31 окт. 2024 г.

“Никаких опер не слушают - только “Фигаро”. Шедевр Моцарта-Да Понте в Лирик-опере


Действующие лица и исполнители:
Граф Альмавива - Гордон Бинтнер (дебют), графиня Альмавива - Федерика Ломбарди (дебют), Фигаро - Петер Келлнер (дебют), Сюзанна - Инг Фэнг, Марцелина - Сара Меско (дебют), Керубино - Кейли Декер, Бартоло - Николас Ньютон. Дирижер - Эрина Яшима (дебют). Режиссер - Барбара Гейнс. Возобновление постановки Лирик-оперы. 9 - 30 ноября 2024 года. Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.

После девятилетнего перерыва Лирик-опера возвращается к оперному шедевру Моцарта - “Свадьбе Фигаро”. В основе оперы - комедия Бомарше, блестящая сатира на королевский свет. Аристократы, проводящие дни в волшебном кругу королевского двора, превращают жизнь в сплошной праздник: один день они развлекаются изящной пасторалью, другой - лисьей охотой; сегодня скучающих вельмож развлекают итальянские певцы, завтра - всемирно прославленные балетные танцоры...

“Свадьба Фигаро” - жемчужина мирового оперного репертуара, комическая опера во всей ее красе. В ней есть все, что так любят зрители и сами исполнители: симпатичные персонажи, стремительно развивающееся действие и, конечно, дивная музыка великого Вольфганга Амадея. Но при всем уважении к величию композитора скажем, что его равноправным партнером был либреттист. С этой оперы началось сотрудничество Моцарта и Лоренцо Да Понте, жизнь которого достойна отдельного рассказа.

Авантюрист и литератор, женолюб и предприниматель, вечный эмигрант и друг Казановы, Лоренцо Да Понте родился в маленьком городке Ченеда на севере от Венеции в 1749 году в еврейской семье. При рождении его звали Эмануэле Конельяно. Его мать умерла, когда ему было пять лет, так что воспитывал его отец. Отец, старший брат Иеремия, младшие братья - все регулярно посещали местную синагогу, но когда Эмануэле было четырнадцать, отец решил, что ему и всей его семье следует обратиться в католичество. Так Эмануэле Конельяно стал Лоренцо Да Понте. Он взял имя и фамилию местного епископа. Учиться Да Понте отправили в духовную семинарию. Будущий поэт подавал большие надежды. Он изучал древнееврейский и древнегреческий и уже через два года мог за полдня написать ораторию на латыни. Но его страстью была итальянская литература. Менее чем через шесть месяцев учебы он мог часами цитировать Данте, Петрарку, Ариосто, Тассо. Поэзия стала его навязчивой идеей. Когда ему становилось скучно на уроках, он сочинял стихи с другом. Одну строчку писал он, следующую - друг. Уже в семинарии Да Понте сочинил тысячи стихотворений. Он мог бы стать хорошим священником, но это, по его собственным словам, резко контрастировало с его темпераментным характером. Он перешел в другую семинарию, был там инструктором, профессором, заместителем ректора. В 1773 году, когда ему было двадцать четыре, он стал аббатом, а шесть месяцев спустя сбежал в Венецию и посвятил себя (я цитирую его воспоминания) “картам и любви”. Спустя восемь лет Да Понте оказался в Вене. Он писал либретто для опер-буфф. В 1783 году известный меценат и любитель музыки император Иосиф Второй учредил итальянскую оперную труппу в венском Бургтеатре. Вскоре труппе понадобился поэт-либреттист. Император вспомнил о Да Понте. Лоренцо был приглашен ко двору и после разговора с императором назначен на эту должность. Там, в Бургтеатре, Да Понте встретился с Моцартом и написал для него либретто трех опер: “Cвадьба Фигаро”, “Дон Жуан” и “Cosi fan tutte” (“Так поступают все женщины”).

В “Воспоминаниях” Да Понте восхищается своей проницательностью - он пишет, что открыл Моцарта! “Вольфганг Моцарт не мог еще развернуть во всем блеске свой божественный гений в Вене из-за происков врагов; он пребывал там во мраке и неизвестности. Я не могу без ликования и гордости подумать, что только моя настойчивость и энергия стали, по большей части, причиной того, что Европа и весь мир стали свидетелями полного раскрытия волшебных музыкальных композиций этого несравненного гения.”

Моцартом владеют поначалу совсем другие чувства. В письме к отцу он пишет: “Главный поэт у нас здесь - некий аббат Да Понте. Работы, которые он делает для театра, отличаются невероятной живостью и стремительностью. Сейчас он должен написать новое либретто для Сальери, и оно будет готово не ранее чем через два месяца. А потом обещал написать либретто и для меня. Кто знает, сможет ли и захочет ли он сдержать свое слово! Лицом к лицу господа итальянцы всегда так любезны, но мы-то их знаем! Если он сговорится с Сальери, не видать мне либретто до самой смерти. И все же мне очень хочется показать себя в итальянской опере”. Действительно, ждать обещанного либретто пришлось несколько лет. Зато потом события стали разворачиваться с головокружительной быстротой, достойной настоящей комедии положений. Вот как описывает Да Понте историю создания “Свадьбы Фигаро”: “Я сразу понял, что беспредельность гения Моцарта требует большого, разнопланового и высокого сюжета. Моцарт спросил, смогу ли я сократить и переработать в либретто комедию Бомарше “Женитьба Фигаро. Мне понравилось это предложение, и я обещал приняться за работу. Но нам предстояло еще преодолеть огромную трудность. За несколько дней до этого император запретил немецкой театральной труппе исполнять эту комедию, которая написана, по его словам, слишком либерально для благовоспитанной аудитории. Как теперь предложить ее для оперы? Я предложил писать слова и музыку втайне и ждать благоприятной возможности, чтобы показать ее директорам театров или императору, что я отважно дерзну взять на себя... По мере того, как я писал слова, Моцарт сочинял музыку. За шесть недель все было готово, и я предложил “Фигаро” самому императору. Далее Да Понте описывает его диалог с императором. “Но эту “Женитьбу...” я запретил представлять немецкой труппе.” - “Да, но, сочиняя музыкальную драму, а не комедию, я опустил и сократил именно то, что могло бы оскорбить тонкость и благопристойность спектакля, а музыка, насколько я могу судить, изумительной красоты.” - “Хорошо: раз так, я доверяю вашему вкусу в том, что касается музыки, и вашему благоразумию в том, что касается пьесы”. Далее Да Понте пишет: “К Моцарту явился гонец от императора с письмом, в котором было распоряжение немедленно явиться во дворец. Император послушал фрагменты оперы, которые ему понравились самым чудесным образом - не было бы преувеличением сказать, что опера его ошеломила”.

Премьера “Свадьбы Фигаро” состоялась в Бургтеатре 1 мая 1786 года - двести тридцать восемь лет тому назад! Друг Моцарта певец Майкл Келли вспоминает: “Никто никогда не имел более блистательного успеха, чем Моцарт со своей “Свадьбой Фигаро”. Театр был битком набит, многие номера пришлось повторять, так что оперу играли почти вдвое дольше, чем она должна была бы идти, но публика не переставала аплодировать и вызывать Моцарта”. Императору даже пришлось дать специальное распоряжение: исполнять на бис только отдельные арии, но никак не большие номера целиком.

В следующем году опера была представлена в Праге, и композитора тоже ждал феноменальный успех. Моцарт писал: “Здесь ни о чем другом не говорят, кроме как о “Фигаро”, ничего не играют, не хвалят, не насвистывают и не напевают, кроме как “Фигаро”, никаких других опер не слушают - только “Фигаро”. Так началось триумфальное шествие “Свадьбы Фигаро” по всему миру.

Да Понте и Моцарт работали одновременно: композитор сочинял музыку, поэт писал стихи. А между тем в Бургтеатре царили интриги и скандалы. Поскольку Да Понте работал и с Моцартом, и с Антонио Сальери, и с Мартином Солером, которые конкурировали и ненавидели друг друга, либреттист оказался в центре многочисленных разборок. Много людей желали его ухода из театра, и вскоре они добились своего. Через месяц после премьеры “Cosi fan tutte” покровитель Да Понте император Иосиф Второй умер. Трон унаследовал его брат Леопольд Второй. Враги Да Понте начали нашептывать Леопольду сказки о промахах придворного пиита. Вскоре Да Понте был смещен со своего поста, и полиция вынудила его покинуть Вену. “Принесенный в жертву ненависти, зависти, к выгоде негодяев”, - записал он в своих воспоминаниях. Он был в отчаянии и думал о самоубийстве, но вскоре отправился в Триесту, женился. У него родились пятеро детей. Потом был Лондон и шесть лет работы поэтом итальянской оперной компании в Королевском театре. Когда театр ему надоел, Да Понте решил заняться бизнесом - сначала в качестве издателя, потом - продавца итальянских книг. Во всем Лондоне не было, наверно, человека более далекого от бизнеса, чем он. Каждый мог придти к нему в дом, взять книги в долг, стать его партнером. Не разбираясь в сути, он регулярно подписывал какие-то финансовые бумаги. Как-то на протяжении трех месяцев его арестовывали тридцать раз! В конце концов, в 1805 году, спасаясь от долговой тюрьмы, Да Понте бежал на корабле “Колумбия” в Америку. В Нью-Йорке Да Понте открыл бакалейную лавку, был книготорговцем на Бродвее, продавал лекарства, преподавал итальянский язык и литературу на Гринвич-стрит. Он пишет: “Как я смеялся над собой, взвешивая две унции чая или жевательного табака!” Да Понте не терял надежду, что его талант и в Америке окажется востребованным. И вот в один из дней, спустя два года после приезда в Америку, в книжном магазине он разговорился с одним молодым человеком. Его отец был епископом и президентом Колумбийского колледжа, так что спустя три дня после беседы Да Понте начал преподавать итальянскую литературу в их доме, а впоследствии стал первым профессором итальянского языка и литературы в Колумбийском колледже и первым профессором итальянской литературы во всей Америке. На вырученные деньги Да Понте открыл магазин итальянских книг и писал там свои воспоминания. Посетителей было мало - редко кто отвлекал его от мемуаров.

Однажды, в 1825 году, Нью-Йорк посетила итальянская оперная труппа Мануэля Гарсии. Когда тенор Гарсия зашел в дом к Да Понте, он запел Арию с шампанским Дон Жуана. Да Понте с радостью присоединился к нему, и они закончили дружным дуэтом. Да Понте убедил Гарсию показать “Дон Жуан” в Нью-Йорке. Так благодаря усилиям Да Понте Америка впервые услышала прославленную оперу Моцарта.

Дальше - больше. Да Понте пригласил в Нью-Йорк еще одну итальянскую оперную компанию, а потом стал инициатором создания постоянного итальянского оперного театра. Он открылся в Нью-Йорке в 1833 году и просуществовал всего три года. Американцы посчитали странным, что спектакли ПОЮТ, да еще на непонятном иностранном языке. В Европе оперу поддерживали королевские дворы и аристократия - в Америке все было и остается по-другому.

Да Понте страдал. В 1835 году он писал своему другу в Италию: “Я - создатель итальянского языка в Америке. Я - придворный поэт императора Иосифа Второго. Я -  автор тридцати шести драм. Я работал с Моцартом! После двадцати семи лет тяжелого труда я больше не игрушка. Мне за восемьдесят, и у меня нет денег на хлеб”.

Да Понте лукавил. После смерти жены в 1831 году один из сыновей взял его к себе. Да Понте пережил не только жену, но и обоих братьев и двоих детей. Он умер в 1838 году в возрасте восьмидесяти девяти лет. В конце жизни он вернулся к иудаизму, но церемония его похорон состоялась в Нью-Йоркском католическом соборе. Мемуары Да Понте никогда не были опубликованы. Биографы утверждали, что они были полны обвинений и жалоб. После смерти Да Понте, чтобы никого не смущать, семья выбросила рукопись.

Моцарт сочинил “Свадьбу Фигаро” в тридцать лет. Его следующую оперу “Дон Жуан” венские аристократы посчитали очень сложной, а император Иосиф Второй сказал слова, ставшие знаменитыми: “Дорогой Моцарт, слишком много нот!”..

Гениальная музыка Моцарта переросла своих слушателей, но заказов на произведения почти не поступало, концертов становилось все меньше, и никто не спешил предложить Моцарту постоянное место службы. Единственным, кто пытался помочь Моцарту, был Йозеф Гайдн. Он говорил: “О, если бы только я мог объяснить всем неподражаемое искусство Моцарта... Сама мысль о том, что несравненный Моцарт до сих пор не приглашен ни к королевскому, ни к императорскому двору, приводит меня в ярость. Простите мне крик души - я слишком люблю этого человека”.

Моцарт умер через пять лет после премьеры “Свадьбы Фигаро”. Умер в тридцать пять лет, в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты Реквиема.

Между тем шествие “Свадьбы Фигаро” продолжалось по всему миру. В Венской опере в 1906 году дирижером был Густав Малер, в Риме в 1964 году оперу поставил Лукино Висконти. Прогремела версальская постановка 1973 года, в которой объединились два великих Артиста: дирижер сэр Георг Шолти и режиссер Джордж Стрелер. В Нью-Йорк партитура “Свадьбы Фигаро” пришла в 1799 году, но опера впервые была поставлена на сцене Метрополитен-оперы только в 1894 году.


В Чикаго несколько раз мы видели “Свадьбу Фигаро” в постановке мэтра мировой режиссуры, сэра Питера Холла. На этот раз нас ждет возобновление постановки многолетней руководительницы Чикагского шекспировского театра Барбары Гейнс. Как и в прошлый раз, в главных партиях мы увидим молодых европейских звезд. В спектакле дебютируют четыре солиста. В партии Фигаро - бас-баритон из Словакии Петер Келлнер. Он учился в консерватории Кошице, университете Моцартеум в Зальцбурге и университете музыки и исполнительских искусств Граца. Член труппы Венской оперы с сезона 2018-19 годов. В Чикаго Келлнер прилетит из Венской оперы, где только что исполнил партию Лепорелло в “Дон-Жуане” Моцарта.


Итальянская певица Федерика Ломбарди родилась в городе Чезена, регион Эмилия-Романья. Окончила Музыкальный институт Мазини в Форли, стажировалась в Академии оперных певцов при Ла Скала, участвовала в Молодежной программе Зальцбургского фестиваля. Выступает в крупнейших оперных театрах Европы.

Канадский бас-баритон Гордон Бинтнер начинал в Оперной студии Канадской оперной компании, шесть сезонов провел в составе труппы Оперы Франкфурта. В ближайших планах певца - Ковент-Гарден (“Евгений Онегин” П.Чайковского), Опера Бастилии (“Пеллеас и Мелизанда” К.Дебюсси), Опера Австралии (он повторит партию графа Альмавивы в “Свадьбе Фигаро” Моцарта).

В партии Марцелины в Лирик-опере дебютирует американская певица Сара Меско.

За дирижерским пультом Лирик-оперы дебютирует Эрина Яшима. Она родилась в Германии в семье иммигрантов из Японии. Училась в Ганновере, Фрайбурге, Вене и Берлине. По итогам Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти 2016 года получила право на двухлетнюю стажировку в Чикаго (Chicago Symphony Orchestra Association’s International Sir Georg Solti Conducting Apprenticeship). Ассистировала маэстро Мути, работала с Civic Orchestra. В настоящее время - ассистентка дирижера Филадельфийского симфонического оркестра.

29 и 30 октября, 5 и 6 ноября в 1.30 pm (чуть раньше-чуть позже - возможны варианты) в моей программе “Свободный стиль” на волне “Реклама-радио” (Чикаго, 1240 AM) слушайте специальную передачу “Свадьба Фигаро”: Моцарт и Да Понте”. Послушаем музыку Моцарта и поговорим об истории создания “Свадьбы Фигаро”, а также о восхитительном дуэте Моцарт - Да Понте.

Nota bene! Билеты на оперу “Свадьба Фигаро”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2024-25 годов Лирик-оперы Чикаго - по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Свадьба Фигаро” (Лирик-опера, 2015 год). Фото - Боб Кузел

Фото 2. Петер Келлнер. Фото - ARSIS Artist Management

Фото 3. Федерика Ломбарди. Фото - Ammann Horak

30 окт. 2024 г.

Welcome back, маэстро Риккардо Мути! Симфонический центр, концерты 31 октября - 9 ноября 2024 года


31 октября и 2 ноября, 7.30
pm; 3 ноября, 3.00 pm. Впервые после феноменально успешного европейского январского турне Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) за дирижерский пульт возвращается многолетний музыкальный руководитель, ныне - пожизненный дирижер-лауреат оркестра (Music Director Emeritus for Life) Риккардо Мути. В первой программе под управлением маэстро прозвучат произведения Л.ван Бетховена: Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт (солистка - Митсуко Учида) и Третья (“Героическая”) симфония.

Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт - шедевр зрелого Бетховена. Он посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому - покровителю Бетховена. Музыковед М.Друскин рассказывает: “Работа над концертом началась, возможно, в 1808 и продолжалась весь 1809 год. Он создавался в трудное время, когда в Европе вновь разгорелись ожесточенные сражения, войска Наполеона вторглись в Австрию, Вена была осаждена и 12 мая сдана неприятелю. Бетховен писал своему издателю 26 июля: “Какое кругом разрушение и опустошение! Ничего, кроме барабанов, канонад и всевозможных людских страданий...”. Премьеру концерта пришлось надолго отложить. Она состоялась 11 декабря 1811 года (По другим сведениям - 28 ноября) в Лейпциге, играл пианист Фридрих Шнейдер. По словам очевидца, критика Рохлица, премьера прошла с большим успехом, вызвав энтузиазм публики. Правда, высоко оценивая произведение, пресса все же сетовала на его “чрезмерную длину”. Венцы смогли ознакомиться с ним 12 февраля 1812 года. Бетховен уже не был в состоянии его сыграть, и дебютантом выступил двадцатилетний Карл Черни”. Добавлю, что для ученика Бетховена Карла Черни исполнение Концерта стало дебютом. Бетховен остался доволен исполнением.


Третья (“Героическая”) симфония была написана Бетховеным в Вене в 1803-1804 годах. Там же в Theater an der Wien 7 апреля 1805 года состоялась премьера. Симфония успеха не имела. Как писала одна из венских газет, “публика и господин ван Бетховен, который выступал в качестве дирижера, остались в этот вечер недовольны друг другом”. При этом сам Бетховен любил “Героическую” больше всех своих симфоний. Композитор думал посвятить Симфонию Наполеону. Поначалу Бетховен восхищался человеком, который сумел стать самым могущественным правителем Европы. Бетховен верил в равенство людей. Вот почему, когда он ввел в Девятую симфонию солистов и хор, он выбрал в качестве текста “Оду к радости” Шиллера со словами: “Все люди братья”. Он с подозрением относился к аристократам, хотя те и поддерживали его. Бетховену нравилось, что, не имея изысканного титула, “низкорожденный” Наполеон стал правителем Франции. Но, провозгласив себя императором Франции, он навлек на себя бетховенский гнев, а в гневе композитор был страшен. “Ради удовлетворения собственных амбиций он растопчет права человека!” - воскликнул композитор, схватил титульный лист симфонии с посвящением Наполеону, разорвал его и бросил на пол. В музее Бетховена сохранилась рукописная партитура Симфонии, в которой имя Наполеона яростно перечеркнуто!

На протяжении десятилетий музыкальные критики находили в Симфонии идеализм, жажду власти, антагонизм между искусством и политикой... Закончил спор великий Артуро Тосканини: “Многие видят в симфонии фигуру Наполеона, кое-кто - Гитлера, кто-то - Муссолини. А для меня это просто Allegro con brio”.


Лауреат премии “Грэмми” Митсуко Учида родилась 20 декабря 1948 года в пригороде Токио в семье дипломата. В двенадцать лет с семьей переехала в Вену, где отец получил должность посла Японии в Австрии. Училась в Музыкальной академии. Лауреат Первой премии Международного конкурса пианистов имени Л.ван Бетховена (Вена, 1969 год) и Второй премии Международного конкурса пианистов имени Ф.Шопена (Варшава, 1970 год). Один из двух художественных руководителей Музыкального фестиваля в Марльборо (второй - Джонатан Бисс). Живет в Лондоне.

Митсуко Учида - одна из лучших в мире исполнительниц классической фортепианной музыки. Среди ее любимых композиторов - Моцарт, Шуберт, Шопен и, конечно, Бетховен. По словам корреспондента радио Свобода Ефима Барбана, Учида считает, что английское искусство и культура сродни японскому. В ее лондонском доме, кроме трех роялей и двух клавесинов XVIII века, хранится огромная коллекция старинного английского фарфора. “Я люблю начинать день с чая, который пью из чашки 1758 года. У меня возникает такое чувство, что я становлюсь ближе своим любимым композиторам - Моцарту, Шуберту, Бетховену”.

Третий сезон подряд Учида является Carnegie Hall Perspectives Artist. Последний раз в Чикаго она выступала как пианистка и дирижер 26 марта в концерте Малеровского камерного оркестра (Mahler Chamber Orchestra). С ЧСО под управлением маэстро Риккардо Мути она выступает в Чикаго четвертый раз.

Перед началом концертов (31 октября и 2 ноября, 6.15 pm; 3 ноября, 1.45 pm) на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы альтиста Макса Райми об исполняемых произведениях.

7-9 ноября, 7.30 pm. Вторая программа ЧСО под управлением Риккардо Мути разнообразнее: увертюра к опере “Дон Паскуале” Г.Доницетти (первое исполнение ЧСО), балетные фрагменты “Четыре сезона” из оперы “Сицилийская вечерня” Дж.Верди, рапсодия “Испания” французского композитора Эммануэля Шабрие (1841-1894), сюита “Мегалополис” О.Голихова, Вторая сюита из балета “Треуголка” Мануэля де Фальи. Центральным произведением программы обещает стать мировая премьера написанного по заказу ЧСО нового сочинения американского композитора аргентинского происхождения, бывшего композитора-резидента ЧСО (2006-10 годы) Освальдо Голихова - Сюиты из фильма “Мегалополис” (“Megalopolis”, 2024) Фрэнсиса Форда Копполы. Мировая премьера картины состоялась на 77-м Каннском МКФ в мае, сегодня фильм можно увидеть в кинотеатрах Чикаго и пригородов.

Перед началом концертов 8 и 9 ноября (6.15 pm) на втором этаже Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Вестона Уильямса об исполняемых произведениях.

Обратите внимание! Концерт 7 ноября состоится в Иллинойском университете в Урбане-Шампейне (Krannert Center for the Performing Arts, 500 S Goodwin AveUrbana, IL 61801). В этом зале ЧСО и маэстро Мути выступают третий раз.

До Чикаго Риккардо Мути проведет три концерта в Филадельфии (24-26 октября). Филадельфийский симфонический оркестр под его управлением исполнит Реквием Дж.Верди. Напомню, с 1980 по 1992 год маэстро был музыкальным руководителем этого оркестра.

В январе 2025 года Риккардо Мути отправится с ЧСО в двухнедельное турне по городам США, среди которых - четыре города во Флориде, Нью-Йорк (21 января концерт в Карнеги-холл) и Стиллуотер (штат Оклахома). В Чикаго маэстро вернется в июне 2025 года с двумя программами. В первой прозвучат сочинения Й.Гайдна, Г.Ф.Телемана, Ф.Шуберта и (впервые в истории ЧСО) Майкла Гайдна (1737-1806). Солистом впервые выступит бывший концертмейстер секции труб Эстебан Баталлан. В этом сезоне он взял академический отпуск и играет в Филадельфийском симфоническом оркестре, но ради встречи с маэстро вернется в Чикаго. Во второй программе - Реквием Дж.Верди. Солисты: Елена Гусева, сопрано; Марианна Кребасса, меццо-сопрано; Джон Осборн, тенор; Ильдебрандо Д'Арканджело, бас-баритон. Чикагским симфоническим хором руководит бывший многолетний хормейстер Лирик-оперы и Метрополитен-оперы Дональд Палумбо.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2024-25 годов - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Риккардо Мути. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Риккардо Мути дирижирует ЧСО. Чикаго, 24 февраля 2022 года. Фото - Тодд Розенберг

Фото 3. Митсуко Учида. Фото из архива ЧСО

29 окт. 2024 г.

Bluebird Arts: “Ужин с друзьями”. Новый спектакль Людмилы Соломон


Шестой сезон чикагского театра Bluebird Arts открывается спектаклем “Ужин с друзьями” (“Dinner With Friends”) по одноименной пьесе американского драматурга Дональда Маргулиса. В ролях: Эмиль Томас (Гэйб), Дана Муелчи (Карен), Сара Сайдлер (Бет), Алекс Оберхайд (Том). Режиссер - художественный руководитель театра Людмила Лопатина-Соломон.

В центре сюжета две пары - Гейб и Карен и их давние друзья Том и Бет. Гейб зовет друзей на ужин попробовать новый кулинарный рецепт. Обычная встреча друзей превращается в нечто большее, когда Гейб и Карен узнают, что Том и Бет разводятся... Спектакль о преданности и верности, дружбе и браке, расставании и потерях; история, которая происходит в Америке, но могла бы произойти в любой стране мира. История, как сказано в аннотации, “о горько-сладких реалиях любви”.


Первая постановка пьесы состоялась в 1998 году в рамках Фестиваля современной американской драматургии (Humana Festival of New American Plays) в Actors Theatre (Луисвилл, Кентукки). Этот фестиваль, проводившийся ежегодно с 1976 года, закрылся в 2022 году из-за недостатка финансирования.

В 2000 году пьеса “Ужин с друзьями” получила Пулитцеровскую премию, в 2001 году Норман Джуисон снял по ней фильм с Дэннисом Куэйдом, Энди Макдауэлл, Грегом Кинниэром и Тони Коллетт в главных ролях.


Bluebird Arts - единственный в Чикаго театр, играющий спектакли на двух языках: английском и русском. Театр открылся в октябре 2014 года спектаклем “Чистый дом” (“The Clean House”) по пьесе американского драматурга Сары Рул. Второй постановкой инаугурационного сезона стал спектакль “Здравствуй и прощай” (“Hello and Goodbye”) по одноименной пьесе живущего в США драматурга из ЮАР Атола Фугарда. Наибольший успех сопутствовал третьей постановке театра - комедии “Зойкина квартира” по одноименной пьесе М.Булгакова. В феврале 2017 года театр показал спектакль “Королева красоты из Линэна” (“The Beauty Queen of Leenane“) по пьесе Мартина Макдонаха, осенью 2017 года - спектакль “Искусная маленькая ложь” (Clever Little Lies) по одноименной пьесе лауреата премии Тони Джо Дипетро. Наконец, в ноябре 2018 года в постановке Л.Лопатиной-Соломон в театре состоялась премьера спектакля “Старший сын” (The Elder Son) по одноименной пьесе российского драматурга Александра Вампилова (1937-1972). Впервые в США мы увидели англоязычный вариант пьесы. В этом спектакле театр провел своеобразный эксперимент, включая русскоязычных актеров в англоязычный спектакль. Мне запомнились Борис Кофман в роли Андрея Григорьевича Сарафанова и Анатолий Непокульчицкий в роли Соседа.

После перерыва, связанного, в  том числе, с пандемией, театр “вернулся в строй” в ноябре 2023 года с комедией “Глупая гребаная птичка” (“Stupid F#@*ing Bird”, перевод мой) по одноименной пьесе американского драматурга Аарона Познера.

Наконец, в феврале-апреле этого года театр показал спектакль “Доказательство” (“Proof”) по одноименной пьесе американского драматурга Дэвида Оберна. В центре сюжета оказалась история молодой женщины по имени Кэтрин, ее сестры Клер, их блестящего отца-математика Роберта и его ученика Хала. Все они становятся частями головоломки, разгадка которой кроится в загадочном математическом доказательстве... Как всегда, Людмила Лопатина-Соломон выбирает для своих постановок прекрасную драматургию. В многослойном тексте Оберна трудно выделить какую-либо одну линию. С одной стороны, это - интеллектуальная драма с детективной и любовной интригами; с другой - пронзительная драма о непростых взаимоотношениях сестер и отца; с третьей - размышление на тему границ между гениальностью и безумием, гениальностью и злодейством... А еще спектакль заинтересовал нас тем, что действие происходило в Чикаго, где родился автор пьесы.

На вопрос о названии театра и ассоциациях с пьесой Мориса Метерлинка “Синяя птица”, поставленной Станиславским в Художественном театре, Людмила Лопатина-Соломон отвечает так: “Синяя птица приносит удачу. У птицы нет границ. Она летит высоко. Но обратите внимание: театр называется “Синяя птица искусств”. Мы не собираемся замыкаться только на драматическом театре. Мы хотим работать на стыке разных форм и жанров искусства. В спектакле “Чистый дом” хорошо показано, как важно ценить жизнь и наслаждаться ею. В этом, как мне кажется, заключается предназначение нашего театра”.

Людмила Лопатина родилась и выросла в Екатеринбурге. С детства интересовалась театром. Мечтала стать актрисой. Учиться профессии отправилась в Санкт-Петербург. Ее alma mater - Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, сейчас - Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Сначала - актерский факультет, потом - аспирантура по специальности “режиссер и педагог”. Закончив учебу, собиралась писать диссертацию, но перед этим поехала в Чикаго в гости к подруге. Поехала и осталась навсегда. Диссертация осталась ненаписанной. Людмила рассказывает: “Если есть у меня хорошее качество, то это смелость. Мне так страшно, что я иду напролом. Когда я приехала, у меня не было ни языка, ни поддержки. Актриса из России - кому я здесь нужна? Я была совершенно одна. Каждый день учила тридцать слов, звонила в магазин, спрашивала, есть ли у них помидоры и какие именно. Мне нужна была практика, а поговорить было не с кем. Я поселилась в городке Blue Island, шестнадцать миль к югу от Чикаго. Там не было русских. Каждую ночь рыдала. Телевизор можно было не включать: выглянешь в окно - кого-то бьют. Оттуда я переехала к своим друзьям. Жила в подвале с маленьким окном. Мне кажется, это окно и сыграло главную роль в моей американской жизни. Хотелось жить, хотелось вырваться на волю... Помогло то, что наше театральное образование ценится в Америке, его не нужно подтверждать. Я стала преподавать на театральном факультете Иллинойского университета (University of Illinois at Chicago, UIC)... Если бы мне кто-то сказал в моей прошлой, питерской жизни, что я буду преподавать в университете, что у меня будут учиться будущие американские актеры, я бы ни за что не поверила, восприняла бы это, как шутку...”.

Nota bene! Спектакль “Ужин с друзьями” идет до 23 ноября 2024 года в помещении Theater Wit, Theater One по адресу: 1229 West Belmont Avenue, Chicago, IL 60657. Заказ билетов - на сайте bluebirdarts.org или по телефону 773-975-8150.

Фотографии к статье:

Фото 1. Афиша спектакля “Ужин с друзьями”

Фото 2-3. На репетициях спектакля “Ужин с друзьями”

(Все фотографии - Bluebird Arts)

25 окт. 2024 г.

Знакомьтесь: новый руководитель Grant Park Music Festival. О маэстро Джанкарло Герреро


С 1 октября новым художественным руководителем и главным дирижером Grant Park Music Festival (Чикаго) является Джанкарло Герреро. Он приступил к своим обязанностям и будет готовить десятинедельную программу фестиваля 2025 года, о которой станет известно в январе. Маэстро будет дирижировать Симфоническим оркестром Грант-парка четыре недели. Герреро - восьмой руководитель Grant Park Music Festival за его более чем девяностолетнюю историю. Он сменит Карлоса Кальмара, руководившего фестивалем на протяжении двадцати пяти лет. Маэстро Кальмар остается дирижером-лауреатом.

Несколько слов о новом руководителе. Джанкарло Герреро родился в Никарагуа. В ранние годы с родителями эмигрировал в Коста-Рику, где присоединился к молодежному симфоническому оркестру. Начинал карьеру в качестве перкуссиониста, потом перешел на дирижирование. Учился в Baylor University (штат Техас) и Северо-Западном университете (Эванстон, штат Иллинойс). Музыкальный руководитель Вроцлавского филармонического оркестра (2017-2024), бывший главный приглашенный дирижер оркестра Гульбенкяна в Лиссабоне, в 2009-2024 годах - седьмой музыкальный руководитель Симфонического оркестра Нэшвилла (штат Теннесси). С 2025-26 года - музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сарасоты (Sarasota Orchestra).


Герреро - лауреат шести (!) премий “Грэмми” (при тринадцати номинациях), в том числе - за лучший концерт оркестра (Daugherty: Metropolis Symphony; Deus Ex Machina) в 2011 году и лучшее инструментальное соло (Schwantner: Concerto for Percussion; Orchestra) в 2012 году (Герреро дирижировал оркестром Нэшвилла, солист - Кристофер Лэмб). Благодаря усилиям Герреро Нэшвилл превратился в американскую столицу современной академической музыки. Вместе с композитором Аароном Джей Кернисом он создал при Симфоническом оркестре Нэшвилла “Лабораторию по производству музыки” (Composer Lab & Workshop). Результаты не заставили себя долго ждать. Только за последние годы Симфонический оркестр Нэшвилла исполнил премьеры девяти симфонических произведений, включая “All Things Majestic” Дженнифер Хигдон (премия “Грэмми” за лучшую запись) и Четвертую (“Heichalos”) симфонию Джонатана Лешноффа. Это сочинение создано специально для группы Violins of Hopeinitiative, которая использует инструменты, чудом сохранившиеся в нацистских концлагерях. Всего с Оркестром Нэшвилла Герреро выпустил двадцать два альбома!

Дирижерский дебют Герреро в Чикаго состоялся летом 2014 года на Grant Park Music Festival. С Чикагским симфоническим оркестром (далее - ЧСО) он выступил впервые в мае 2019 года в программе южноамериканской и испанской музыки. В январе 2020 года маэстро Герреро вернулся в Чикаго с Вроцлавским филармоническим оркестром. Это было второе в истории американское турне польского оркестра. Мы услышали Симфонические вариации В.Лютославского, Третий фортепианный концерт Б.Бартока (солист - Петр Андершевский), Первую симфонию И.Брамса. В этом году мы встречались с маэстро Герреро в апреле на первых в Чикаго совместных концертах ЧСО и Джазового оркестра при Линкольн-центре, а также в июле на Grant Park Music Festival. Он дирижировал двумя программами. В одной прозвучали пьеса “1920/2019” Джоан Тауэр и Пятая симфония Д.Шостаковича, в другой - пьеса “You have reached the city limits” (мировая премьера) Джеймса Стивенсона, Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист - канадский пианист и композитор Стюарт Гудиер), Реквием Мориса Дюрюфле.

Герреро пятьдесят пять лет. У него жена и две дочери. Семья живет в пригороде Нэшвилла, городке Брентвуд.

Оркестр Грант-парка был создан в 1943 году. Его первым музыкальным руководителем (с 1945 по 1956 год) и главным дирижером стал ученик Н.Римского-Корсакова, А.Глазунова и А.Лядова, музыкальный деятель, дирижер и педагог Николай Андреевич Малько. Он провел с оркестром самые трудные годы становления, оставив в истории коллектива заметный “русский след”. (Может быть, отсюда неизменный интерес оркестра к русской классической музыке?!) Заинтересовавшись биографией этого музыканта, я нашел в ней немало любопытных фактов. В 1909 году Малько стал дирижером балета Мариинского театра. Последние годы перед Октябрьским переворотом он играл важнейшую роль в столичной музыкальной жизни, являясь главным дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества. Тем не менее неожиданно для многих после октября 1917 года Малько стал поддерживать большевиков и из-за этого даже имел конфликты с некоторыми музыкантами. Дирижер работал в Госконцерте, организовывал концерты в Доме Красной армии. В 1925 году Малько переехал в Ленинград. В том же году он стал главным дирижером Ленинградской филармонии, в 1927 году - директором филармонии. 12 мая 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии прошел исторический концерт, на котором оркестр под управлением Малько впервые исполнил Первую симфонию девятнадцатилетнего Д.Шостаковича. Спустя год там же состоялась мировая премьера Второй симфонии композитора. За дирижерским пультом вновь стоял Николай Малько. В 1928 году дирижер выехал на гастроли в Вену и... в Россию больше не вернулся. Какое-то время он жил в Вене, затем в Праге, а с 1930 года обосновался в Копенгагене, где дирижировал симфоническим оркестром радио. По приглашению Сергея Кусевицкого Малько гастролировал в Америке. В Нью-Йорке он встретился с Бенни Гудманом, и, как свидетельствуют биографы, великий джазист взял у дирижера несколько уроков. В 1940 году, спасаясь от фашизма, Николай Малько окончательно уезжает в Америку. Начинается чикагский период в творчестве дирижера. Он дирижирует лучшими американскими оркестрами, читает лекции в колледже Миллс в Калифорнии и университете De Paul в Чикаго, руководит оркестром Грант-парка. Так биография одного из самых заметных представителей русской музыкальной школы на долгие годы непосредственным образом оказалась связанной с Чикаго. С 1946 года Малько - гражданин США. В 1957 году Николай Андреевич вновь круто меняет свою судьбу и переезжает в Австралию, где становится дирижером симфонического оркестра в Сиднее. Малько умер в 1961 году. С 1963 года в Копенгагене проводится Международный конкурс дирижеров его имени.

В разное время Оркестром Грант-парка руководили такие известные дирижеры, как Леонард Слаткин (впоследствии - музыкальный руководитель Детройтского симфонического оркестра и Национального оркестра Лиона во Франции), Дэвид Зинман (впоследствии - музыкальный руководитель симфонического оркестра “Tonhalle” в Цюрихе), Зденек Макаль (впоследствии - главный дирижер Чешского симфонического оркестра, умер в 2023 году в возрасте восьмидесяти семи лет).

Фотографии к статье:

Фото 1. Джанкарло Герреро дирижирует Оркестром Грант-парка. Чикаго, июль 2024 года. Фото - Чарльз Осгуд

Фото 2. Джанкарло Герреро. Фото - Норман Тимонера

22 окт. 2024 г.

Royal Shakespeare Company в Чикаго. Встреча через тридцать лет


После тридцатилетнего отсутствия в Чикаго приезжает Королевская шекспировская компания (Royal Shakespeare Company)! Сразу после премьеры на домашней сцене в Стратфорде-на-Эйвоне мы увидим инаугурационный спектакль “Перикл” (“Pericles”) по пьесе У.Шекспира в постановке нового художественного руководителя театра Тамары Харви (она делит эти обязанности с Дэниелом Эвансом). В главных ролях: Феликс Хайс (Антиох), Зак Вайт (Перикл), Филип Берд (Геликан), Сэм Паркс (Эскан/Леонин), Кристиан Паттерсон (Симонид), Чуквума Омамбала (Клеон), Кел Матсена (Лизимах), Рейчел Дидерикс (Марина).

Крупнейший исследователь творчества Шекспира Александр Аникст писал: “Пьеса “Перикл” отличается от других произведений Шекспира тем, что романтическое здесь решительно преобладает над реальным. Пьеса в целом производит впечатление сказки. Мы встречаем в ней вполне жизненные мотивы злобы, зависти, жестокости, продажности, но все они не раскрываются Шекспиром с такой тщательностью, как мы это видели в его трагедиях. Там Шекспир был погружен в исследование корней зла и раскрывал перед нами всю сложную механику противоречий жизни. Здесь эти мотивы только называются и обозначаются чисто внешним образом как поводы и причины бедствий героя”.


Пьеса была опубликована впервые еще при жизни Шекспира в 1609 году и на титульном листе указывалось, что она “много раз и в разное время игралась слугами его величества в театре “Глобус”. 

“Перикл” довольно редко ставится даже на родине драматурга, не говоря уже о Европе и США. Не могу припомнить и русских постановок “Перикла”, хотя перевод на русский язык есть, и не один (лучшим мне кажется перевод Т.Гнедич). Последний раз в Чикаго шекспировскую пьесу ставили все в том же Шекспировском театре. Было это в сезоне 2014-15 годов. Для постановки пригласили сценариста, хореографа и режиссера Дэвида Белла, в роли Тирского царя выступил Бен Карлсон.


Британская премьера “Перикла” прошла с огромным успехом. Газета The Telegraph назвала постановку триумфальной, издание Whats On Stage - волшебной, журнал Broadway World - путешествием разума и души, а вердикт газеты Guardian был категоричен: “Перикла” нельзя сделать лучше”.

Все началось в далеком 1879 году. Пивовар Эдвард Фордэм Флауэр из городка Стратфорд-на-Эйвоне (графство Йоркшир), где родился и похоронен Уильям Шекспир, очень любил театр. До ближайших культурных центров далеко, а в их городке театра не было. Тогда вместе со своим сыном Чарльзом он решил его создать. Сказано - сделано! Название придумали громкое - Королевский шекспировский. Пьесы Шекспира играли там местные актеры. Об особенных успехах театра упоминаний я не нашел. Зато доподлинно известно, что 20 марта 1961 года специальным королевским указом на базе Королевского шекспировского театра была основана Королевская шекспировская компания. Основу репертуара составили, конечно, пьесы великого Барда и его современников. Первым художественным руководителем театра стал сэр Питер Холл - отец руководителя Чикагского шекспировского театра Эдварда Холла. И вот об этом театре заговорили всерьез и сразу. В 1974 году театр расширился, открыв вторую сцену - Other Place. В 1986 году на базе театра открылся новый зал - Swan Theatre. Сегодня театр процветает: ежегодно выпускает около двадцати постановок, принимает участие в международных фестивалях, активно гастролирует как по Великобритании, так и по всей Европе.


Трогательная история о любви, надежде и чудесах знаменитой британской театральной компании станет сотой международной постановкой на сцене Чикагского шекспировского театра. Руководство театра объявило, что с нового сезона начинается новый - партнерский - этап во взаимоотношениях с британским театром. “Мы рады возобновить наши отношения с Чикагским шекспировским театром в 2024 году, во время трансформации обеих трупп, - говорят Тамара Харви и Дэниел Эванс. - Связь нашего театра с Чикаго восходит к 1913 году. Многие помнят, каким успехом пользовался Чикагский шекспировский театр на гастролях в Стратфорде-на-Эйвоне в 2006 году. Как новые художественные руководители, мы разделяем страстную приверженность Эдварда Холла к сотрудничеству. Показ “Перикла” знаменует собой начало новой захватывающей главы между нашими двумя компаниями”. Подробности партнерства пока не раскрываются. Думаю, скоро мы все узнаем, но уже сегодня можно сказать, что идея сотрудничества с одним из лучших британских театров - замечательная.

Сезон 2024-25 годов - инаугурационный не только для нового руководителя британского театра, но и для тандема лидеров Чикагского шекспировского: художественного руководителя Эдварда Холла и исполнительного директора Кимберли Моутс. Новый сезон выглядит очень интригующим: десять постановок, триста пятьдесят спектаклей, театры из Европы и Латинской Америки, премьеры в Северной Америке и США. Сезон открылся спектаклем Эдварда Холла “Генрих V” по пьесе У.Шекспира - актуальной сагой о войне и национализме.

Прежде чем возглавить Шекспировский театр, Холл ставил шекспировские пьесы в лондонском Вест-Энде, Нью-Йорке, других странах, будучи основателем и художественным руководителем труппы Propeller Shakespeare.

Nota bene! Спектакль “Перикл” идет с 20 октября до 8 декабря 2024 года в помещении Чикагского шекспировского театра (800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611). Абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2024-25 годов - на сайте www.chicagoshakes.com, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра.

Фотографии к статье:

Фото 1-4. Сцены из спектакля “Перикл”. Фото - Джоан Перссон

Goodman Theatre. За год до столетия. О первых спектаклях 99-го сезона


Девяносто девятый (!) сезон старейшего в Чикаго и одного из старейших в Америке Goodman Theatre открылся спектаклем “Пожнешь бурю” (“Inherit the Wind”) по пьесе Джерома Лоуренса и Роберта Ли в постановке резидента театра Генри Годинеса. В главной дуэли в спектакле сошлись Гарри Ленникс в роли защитника Генри Драммонда и Александр Геминьяни в роли прокурора Мэтью Харрисона Брейди.

Обладатель трех премий “Тони”, знаменитая пьеса 1955 года, по которой Стенли Крамер в 1960 году снял одноименный фильм, воссоздает детали так называемого “обезьяньего процесса”, когда американский учитель Джон Сноупс из штата Теннесси был осужден за преподавание теории Дарвина. Оказывается, он нарушил акт Батлера, запрещавший преподавание эволюционной теории Дарвина в школах штата. Решением суда Сноупса обязали выплатить штраф в размере ста долларов.


Испугавшись возможной реакции общества, восемь бродвейских продюсеров отказались ставить пьесу в Нью-Йорке. Премьера состоялась в Далласе 10 января 1955 года (продюсер и режиссер - Марго Джонс). На Бродвее спектакль был показан впервые 21 апреля 1955 года.

Многие называют пьесу “Пожнешь бурю” одной из величайших драм XX века. Так считает и Генри Годинес, который называет ее в числе самых любимых. Он говорит: “Пожнешь бурю” - для меня очень значимая пьеса не только потому, что спектакль по ней стал первым профессиональным спектаклем, который я посмотрел, будучи старшеклассником, но и благодаря замечательной своевременности ее тем, отражению текущего момента в истории нашей страны. Это великая американская пьеса, поставить которую для меня - большая честь”. К сожалению, спектакль театра получился хоть и профессионально сделанным, но каким-то пресным, а антимракобесный пафос пьесы - слишком приглаженным. Связь с “текущим моментом в истории нашей страны” понять можно, но актуализировать процесс режиссер не захотел. Некоторые из ярких моментов речей защитника Драммонда он и вовсе выбросил. Почему? Неужели испугался реакции защитников “традиционных ценностей”?..

Рекомендую вам посмотреть фильмы по этой пьесе. В версии Крамера впервые у режиссера появился Спенсер Трейси, ставший впоследствии его любимым актером. В версии 1999 года (режиссер - Дэниел Питри) в роли Драммонда выступил Джек Леммон, в роли Брейди - Джордж К.Скотт. Как мне кажется, обе киноверсии превосходят театральную.


До 4 ноября в Малом зале театра (Owen Theatre) идет спектакль “Доверие” (“Primary Trust”, перевод мой) по пьесе Эбони Бут. Премьера в Чикаго. Режиссер - Малкия Стемпли. В ролях: Намир Смолвуд (Кеннет), Чарльз Эндрю Гарднер (Берт), Кристиана Кларк (Коррина и другие), Фред Циммерман (Клей/Сэм).

Главный герой спектакля - тридцативосьмилетний Кеннет. Долгие годы он работает в книжном магазине, его распорядок дня расписан на годы вперед. Рабочий день и один-два дринка в местном баре. Кажется, так будет всегда, но в один прекрасный день хозяин решает закрыть магазин. Кеннет остается без работы и начинает новую жизнь... Лауреат Пулитцеровской премии 2024 года в области драматургии, пьеса “Доверие” рассказывает о том, что бывает, когда человек выходит из зоны комфорта и оказывается беззащитным перед окружающим миром... Художественный руководитель Goodman Theatre Сюзан Бут комментирует: “Прочувствовать это интимное, прекрасное произведение - значит погрузиться в историю о силе дружбы. Эбони Бут - одна из самых талантливых начинающих писательниц современности. На этой чикагской премьере ее “партнером” станет Малкия Стемпли - чуткий режиссер, отличающийся удивительной теплотой и любопытством”. Добавлю, что нас ждет дебют продюсера Малкии Стемпли в качестве режиссера.

С 16 ноября до 30 декабря 2024 года в Большом зале театра (Albert Theatre) -непременная “Рождественская сказка” (“A Christmas Carol”) по книге Чарльза Диккенса. Режиссер - Джессика Тебус. Легендарный спектакль идет в театре с разными актерами сорок седьмой сезон (!) подряд, с 1978 года. Адаптация текста для сцены принадлежит чикагскому драматургу Тому Кримеру. Спектакль приобрел огромную популярность в Чикаго, его посетили около двух миллионов человек. Среди зрителей наверняка есть уже дети тех, кто видел его в прошлом. За эти годы спектакль ставили восемь режиссеров, роль Скруджа в молодости исполняли тридцать два мальчика, роль взрослого Скруджа - восемь актеров. Шестнадцатый раз в роли Скруджа мы увидим замечательного чикагского актера Ларри Яндо. В эти дни он играет Северуса Снегга в спектакле “Гарри Поттер и проклятое дитя” (“Harry Potter and the Cursed Child”) - я писал о нем в прошлом выпуске нашей газеты.

С 11 января до 23 февраля 2025 года в Малом зале театра (Owen Theatre) можно будет увидеть спектакль “Жирный окорок” (“Fat Ham”) по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Джеймса Айджеймса. Режиссер - Тайрон Филлипс. Премьера в Чикаго. Совместная постановка с Definition Theatre.

Пока Джуси пытается разобраться со своей семьей, делая барбекю на заднем дворе, появляется призрак отца, требующий отомстить дяде, который женился на его овдовевшей маме... Вам ничего это не напоминает? Правильно - “Гамлет”! Журнал New Yorker назвал первую постановку “шумным переосмыслением “Гамлета”, а газета New York Times увидела другое - “глубокую трагедию под слоем веселой комедии”.

Пьеса получила Пулитцеровскую премию, а первая постановка - пять номинаций на премию “Тони”.

Драматург и режиссер Джеймс Айджеймс - один из трех руководителей The Wilma Theater (Филадельфия, Пенсильвания). Два других - режиссеры Морган Грин и Юрий Урнов, который рассказал мне много интересного о необычном коллективном руководстве в этом театре. Интервью с ним было опубликовано в январе 2022 года (thereklama.com/yuriy-urnov-ya-na-svoyem-meste/).

Слушаем Сюзан Бут: “Создание этого совершенно фантастического спектакля вызывает у меня восторг. То, что придумал Джеймс, - это “молния в бутылке”: уникальная работа, основанная на собственном опыте актера в “Гамлете”. Классическую пьесу Шекспира часто пересматривали и пересказывали. В талантливых руках Тайрона Филлипса это переосмысление нельзя пропустить”.

Одним из главных событий театрального сезона обещает стать новая постановка пьесы Гарольда Пинтера “Предательство” (“Betrayal”). Режиссер - Сюзан Бут. В роли Эммы - лауреат премий “Оскар”, “Эмми” и “Золотой глобус” Хелен Хант. Недавно были объявлены ее партнеры - лауреат премии “Тони” Роберт Шон Леонард (Джерри) и известный чикагский актер, член труппы Steppenwolf Theatre Ян Барфорд (Роберт). Спектакль идет в Большом зале (Albert Theatre) с 8 февраля по 16 марта 2025 года.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на спектакли Goodman Theatre сезона 2024-25 годов - на сайте GoodmanTheatre.org/Connect, по телефону 312-443-3800, или в кассе театра по адресу: 170 North Dearborn Street, Chicago, IL 60601.

Фотографии к статье:

Фото 1. Гарри Ленникс. Фото - Goodman Theatre

Фото 2. Александр Геминьяни. Фото - Goodman Theatre

Фото 3. На репетиции спектакля “Доверие”. Фото - Хьюго Хентофф