30 сент. 2024 г.

ЧОТ: “Леонора” Фердинандо Паэра. Премьера в Северной Америке


Действующие лица и исполнители
: Леонора - Ванесса Бесерра (дебют в ЧОТ), Флорестан - Эдгардо Роча (дебют в ЧОТ), Дон Фернандо - Кэмерон Олстон (дебют в ЧОТ), Дон Пизарро - Мэтью Пирс, Рокко - Джу Вон Кан, Марселина - Кили Футтерер, Жакино - Алекс Соаре. Дирижер - дама (этот титул ей присвоила королева Елизавета II) Джейн Гловер. Режиссер - Лоуренс Эделсон. Премьера в Северной Америке. 1, 4 и 6 октября 2024 года (три спектакля). Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.

Событие в культурной жизни Чикаго - североамериканская премьера оперы “Леонора” Фердинандо Паэра в Чикагском оперном театре (ЧОТ).


Итальянский композитор австрийского происхождения Фердинандо Паэр учился в Парме, работал в Вене и Праге, был дирижером Theatre de l`Opera-Comique в Париже, руководителем ансамбля камерной музыки, преподавал в Парижской консерватории. Он давал уроки вокала главной примадонне итальянской оперы первой половины XIX века Джудитте Пасте и уроки композиции - юному Ференцу Листу, отвечал за представление музыки Шопена и Беллини в самых престижных салонах французской столицы. Бетховен был высокого мнения о Паэре и однажды пошутил, что похоронный марш в его опере “Ахилл” настолько хорош, что “придется его сочинить”. Паэр написал две симфонии, концерты для фортепиано и органа, а также... пятьдесят пять опер. Оперу “Леонора” (полное название - “Леонора, или Супружеская любовь”, “Leonora ossia L’amore coniugale”) по либретто Джузеппе Марии Фоппа и Джакомо Кинти он сочинил в 1804 году, будучи пожизненным (это место даровал ему курфюрст Саксонии Фридрих Август I) капельмейстером Дрезденского придворного театра. В том же году состоялась премьера спектакля.


В основе “Леоноры” - история, знакомая нам по опере Бетховена “Фиделио”. Героиня оперы Леонора выдает себя за человека по имени Фиделио, чтобы спасти мужа, несправедливо заключенного в тюрьму.

“Леонора” - режиссерский дебют генерального директора ЧОТ Лоуренса Эделсона. Он рассказывает: “Когда я присоединился к команде ЧОТ, опера “Леонора” была одной из первых, которые я собирался поставить. В 2020 году исполнилось двести пятьдесят лет со дня рождения Бетховена, и в рамках всемирных празднований возобновился интерес к опере Паэра. В начале XIX века опера часто исполнялась в Европе, но затем пришла пора “Фиделио” Бетховена, а оперу Паэра игнорировали более века. Можно вспомнить лишь несколько постановок с сильно сокращенной партитурой. Первая после многих лет забвения постановка “Леоноры” состоялась в Австрии в 2020 году. Вскоре после этого вышла видеозапись. Когда я ее услышал, я был потрясен музыкальным изяществом - как оркестровым, так и вокальным. Связь либретто у Паэра и Бетховена поразительна! Зная, что Лирик-опера планировала вернуть “Фиделио” на сцену этой осенью, мне было ясно, что нам нужно в это время поставить “Леонору”. Я очень рад сотрудничать с Джейн Гловер и замечательным актерским составом. Зрителей ждут вечера виртуозного пения и новый взгляд на вневременную историю, которая сегодня так же актуальна, как и во время ее премьеры”.


Спектакль станет первой в мире полноценной постановкой “Леоноры”, в которой использована новая редакция партитуры, подготовленная немецким издательством Bärenreiter. За дело берется команда профессионалов во главе с музыкальной руководительницей оркестра “Music of the Baroque” Джейн Гловер. Исполнители главных партий дебютируют в ЧОТ. Особый интерес представляет уругвайский тенор Эдгардо Рочи. Он начинал как пианист, а потом решил заняться вокалом. С 2008 года живет в Италии. Его дебют на оперной сцене состоялся в партии графа Альмавивы (“Севильский цирюльник” Дж.Россини) в Оперном театре Чезены (Северная Италия). Специалисты обратили на него внимание в 2010 году после успешного выступления на фестивале Валле д’Итрия в городе Мартина-Франка (Апулия, юг Италии) в редко ставящейся опере “Жан Парижский” Г.Доницетти.

В одно время с “Леонорой” на сцене Лирик-оперы идет “Фиделио” Бетховена (подробности - в соседней статье в этом номере газеты), так что у нас есть уникальная возможность сравнить две инсценировки.


12 сентября ЧОТ провел встречу “Close-Up with Leonora”, на которой в исполнении солистов театра зрители услышали фрагменты из оперы “Леонора”. 21 сентября представители Лирик-оперы и ЧОТ провели совместную встречу “Revolution, Love, Freedom: Exploring the sacrifice of love and defiance of tyranny in Beethoven's Fidelio and Paër's Leonora”, на которой обсудили музыкальные (и не только) связи между операми Бетховена и Паэра. В числе участников встречи были музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола, руководитель департамента Лирик-оперы по работе с артистами, режиссер “Фиделио” Мэтью Озава, дирижер Джейн Гловер и генеральный директор ЧОТ Лоуренс Эделсон.

Nota bene! Спектакли пройдут в помещении Studebaker Theater (410 S. Michigan Avenue, Chicago, IL 60605). Билеты на оперу ”Леонора”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2024-25 годов Чикагского оперного театра - на сайте chicagooperatheater.org.

Фотографии к статье:

Фото 1. Постер к спектаклю “Леонора”

Фото 2. Эдгардо Рочи

Фото 3. Ванесса Бесерра

Фото 4. Джейн Гловер

Фото 5. Лоуренс Эделсон

(Все фотографии - COT)

29 сент. 2024 г.

Destinos: все звезды в гости к нам (7th Chicago International Latino Theater Festival)


С 30 сентября до 17 ноября 2024 года в Чикаго пройдет Седьмой международный латиноамериканский театральный фестиваль (7th Chicago International Latino Theater Festival - Destinos). На фестивале выступят театры из Бразилии, Чили, Аргентины, Мексики, труппы из Чикаго и других городов США.

На испанском языке слово “destinos” имеет несколько значений: “судьба”, “предназначение”, “предопределение”, “доля”. Представляя лучших артистов из разных стран Латинской Америки и американские испаноязычные театры, фестиваль показывает возможности живого театра и демонстрирует отличный пример культурного обмена. В течение почти двух месяцев на разных площадках города пройдут двадцать два спектакля, мастер-классы, дискуссии, встречи со зрителями. Четыре мировых, три североамериканских, три американских премьер, пять премьер на Среднем Западе; шоу о роли острого соуса в мексиканской культуре, бразильская пьеса о шаманке, чилийская история о спасении деревьев, представление, придуманное фокусником из Эквадора, драма об отце и сыне, действие которой происходит на Wrigley Field, мариачи-мюзикл, дрэг-комедия... - все это и многое другое покажут на фестивале. Начну, как всегда, с иностранных гостей.

3-5 октября. “Desvenar” - спектакль Kraken Teatro (Мексика). Премьера в США. Автор пьесы и режиссер - Ричард Викейра. В ролях: Валентина Гарибей, Энджел Луна,

Ричард Викейра. Комедийное шоу о важной роли острого соуса в мексиканской истории, культуре, языке, религии и мифологии. Компания из Мехико Kraken Teatro уже более десяти лет создает спектакли, которые получили признание как на национальном, так и на международном уровне. Среди них - “Psico/Embutidos”, “Monster Truck”, “Ternura Suite”, “Cuerdas”. Спектакль “Desvenar” идет на испанском языке с английскими субтитрами. National Museum of Mexican Art (1852 W 19th St, Chicago, IL 60608).

2-5 октября. “El Brote” - спектакль Compañia Criolla (Аргентина). Премьера в Северной Америке. Автор пьесы и режиссер - Эмилиано Диониси. Моноспектакль Роберто Пелони. Психологическая драма о границе между вымыслом и реальностью. Для главного героя эта граница начинает стираться, и он уже не понимает, кто автор его собственной жизни... За свою работу Роберто Пелони получил премии “ACE”, “EEBA” и “Estrella De Mar” как лучший актер и драматург (все - 2023 год). Театральная компания Compañia Criolla создана в 2009 году в Буэнос-Айресе. Среди заметных спектаклей - “Huesito Caracú”, “Memories at Siesta Time”, “The Blue Bridge”, “Cyrano de más acá”, “El Apego”, “Los Monsters”, “The Comedy of Errors”, “Pocket Romeo and Juliet”. Compañia Criolla - лауреат международных театральных фестивалей и множества наград. Спектакль идет на испанском языке с английскими субтитрами. The Den Theatre (1331 N Milwaukee Ave, Chicago, IL 60622).

24-27 октября. “Azira’i” - спектакль Sarau Cultura Brasileira (Бразилия). Премьера в Северной Америке. Режиссеры - Дениз Штутц и Дуда Риос. В главной роли - Захи Тентехар. Автобиографическая история о Захи, ее матери Азираи - первой женщине-шамане из заповедника Кана-Брава - и о Верховном шамане народа Тентехар. Театральная компания Sarau Cultura Brasileira создана в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Имеет солидный послужной список, реализует проекты бразильских художников в самых разных форматах: от сцены до интернета. Спектакль идет на португальском языке с английскими субтитрами. Chicago Shakespeare Theater (800 E Grand Ave, Chicago, IL 60611).


31
октября - 3 ноября. “La Memoria de los Sésiles” - спектакль Astillero Teatro (Чили). Премьера в Северной Америке. Автор пьесы - Николас Канчино-Саида. Режиссер - Габриэль Контрерас. В ролях: Диего Ривера, Николас Канчино-Саида, Валентина Мора, Ванесса Апаблаза, Диего Гузман. Действие этого музыкального спектакля разворачивается в не столь отдаленном будущем, когда на планете не осталось деревьев. Старый отшельник Саша и молодой защитник окружающей среды Тухо отправляются в путешествие по подземному миру... Компания Astillero Teatro была создана в Вальпараисо в 2018 году. Первый спектакль “Hypodermica: The Other Story” был представлен ​​на крупнейших сценах в Чили. В 2019 году компания представила спектакль “Puerto Seco: Once upon a time the sea”, в начале 2022 года - “Simulation”. В первой половине 2022 года состоялась премьера спектакля “Ethics”, завершив тем самым то, что группа назвала “Спекулятивной трилогией”. Спектакль идет на испанском языке с английскими субтитрами. Chicago Shakespeare Theater.

Теперь о гостях из других городов США.


4-5 октября
. “Latin Standards” - комедийный моноспектакль актрисы и стендапа-комика из Сан-Франциско Марги Гомес. Полные юмора и нежных подробностей воспоминания женщины о своем детстве, семье, взрослении и... кофеиновой зависимости, передающейся от отца-иммигранта к дочери-лесбиянке. Лауреат GLAAD Award и LA Ovation Award Марга Гомес - автор четырнадцати моноспектаклей, шедших на сценах нью-йоркских Public Theater и La Mama Theatre, а также в театрах Европы и Латинской Америки. Она играла в сериалах “Comic Relief”, “Tracy Takes On...” (HBO), “Sense8” (Netflix). Center on Halsted (3656 N Halsted St, Chicago, IL 60613).

9-20 октября. В рамках шоу The Magic Parlour чикагский маг и волшебник Деннис Уоткинс пригласил своего коллегу по чудесам из Лос-Анджелеса Зигфрида Тибера и местных латиноамериканских фокусников. Выходец из Эквадора, Тибер удивляет тысячи людей удивительной ловкостью рук. Уоткинс называет Тибера одним из своих любимых фокусников, “умным, забавным и невероятно коварным”. На двух спектаклях выступят специальные гости - фокусники Луис Карреон и Маго Гознер. The Magic Parlour in Petterinos (50 W Randolph St, Chicago, IL 60601).

18-20 октября. “Desaparecidas” - мюзикл лауреата премии Джонатана Ларсона 2023 года Хайме Лосано по пьесе Лозано, Флоренсии Куэнка и Джорджины Эскобар. Действие спектакля происходит на мексиканской ярмарке. В центре сюжета - истории исчезнувших женщин из приграничных с США районов. Рассказанные сквозь призму мексиканского фольклора и музыки, эти истории поднимают вопросы прекращения гендерного насилия. Wirtz Center for the Performing Arts Chicago (70 Arts Circle Drive, Evanston, IL 60208).

15-16 ноября. “I came here to weep” - интерактивный перформанс-инсталляция художницы и хореографа, лауреата премии “Бесси” Яниры Кастро. До недавнего времени она была резидентом Северо-Западного университета (Эванстон, Иллинойс). Оформление перформанса сделано преподавателем университета Стефаном Муром. В аннотации говорится, что зрители будут участвовать в... “коллективном изгнании нечистой силы”. Премьера перформанса состоялась в Brooklyn’s Chocolate Factory Theatre в 2023 году. Wirtz Center for the Performing Arts Chicago.

Велико представительство чикагских театров и независимых компаний.

2-26 октября. “Elvira” - спектакль Colectivo El Pozo. Мировая премьера. Автор пьесы - Рауль Дорантес. Режиссер - Марк Литвики. Спектакль рассказывает историю иммигрантки из Мексики, матери-одиночки, активистки за гражданские права Эльвиры Арельяно, которая, опасаясь депортации, в 2005 году спряталась на год в церкви Гумбольдт-парка. St. Augustine College (1345 W Argyle St, Chicago, IL 60640).

5-27 октября. “El Piélago de las Calamidades” - спектакль Teatro Tariakuri. Премьера в США. Автор пьесы - Алехандро Ликоны. Режиссер - Карла Галван. Спектакль рассказывает абсолютно правдивую историю о том, что случилось с актерами-кочевниками, которые были наняты Гамлетом для изображения убийства его отца. Teatro Tariakuri (3117 W 63rd St, Chicago, IL 60629).

10-27 октября. “Que Te Vaya Bien” - спектакль Subtext Studio Theatre. Мировая премьера. Автор пьесы - Омар Висенте Фернандес. Режиссер - Октавио Монтес Де Ока. Место действия - чикагский стадион Wrigley Field. Chicago Cubs играет с Milwaukee Brewers. Узнав, что его жена беременна, Элиас покупает билет на игру любимой чикагской команды. Ему нужно вспомнить своего отца и обдумать, что значит быть хорошим отцом. Где лучше всего это сделать? Правильно - на бейсбольном матче... Greenhouse Theater Center (2257 N Lincoln Ave, Chicago, IL 60614).

11 октября - 16 ноября. “Ruth on the Rocks” - спектакль Concrete Content. Мировая премьера. Автор и исполнитель - Рут Герра. Режиссер - Рикардо Гамбоа. Рут Герра - обычная американка мексиканского происхождения. У нее запутанная личная жизнь, она выросла на юге Чикаго, скорбит о покойном отце, любит выпить. Рут рассказывает о своей жизни из витрины магазина, который был мастерской отца. Free Streets Storyfront (1419 W Blackhawk St, Chicago, IL 60642).


17
октября - 2 ноября. “Port of Entry” - иммерсивное представление Albany Park Theater Project и Third Rail Projects. Окунитесь в реальные истории иммигрантов и беженцев со всех уголков мира, живущих бок о бок в одном многоквартирном доме в Олбани-парке. На каждом спектакле двадцать восемь зрителей (больше не поместятся) находятся в доме, тщательно воссозданном на складе площадью 12 000 квадратных футов. Они учатся жить с другими людьми, переживают с ними потери и радости, строят свой новый мир... Газета Chicago Tribune назвала постановку 2023 года потрясающим произведением.

18, 19 и 21 октября. Destinos Spotlight Week - серия импровизированных шоу, в которых выступят чикагские артисты. Кураторы - Нестор Гомес (18 октября), Антохитос и Improv (19 октября), Алиса да Куна и испаноязычный Physical Theatre Festival’s Scratch Night (21 октября). The Den Theatre.

23-24 октября. “Más Dramáticas” - спектакль Cabaret Parodia. Автор пьесы и режиссер - Эстебан Пантойя. Комедия о директоре Школы актерского мастерства, который рассказывает историю своего престижного заведения через актерские пробы пяти студенток. Каждую из них играют чикагские испаноязычные дрэг-исполнители. Благодаря жесткой конкуренции, высоким ставкам и непоколебимым амбициям эти девушки готовы пойти на все, чтобы выиграть конкурс... Создатели спектакля обещают много музыки, экстравагантных костюмов и юмора. National Museum of Mexican Art.

24 октября - 10 ноября. “Juicio a una Zorra” - спектакль Repertorio Latino Theater. Премьера в Чикаго. Автор пьесы - Мигуэль Дель Арко. Режиссер - Себастьян Лигард. Драматический моноспектакль, в котором Мафер Расселл играет Елену Троянскую, известную как Елена Спартанская. Она была известна своей невероятной красотой, а недоброжелатели называли ее “прелюбодейной” царицей Спарты. Ее похищение спровоцировало самую известную войну античного мира. Citlalin Gallery & Theater (2005 S Blue Island Ave, Chicago, IL 60608).

1 ноября - 15 декабря. “Adverses” - спектакль Aguijón Theater. Автор пьесы - Рей Андухар. Режиссеры - Шандор Менендес и Марсела Муньос. Старейший испаноязычный театр Чикаго (он был создан в 1989 году) представляет современный взгляд на миф об Электре. Нас ждет трагикомедия о разрушительной природе власти и сложных взаимоотношениях между матерями и дочерьми. Aguijón Theater (2707 N Laramie Ave, Chicago, IL 60639).

7-10 ноября. “Cintas de seda” - спектакль Aguijón Theater. В честь тридцатипятилетия со дня образования театр покажет сюрреалистическую притчу о том, как однажды накануне Дня мертвых художница Фрида Кало встретила поэтессу-монахиню, сестру Хуану Инес де ла Крус, и что из этого получилось. National Museum of Mexican Art. В зале музея в 1990 году театр сыграл свои первые спектакли.

15-17 ноября. “Where Did We Sit on the Bus?” - мюзикл мультиинструменталиста, актера и композитора Брайана Кихады. Исполнители - Брайан Кихада и Сатя Чавес. Во время урока, посвященного Розе Паркс и движению за гражданские права, девочка-латиноамериканка поднимает руку и спрашивает: “Где были наши места в автобусе?” Учитель не может ответить на этот вопрос... Наполненный зажигательными латиноамериканскими ритмами, мюзикл поднимает серьезные социальные вопросы. Steppenwolf’s 1700 Theater (1650 N Halsted St, Chicago, IL 60614).

В программе также - мировая премьера мюзикла “Jocey y Las Mariachis” лауреата премииДжефф” Visión Latino Theatre Company. Создатель - Джоси Виллa. Режиссер - Яджайра Кустодио. В спектакле звучит музыка мариачи. Место и даты спектакля уточняются.

С 21 по 27 октября на фестивале впервые запланирована программа Alianzas, в ходе которой пройдет обмен мнениями (и не только) между кураторами международных и национальных фестивалей и местными испаноязычными театральными коллективами. Возможно, в рамках этой программы возникнут новые соблазнительные контракты и выгодные предложения. Еще одним новшеством станет введение серии семинаров Intercambios, посвященных различным аспектам актерского мастерства.

Фестиваль организован компанией Chicago Latino Theater Alliance (CLATA). Каждую осень Destinos становится культурной вершиной Месяца латиноамериканского наследия в Чикаго. Основателем фестиваля была актриса и режиссер Мирну Салазар. Она родилась в Пуэрто-Рико, выросла в Чикаго и посвятила свою жизнь популяризации культуры стран Латинской Америки. Мирну умерла 4 августа 2022 года на семьдесят шестом году жизни. Незадолго до смерти она сказала: “Наша цель - сделать из фестиваля крупнейший в США смотр достижений латиноамериканского театра”. Исполнительный директор CLATA Хорхе Вальдивия звучит оптимистично: “В рамках Destinos этой осенью в Чикаго пройдет много театральных мероприятий: от всемирно известных спектаклей и представлений американских и латиноамериканских трупп до семинаров и мастер-классов. Мы с нетерпением ждем возможности продемонстрировать красоту и разнообразие нашей Латиниады”.

Торопитесь, Седьмой международный латиноамериканский театральный фестиваль пропустить нельзя!

Nota bene! Полная программа 7th Chicago International Latino Theater Festival и заказ билетов - на сайте clata.org.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Desvenar”. Фото - courtesy Kraken Teatro

Фото 2. Сцена из спектакля “La Memoria de los Sésiles”. Фото - courtesy Astillero Teatro

Фото 3. Марга Гомес в спектакле “Latin Standards”. Фото - Фабиан Экевариа

Фото 4. Сцена из спектакля “Port of Entry”. Фото - GlitterGuts

27 сент. 2024 г.

Лирик-опера: “Фиделио” Л.ван Бетховена. Первая за двадцать лет постановка в Чикаго


Действующие лица и исполнители
: Леонора - Эльза ван ден Хевер, Флорестан - Расселл Томас, Дон Фернандо - Альфред Уолкер, Дон Пизарро - Брайан Маллиган, Рокко - Дмитрий Иващенко, Марселина - Эльбенита Кайтаци (дебют в Лирик-опере), Жакино - Даниэль Эспинал (выпускник Центра Райана). Дирижер - Энрике Маццола. Режиссер - Мэтью Озава. Новая для Чикаго постановка Оперы Сан-Франциско. 26 сентября - 10 октября 2024 года (пять спектаклей). Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.

В 1803 году во главе театра “Theater an der Wien” на окраине Вены, в Видене, стоял Эмануэль Шикандер. Известный импрессарио, он заказал Бетховену оперу “Фиделио” и сказал, что сам напишет либретто. Бетховен охотно принял заказ, поскольку в Вене успех на оперной сцене означал славу и деньги. Сюжет состоял в следующем: смелая, предприимчивая женщина, переодевшись в мужскую одежду, спасает своего любимого мужа, заключенного в тюрьму жестоким тираном. Но Бетховен никак не мог примириться с поверхностным, плоским либретто, которое сочинил директор театра. Композитор требовал текста, равнозначного его музыке. Известно, например, что он даже порицал Моцарта за то, что тот согласился написать музыку на фривольный сюжет “Дон-Жуана”. Бетховен забраковал либретто Шикандера. Его выбор пал на пьесу Жана Никола Буйи “Леонора”. Маэстро не смущал тот факт, что композитор Пьер Гаво уже написал музыку к этой драме. Было это в 1798 году. Либретто “Леоноры” пользовалось огромной популярностью.


Премьера единственной оперы Бетховена состоялась в “Theater an der Wien” 20 ноября 1805 года. Спустя год после премьеры Бетховен снова решил переписать либретто. В этом ему помогал его друг Стефан фон Брейнинг. Вторая редакция оперы называлась “Леонора или триумф Супружеской любви”. Но и новый вариант не принес успеха. Наконец, через 8 лет, 23 мая 1814 года, музыка “Фиделио” прозвучала на сцене театра “Кернтнертор” в третьем варианте, в обработке Трейчке. Именно эта, третья постановка, принесла опере Бетховена мировой успех.

Отважная и преданная Леонора - центральный персонаж оперы. Долгие годы она ищет своего исчезнувшего мужа Флорестана. Когда она узнает, что его держат глубоко под землей, в страшной тюрьме, Леонора переодевшись в мужское платье, поступает на работу помощником тюремного смотрителя. Теперь ее имя - Фиделио.

Леоноре противостоит злобный и мстительный Пизарро. Дон Пизарро решает, что таинственный узник должен умереть и сам берется совершить убийство. Леонора-Фиделио подслушивает разговор Пизарро и проникает в тюрьму...

Не буду подробно останавливаться на содержании оперы. Скажу только, что все закончится хорошо. Король помиловал всех осужденных, Леонора вывела на свет страдающего Флорестана, Пизарро постигла заслуженная кара: его бросили в то же самое подземелье, в котором он мучил своих пленников.


Опера “Фиделио” - принципиально новое явление в музыкальном и театральном искусстве. Новое, несмотря на связь оперы со сценическими традициями XVIII века. Герои, одушевленные идеей гражданского долга и ненависти к тирании; многообразие действующих лиц; оркестр, являющийся подлинным средоточием драматургического развития - все это создает разительный контраст между “Фиделио” и операми предшествующих времен. В опере заложены принципы оперного симфонизма, оказавшие заметное влияние на многих мастеров музыкального театра XIX века.

Первая за двадцать лет постановка “Фиделио” в Чикаго. В прошлый раз в главной партии блистала финская певица Карита Маттила, в партии тюремщика Рокко - великолепный немецкий бас Рене Папе. На этот раз все внимание обращено на южноафриканскую певицу Эльзу ван ден Хевер в партии Леоноры. Она дебютировала в Лирик-опере в партии Армиды в опере “Ринальдо” Г.Ф.Генделя (сезон 2011-12 годов), наибольший успех ее ждал в партии Хризотемиды в “Электре” Р.Штрауса (сезон 2018-19 годов). Певица родилась и выросла в Йоханнесбурге. Училась в консерватории Сан-Франциско. Имеет гражданство Франции и Южной Африки. Живет во Франции.

Американского тенора Расселла Томаса в последние годы мы часто слышим в Лирик-опере. Он запомнился мне в партиях Манрико (“Трубадур” Дж.Верди, сезон 2018-19 годов) и Каварадосси (“Тоска” Дж.Пуччини, сезон 2021-22 годов). В фильме-опере “Паяцы” Р.Леонкавалло Томас исполнил партию Канио.


Живущий в Берлине исполнитель партии Рокко бас Дмитрий Иващенко дебютировал на американской оперной сцене в Лирик-опере в партии Погнера в “Нюрнбергских мейстерзингерах” Р.Вагнера (сезон 2012-13 годов). Он родился в Барнауле, окончил Барнаульское музыкальное училище по классу дирижирования, вокальное отделение Новосибирской консерватории и Оперную студию при оперном театре Карлсруэ (Германия). Перед американской премьерой я встретился с певцом, и он рассказал мне о начале своей карьеры: “Все произошло случайно. Я всегда хотел уехать в Европу. Естественно, в Италию. Но с Италией не получилось - получилось с Германией. Когда я учился в консерватории, у нас был студенческий обмен с Мангеймом. Я поехал в Германию и прошел прослушивание в Оперные студии в театрах Мангейма и Карлсруэ. Мне предложили на выбор обе студии. Я выбрал Карлсруэ. После окончания два года поработал в хоре, набрался опыта и стал заниматься с замечательным педагогом Анной Рейнольдс. Она в свое время работала с Гербертом фон Караяном. Рейнольдс преподавала настоящую итальянскую школу bel canto. У меня не было верхов, не было красивого тембра. Она мне развила голос, я начал петь Россини, о чем никогда не мечтал. Я пел все, даже Эскамильо. Мой первый ангажемент был в Аугсбургском оперном театре. После Аугсбурга - Дармштадт и Берлин. Четыре года был в штате Комической оперы. Пел в Европе, потом прибавились Америка и Канада”.

В небольшой партии дочери тюремщика Марселины в Лирик-опере дебютирует сопрано из Республики Косово Эльбенита Кайтаци. После учебы в университете Приштины она выиграла несколько престижных европейских конкурсов. В настоящее время занята в труппе Гамбургской оперы.

Однофамилец знаменитого дирижера Сейджо Озавы, режиссер Мэтью Озава дебютировал на сцене Лирик-оперы с “Набукко” Дж.Верди в сезоне 2015-16 годов. Своим домом он называет Чикаго. Начиная с 2007 года, в качестве режиссера, ассистента режиссера, второго режиссера он участвовал более чем в двадцати чикагских постановках. После премьеры “Набукко” режиссер сказал: “Я впервые посетил Лирик-оперу много лет назад. Сидел в последнем ряду и мечтал в один-прекрасный день поставить оперу на этой сцене. Теперь мои мечты стали явью”.

Озава - основатель и художественный руководитель арт-компании “Mozawa”. Работает в администрации Лирик-оперы, руководит департаментом по работе с артистами.

Nota bene! Билеты на оперу ”Фиделио”, а также абонементы и одиночные билеты на спектакли сезона 2024-25 годов Лирик-оперы Чикаго - по телефону 312-827-5600, на сайте www.lyricopera.org/ или в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Фиделио” (Опера Сан-Франциско, 2021 год). Фото - Кори Вевер

Фото 2. Эльза ван ден Хевер. Фото - Lyric Opera

Фото 3. Расселл Томас в спектакле “Тоска” (Лирик-опера, 2022 год). Фото - Кори Вевер.

Фото 4. Дмитрий Иващенко. Фото - Lyric Opera

21 сент. 2024 г.

Премьеры в театрах Чикаго. Все везде и сразу


Театральный сезон в Чикаго начался, один за другим театры показывают новые спектакли. Вот лишь некоторые из премьер, которые нельзя пропустить.

Юбилейный, семидесятый сезон чикагский Court Theatre открылся спектаклем “East Texas Hot Links” по пьесе Юджина Ли. Режиссер - артист-резидент театра Рон О Джей Парсон. В ролях: Уилли Б (Адольф), Дэвид Дауд (Делмус Грин), Джуван Локетт (ХЛ Танцор), Кевин Ростон младший (Рой Мур), Эй Си Смит (Бучи Рид).

Пьеса Юджина Ли “East Texas Hot Links” была в 1990 году номинирована на Пулитцеровскую премию. Действие происходит в 1955 году в маленьком городке на востоке Техаса.  Расовая напряженность высока, но ресторан Top O’ the Hill остается убежищем спокойствия и толерантности. Завсегдатаи там делятся историями, обмениваются дружескими колкостями, выпивают и закусывают. Увы, в один прекрасный день обстановка меняется...

Выпускник театрального факультета Мичиганского университета Рон О Джей Парсон начинал с постановок в маленьких театрах Нью-Йорка. Он давно тесно сотрудничал с драматургом Юджином Ли и основал Onyx Theater Ensemble - театральную компанию, в которой прошла первая постановка “East Texas Hot Links” тридцать лет назад. После переезда в Чикаго в 1994 году Парсон активно включился в театральную жизнь города. Его первым спектаклем стал снова “East Texas Hot Links” в Court Theatre. Среди его недавних постановок - “The Lion in Winter”, “Arsenic and Old Lace”, “Trains Running” в Court Theatre, “Toni Stone” в Goodman Theatre, “Trouble in Mind” в TimeLine Theatre, “Relentless” в TimeLine Theatre и Goodman Theatre, “The Reclamation of Madison Hemings” в Indiana Repertory Theatre. Парсон был режиссером мировой премьеры спектакля “Palmer Park” по пьесе Джоанны Маклилланд Гласс на Stratford Shakespeare Festival. Парсон - многократный лауреат чикагской премии Джефф. Возобновление его спектакля тридцатилетней давности - дань уважения режиссеру.

Спектакль идет до 29 сентября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Court Theatre (5535 S. Ellis Ave., Chicago, IL 60637) - по телефону 773-753-4472 или на сайте www.courttheatre.org.


Тридцать первый сезон чикагский Trap Door Theatre открывает возобновлением спектакля “Мученичество Петра Охея” (“The Martyrdom of Peter Ohey”) по ранней (1959 год) пьесе Славомира Мрожека (1930-2013). Инсценировка актрисы и директора театра Николь Виснер. Режиссеры - Николь Виснер и Мигуэл Лонг. В ролях: Кит Сорни (Петр Охей), Тиа Пинсон (миссис Охей), Холли Черни (Ученый), Дэвид Лавджой (Директор цирка), Джоан Нахид (Сборщик налогов).

В одно прекрасное утро законопослушный Петр Охей обнаружил в ванной... тигра. Семья в панике - что делать? Петр докладывает обстановку начальству, и у него в доме появляются разные люди: ученый - надо же изучить повадки новой породы: “тигра туалетного”; директор цирка - если есть тигр, то его надо показывать в цирке, а если он живет у Петра, то можно устроить представление в квартире Петра; учитель с детской экскурсией - смотрите, детки, чудесный тигр. К Петру приходит сборщик налогов - за тигра налог заплатить извольте - и даже представитель Министерства иностранных дел, который организовывает гостю из экзотической страны экзотическую охоту на тигра в качестве развлечения. Где охотиться, спросите вы? Да все там же, в квартире Петра. Все эти люди, приходя к Петру, приносят свои декорации и начинают ИГРАТЬ свои собственные сценки. Такой театр в театре нужен Мрожеку и его героям для того, чтобы спрятаться от безумия окружающей действительности. Тигр в ванной - не плод больного воображения героя. Он реален, но он блекнет по сравнению с тем абсурдом, что происходит за порогом квартиры. Петр понимает всю нелепость происходящего, но противостоять не может, да и не хочет. Выхода нет - только зайти в ванну к тигру... Как всегда у классика театра абсурда Славомира Мрожека, в тексте много аллюзий и едкой иронии. Драматург высмеивает и капитализм, и социализм, и государство как таковое. Пьесы Мрожека с годами не теряют своей актуальности. Напротив, глядя на ужас и абсурд сегодняшней действительности, они смотрятся свежо и современно. Варшавский журналист Кристина Курчаб-Редлих вспоминает: “Вся Польша конца семидесятых, когда Мрожек был уже во Франции, дышала Мрожеком. У нас говорят: “О, ты говоришь Мрожеком” - то есть насмехаешься. Или если видишь несуразный идиотизм, что уже в голове не укладывается, - вот, это сам Мрожек! Мрожек впитался в наше подсознание. Мы вспоминали его поговорки. Была такая: “Толпы ищут пророка, но чаще всего находят фюрера”. Когда смотришь сегодня, понимаешь с ужасом, что это правда. Или: “Глупостей полным-полно всегда, а мудрости - никогда, и в блеске славы глупость часто неузнаваема, а ее принимают как мудрость”. Мрожек умел всегда сказать ясно, просто и точно, где фальшь, а где правда. Власти его никогда не любили, и были времена, когда его ставить у нас тоже было сложно. Но все-таки он остался в нас и, надеюсь, еще долго будет”.

Спектакль идет до 28 сентября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Trap Door Theatre (1655 W. Cortland St., Chicago, IL 60622) - по телефону 773-384-0494 или на сайте trapdoortheatre.com.


Northlight Theatre
в Скоки (ближайший пригород Чикаго) открывает пятьдесят первый сезон спектаклем “Летающие любовники Витебска” (“The Flying Lovers of Vitebsk”) по пьесе Даниэля Джемисона. Музыка Яна Росса. Режиссер - Элизабет Марголис. Музыкальный руководитель - Майкл Малер. В главных ролях - дебютирующие в театре чикагские актеры Джек Каилл-Лемм (Марк) и Эмма Розенталь (Белла).

Марк Шагал и его жена - писательница Белла - были партнерами в жизни и искусстве. Их роман увековечен в музыке, танцах, картинах великого художника. С момента их первой встречи в Витебске, через Октябрьский переворот, погромы, две мировые войны они оставались верны друг другу, продолжали любить друг друга. Казалось, невзгоды и потрясения только закаляли их характеры. Поэтический спектакль, полный вдохновленной клезмерскими мотивами оригинальной музыки, воспевает жизнь и любовь этой необыкновенной пары...

Британский драматург Даниэль Джемисон на протяжении более чем тридцати лет работал в Theatre Alibi (Эксетер, графство Девоншир, Англия). Написал пять пьес по заказу BBC Radio 4, пьесы для лондонских театров Polka Theatre и London Bubble, Theatre Royal Plymouth (Плимут, графство Дивон, Англия) и Northampton Theatres (Нортгемптон, графство Нортгемптоншир). Пьеса “Летающие любовники Витебска” написана по заказу Kneehigh Theatre из графства Корнуолл. (Я помню этот театр по гастролям в Чикаго в 2014 году со спектаклем “Тристан и Изольда” (“Tristan & Yseult”) - оригинальной и остроумной пародией на старинную кельтскую легенду о славном рыцаре Тристане и ирландской принцессе Изольде.) В 2017 году пьеса “Летающие любовники Витебска” получила приз Carol Tambor Best на Эдинбургском театральном фестивале. В Северной Америке пьеса была поставлена в States by Quantum Theater (Питтсбург, штат Филадельфия), Forward Theater (Мэдисон, штат Висконсин) и в Winnipeg Jewish Theater (Виннипег, Канада).

Ян Росс - композитор из Бристоля, руководитель музыкального отделения The School for Wise Children.

Спектакль идет до 6 октября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Northlight Theatre (9501 Skokie Blvd, Skokie, IL 60077) - по телефону 847-673-6300, на сайте www.northlight.org/ или в кассе театра.


После американской премьеры мюзикла “Властелин колец - музыкальная сказка” (“The Lord of the Rings - A Musical Tale”) Шекспировский театр (Chicago Shakespeare Theater) возвращается к классическому наследию Шекспира и показывает драму “Генрих V” (“Henry V”). Режиссер - Эдвард Холл. В ролях: Элийя Джонс (Генрих V, дебют), Скот Айелло (граф Солсбери/Уильямс/Ним), Донте Боннер (герцог Эксетер, дебют), Рональд Коннер (Бардольф/герцог Орлеанский), Рейчел Краул (сэр Томас Грей/Флюэллен, дебют), Алехандра Эскаланте (Людовик, дофин/Епископ Илийский), Шон Фортунато (Карл VI, король французский/сэр Томас Эрпингем/герцог Йоркский), Кейт Фрай (Граф Уэстморленд/Алиса).

Сезон 2024-25 годов - инаугурационный для нового тандема лидеров Шекспировского театра: художественного руководителя Эдварда Холла и исполнительного директора Кимберли Моутс; “Генрих V” - вторая, после новаторского “Ричарда III”, постановка Холла в качестве руководителя. На этот раз британский режиссер взялся за редко ставящуюся в Америке мрачную историческую драму о времени правления Англией королем Генрихом V (1413-1422 годы). В аннотации к спектаклю сказано о “захватывающей истории о юношеских амбициях и приключениях, исследующей разрушительную силу войны и национализм в его самых опасных проявлениях”. Режиссер говорит: “Генрих V” остается одной из самых показательных пьес о войне, национализме, последствиях того и другого и нашей потребности в общих целях, которые объединят нас. Никогда еще не было более подходящего момента, чтобы исследовать современность через призму истории, погружаясь в одно из величайших произведений, когда-либо созданных на английском языке”. Подход Холла отражает его веру в Шекспира как в писателя сегодняшнего дня, поэтому режиссер смотрит на его героев сквозь призму современности. Вспомним, что прежде чем возглавить Шекспировский театр, Холл ставил шекспировские пьесы в лондонском Вест-Энде, Нью-Йорке, других странах, будучи основателем и художественным руководителем труппы Propeller Shakespeare.

Дебютирующий в главной роли Элийя Джонс - недавний выпускник Джульярдской школы. Играл в спектаклях “Richard II” в The Public Theater, “The Rolling Stone” в Lincoln Center Theater (оба театра в Нью-Йорке), “Airness” и “As You Like It” в Chautauqua Theater Company (штат Нью-Йорк), “Macbeth”, “The Many Deaths of Nathan Stubblefield” и “A Christmas Carol” в Actors Theatre of Louisville (Луисвилл, Кентукки).

Спектакль идет до 6 октября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Шекспировского театра (800 E. Grand Ave., Chicago, IL 60611) - на сайте www.chicagoshakes.com, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра.


Первый спектакль тридцать первого сезона Writers Theatre (Гленко, северный пригород Чикаго) - чикагская премьера электропоп-оперы (так называется жанр этого сочинения) “Наташа, Пьер и большая комета 1812 года” (“Natasha, Pierre & the Great Comet of 1812”) Дэйва Маллоя. Режиссер и хореограф - Кэти Спилман. Музыкальный руководитель постановки - Мэтт Дейчман. В ролях: Аврора Пенепакер (Наташа), Эван Тайрон Мартин (Пьер), Джозеф Энтони Берд (Анатоль), Роб Линдли (Болконский), Эндрю Мюллер(Долохов), Бри Судия (Элен), Мэтью Йи (Андрей).

Спектакль основан на пятой части второго тома “Войны и мира” Л.Толстого, где Наташа Ростова - к тому времени уже невеста Андрея Болконского - влюбляется в Анатоля Курагина и пытается сбежать с ним... Премьера первой постановки состоялась в офф-Бродвейском театре Ars Nova в 2012 году с переменным успехом. Зато вторая попытка получилась гораздо громче. Бродвейская премьера состоялась в ноябре 2016 года в Imperial Theatre. Спектакль шел до сентября 2017 года, получил двенадцать (рекордное число в 2017 году) номинаций на премию “Тони” и победил в двух - за лучшие сценический дизайн и световое решение.

Тандем Спилман-Дейчман знаком театралам по спектаклю Writers Theatre “Однажды” (“Once”) в сезоне 2022-23 годов. Спектакль продлевался дважды и получил блестящие отзывы от критиков и зрителей. А на вопрос, при чем здесь “большая комета 1812 года”, ответил журналист радио Свобода Владимир Абаринов. Вот его историческая справка: “Великую комету (по международной классификации - C/1811 F1) открыл 25 марта 1811 года французский астроном Оноре Фложерг. В тот момент комета находилась на расстоянии 2,7 астрономических единиц от Солнца. Видимой с Земли невооруженным глазом комета стала в августе. В сентябре она приблизилась к Солнцу на расстояние 1,03 а.е. Наибольшей яркости достигла в октябре. В декабре ее хвост изогнулся на 60 с лишним градусов. В общей сложности она была видна невооруженным глазом 290 дней. Последним ее наблюдал 12 августа 1812 года в Новочеркасске российский астроном Винсент Вишневский. Великая комета была крупнейшей из наблюдавшихся прежде. Лето 1811 года оказалось исключительно удачным для виноделов Европы. Оно было сухим и жарким, а осень - долгой и теплой. “Вино кометы” дважды встречается в стихах Пушкина. Великая комета дважды упоминается в “Войне и мире”. Первый раз Пьер ее видит над Пречистенским бульваром зимой 1812 года. Второй - 2 сентября 1812 года вместе с Рамбалем, выходя из дома на Патриарших. Как отмечают астрономы, ни того ни другого быть не могло: зимой 1812 комету затмевало Солнце, а в сентябре она уже удалилась от Земли настолько, что стала невидимой”.

Спектакль идет до 27 октября. Абонементы и одиночные билеты на спектакли Writers Theatre (325 Tudor Ct, Glencoe, IL 60022) - на сайте www.writerstheatre.org, по телефону 847-242-6000 или в кассе театра.


С 26 сентября до 27 октября Raven Theatre впервые в Чикаго представляет спектакль “Ironbound” по пьесе Мартины Майок. Режиссер - Жоржетт Вердин. В ролях: Люси Карапетян (Дарья), Нейт Сантана (Макс), Ричи Виллафуерте (Томми), Гленн Обреро (Вик).

Пьеса “Ironbound” 2014 года представляет собой мрачный, забавный и, с другой стороны, душераздирающий портрет Дарьи - уборщицы-иммигрантки из Польши, для которой любовь - это роскошь. Она не может позволить себе этого, поскольку борется за выживание в Америке. На протяжении двадцати лет она ведет разговоры о своем будущем с мужчинами, которые могут предложить ей любовь или безопасность, но никогда - и то и другое.

Мартина Майок - американский драматург польского происхождения. Она родилась в 1985 году в городке Бытом (Польша). Будучи ребенком, с матерью переехала в Америку, выросла в Нью-Джерси. Изучала драматургию в Чикагском университете. Вначале Мартина участвовала в театральных постановках и собиралась стать актрисой. Познакомившись с пьесами Сары Кейн, решила писать для театра. Какое-то время работала официанткой и сиделкой у инвалидов. Ей очень помогла награда “Merage Fellowship for the American Dream” для студентов-иммигрантов, помогающая получить образование в области драматургии. Мартина училась в Йельской школе драмы и Джульярдской школе. Автор пьесы “Queens” (2018), лауреат Пулитцеровской премии 2018 года за пьесу “Cost of Living” (2016). В настоящее время работает над проектами для кино и телевидения. Тексты Мартины Майок всегда острополитические, содержат черный юмор, переносятся из одного времени в другое. Автор экспериментирует с языком, структурой повествования, сюжетом. С творчеством Майок мы познакомились осенью 2023 года, когда в Steppenwolf Theatre прошла чикагская премьера спектакля “Город-убежище” (“Sanctuary City”) по ее одноименной пьесе.

Абонементы и одиночные билеты на спектакли Raven Theatre (6157 N Clark St., Chicago, IL 60660) - на сайте www.raventheatre.com.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “East Texas Hot Links”. Фото - Майкл Бросилоу

Фото 2. Постер к спектаклю “Мученичество Петра Охея”. Фото - Trap Door Theatre

Фото 3. Сцена из спектакля “Летающие любовники Витебска”. Фото - Майкл Бросилоу

Фото 4. Сцена из спектакля “Генрих V”. Фото - Лиз Лоурен

Фото 5. Writers Theatre. Фото - Writers Theatre

Фото 6. Постер к спектаклю “Ironbound”. Фото - Raven Theatre

20 сент. 2024 г.

ЧСО. Первые концерты 134-го сезона. Новости об оркестре и музыкантах


19 сентября открывается новый, сто тридцать четвертый сезон Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). Главная новость известна еще с весны - новым, одиннадцатым музыкальным руководителем оркестра станет маэстро из Финляндии Клаус Мякеля. Пятилетний контракт дирижера начинается с сезона 2027-28 годов. Он будет проводить с оркестром четырнадцать недель каждый сезон: десять - концерты в Чикаго, четыре - поездки с оркестром (туры по США и/или международные туры). Сегодня Клаус Мякеля находится в позиции избранного руководителя (Director Designate).

Маэстро Риккардо Мути остается с оркестром в качестве почетного пожизненного дирижера-лауреата (Music Director Emeritus for Life). Маэстро продирижирует двумя программами в октябре-ноябре. В первой прозвучат произведения Л.ван Бетховена (Пятый фортепианный концерт, солистка - Митсуко Учида, и Третья (“Героическая”) симфония), во второй - мировая премьера написанного по заказу ЧСО нового сочинения американского композитора аргентинского происхождения, бывшего композитора-резидента ЧСО Освальдо Голихова, сюита из фильма “Мегаполис” (“Megalopolis”) Фрэнсиса Форда Копполы. Мировая премьера картины состоялась на 77-м Каннском МКФ в мае.

Как обычно, перед началом сезона - об изменениях в составе оркестра. На пенсию уходят два музыканта - ударник Джеймс Росс и виолончелист Лорен Браун. В составе ЧСО Росс с 1979 года, его стаж насчитывает сорок пять лет, последний концерт состоялся на Музыкальном фестивале Равиния 18 августа. Браун в ЧСО с 1985 года, он находится в составе оркестра тридцать девять лет, последний раз выступал с оркестром в 2023 году. Оба музыканта получат медали Теодора Томаса за многолетнее служение оркестру (Theodore Thomas Medallion for Distinguished Service). Давняя традиция ЧСО, когда каждый уходящий на пенсию музыкант получает такую медаль, продолжается! На лицевой стороне медали, подвешенной на черно-красной ленте, выгравировано изображение основателя и первого музыкального руководителя ЧСО Теодора Томаса; на оборотной стороне - имя получателя. Кроме медали, каждый музыкант получает денежную премию. И то, и другое стало возможным благодаря пожертвованию анонимного спонсора.


К удивлению многих, в начале августа Филадельфийский симфонический оркестр объявил, что концертмейстером секции труб становится Эстебан Баталлан. Напомню, что на протяжении пяти сезонов он занимал подобную должность в ЧСО. Баталлан пока не уходит окончательно из чикагского оркестра, а берет годичный отпуск. При этом он будет участвовать в нескольких программах, включая июньскую 2025 года с Риккардо Мути. Баталлан солирует в концертах Г.Ф.Телеманна и (впервые в истории ЧСО) Майкла Гайдна (1737-1806) для трубы с оркестром. Что будет дальше - пока неизвестно. Бывали случаи, когда музыканты ЧСО уходили на год в другие оркестры и возвращались назад. Вспомним, например, концертмейстера секции кларнетов Стивена Уильямсона, который в сезоне 2013-14 годов играл в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, а потом вернулся в Чикаго. К сожалению, чаще случалось, что после годового отпуска музыканты увольнялись из чикагского оркестра. Так поступили концертмейстер секции флейт Мэтью Дюфор, ушедший в Берлинский филармонический в 2015 году и оставшийся там, а также концертмейстер секции гобоев Евгений Изотов, перешедший в Сан-Францисский симфонический оркестр в том же 2015 году. Остался в Нью-Йорке и предшественник Баталлана Крис Мартин, покинувший ЧСО ради Нью-Йоркского филармонического в 2016 году. Будем следить, как сложится творческая судьба Баталлана в Филадельфии.

Летом ЧСО объявил о прослушивании кандидатов на пост концертмейстера секции тромбонов. Это значит, что к пенсии готовится Джей Фридман, пришедший на этот пост по приглашению Фрица Райнера в 1965 году.

Риккардо Мути завершит кадровые назначения в октябре-ноябре, когда он будет в Чикаго. В дальнейшем все решения по поводу назначения новых музыкантов будут находиться в ведении Клауса Мякели. Формально Мякеля не станет преемником маэстро Мути до сезона 2027-28 годов, но условия контракта позволяют ему принимать новых музыкантов. Работы у него уже накопилось немало. Ему предстоит назначить новых концертмейстеров секций тромбонов, арф, второго концертмейстера секции флейт, второго гобоиста, бас-кларнетиста, контрафаготиста и трех альтистов, включая второго концертмейстера. В октябре этого года он также будет участвовать в финальном туре прослушиваний скрипачей и виолончелистов.

А теперь - о первых концертах нового сезона.


19 сентября, 7.30 pm; 20 сентября, 1.30 pm
. В первой программе: песня “Агнеграмма” М.Тилсона-Томаса, Скрипичный концерт С.Барбера (солист - Бенджамин Бейлман), увертюра к мюзиклу “Вестсайдская история” Л.Бернстайна (аранжировка М.Пересса),  увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” П.Чайковского, Четыре танца из балета “Эстансия” А.Хинастеры. ЧСО дирижирует маэстро Андрес Ороско-Эстрада.

Все знают дирижерскую деятельность многолетнего (с 1995 по 2020 год) музыкального руководителя Сан-Францисского симфонического оркестра Майкла Тилсона-Томаса. Гораздо меньше он известен как композитор, хотя сочинял он всегда. Песня “Агнеграмма” написана в честь девяностолетия со дня рождения мецената Сан-Францисского оркестра Агнес Альберт. Сочинение состоит из тем, полученных из написания ее имени. Премьера состоялась 14 мая 1998 года в Сан-Франциско. За дирижерским пультом стоял сам композитор.

Отец Альберто Хинастеры (1916-1983) был каталонцем, мать - итальянкой. Будущий композитор родился и вырос в Буэнос-Айресе, окончил там консерваторию, занимался у Аарона Копланда в США и большую часть жизни провел в Женеве. В историю музыки вошел как аргентинский композитор, хотя сам всегда подчеркивал свое каталонское происхождение и хотел, чтобы его фамилию произносили по-каталонски - Жинастера. Балет “Эстансия” (“Estancia”, 1941) относится к раннему периоду творчества композитора, когда он увлекался народными мелодиями и танцевальной музыкой. Впоследствии Хинастера стал сочинять усложненные композиции и оперы. В нью-йоркской постановке его первой оперы “Дон Родриго” (1964) главную партию исполнил Пласидо Доминго. Было это в 1966 году, Доминго тогда никто не знал.

Сорокашестилетний дирижер Андрес Ороско-Эстрада родился в колумбийском городе Медельин - родине наркобарона Пабло Эскобара и месте печально известного медельинского картеля. В отличие от своего земляка, мальчик пошел другим, непопулярным в тех краях, путем - он отправился в скрипичный класс музыкальной школы. Андрес готовился стать скрипачом, но потом передумал и стал заниматься дирижированием. Успехи юного музыканта были столь значительны, что сначала он переехал в Боготу в Pontifical Xavierian University, а позже - в Вену, где с 1997 до 2003 года изучал дирижирование в Университете музыки и исполнительского искусства. В Колумбию он вернется спустя много лет в статусе международной звезды в качестве главного дирижера Молодежного филармонического оркестра Колумбии (Filarmónica Joven de Colombia), а пока он остается в Вене, получает австрийское гражданство, сохраняя при этом колумбийское. С 2005 до 2009 года Андрес возглавлял Большой оркестр Граца, с 2009 до 2013 года - Национальный оркестр страны Басков. В разные годы он возглавлял еще несколько оркестров: 2014-21 годы - главный дирижер Симфонического оркестра Франкфуртского радио, 2014-22 годы - музыкальный руководитель Хьюстонского симфонического оркестра (ныне - дирижер-лауреат), 2020-22 годы - главный дирижер Венского симфонического оркестра (не путайте с прославленными Венскими филармониками). С 2015 года он является главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра, с октября 2023 года - главным дирижером Национального симфонического оркестра Итальянского радио (RAI). Контракт с итальянским оркестром подписан на три года.

С сезона 2025-26 годов Ороско-Эстрада станет генеральным музыкальным руководителем Симфонического оркестра Кельна и Кельнской оперы.

Последний раз Ороско-Эстрада дирижировал ЧСО в декабре 2021 года.

Тридцатипятилетний американский скрипач Бенджамин Бейлман выступал с ЧСО в декабре 2023 года. Он солировал в Третьем скрипичном концерте К.Сен-Санса. Дебют Бейлмана с ЧСО состоялся прошлым летом на Музыкальном фестивале Равиния. Он солировал в Первом скрипичном концерте М.Бруха, до этого выступал в камерном концерте серии MusicNOW в 2017 году. В этом сезоне Бейлман дебютирует с симфоническими оркестрами Антверпена, Гамбурга, с Бельгийским национальным и Токийским Metropolitan симфоническими оркестрами. Бейлман - лауреат многих международных скрипичных конкурсов. Несмотря на молодость, он уже третий год преподает на скрипичном отделении Института Кертиса (Филадельфия).

Перед началом концертов (19 сентября в 6.15 pm, 20 сентября в 12.15 pm) состоятся тридцатиминутные беседы журналиста радио WFMT Лароба Рафаэля об исполняемых произведениях.


21 сентября, 6.30 pm
. Традиционный ежегодный Симфонический бал. В программе: увертюра “Римский карнавал” Г.Берлиоза, Второй фортепианный концерт К.Сен-Санса (солист - Ланг Ланг), сюита из балета “Жар-птица” И.Стравинского. ЧСО дирижирует Андрес Ороско-Эстрада.

У китайского пианиста Ланг Ланга особые отношения с Чикаго и ЧСО. На Музыкальном фестивале Равиния в 1999 году семнадцатилетний Ланг Ланг заменил заболевшего пианиста и исполнил с ЧСО под управлением тогдашнего музыкального руководителя фестиваля Кристофа Эшенбаха первую часть Первого фортепианного концерта П.Чайковского. В таких случаях говорят, что “на следующий день он проснулся знаменитым”. Эшенбах тут же предложил Ланг Лангу приехать в Равинию следующим летом, а еще раньше, в марте 2000 года, Ланг Ланг выступил в Симфоническом центре. Тот вечер открыл перед молодым дарованием двери лучших концертных залов мира, и вот уже двадцать пять лет Ланг Ланг регулярно возвращается в Чикаго, называя город “своим вторым домом”.

Симфонический бал - это всегда красный ковер, вино и шампанское перед концертом, ужин и танцы в The Four Seasons Hotel Chicago - после. Вино и шампанское - бесплатно для всех, ужин и танцы - по билетам. Подробности - на сайте cso.org/support/get-involved/womens-board/symphony-ball/.

26 и 28 сентября, 7.30 pm; 27 сентября, 1.30 pm. В программе: увертюра “The Wasps” Р.Воан-Уильямса, Альтовый концерт У.Уолтона (солист - Антуан Тамести), Четвертая симфония П.Чайковского. ЧСО дирижирует Николай Шепс-Цнайдер.

В Альтовом концерте Уолтона мы услышим известного французского альтиста Антуана Тамести. Он родился в Париже. Лауреат многочисленных международных конкурсов. Его широкий репертуар варьируется от барокко до современности. Музыкант активно гастролирует и записывается. Среди его последних дисков - Сонаты для альта и фортепиано (пианист Седрик Тибергьен) И.С.Баха (лейбл Harmonia Mundi) и сборник произведений Г.Ф.Телемана, записанный с Берлинской академией старинной музыки. Профессор Парижской и Кельнской консерваторий. Проводит мастер-классы в Кронбергской академии. Тамести - обладатель уникального инструмента. Он играет на первом и самом дорогом в мире альте, сделанном в 1672 году Антонио Страдивари. В сезоне 2023-24 годов Тамести дебютировал с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, солировал в Альтовом концерте С.Губайдулиной (дирижировал художественный руководитель оркестра Яп ван Зведен).

Дирижера Николая Шепс-Цнайдера смело можно назвать “гражданином мира”. Его отец - руководитель рок-ансамбля - родился в польском городе Лодзь, мать-пианистка родом из Дании, куда ее родители переехали из Польши накануне Второй мировой войны. Позднее отец эмигрировал в Израиль. Шепс-Цнайдер родился в Копенгагене в 1975 году, у него два гражданства: Дании и Израиля. Учился в Датской королевской академии музыки (класс Милана Витека), Джульярдской школе (класс Дорати Дилей) и Венской консерватории (класс профессора Бориса Кушнира). Николай вспоминает: “Мою учебу и выступления можно разделить на две части - до и после Кушнира. Когда я попал к нему, мне было восемнадцать, и у меня уже было определенное отношение к музыке. Я был счастливый, удачливый и довольно наивный парень, но у меня не было настоящего концертного опыта, а Кушнир дал мне все нужные знания. Наши занятия вначале носили литературный характер. Мы изучали скрипичную литературу, и постепенно это изменило мой стиль игры”.

В 1992 году в возрасте семнадцати лет Николай завоевал Первую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Карла Нильсена, но настоящий успех пришел к нему после Золотой медали на конкурсе королевы Елизаветы в 1997 году. С этого времени начинается напряженная концертная жизнь музыканта. Он регулярно играет с лучшими симфоническими оркестрами мира. С ЧСО впервые выступил в ноябре 2000 года. К этому времени относится начало его сотрудничества с Даниэлем Баренбоймом. Именно Баренбойм убедил Шепс-Цнайдера сыграть Первый концерт для скрипки с оркестром Кароля Шимановского, именно он буквально заставил скрипача включить в свой репертуар скрипичный концерт Арнольда Шенберга, сказав: “Ты должен сыграть этот концерт”. Вместе с Баренбоймом он исполнил Камерный концерт Альбана Берга для скрипки, фортепиано и струнных.

Звук уникальной скрипки Гварнери дель Джезу 1741 года (инструмент был предоставлен Датским Королевским театром, ранее скрипка принадлежала Фрицу Крейслеру) Шепс-Цнайдера я слышал часто. В сентябре 2017 года в венском Музикферайне он солировал в Первом скрипичном концерте соль минор Макса Бруха. Дрезденской Штаатскапеллой дирижировал тогдашний музыкальный руководитель Кристиан Тилеманн. В качестве дирижера я впервые услышал музыканта в октябре 2021 года. ЧСО под его руководством исполнил пьесу “Ночь и любовь” А.Ольмес, Первый виолончельный концерт К.Сен-Санса (солист - концертмейстер секции виолончелей ЧСО Джон Шарп) и Вторую симфонию Р.Шумана.

Последняя встреча с маэстро Шепс-Цнайдером в качестве скрипача и дирижера состоялась в мае. В программе были Второй скрипичный концерт и Тридцать восьмая (“Пражская”) симфония В.А.Моцарта, вальс “Муки любви” Ф.Крейслера, сюита из балета “Пульчинелла” И.Стравинского.

С 2020 года Шепс-Цнайдер занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Лиона.

Перед началом концертов (26 и 28 сентября в 6.15 pm, 27 сентября в 12.15 pm) состоятся тридцатиминутные беседы музыканта и администратора Гильермо Мюноса Кюстера (он в администрации ЧСО с 2015 года) об исполняемых произведениях.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Клаус Мякеля. Фото - Тодд Розенберг

Фото 2. Риккардо Мути дирижирует ЧСО. Фото - Тодд Розенберг

Фото 3. Андрес Ороско-Эстрада. Фото - Вернер Кметиш

Фото 4. Ланг Ланг. Фото - Олаф Хайне