31 янв. 2025 г.

Екатерина Губанова снова в Чикаго. Симфонический центр, 6-8 февраля 2025 года


6-8 февраля, 7.30 pm
. В программе Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО): Вторая симфония Л. ван Бетховена, концертное исполнение одноактной оперы “Замок герцога Синяя Борода” Б.Бартока. Исполнители: Бризи Ли - Чтец, Кристиан Ван Хорн - Синяя Борода, Екатерина Губанова - Юдифь. Дирижер - Эса-Пекка Салонен. Опера исполняется на венгерском языке с английскими субтитрами.

“Замок герцога Синяя Борода” - единственная опера Белы Бартока. Она написана на либретто Белы Балажа по мотивам пьесы “Ариана и Синяя Борода” Мориса Метерлинка. Сюжет оперы восходит к старинной легенде о жестоком Герцоге и загубленных им женах. Мрачный замок, куда Герцог приводит Юдифь; семь дверей, ключи от которых он бдительно хранит, - все полно символического смысла. Герцог приносит лишь гибель тем, кто пытается заглянуть в его сердце. Так произошло с его прежними женами; такова участь Юдифи. Она стремится узнать о прошлом Герцога, и он раскрывает перед ней одну за другой двери замка. Юдифь мертвеет от ужаса открывшихся ей тайн и сама словно превращается в камень. Подобно прошлым женам, она уходит в прошлое и становится еще одним воспоминанием Герцога.


Барток сочинил эту оперу в 1911 году, а вторую редакцию сделал в 1917, на фоне начавшегося в Венгрии большевистского террора, организованного тогдашним руководителем так называемой Венгерской советской республики Белой Куном. Барток был не только лично знаком с Куном. Друзья Бартока были министрами в правительстве Куна. Премьера оперы “Замок герцога Синяя Борода” состоялась в Будапеште 24 мая 1918 года. После падения советской власти и победы сторонников Миклоша Хорти композитор попал в черные списки. Ему пришлось убрать с афиши имя либреттиста Белы Балажа.

В настоящее время опера исполняется довольно редко. Отмечу диск ЧСО под управлением Пьера Булеза, где партию Юдифь исполнила Джесси Норман. Запись сделана на студии Deutsche Grammophon в 1993 году.

Эса-Пекка Салонен давно является активным пропагандистом музыки Белы Бартока. Он собрал замечательный дуэт исполнителей. В партии герцога Синяя Борода - выпускник Центра Райана при Лирик-опере Кристиан Ван Хорн. Мы часто слышали его на сцене чикагского театра. Последние три раза - в ранних операх Верди: в партиях князя Валтера в “Луизе Миллер” (сезон 2019-20 годов), Банко в “Макбете” (сезон 2021-22 годов), Дона ди Сильвы в “Эрнани” (сезон 2022-23 годов). В 2018 году он стал третьим в истории бас-баритоном - лауреатом престижной Richard Tucker Award.


С особенной радостью я жду новой встречи с Екатериной Губановой. Она выступала в Чикаго как в Лирик-опере, так и в Симфоническом центре. Запомнились ее сольные меццо-сопрановые партии с ЧСО под управлением Риккардо Мути: 18 сентября 2014 года на вечере открытия сто двадцать четвертого сезона ЧСО 2014-15 годов в Девятой симфонии Л.ван Бетховена; 7 апреля 2016 года - в драматической симфонии “Ромео и Джульетта” Г.Берлиоза; 21 июня 2018 года - в мессе“Stabat Mater” Дж.Россини.

В Лирик-опере Губанова дебютировала в сезоне 2013-14 годов в партии Княжны в опере “Русалка” А.Дворжака, в сезоне 2016-17 годов вернулась в театр с партией Кармен в опере Ж.Бизе. Кстати, в партии Эскамильо выступал ее нынешний партнер по сцене Кристиан Ван Хорн.


В сезоне 2022-23 годах я слышал Губанову дважды: в серии “Метрополитен-опера в кино“ - в партии Нерис в опере “Медея“ Л.Керубини и в Нью-Йорке, в зале Метрополитен-оперы - в партии Адальжизы в опере “Норма” В.Беллини. Мне  хотелось встретиться с Екатериной в Нью-Йорке, но “поймал” я ее в мае 2023 года в Вене, между первым и вторым “Парсифалем” Р.Вагнера в постановке Кирилла Серебренникова. Певица дебютировала в Венской опере в партии Кундри. В беседе со мной Губанова призналась:

- Я - перфекционистка, люблю на все сто подготовиться к роли. Не буду называть имя, но еще в 2012 году большой дирижер предлагал мне Кундри в “Парсифале”. Я отказалась и не жалею. Только перепев многих вагнеровских героинь, прожив жизни этих персонажей, пройдя через многое в мире Вагнера, пропустив через себя его музыку, я почувствовала, что готова к Кундри. Чтобы подойти к этой “бездне”, я должна была многое набрать в профессиональном смысле.

- Сколько нужно постановок/спектаклей, чтобы роль стала полностью вашей?

- Все зависит от степени скромности артиста. Я настолько высоко ставлю себе планку, что, наверно, после ста пятидесяти - двухсот “Тристанов...”, через пять-семь лет после премьеры Брангена стала полностью моей. Я могу ее играть так, как хочу. Для Кундри этот срок будет гораздо больший. Совершенно бездонная партия! После премьеры у меня было ощущение, что я слетала в космос. Я готовилась к роли, как сумасшедшая, в течение шести месяцев не выпускала из рук клавир. Что бы я ни делала в течение этого времени, все шло вместе с “Парсифалем”. Я учила роль в качестве распевки, во время перерыва... Партия Кундри - чудо неземное. Не партия - целая Вселенная. Я счастлива, что прикоснулась к ней. Впереди - длинный путь постижения роли.

- Остались у вас роли, о которых мечтаете?

- Конечно. Самая главная мечта - Изольда. Я эту партию уже практически всю знаю наизусть. Уже столько Бранген спето. Она у меня вся как на ладони, эта Изольда. Но сейчас, “опустив кончики пальцев” в Кундри, я понимаю, что, может быть, Кундри как персонаж интереснее, крупнее, чем Изольда. Все равно Изольду хочется спеть, но спешки в этом нет. Главное - сохранять хороший голос и хорошую форму.

У Губановой глубокий сильный голос с великолепными низами и красивыми верхами. Она не просто поет, а всегда замечательно “проживает“ свои роли. Не сомневаюсь, что ее исполнение станет ярким, запоминающимся событием!

За 75 минут до начала концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся беседы музыковеда Дэниэля Шлосберга об исполняемых произведениях.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Екатерина Губанова. Фото - А.Карнаушенко

Фото 2. Е.Губанова - Адальжиза. Сцена из спектакля “Норма” (Метрополитен-опера, 2023 год). Фото - Met Opera

Фото 3. Кристиан Ван Хорн - Дона ди Сильва. Сцена из спектакля “Эрнани” (Лирик-опера, сезон 2022-23 годов). Фото - Кори Вевер

Фото 4. Эса-Пекка Салонен. Фото - Соня Вернер

29 янв. 2025 г.

Танцы в Музее современного искусства. On Stage Lineages series


Чикагский Музей современного искусства (The Museum of Contemporary Art) объявил о программе On Stage Lineages - серии спектаклей представителей современного театра из разных стран мира. С 2022 года серия сосредоточена на некой одной теме. В 2025 году “On Stage” представляет четыре работы, которые исследуют понятия идентичности и истории извне и внутри мира искусства. Организаторы программы говорят о том, что “спектакли серии пытаются подвергнуть сомнению основные западные идеи о том, что считается “современным” и “несовременным” в перформансе. Серия исследует множественность временных рамок и художественных разработок”. Расскажу о спектаклях программы.

31 января - 1 февраля 2025 года. Музыкально-танцевальное представление Wampum Элизы Харкинс. Перформанс художницы, певицы и композитора Элизы Харкинс включает ее электронную танцевальную музыку и тексты на языках коренных народов Америки (чероки, маскоги) и английском языке. С помощью выступлений, радиопередач, дисков Харкинс пытается спасти языки, находящиеся на грани исчезновения. В представлении участвуют два танцора и музыкальные гости Дэнни Уэсли и Кэлин Фэй. Часть музыки в спектакле создана под влиянием написанных в XX веке ​​песен коренных народов Америки (обработка Дэниела Чазаноффа). Название “Wampum” можно перевести как “деньги на веревке”, оно относится к поясам и бусам, которые чероки (индейский народ в Северной Америке) использовали в качестве валюты. За неделю до представлений Харкинс проведет урок по изготовлению барабанов (Center for Native Futures). Харкинс выступала в Crystal Bridges, Портлендском институте современного искусства, Музее современного искусства Нью-Йорка. Она - лауреат премии Creative Capital, Фонда современного искусства, Фонда Харпо и Альянса искусств Средней Америки, член организации Muscogee Nation.


13-15 февраля 2025 года
. Танцевальное представление Moving Alternatives” Энн Коллод. Французская танцовщица и хореограф исследует историю современного танца сквозь призму гендера и постколониализма. В основе представления лежит точное повторение сольных и групповых произведений основоположников современного американского танца Рут Сен-Дени (Ruth St. Denis) и Теда Шона (Ted Shawn). Среди них - композиции Рут Сен-Дени “Incense” (1906), “Lazy Nautch” (1917) и “Kashmiri Nautch” (1919), композиции Шона “The Dome” (1910) и “Kinetic Molpai” (1935). В представлении участвуют шесть исполнителей из разных стран мира: Шервуд Чена, Гилен Гау, Ницан Маргалиот, Каликсто Нето, Пола Пи, Дамини Гайролу. Энн Коллод создает проекты, направленные на переосмысление основных танцевальных произведений прошлого. Лауреат Bessie Award (2009 год) за композицию Parades & Changes - новую интерпретацию главного произведения Анны Халприн 1965 года. Эта композиция была показана в Музее современного искусства в 2009 году. Стипендиат программы French Villa Medicis Hors les Murs за художественные исследования, которые привели ее к созданию танцевальной пьесы “Парламент невидимых” (2014 год), вдохновленной немецким danse macabre тридцатых годов. Коллод преподает по методу Фельденкрайза (двигательная практика, основанная на самосознании и понимании себя в процессе работы над движением тела).


28-30 марта 2025 года
. Танцевальный спектакль Super Nothing хореографа, писателя, художника, педагога Мигеля Гутьерреса. Исследуя пересечение искусства и жизни, спектакль знакомит нас с четырьмя исполнителями из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса - двух творческих домов Гутьерреса. Как он сам говорит, он живет между “землями Ленапе/Канарси, колониально известными как Бруклин, Нью-Йорк, и землями Тонгва и Габриэлино, колониально известными как Лос-Анджелес, Калифорния”. В спектакле анализируется роль человеческого тела в разных жизненных ситуациях. Гутьеррес был вдохновлен словами американской писательницы Глории Уоткинс, известной под псевдонимом белл хукс (именно так, оба слова с маленькой буквы), о том, что “двигаясь, мы сталкиваемся с реальностью выбора и места”. Спектакль предлагает зрителям задуматься о том, как мы уделяем внимание и создаем пространство комфорта друг для друга. Официальная мировая премьера спектакля состоится летом в зале New York Live Arts.

Работы Гутьерреса были представлены на национальном и международном уровне на таких площадках, как Осенний фестиваль в Париже, Центр искусств Уокера, биеннале Уитни 2014 года. Гутьеррес - обладатель стипендии Гуггенхайма, стипендии художников США, лауреат премии Фонда современного искусства, четырех Bessie Awards в области танцев и перформансов, Doris Duke Artist Award (2016 год). Профессор хореографии Калифорнийского университета (Лос-Анджелес).


17-19 апреля 2025 года
. Представление KLII” Канезы Шааль, в котором современные остатки колониализма рассматриваются сквозь призму короля Бельгии Леопольда II - основателя Свободного государства Конго с 1885 по 1908 год. Этот танцевальный спектакль исследует природу зла и необратимость наказания. Сама Шааль изображает аватара короля, носит его королевские регалии, сидит на экстравагантном троне и созерцает свое Свободное государство. Визуальные эффекты, разработанные Кристофером Майерсом, сочетают колониальную эстетику с восточноафриканским дизайном. В спектакле собраны фрагменты из документальных фильмов о противостоянии бельгийскому правлению Конго с девятнадцатого века до обретения независимости, и фрагменты речи Патриса Лумумбы в 1960 году. Звуковой дизайн черпает вдохновение из оперы “La Muette de Portici”, сыгравшей большую роль в бельгийской революции 1830 года. Особенностью спектакля является вовлеченность в него аудитории. Зрители смогут принять участие в процессии перед призраком короля Леопольда, а также поучаствовать в церемонии мытья рук.

Канеза Шааль - художница из Нью-Йорка, работающая в театре, опере и кино. Совсем недавно она представила свой оригинальный перформанс “GO FORTH” в музее Метрополитен. Шааль поставила оперу “Омар”, получившую Пулитцеровскую премию 2023 года. Спектакль был показан на Spoleto Festival, в оперных театрах Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Бостона. Работы Шааль демонстрировались в самых разных местах по всему миру: от галерей Нью-Йорка до залов Вьетнама, амфитеатров Восточной Африки, европейских оперных театров и сельских аудиторий в Объединенных Арабских Эмиратах. В США ее работы были показаны в Центре Кеннеди, Бруклинской музыкальной академии, Филармонии Лос-Анджелеса, Центре искусств Уокера, Центре современного искусства Нового Орлеана. Шааль - лауреат Ford Foundation Art For Justice Bearing Witness Award (2018 год), обладательница стипендии художников США (2019 год), стипендии Гуггенхайма (2021 год), лауреат Herb Alpert Award (2021 год). Одна из работ Шааль “JACK &” была представлена в Музее современного искусства в 2018 году.

Я давно слежу за театральными событиями, происходящими в Музее современного искусства. Именно там дважды выступал Михаил Барышников: в 2009 году - с программой “Три соло и дуэт”, в 2014 году - со спектаклем “Человек в футляре”. В числе хореографов программы “Три соло и дуэт” был Алексей Ратманский, который специально для Барышникова поставил Вальс-фантазию на музыку М.Глинки. Вместе с Барышниковым выступала выдающаяся испанская танцовщица Ана Лагуна. Спектакль “Человек в футляре” представлял в Чикаго Big Dance Theater, известный своими экспериментальными работами в жанре танцевального театра.

В 2017 году в Музее выступала труппа парижского театра “Буфф дю Нор” (Théâtre des Bouffes du Nord). Давали спектакль Питера Брука “Поле битвы“ (“Battlefield“).

В январе 2011 года в Музее прошли гастроли театра “Betontanc” (Словения) и труппы “umka.lv” (Латвия). Мы увидели спектакль “Покажи свое лицо” по пьесе Андриса Гауя.

В Музее мы впервые встретились с Национальным театром Ирландии, известным всему миру под названием Abbey Theatre (по названию улицы в Дублине, где находилось здание). В Чикаго театр гастролировал со спектаклем “Терминус” по пьесе ирландского драматурга и сценариста Марка О’Роува.

Замечательным был спектакль “Евангелие детства” (английское название - “The Gospels of Childhood Triptych”) в постановке Ярослава Фрета польского театра “ZAR” - международной театральной труппы, основанной в польском городе Вроцлав членами Центра творчества великого режиссера XX века Ежи Гротовского.

В Музее дважды выступала одна из лучших экспериментальных театральных компаний Нью-Йорка Elevator Repair Service (ERS). В 2008 году был показан самый известный спектакль театра “Гатц” - восьмичасовая инсценировка романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда “Великий Гэтсби”. В марте 2014 года мы увидели спектакль “Аргумент” (“Arguendo”), в основе которого - реальная история, случившаяся в 1991 году в городке Саус-Бенд (штат Индиана). В местном клубе Kitty Kat Lounge танцовщицы плясали обнаженными. На них подали в суд. Артистки выставили встречный иск об ущемлении своих прав на том основании, что, согласно Первой поправке к конституции США, человек имеет право танцевать обнаженным. Суд штата Индиана с этим не согласился и отправил дело на рассмотрение в Верховный суд США... Театр из Нью-Йорка еще раз “пересмотрел” старое дело, обсуждая социальные и культурные вопросы, которые оно содержит. В спектакле рассматривалась вечная дилемма между свободой самовыражения и устоявшимися моральными принципами общества.

Крупным событием в театральной жизни Чикаго стали гастроли кукольной труппы Handspring Puppet Co. из Кейптауна (ЮАР) со спектаклем “Войцек на Хайвелде” (“Woyzeck on the Highveld”) по незаконченной пьесе “Войцек” немецкого драматурга Георга Бюхнера в постановке Уильяма Кентриджа. (Я рассказывал об этой труппе и ее руководителе в прошлом выпуске Театрального обозрения.)

Вспомним также необычный спектакль “Тридцать три оборота в минуту и несколько секунд” (“33 rpm and a few seconds”) ливанского артиста Раби Мроя и его жены Лины Санех, моноспектакль нью-йоркского актера и драматурга Тейлора Мака об истории популярной музыки (“An Abridged Concert of the History of Political Popular Music”), “черную” комедию “Третье крыло” (“Tercer Cuerpo”) театральной труппы из Буэнос-Айреса “Timbre 4”, спектакль талантливого французского хореографа Мон Ле Пладек “Демократия”.

Много было хороших спектаклей за эти годы в Музее современного искусства. Не пропустите новые представления!

Nota bene! Все спектакли серии “On Stage Lineages” пройдут в Музее современного искусства (Edlis Neeson Theater, 220 E. Chicago Ave., Chicago, IL 60611). Билеты - на сайте mcachicago.org или по телефону 312-397-4010.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля Wampum. Фото - ©2022 Bruce Clayton Tom

Фото 2. Сцена из спектакля “Moving Alternatives”. Фото - Laurent Philippe/Divergence Images

Фото 3. Сцена из спектакля Super Nothing”. Фото - Амелия Голден

Фото 4. Сцена из спектакля KLII”. Фото - Мария Баранова

25 янв. 2025 г.

Trap Door Theatre: премьера и гастроли. На сцене - герои Ясенского и Виткевича


Тридцать первый сезон чикагский Trap Door Theatre продолжает премьерой - спектаклем “Бал манекенов” (“The MannequinsBall”) по пьесе Бруно Ясенского. Перевод - Даниэль Геролд. Режиссеры - актриса и директор театра Николь Виснер и резидент-хореограф Мигуэл Лонг. В ролях: Маржена Буковска (Левазен), Дэн Кобблер (господин Арно), Женевьева Коркери (Господин), Кэт Эванс (Анжелика), Шаил Моди (Манекен лидер), Эмили Никелсон (Соланж), Гас Томас (Господин).

Сатирический фарс, как автор называл свою пьесу, рассказывает о бесчеловечности современного (пьеса написана в 1930 году) общества. В ней люди превращаются в живых бездушных манекенов, а манекены, наоборот, приобретают человеческие качества. Наличие головы - еще не признак ума, говорит нам автор, и мы понимаем, насколько он прав...
Бруно Ясенский (1901-1938) - родившийся в Российской империи польский писатель еврейского происхождения. Окончил Краковский университет. Примыкал к группе польских футуристов. Жил в Париже, откуда был дважды выслан за коммунистическую пропаганду. С 1929 
года в Москве. С 1930 года - член ВКП(б). Один из первых членов Союза писателей СССР. Несколько лет возглавлял журнал “Иностранная литература”. Один из авторов просталинской агитки “Беломоро-Балтийский канал имени Сталина”. Писал на русском, польском и французском языках. Пьеса “Бал манекенов” написана на русском языке.


Судьба Ясенского была трагичной. Он свято верил в идеалы коммунизма, обличал врагов народа и, как многие наивные романтики, попал под жернова бесчеловечной системы. Летом 1937 года писатель был снят со всех должностей и исключен из Союза писателей за так называемую “контрреволюционную деятельность”. О его аресте рассказывал писатель Дмитрий Быков: “...В тридцать восьмом за Фединым приехали. Он пошел к черной машине и тут увидел, что ордер выписан не на него, а на Бруно Ясенского. Он сказал: “Плохо работаете, товарищи!” - и указал на дачу, где жил Ясенский. Пастернак этим поступком очень возмущался. Почему? Потому что надо было поехать! Там бы недоразумение вскрылось, и, глядишь, удалось бы спасти еще и Ясенского. Или погибнуть за него. Но, в общем, как-то сломать движение адского конвейера, хоть на миг нарушить его, заставить, что ли, одуматься - до чего дошли, вместо одного писателя хватают другого...”. Тот же Быков говорил, что “никто из поэтов тридцатых годов не оставил стихов о тридцатых, кроме тех, кто уже сидел, как Бруно Ясенский”. Вот это стихотворение, написанное Ясенским в Бутырской тюрьме: “...Но я не корю тебя, Родина-мать, Я знаю, что только в сынах разуверясь, Могла ты поверить в подобную ересь И песню мою, как шпагу, сломать. Что ж, видно, не много создать мне дано И, может быть, стань я с эпохою вровень, Мое громогласное “Я невиновен!” Услышано было б моею страной. На стыке грядущих боев и коммун Оборванной песни допеть не успел я, И образы виснут, как яблоки спелые, Которых уже не сорвать никому. Шагай, моя песня, в знаменном строю, Не плачь, что так мало с тобою мы пожили. Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли - Отчизна заметит ошибку свою...”.

Сведения о смерти Ясенского противоречивы. По официальным данным утверждалось, что он умер в ссылке в 1941 году. По данным общества Мемориал, дата и причины его смерти были сфальсифицированы. В действительности он был расстрелян на полигоне Коммунарка в 1938 году. Реабилитирован посмертно.

Сохранилось не только стихотворение - до нас дошли афоризмы Ясенского. Вот лишь некоторые из них. “Нигде так быстро не разговоришься с людьми, как в поезде, в тюрьме и в пивной.” “Тверди, как заповедь божью: правда не может стать ложью!” “Хотите учить других - сами сначала поучитесь. Пока люди не поумнеют, ничего с ними не сделаете. А поумнеют - без вас поймут.” “Вредно давать волю языку. Поменьше говори, побольше слушай.” И, конечно, его самые знаменитые фразы: “Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существует на земле предательство и ложь”.


В феврале 2025 года со спектаклем “Прагматики” по первой опубликованной пьесе С.Виткевича “Pragmatyści” (1919 год) театр отправится на гастроли в Польшу. Режиссер - Желько Дюкич. Художники - Желько и Наташа Дюкичи. Дизайн костюмов - Наташа Дюкич. В ролях: Венис Эврихарт (Мамалия), Дэвид Лавджой (Ребис), Мануэла Рентея (Мамми), Кит Сурни (Вон Телек), Кевин Вебб (Пласфодор). В спектакле звучит музыка Наташи Богоевич. Действие спектакля происходит в одной комнате, которая одновременно является камерой пыток, пространством сердечных переживаний и местом проведения концерта. Перед глазами у двух бывших друзей - разрушенный мир, растерянность, отчаяние, а сами они - “прагматики”. Вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза, они пытаются найти болеутоляющие отговорки и проживают прошлое заново, а будущее - заранее...

Гастроли приурочены к стосорокалетию со дня рождения замечательного польского писателя, философа, драматурга, предшественника театра абсурда, приверженца театра Чистой Формы Станислава (Виткация) Виткевича. 15 и 16 февраля Trap Door Theatre сыграет свой спектакль в архиве-музее Тадеуша Кантора “Крикотека” (Cricoteka-The Tadeusz Kantor Museum) в Кракове. Один из известнейших европейских театральных режиссеров второй половины XX века, Кантор поставил множество пьес Виткевича и оказал огромное влияние на авангардный стиль чикагского театра.

21 февраля Trap Door Theatre  выступит в Театре имени Виткевича (Teatr Witkacy) в городе Закопане. В этом году польскому театру исполняется сорок лет. Основатель и художественный руководитель театра Анджей Джук работал в Trap Door Theatre. В сезоне 2014-15 годов на сцене чикагского театра в его постановке шел спектакль “Джон До”, созданный по мотивам пьесы Виткевича “Безумец и монахиня”. В беседе со мной основательница и художественный руководитель Trap Door Theatre Беата Пилч сказала, что с Театром Виткевича связаны ее первые настоящие театральные впечатления: “Я влюбилась в спектакли театра еще девчонкой и слежу за его жизнью тридцать лет. Театр находится в дивном месте, на юге Польши, в горах. Каждый раз, когда оказываюсь там с моими американскими актерами, беру их с собой, чтобы показать величайшие спектакли на Земле. В течение дня мы гуляем по горам, а вечером идем в театр. Что может быть лучше этого?”

1 марта Trap Door Theatre сыграет свой спектакль в Teatr Druga Strefa в Варшаве. С 1989 года этот театр стал одной из первых негосударственных репертуарных площадок в Польше.

Последний раз Trap Door Theatre гастролировал в Европе в 2018 году, и для всех участвующих в спектакле артистов это будет их первое выступление в Польше.

2 и 3 февраля спектакль “Прагматики” можно будет увидеть на родной сцене Trap Door Theatre в Чикаго. Все доходы пойдут на предстоящую поездку в Польшу.

Nota bene! Билеты на спектакли “Бал манекенов” и “Прагматики” - на сайте trapdoortheatre.com/ или по телефону 773-384-0494. Спектакли идут в помещении Trap Door Theatre (1655 West Cortland Street, Chicago, IL 60622).

Фотографии к статье:

Фото 1. Постер спектакля Бал манекенов. Фото - Trap Door Theatre

Фото 2. Бруно Ясенский. Фото - ru.wikipedia.org/

Фото 3. Сцена из спектакля “Прагматики”. Фото - Крис Попио

Бела Барток. 80 лет со дня смерти. Симфонический центр, 30 января - 4 февраля 2025 года


30 января, 1 и 4 февраля, 7.30 pm; 31 января, 1.30
pm. Первые в этом году концерты Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО) в родном зале. В программе: симфоническая поэма “Дон Жуан” Р.Штрауса, Концертная симфония для органа и оркестра Э.-П.Салонена (солистка - Ивета Апкална), Концерт для оркестра Б.Бартока. За дирижерским пультом - музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско Эса-Пекка Салонен. Он занимает эту должность с 2020 года, уходит со своего поста в конце нынешнего сезона.


В Концертной симфонии Салонена в Чикаго дебютирует органистка из Латвии Ивета Апкална. Она родилась в городе Резекне, окончила Латвийскую музыкальную академию в Риге, Гилдхоллскую школу музыки и театра в Лондоне и Штутгартскую высшую школу музыки. Выступала с ведущими оркестрами мира. Живет в Берлине и Риге. Концертную симфонию для органа и оркестра Салонен написал по коллективному заказу шести оркестров: Симфонического оркестра польского радио, фонда Берлинского филармонического оркестра, Симфонического оркестра финского радио, Парижского симфонического оркестра, Лос-Анджелесского филармонического оркестра и филармонии Гамбурга. Новое сочинение композитор написал для Апкалны и французского органиста Оливера Латри, которые независимо друг от друга обратились к композитору с просьбой написать что-то для органа. Апкална стала первой исполнительницей. Премьера прошла в Катовице 13 января 2023 года на открытии нового органа в местном концертном зале. Симфоническим оркестром Польского радио дирижировал композитор. Позднее на концертах Берлинского филармонического оркестра 19 января 2023 года и Парижского симфонического оркестра 25 января 2023 года солировал Оливье Латри.


Эта и следующая программы ЧСО посвящены восьмидесятилетию со дня смерти венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945). Он родился в маленьком трансильванском (ныне - румынском) городке Надьсентмиклош. В семь лет потерял отца, воспитывала будущего композитора и его младшего брата мать. Она работала учительницей и в поисках жалования переезжала из одного городка в другой. В 1899 году Барток поступил в Будапештскую академию музыки, а уже спустя восемь лет преподавал там в качестве профессора на отделении фортепиано. Октябрьский переворот в России и создание так называемой Венгерской советской республики в 1919 году встретил с энтузиазмом. Вместе с Золтаном Кодаем разрабатывал план демократических реформ в музыкальной жизни Венгрии.

В десятые годы в Симфоническом центре были популярны концерты серии “Вокруг произведения” (“Beyond the Score”) английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни. В своих программах он рассказывал не только о произведениях, но и воссоздавал ауру времени, в которой жили и творили композиторы. В программе о балете Бартока “Чудесный мандарин” Макберни показал документальный фильм 1918 года с отрывками из выступлений тогдашнего руководителя Венгерской советской республики Бела Куна. Барток был не только лично знаком с Куном. Друзья Бартока были министрами в правительстве Куна. Свою единственную оперу “Замок герцога Синяя борода” он сочинил в 1911 году, а вторую редакцию сделал в 1917 году на фоне начавшегося в Венгрии большевистского террора. После падения советской власти и победы сторонников Миклоша Хорти композитор попал в черные списки. Ему пришлось убрать имя либреттиста Белы Балажа. (Концертное исполнение оперы состоится 6-8 февраля, так что о ней - в следующий раз.) После прихода нацистов к власти Барток отказался выступать в Германии. В знак протеста против аншлюса вышел из состава Союза композиторов Австрии, перевел свой архив в Швейцарию. Уезжать долгое время отказывался, но в 1940 году эмигрировал в Америку, где оказался в хорошей компании с крупнейшими европейскими композиторами своего времени - Хиндемитом, Рахманиновым, Шенбергом, Стравинским. Барток читал лекции в Колумбийском университете, в 1945 году получил американское гражданство. В том же году умер в возрасте шестидесяти четырех лет. Неоконченными остались его Третий фортепианный концерт и Концерт для альта с оркестром. 

2 марта 1939 года в Чикаго состоялась американская премьера Второго фортепианного концерта Бартока. Солировал двадцатипятилетний пианист из Чикаго Сторм Балл (он в то время учился в Будапеште), ЧСО дирижировал его тогдашний музыкальный руководитель Фредерик Сток. Сам Бела Барток выступал в Чикаго лишь два раза - 20 и 21 ноября 1941 года. Он солировал во Втором фортепианном концерте, ЧСО дирижировал маэстро Сток. Музыкальный критик Chicago Tribune Эдвард Барри писал: “Мы были впечатлены огромной энергией Концерта, непревзойденным мастерством, с которым композитор обращается с меняющимся гармоническим фоном, сложным способом использования динамических перепадов, ясными и значимыми мелодиями”.

За 75 минут до начала концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся беседы музыковеда Робби Эллиса об исполняемых произведениях.

1 февраля, 10.00 и 11.45 am. В серии “CSO for Kids: Once Upon a Symphony” - басняКрасная курочка” (“The Little Red Hen”). Исполнители - музыканты ЧСО. Ведущий -  Тесс Галбиати. “Красная курочка” - американская басня, впервые опубликованная Мэри Мейпс Додж в St. Nicholas Magazine в 1874 году. В басне рассказывается о том, как корова, лошадь и свинья по очереди отклоняют просьбы курицы помочь ей посеять пшеницу. Тогда она сделала все сама, собрала урожай и испекла пирог. Тут же пришли “друзья” и предложили помочь ей съесть его. Курочка вспомнила все, сказала: “Хороша ложка к обеду” и оставила пирог для своих цыплят... Концерты серии идеально подходят для детей в возрасте от трех до пяти лет. Приходите всей семьей и прививайте детям любовь к музыке! Концерты готовятся совместно с Чикагским детским театром, который помогает с костюмами и декорациями. Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.


2 февраля, 3.00 pm
. После недавнего концерта Жана Ива Тибоде в воскресной серии сольных фортепианных концертов выступит еще один французский пианист - двадцатисемилетний Александр Канторов. В программе: произведения Б.Бартока, И.Брамса, С.Рахманинова, Ф.Листа, И.С.Баха.

Музыкальный мир узнал о Канторове после его победы на XVI Международном конкурсе имени Чайковского в 2019 году. Канторов родился под Парижем в музыкальной семье выходцев из России. Занимается на фортепиано с пяти лет. После консерватории учился в частной школе у педагога Рены Шерешевской - той самой, которая воспитала Люку Дебарга. В интервью радиостанции Свобода Шерешевская рассказала, как возник в жизни Канторова конкурс Чайковского: “У Александра уже была своя неплохая карьера. Я спросила его: “Зачем тебе Конкурс Чайковского?” Он ответил: “Конкурс Чайковского - это история. Я хочу принадлежать ей”. Этот ответ меня тронул. У нас впереди было два года, и я решила, что мы будем готовиться. Результат вы знаете. Канторов стал первым французом в истории конкурса, получившим первую премию среди пианистов и Гран-при как лучший музыкант. Теперь он не только принадлежит истории конкурса, но и оказался на одной орбите с такими великими лауреатами, как Ван Клиберн, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Джон Лилл, Владимир Крайнев...”.

Канторов - лауреат престижной Gilmore Award. Предстоящий концерт станет дебютом пианиста в Симфоническом центре, но не в большом Чикаго. Летом 2022 года он выступил в камерном концерте на Музыкальном фестивале Равиния. С прославленным немецким баритоном Маттиасом Герне они исполнили песни Ф.Шуберта.

2 февраля, 3.00 pm. Концерт музыкантов ЧСО в Чикагском университете (CSO Chamber Music at the University of Chicago). В программе: Квинтет для кларнета ля мажор В.А.Моцарта, “Квартет на конец времени” О.Мессиана. Исполнители: Роберт Чен, скрипка; Квинг Хью, скрипка; Лоуренс Нойман, альт; Джон Шарп, виолончель; Стивен Уильямсон, кларнет; Уми Гарретт, фортепиано.

В 1940 году тридцатиоднолетний главный органист Церкви святой Троицы в Париже, французский композитор Оливье Мессиан (1908-1992) был мобилизован в действующую армию и вскоре попал в плен. После неудачной попытки побега он был отправлен в силезский концлагерь для военнопленных близ Герлица (ныне - Згожелец, Польша). В этих тяжелых условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая своих товарищей, но и нашел в себе силы противостоять кошмарной действительности, “воюя” своим профессиональным оружием - музыкой. Композитор выпросил у одного немецкого офицера, любителя музыки, нотную бумагу, и в январе 1941 года на свет появился “Квартет на конец времени” для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Инструментальный состав партитуры был предопределен присутствием в лагере именно этих музыкантов.

Создание музыки за колючей проволокой - случай не такой уж беспрецедентный. Вспомним Виктора Ульмана, два года сочинявшего музыку в “образцовом” гетто  - концлагере в Терезине. То же самое произошло с сочинением Мессиана. “Квартет на конец времени” был впервые исполнен 15 января 1941 года лагерными музыкантами Этьеном Паскье (скрипка), Жаном ле Булером (кларнет), Анри Акока (виолончель) и самим композитором перед тысячами пленных. Премьера состоялась при тридцатиградусном морозе, на неисправных инструментах: расстроенном пианино, трехструнной виолончели, с западающими клапанами у кларнета. “Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием,” - скажет потом Мессиан. Историю создания произведения композитор впоследствии объяснял так: “Я сочинил этот Квартет для того, чтобы уйти от снега, войны, плена и самого себя”. По признанию Мессиана, он был вдохновлен цитатой из Апокалипсиса: “И увидел я Ангела, полного сил, спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было как солнце, а ноги его были как огненные колонны. Он поставил правую ногу на море и левую на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков, и сказал: не будет больше Времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна Божия свершится”. При этом в беседе с музыковедом А.Голеа Мессиан отметил, что название Квартета имеет второй смысл - конец музыкального времени, основанного на мерной метрической пульсации классической музыки. Теологическая эсхатология породила эсхатологию музыкальную. В Квартете отсутствует метр, замененный абсолютно свободными, независимыми ритмическими фразами. В них господствует стихия дополнительных длительностей, увеличенных и уменьшенных ритмов.

Произведение поразило современников величием замысла и подвигом исполнения. “Квартет на конец времени” не заканчивается “концом времени”. В финале произведения музыка уходит в “неземные выси” высших регистров инструментов, воплощая, по словам Мессиана, “вознесение человека к Богу, дитя божьего к Отцу, к обожествленному творению” или, как сказали бы люди нерелигиозные, “вознесение” к идеалам гуманизма, миру чувств и страстей. Ведь даже в те самые страшные времена мессиановский Квартет убеждал узников концлагеря, что никогда не остановится великое движение жизни, никогда не исчезнет стремление человека к гармонии и красоте. Какой жизнестойкостью надо обладать, чтобы в “конце времени” воздать хвалу вечности и бессмертию!

После Квартета Мессиан чувствует невероятный прилив вдохновения и на едином дыхании создает подряд три крупных произведения: “Образы слова Аминь” для двух фортепиано (1943 год), Три маленькие литургии для женского хора, фортепиано, волн Мартено и оркестра (1944 год), “Двадцать взглядов на младенца Иисуса” для фортепиано (1944 год). Но это уже сюжет для другой истории... (В аннотации использованы материалы монографии В.Екимовского “Оливье Мессиан”.)

Обратите внимание. Концерт пройдет в помещении Mandel Hall at University of Chicago (1131 E 57th St, Chicago, IL 60637).

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Бела Барток. Фото - www.classicalmusicnews.ru/

Фото 2. Ивета Апкална. Фото - Нилс Вилнис

Фото 3. Эса-Пекка Салонен. Фото - Клив Барда

Фото 4. Александр Канторов. Фото - Саша Гусев

21 янв. 2025 г.

Дирижирует Марк Минковски. Концерты оркестра “Music of the Baroque”


В разгаре - пятьдесят четвертый сезон чикагского оркестра “Music of the Baroque”. Сезон называется “С самого начала”, он посвящен шедеврам барочной музыки. В первых четырех программах мы услышали (среди прочего) ораторию “Сотворение мира” Й.Гайдна, сочинения Г.Ф.Телеманна и А.Вивальди, Рождественскую ораторию И.С.Баха, праздничные вечера барочной музыки. Пятая программа называется “Дирижирует Минковски”. В программе: Большой концерт фа мажор Г.Ф.Генделя, сюита из оперы “Бориады” Ж.-Ф.Рамо, Сорок первая (“Юпитер”) симфония В.А.Моцарта. Оркестром “Music of the Baroque” впервые дирижирует признанный мэтр барочной музыки, французский маэстро Марк Минковски. Он родился в семье врачей: дедушка - известный психиатр российского происхождения Эжен (Евгений Айзикович) Минковски (1885-1972), отец - профессор педиатрии и один из основателей неонатологии Александр Минковски (1915-2004). Марк начинал как фаготист, однако настоящих успехов добился на дирижерском поприще. В традиционных классических оркестрах играть ему было скучно, и он уже в двадцать лет основал новый, назвав его “Les Musiciens du Louvre” (“Музыканты Лувра”). Исполнял оркестр, в основном, барочную музыку, среди которой важную роль играла французская - сочинения Люлли, Рамо, Мондовиля. Вскоре к оркестру пришла известность. Коллектив во главе с Минковски выступал на крупнейших музыкальных фестивалях Европы, исполняя оперы Генделя, Моцарта, Массне, Верди. С 2013 по 2017 год Минковски был музыкальным руководителем Недели Моцарта в Зальцбурге, с 2016 по 2021 год - генеральным директором Национальной оперы Бордо, с 2008 года - музыкальным руководителем оркестра “Sinfonia Varsovia”. В последнее десятилетие Минковски расширил свой репертуар, включив в него сочинения крупнейших композиторов XX века: от М.Равеля и И.Стравинского до Джона Адамса и Оливье Грейфа. Вот небольшой фрагмент интервью дирижера Дмитрию Ренанскому (издание Open Space).

- Вы далеко продвинулись в своих штудиях романтической музыки: сначала были Берлиоз и Оффенбах, потом - Вагнер. Что дальше - неужели Малер?
- Если считать, что все дирижеры делятся на тех, кто предпочитает Малера, и тех, кто выбирает Брукнера, я явно принадлежу ко второму типу... Я дирижировал его Третьей симфонией с оркестром театра
 La Fenice, делал Четвертую в Зальцбурге с оркестром “Моцартеума” - и это не считая Нулевой симфонии, которую я играл со многими оркестрами. Я и впредь намерен уделять Брукнеру особое внимание. Одно из самых моих сильных слушательских впечатлений от музыки Брукнера связано с русскими исполнителями. Я говорю о записи полного цикла симфоний, осуществленного Геннадием Рождественским: едва ли не самое страстное прочтение, которое я только знаю. К тому же я плотно занят изучением музыки Баха, а Бах и Брукнер составляют неразрывное целое.
- И все-таки: насколько хронологически далеко простираются ваши профессиональные интересы? Знаю, вы играете Джона Адамса и Филипа Гласса, часто дирижируете Третьей симфонией Гурецкого, но минимализм - слишком очевидный репертуар для музыканта с барочным бэкграундом. А, допустим, Стравинский и другие неоклассицисты?
- Разумеется, “Пульчинелла”, Пуленк, Онеггер - но и с “Весной священной” я бы тоже мечтал поработать. Более того, меня привлекает и современная тональная музыка. Как вы понимаете, делать такие заявления в
 La Belle France, на родине Пьера Булеза, мягко говоря, небезопасно. Но что я могу поделать, если мне нравится, к примеру, поздний Пендерецкий, или Губайдулина?

В качестве приглашенного дирижера Минковски музицирует не так часто, поэтому его дебют с чикагским барочным оркестром приобретает особое значение.

25 января, 7.30 pm, Театр музыки и танцаХаррис” (Harris Theater for Music and Dance, 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601); 26 января, 3.00 pm, North Shore Center (North Shore Center for the Performing Arts, 9501 Skokie Blvd., Skokie, IL 60076).

Расскажу о следующих концертах сезона.


Программа
N6: “ФеодораГенделя”. В программе: драматическая оратория “Феодора” Г.Ф.Генделя. В главных партиях: Феодора - Шерезада Пантаки, Дидим - Йестин Дэвис, Ирина - Эллисон Макхарди, Септимий - Дэвид Портилло, Валент - Джонатан Вуди. Оркестром и хором “Music of the Baroque” руководит главный приглашенный дирижер Николас Кремер. Концерты организованы в честь восьмидесятилетия со дня рождения маэстро.

Оратория, написанная по английскому либретто Томаса Морелла, рассказывает о христианской мученице Феодоре и ее римском возлюбленном Дидиме. Премьера в театре Ковент-Гарден 16 марта 1750 года прошла без особого успеха. Это уже потом “Феодору” объявили шедевром. Сам Гендель называл ораторию своим любимейшим сочинением. В наше время она исполняется редко, ибо требует особых голосов. Уверен, что маэстро Кремер выбрал достойных исполнителей.

2 марта, 7.30 pm, North Shore Center; 3 марта, 7.30 pm, Harris Theater.


Программа N7
: “Моцарт и его наставники”. В программе: Симфония фа мажор Й.Мысливечека, Тринадцатый фортепианный концерт (пианистка - дама-командор ордена Британской империи Аймоджен Купер) и Тридцать первая (“Парижская”) симфония В.А.Моцарта, Симфония соль мажор И.А.Хассе.

Еще одна необычная программа, в которой мы услышим сочинения друга и наставника Моцарта, чешского композитора и дирижера Йозефа Мысливечека (1737-1781) и современника Моцарта, немецкого композитора и педагога Иоганна Адольфа Хассе. Оркестром “Music of the Baroque” дирижирует музыкальный руководитель, дама-командор ордена Британской империи (этот почетный титул она получила в январе 2021 года) Джейн Гловер. За роялем - коллега Джейн, британская пианистка Аймоджен Купер. 6 апреля, 7.30 pm, North Shore Center; 7 апреля, 7.30 pm, Harris Theater.

Программа N8: “Небесные голоса”. В программе: песня “Processional” Т.Таллиса, Missa brevis Палестрины, Чакона Г.Перселла, “Beatus vir” К.Монтеверди, “Ave verum corpus” У.Берда, Канон и жига И.Пахельбеля, “Гимн ночиЖ.-Ф.Рамо, мотет “Singet dem Herrn ein neues Lied” И.С.Баха. Оркестром и хором “Music of the Baroque” дирижирует Николас Кремер.

С самого начала музыка барокко основывалась на хоровом пении, исполняемом в соборах. Финальный концерт сезона посвящен шедеврам духовной музыки от эпохи Возрождения и сочинений Палестрины до высокой энергии бессмертного баховского мотета. Что может быть более прекрасного и возвышенного?..

11 мая, 7.30 pm, Saints Faith, Hope, & Charity Church (191 Linden St., Winnetka); 12 мая, 7.30 pm, Fourth Presbyterian Church (126 E. Chestnut St., Chicago).

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты оркестра “Music of the Baroque” - по телефону 312-551-1414 и на сайте www.baroque.org/.

Фотографии к статье:

Фото 1. Марк Минковски. Фото - Бенджамен Челли

Фото 2. Николас Кремер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел

Фото 3. Джейн Гловер дирижирует “Music of the Baroque” . Фото - Эллиот Мандел