премьера оперы Окойна “Second Nature” по его собственному либретто. Окойну тогда едва исполнилось двадцать пять, и это была уже его четвертая опера. Сегодня Окойну тридцать пять, он сочиняет не только оперы и симфоническую музыку, но и стихи, поэмы, дирижирует, играет на фортепиано и излучает энергию и энтузиазм. В 2013 году он победил на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти в Чикаго и на протяжении двух лет стажировался у Риккардо Мути, работая с ЧСО. В сезоне 2013-14 годах мы слышали произведения Окойна “Celan Fragments” и “Celan Songs”, в мае 2015 года состоялась мировая премьера его пьесы “Dual”. Бывший президент Лирик-оперы Энтони Фрейд называл Окойна одним из самых одаренных молодых композиторов, “отмеченных Рене Флеминг”. Окойном восхищались не только в Чикаго. Газета The Wall Street Journal назвала его новым Леонардом Бернстайном, а The New York Times Magazine - надеждой оперы. Он служил самым молодым помощником дирижера в истории Метрополитен-оперы, а также помощником дирижера в Римской опере. Какое-то время работал приглашенным артистом Оперы Лос-Анджелеса. Отмечу еще оперу Окойна “Эвридика” по одноименной пьесе Сары Руль. Спектакль шел на сценах Лос-Анджелесской оперы (февраль 2020 года) и Метрополитен-оперы (ноябрь 2021 года), а также демонстрировался в серии “Метрополитен-опера в кино”.

Американская премьера поэмы “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” Рихарда Штрауса состоялась в Чикаго. За дирижерским пультом стоял основатель и первый музыкальный руководитель ЧСО Теодор Томас.


Маэстро из Чехии Петр Попелка выступает с ЧСО второй раз. Он дебютировал в марте 2024 года с программой из произведений Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта и Л.ван Бетховена. Петр Попелка родился и вырос в Праге. Учился в консерваториях Праги и Фрайбурга (Германия). Композитор, контрабасист. C 2010 до 2019 года - ассистент концертмейстера секции контрабасов Дрезденской Штаатскапеллы. Одинаково успешно дирижирует как симфоническими концертами, так и операми. Дирижировал в Цюрихской опере (“Дон Жуан” В.А.Моцарта), Дрезденской опере (“Нос” Д.Шостаковича), Опере Осло (“Электра” Р.Штрауса). Был главным дирижером Оркестра Норвежского радио (Осло). Главный приглашенный дирижер Филармонического оркестра имени Яначека в Остраве (Чехия). Музыкальный руководитель Симфонического оркестра Пражского радио, главный дирижер Венского симфонического оркестра. В одном из первых интервью после назначения Попелка сказал, что намерен сосредоточиться на произведениях молодых композиторов: “Мы живем сегодня и должны играть музыку сегодняшнего дня”.

За 75 минут перед началом концертов в зале Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Стивена Рингса об исполняемых произведениях.

6 декабря, 10.00 и 11.45 am. (Концерты повторяются 10 и 31 января 2026 года). Концерты для самых маленьких из серии ”Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). Музыканты из ЧСО не просто исполняют, а разыгрывают сказку Г.Х.Андерсена “Гадкий утенок” (“The Ugly Duckling”). Чтец - Тесс Галбиати.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Венский хор мальчиков. Фото - Лукас Бек

Фото 2. Петр Попелка. Фото - Vojtech Brtnicky

Фото 3. Джулия Буллок. Фото - Майкл Оренстайн

21 нояб. 2025 г.

“Полицейское государство” . Перформанс Нади Толоконниковой в Музее современного искусства


С 25 по 30 ноября в Музее современного искусства Чикаго впервые на Среднем Западе состоится перформанс певицы, актрисы, общественной активистки Надежды Толоконниковой “Полицейское государство” (“Police State”). Наряду с Марией Алехиной и Екатериной Самуцевич, Надя является создательницей феминистской панк-группы Pussy Riot, громкие перформансы которых гремели и продолжают греметь по всему миру. Одним из самых значимых стал панк-молебен “Богородица, Путина прогони” в храме Христа Спасителя в Москве 21 февраля 2012 года. Участницы группы пели: “Черная ряса, золотые погоны Все прихожане ползут на поклоны Призрак свободы на небесах Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах. Глава КГБ, их главный святой Ведет протестующих в СИЗО под конвой. Чтобы Святейшего не оскорбить. Женщинам нужно рожать и любить. Срань, срань, срань Господня...”. Власть отреагировала, как всегда, репрессиями: 3 марта 2012 года по обвинению в хулиганстве были арестованы Толоконникова и Алехина, 16 марта - Самуцевич. Девушек приговорили к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Международная правозащитная организация Amnesty International признала участниц группы Pussy Riot узницами совести. Толоконникова находилась в тюрьме один год и десять месяцев, после чего была освобождена по амнистии. Свой срок она отбывала в колониях Мордовии и Красноярского края.


В Музее современного искусства будет установлена копия тюремной камеры Исправительной колонии N14 в поселке Парца (Мордовия). Надя будет находиться в камере в часы работы музея, а мы - зрители-посетители музея - сможем увидеть ее через специальные отверстия в стенах и/или с помощью трансляции на экранах. Надя будет шить одежду, как она делала в тюрьме, и создавать “звуковой фон, варьирующийся от жутких колыбельных стонов до резких шумовых всплесков”. В аннотации к перформансу говорится про “особую атмосферу, окружающую камеру”: “Пленницу окружают призрачные баннеры и неоновый символ, созданный Толоконниковой и напоминающий русский православный крест. Работы Толоконниковой из серии “Икона”, в которых используются простыни, изготовленные американскими и белорусскими заключенными, словно надзирают за пространством, превращаясь в персонажей антиутопического мира. Рядом возвышается внушительная сторожевая вышка, откуда идет прямая трансляция из ее камеры, перемежающаяся архивными кадрами из российских тюрем”. Внутренние стены камеры будут украшены репродукциями произведений искусства, присланных Наде бывшими и нынешними российскими, белорусскими и американскими политзаключенными. Толоконникова хотела бы выразить им признательность и благодарность. Вот их имена: Аня Архипова, Егор Балазейкин, Аня Бажутова, Андрей Бояршинов, Сергей Бруханов, Илья Чабовский (Беларусь, бывший политзаключенный), Александр Доценко, Ася Дудяева, Полина Евтушенко, Сергей Кабанов, Артем Камардин, Ян Кателевский, Даниил Клюка, Павел Коршунов, Павел Крисевич (бывший политзаключенный), Женя Макаренко, Илья Шакурский, Дима Пчелинцев, Ангел Николаев, Олег Орлов (бывший политзаключенный), Людмила Разумова, Саша Скочиленко (бывшая политзаключенная), Даниил Чертыков, Никита Олейник, Юрий Незнамов, Денис Айдын, Хадад (бывший политзаключенный).


Как говорит сама героиня, ее проект актуален не только в России, но и далеко за ее пределами. В июне 2025 года Надя показывала перформанс в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе (MOCA). Показ начался 5 июня, а 9 июня двери музея закрылись. Причиной стал ввод в город войск Нацгвардии из-за протестов против иммиграционной политики президента Дональда Трампа. Столкновения между силовиками и жителями города проходили на соседней от музея улице. Несмотря на это, Толоконникова осталась в здании и решила завершить перформанс. Позднее она скажет: “Полицейское государство” закрыто полицейским государством. Каждое представление, которое я проводила в России, срывалось полицией. Теперь я чувствую себя, как в России... Я думаю о дегуманизации и поиске козла отпущения как об универсальном механизме, применяемом с душераздирающей беспощадностью как дома, так и здесь. Я думаю о том, что западная идея об истории, которая неизбежно движется к прогрессу, - мираж”.

Надя Толоконникова родилась 7 ноября 1989 года в Норильске (Россия). Окончила школу с золотой медалью и музыкальную школу по классу фортепиано. В 2006 году переехала в Москву. Училась на философском факультете МГУ. Участница арт-группы “Война”. Принимала участие во многих акциях группы. Автор романа “Руководство по революции”. В 2012 году журнал Foreign Policy включил Толоконникову, Алехину и Самуцевич в число ста ведущих интеллектуалов мира, в декабре того же года французская газета Le Figaro назвала Толоконникову “женщиной года”. В 2023 году инсталляция Толоконниковой “Прах Путина” в галерее Jeffrey Deitch в Лос-Анджелесе стала поводом для нового уголовного дела. Надя попала в список самых разыскиваемых преступников России. После процесса 2012 года в России появилась отдельная уголовная статья за оскорбление чувств верующих. По этой статье были осуждены тысячи ни в чем не повинных людей. В 2023 году дело об оскорблении чувств верующих возбудили против самой Нади. В ноябре 2023 года российский суд принял заочное решение об ее аресте. Беспредел в России с каждым годом только усиливается...

Дебютная музейная выставка Толоконниковой “Ярость” (2024) была представлена ​​в галерее OK Linz (Австрия), одноименный перформанс - в Новой национальной галерее (Германия). Работы Толоконниковой находятся в коллекциях Музея современного искусства (Лос-Анджелес), Бруклинского музея, Художественного музея Далласа, Музея искусств и дизайна Нью-Йорка, Американского музея народного искусства (Нью-Йорк).

О своей жизни и творчестве Надя Толоконникова подробно рассказала журналистке Кате Гордеевой в программе “Скажи Гордеевой”. Интервью с Надей называется “Бесконечно снится тюрьма” (www.youtube.com/watch?v=nas7-am4mCo).

21 ноября в 6.00 pm в Музее состоится встреча с Надей Толоконниковой. В ходе беседы планируется обсудить перформанс “Полицейское государство”, а также обширную правозащитную и политическую деятельность Нади. В разговоре участвует заместитель директора и руководитель кураторского отдела Музея современного искусства Чикаго Джои Орр. Перформанс “Полицейское государство” организован куратором Алексом Слоаном совместно с продюсером перформанса и других программ Музея современного искусства в Лос-Анджелесе Амелией Чартер.

Nota bene! Перформанс Нади Толоконниковой “Полицейское государство” (“Police State”) пройдет с 25 по 30 ноября в помещении Edlis Neeson Theater at the Museum of Contemporary Art Chicago (200 E. Chicago Ave., Chicago, Illinois 60611). Вход свободный при наличии билета в музей. Билеты - на сайте mcachicago.org/, по телефону 312-280-2660 или в кассе музея.

Фотографии к статье:

Фото 1. Надя Толоконникова в перформансе “Полицейское государство”. Фото - Юля Шур

Фото 2. “Полицейское государство”. Фото - Зак Келли

Фото 3. Надя Толоконникова в перформансе “Полицейское государство”. Фото - Юля Шур