7 апр. 2025 г.

ЧСО и Балет Джоффри. Симфонический центр, 10 - 19 апреля 2025 года


10-11 апреля, 7.30 pm; 13 апреля, 3.00 pm
. Совместные с Балетом Джоффри концерты Чикагского симфонического оркестра (далее - ЧСО). В программе: Первая симфония французского композитора, дирижера, скрипача, королевского мушкетера, шевалье Жозефа Болонь де Сен-Жоржа, Сорок пятая (“Прощальная”) симфония Й.Гайдна, а также две мировые премьеры: балет “Вторая натура” на музыку Первой симфониетты американского композитора Кольридж-Тейлора Перкинсона в хореографии Эми Холл Гарнер и одноактный балет-пантомима “Бык на крыше” французского композитора Дариюса Мийо в хореографии Николаса Бланка. Дирижер - Гарри Бикет.

Французский композитор, дирижер, скрипач, шевалье, королевский мушкетер Жозеф Болонь де Сен-Жорж (1739-1799) - любопытнейшая личность в истории музыки. Он родился в Гваделупе в семье отца-француза и матери сенегальского происхождения. В Париже его называли “чернокожим Моцартом”. Во второй половине XVIII века сочинения шевалье де Сен-Жоржа часто звучали в домах французских аристократов, а в 2021 году неожиданно зазвучали и в Чикаго. В феврале 2021 года в рамках серии “Black History Month” ЧСО исполнял произведения композиторов афроамериканского происхождения, в том числе - Третью скрипичную сонату де Сен-Жоржа. В апреле 2021 года в серии камерных концертов музыкантов Civic Orchestra of Chicago прозвучал Пятый струнный квартет де Сен-Жоржа. На открытии сезона 23 сентября 2021 года ЧСО под управлением Риккардо Мути впервые в своей истории исполнил увертюру к комической опере де Сен-Жоржа “Анонимный любовник” (“L’Amant anonyme”) - единственной, сохранившейся до наших дней.

Первую симфонию де Сен-Жоржа мы слышали в январе 2023 года на концерте чикагского оркестра “Music of the Baroque”. ЧСО исполняет это произведение впервые.

Первые в истории совместные концерты Балета Джоффри и ЧСО состоялись в мае 2019 года. Впереди нас ждет третий подобный эксперимент. Коротко - о создателях балетных композиций. Эми Холл Гарнер родилась в городке Хантсвилл (штат Алабама). Выпускница Джульярдской школы. Ее композиции ставились в ABT Studio Company, The Juilliard School, The Ailey School, Barnard College, Columbia Ballet Collaborative. Гарнер работала хореографом у Бейонсе во время ее мирового тура “The Mrs. Carter Show”. Участвовала в создании театральных спектаклей, в числе которых - “The Color Purple” (Milwaukee Repertory Theater, Милуоки) и “Invisible Thread” (Second Stage Theater, Нью-Йорк). В 2018 году участвовала в программе Alvin Ailey’s New Directions Choreography Lab. Один из первых лауреатов Joffrey Ballet’s Choreography of Color Award (Winning Works). Профессор New York University’s New Studio on Broadway at Tisch School of the Arts. Ее композицию “As the Wind Blows” мы видели в мае 2022 года в исполнении танцевальной компании Hubbard Street Dance Chicago.

Николас Бланк - бывший солист балета. Получил образование в Академии танца в Монте-Карло. Танцевал в балетных компаниях Ниццы и Дюссельдорфа. С 2004 года - ведущий солист Балета Сан-Франциско, с 2009 года - балетмейстер Шотландского балета, с 2015 года - руководитель репетиционного отдела Балета Джоффри. В сентябре 2021 года мы видели в его хореографии пьесу “Beyond the Shore” на музыку Мэйсона Бейтса, в октябре 2021 года - композицию “Under the Trees’ Voices”, возобновление которой прошло на недавней программе Балета Джоффри в феврале. В композиции прозвучали фрагменты Второй симфонии итальянского композитора Эцио Боссо, умершего 15 мая 2020 года в возрасте сорока восьми лет.

О будущем, юбилейном сезоне Балета Джоффри читайте в Танцевальном обозрении в этом выпуске нашей газеты.

Британский маэстро Гарри Бикет является художественным руководителем барочного оркестра The English Concert (Лондон) и музыкальным руководителем Оперы Санта-Фе. За полтора часа перед началом концертов состоятся тридцатиминутные беседы журналиста Лароба Рафаэля об исполняемых произведениях.


12 апреля, 7.30 pm
. “Boleros de Noche.” Самые романтические мелодии и песни латиноамериканской музыки исполняют два трио: Tres Souls из Лос-Анджелеса (Росио Мендоса, Роберто Карлос, Хесус Мартинес) и Trío Remembranza из Пуэрто-Рико (Габриэль Родригес Ортис, Анхель Хименес, Анхель Камачо). Благодаря усилиям Роберто Карлоса подобные концерты с 2015 года ежегодно проходят в Лос-Анджелесе. Кто знает, возможно, в будущем и Чикаго присоединится к этой традиции.


15 апреля, 7.30 pm
. Только один день впервые в Чикаго выступит Укулеле-оркестр Великобритании. В его составе: Джордж Хинчлифф, Дэвид Суич, Ричи Уильямс, Эстер Гудман, Уилл Гроув-Уайт, Джонти Бэнкс, Питер Брук Тернер, Лейса Реа, Бен Роуз. Все играют (и поют) на гавайских гитарах разных размеров и регистров. Оркестр был основан в 1985 году, в его репертуаре - самая разная музыка: от классики (Чайковский) до поп- и рок-композиций (Пол Саймон, Нирвана, Beach Boys). Отличительная черта оркестра - непревзойденный британский юмор. Выступления оркестра иногда выглядят как пародии на чопорные классические оркестры.

19 апреля, 10.00 и 11.45 am. Концерты для самых маленьких из цикла “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”) называются “Абийойо” (“Abiyoyo”). Вторая программа цикла представляет собой адаптацию Питом Сигером африканской народной сказки “Абийойо”, в которой рассказывается история изгнанных из родного города мальчика и его отца. Виной всему страшный монстр Абийойо. Только победив его, отец с мальчиком смогут вернуться домой... Музыка Пита Сигера. Исполнители - музыканты ЧСО, актеры Шелби Мэри Эдвардс и Габриэль Леви. Концерты организованы в сотрудничестве с Чикагским детским театром.

В ближайшие два месяца в Симфоническом центре мы услышим три (!) симфонии великого австрийского композитора Густава Малера. Прибавьте к этому участие ЧСО в майском Международном фестивале музыки Малера в Амстердаме и получится, что для оркестра наступает время Малера. Но об этом - в следующем выпуске Музыкального обозрения.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра - на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.

Фотографии к статье:

Фото 1. Гарри Бикет. Фото - Дарио Акоста

Фото 2. Trío Remembranza. Фото - cso.org

Фото 3. Укулеле-оркестр Великобритании. Фото - Стефан Магер

5 апр. 2025 г.

Steppenwolf: “Книга Грейс” и новый сезон. Только премьеры


Продолжается сорок девятый сезон Steppenwolf Theatre. 27 марта на новой сцене театра (Ensemble Theater) состоялась чикагская премьера спектакля “Книга Грейс” (“The Book of Grace”) по пьесе лауреата Пулитцеровской премии Сюзан-Лори Паркс. Режиссер - Стив Броднакс Третий. В ролях: артист театра Намир Смолвуд (Бадди) и приглашенные артисты Зайнаб Джа (Грейс) и Джером Престон Бейтс (Вет).

Драматическая история взаимоотношений членов одной семьи. Главная героиня Грейс ищет хорошее во всем: в правилах своего мужа, в границе, которую он патрулирует, в возвращении сына. Но жажда добра не может изменить прошлое, которое регулярно напоминает о себе...


Драматург Сюзан-Лори Паркс стала первой афроамериканкой, получившей Пулитцеровскую премию за лучшую пьесу года. Правда, это была не “Книга Грейс”, а другая пьеса - “Topdog/Underdog” (2002 год). Бродвейская постановка, сделанная в год двадцатилетия пьесы, в 2023 году, получила премию “Тони” в категории “Лучшее возобновление”. (Об этой пьесе - ниже.) Прошлый сезон 2023-24 годов тоже был для Паркс удачным: мировые премьеры постановок по ее новым пьесам прошли в Guthrie Theater (Миннеаполис, “Sally & Tom”) и в Joes Pub (Нью-Йорк, “Plays for the Plague Year”, The Drama Desk Award for Best Music in a Play).

Несколько слов о творческой команде. Стив Броднакс Третий хорошо знаком с драматургией Сюзан-Лори Паркс. Именно он был режиссером мировой премьеры спектакля “Sally and Tom (Public Theatre/Guthrie Theatre). В его послужном списке - спектакль “Thoughts of a Colored Man” на Бродвее, спектакли “Appropriate (Old Globe, Сан-Диего), “The Hot Wing King и “Sunset Baby (Signature Theatre, Арлингтон, Вирджиния), “The First Deep Breath” (Geffen Theatre, Лос-Анджелес). Он - профессор театрального отделения и декан режиссерского отделения Penn State University.

Исполнительница главной роли Зайнаб Джа играла на Бродвее в спектаклях “Eclipsed”, “Venus”, Boesman and Lena”, на офф-Бродвее в спектаклях “School Girls”, “Or, The African Mean Girls Play”. Актриса много снимается в фильмах и сериалах. Среди ее работ в кино - “Reunion”, “Farewell Amor”, “All Dirt Roads Taste of Salt”, “Black Panther”; среди сериалов - “Only Murders in the Building”, “Homeland”, “Elementary”.


Намир Смолвуд
родился в городе Ньюарк (штат Нью-Джерси). Выпускник университета Миннесоты и актерской программы Guthrie Theater (Миннеаполис). Играл на Бродвее в спектакле “Pass Over” и в офф-бродвейской постановке “Pass Over” в Lincoln Center. Член труппы Steppenwolf Theatre с 2017 года. Сыграл главные роли в спектаклях театра “The Hot l Baltimore”, “BLKS”, “True West”, “Чайка”, “Глюки” (“Bug”), “Last Night and the Night Before. Среди спектаклей других театров Чикаго - “The Lost Boys of Sudan” (Victory Gardens Theater), “Charm” (Northlight Theatre), “The Grapes of Wrath” (The Gift Theatre), “East Texas Hot Links” (Writers Theatre). Снимался в сериалах “Chicago Fire”, “Betrayal”, “Elementary”, “American Rust”.

Джером Престон Бейтс играл на Бродвее в спектаклях “Seven Guitars”, “Stick Fly”, “Jitney”, “American Son”, “Death of a Salesman”; на офф-Бродвее в спектаклях Roundabout Theatre Company, The Public, Beckett Theatre, Abingdon Theatre, Circle Rep, Playwrights Horizon. С Виолой Дэвис играл в мировой премьере спектакля “Seven Guitars” в Goodman Theatre. Был занят в сериале “All My Children”.

Первая постановка “Книги Грейс” прошла весной 2010 года в Public Theatre (Нью-Йорк). В Steppenwolf Theatre спектакль идет до 18 мая.

Впереди нас ждет еще одна чикагская премьера - спектакль “Ты заболеешь” (“You Will Get Sick”) по пьесе Ноа Диаса. Старая сцена (Downstairs Theater). Режиссер - один из художественных руководителей театра Одри Френсис. В ролях: артисты театра Клифф Чемберлен, Эми Мортон, Намир Смолвуд. В аннотации к спектаклю говорится, что нас ждет “трогательная сага о болезни одного мужчины и стремлении его опекуна к осуществлению своей мечты”. Спектакль по этой пьесе успешно прошел в Roundabout Theatre (Нью-Йорк). Среди работ Ноа Диаса - сценарии к сериалам “Nine Perfect Strangers” (Hulu), “Up Here” (Hulu), “Joe vs. Carole” (Peacock). Дважды номинантка на премию “Тони” (за спектакли “Август: Округ Осейдж” и “Кто боится Вирджинии Вульф?”) актриса Эми Мортон возвращается с этим спектаклем на сцену Steppenwolf Theatre после более чем десятилетнего отсутствия. Спектакль идет с 5 июня по 13 июля.


Художественные руководители Steppenwolf Theatre Гленн Дэвис и Одри Френсис объявили планы на новый, юбилейный, пятидесятый сезон 2025-26 годов. В нем будет пять спектаклей, из них - одна мировая и две чикагские премьеры. Расскажу кратко о спектаклях сезона.

11 сентября - 2 ноября 2025 года. “Мистер Вольф” (“Mr. Wolf”) по пьесе члена труппы Раджива Джозефа. Старая сцена (Downstairs Theater). Режиссер - Тодд Фриман. В ролях: артисты театра Кейт Аррингтон, Тим Хоппер, Джеймс Винсент Мередит, Кэролайн Нефф. Премьера в Чикаго.

Четырнадцать лет назад у родителей украли младенца Терезу. Спустя пятнадцать лет девочку нашли и вернули в семью, которая почти потеряла надежду увидеть ребенка. Девочка семью не узнает... Автор пьесы задает зрителям неприятные, часто - провокационные вопросы. Что делает дом домом? С какими ужасами мы готовы столкнуться ради наших детей? Какую роль мы играем в их жизни?..

Автор этой семейной драмы Раджиф Джозеф родился в Кливленде. Изучал драматургию в Школе искусств при Нью-Йоркском университете. Живет в Бруклине. В театральной Америке стал известен после пьесы “Бенгальский тигр из багдадского зоопарка” (“Bengal Tiger at the Baghdad Zoo”). В 2010 году эта пьеса была в числе главных претендентов на Пулитцеровскую премию. Пьеса основана на реальных событиях, случившихся в Ираке в 2003 году. В первые дни войны из крупнейшего в стране багдадского зоопарка сбежал тигр. Вскоре он был найден мертвым на улице Багдада. Оказалось, что тигра застрелили два американских морских пехотинца. После убийства тигра солдат начал преследовать его призрак... Джозеф создал абсолютно оригинальное произведение о свободе, поисках смысла жизни, любви и смерти. На Бродвее в 2011 году роль Тигра исполнил Робин Уильямс. В чикагском Lookingglass Theatre пьеса была поставлена Хайди Стиллман в сезоне 2012-13 годов.

Весной 2023 года в Steppenwolf Theatre мы видели спектакль “Опишите ночь” (“Describe the Night”) по пьесе Джозефа - захватывающий триллер, действие которого происходит в России на протяжении девяноста лет, где есть и агенты КГБ, и руководители Польши, и даже Исаак Бабель.

Мировая премьера самой автобиографичной пьесы Джозефа “Король Джеймс” (“King James”) прошла в Steppenwolf Theatre в сезоне 2021-22 годов (режиссер - Кенни Леон). В спектакле рассказывалось о семи сезонах выдающегося американского баскетболиста, трехкратного чемпиона НБА Леброна Джеймса по прозвищу Король Джеймс в составе команды Кливленд Кавальерс.

О других пьесах Джозефа мне рассказал актер и режиссер Steppenwolf Theatre Ясен Пеянков: “Раджиф любит историю, и “Опишите ночь” - не первое его обращение к исторической теме. Он написал пьесу “Archduke” о Гаврило Принципе - политическом деятеле, убившем австро-венгерского эрцгерцога Франца Фердинанда. Это событие послужило поводом для начала Первой мировой войны. Еще одна пьеса Раджифа “Guards at the Taj” рассказывает о строительстве мечети Тадж-Махал в Индии. Над пьесой “Опишите ночь” Раджиф работал, находясь в Румынии и работая с румынскими актерами. Он очень интересуется историей и культурой стран Восточной Европы. В пьесе меня поразило не только знание материала, но и ощущение культуры тех мест. Как люди говорят, как общаются друг с другом, какие детали быта используют... Не возникает ощущения, что пьеса написана американским драматургом. Скорее, я бы подумал, что мы имеем дело с переведенной на английский язык пьесе драматурга из Восточной Европы. Раджиф как-то сказал мне: “Мне кажется, в одной из своих прошлых жизней я жил в Восточной Европе”.

Джозеф - двукратный лауреат премии Obie за лучшие новые произведения года. В 2016 году это была пьесаGuards at the Taj”, в 2018 - “Describe the Night. Живет в Бруклине.

6 ноября 2025 года - 4 января 2026 года. “Амадей” (“Amadeus”) по пьесе Питера Шеффера. Новая сцена (Ensemble Theater). Режиссер - член труппы и бывший художественный руководитель театра Анна Шапиро. В ролях: артисты театра Ян Барфорд, Роберт Бройлер, Тодд Фриман, Френсис Гинан, Салли Мерфи, Ясен Пеянков.

Спектакль о юном гении Вольфганге Амадее Моцарте, приехавшем покорять Вену, и об истории его взаимоотношений с придворным капельмейстером Антонио Сальери. Идя по пушкинским стопам, Шеффер подает этот сюжет, как историю медленного убийства гения посредственностью. Только если у Пушкина Сальери подсыпает яд в бокал шампанского и Моцарт умирает быстро, то английский драматург показывает медленное и мучительное убийство гения. Убийство длиною в жизнь... Биографы Моцарта давно усомнились в достоверности предложенной Пушкиным версии. Существует масса документов, свидетельствующих о том, что Сальери был непричастен к смерти Вольфганга Амадея, однако “красивая” версия убийства продолжает привлекать внимание художников.

Премьера спектакля по пьесе Шеффера состоялась в Лондонском королевском национальном театре в 1979 году. Спектакль получил премии Лоуренса Оливье и “Тони”. Фильм Милоша Формана по этой пьесе стал триумфом режиссера. Картина получила восемь премий “Оскар”.

Я видел “Амадей” в Лондонском королевском национальном театре (спасибо серии National Theatre Live!) в новой постановке Майкла Лонгхерста с Адамом Гилленом и Лусианом Мсамати в главных ролях. Особенностью спектакля стало то, что все произведения Моцарта исполнялись вживую оркестром Southbank Sinfonia. В Steppenwolf Theatre такого, конечно, не будет, и тем не менее интересно посмотреть, какой будет новая постановка лауреата премии “Тони” Анны Шапиро.

29 января - 22 марта 2026 года. Topdog/Underdog по пьесе Сюзан-Лори Паркс. Старая сцена (Downstairs Theater). Режиссер - лауреат премии “Тони” Кенни Леон. В ролях: один из художественных руководителей театра Гленн Дэвис и артист театра Намир Смолвуд. Братья Линкольн и Бут - чернокожие мужчины в Америке. Линкольн одевается, как его тезка, разыгрывает свое убийство за деньги и громко смеется. В это время Бут работает над своим “трехкарточным” делом. Соперничество братьев достигает апогея и грозит окружающим крупными неприятностями... После “Книги Грейс” Steppenwolf Theatre показывает спектакль по самой (пока) известной пьесе Паркс. (См. выше.) В 2003 году спектакль по этой пьесе уже шел на сцене театра. Нас ждет новая постановка.

9 апреля - 31 мая 2026 года. Windfall по пьесе Тарелла Элвина Маккрейни. Новая сцена (Ensemble Theater). Мировая премьера. Режиссер - Авойе Тимпо. В ролях: Гленн Дэвис и артисты театра Алана Аренас, Джон Майкл Хилл.

Когда Мак в стычке с местной полицией теряет ребенка, к нему приходят трое незнакомцев, советуют принять денежную компенсацию от города, переехать в другое место и забыть о своем горе. В противном случае его ждут большие неприятности... Спектакль о власти денег и нашей зависимости от них по новой пьесе драматурга и сценариста Тарелла Элвина Маккрейни, с 2010 года - члена труппы Steppenwolf Theatre. Маккрейни известен далеко за пределами Чикаго. На протяжении десяти лет он является драматургом-резидентом Королевской шекспировской компании (Royal Shakespeare Company). Оскароносный фильм Барри Дженкинса Лунный свет (Moonlight, 2016) основан на пьесе МаккрейниIn Moonlight Black Boys Look Blue“. Автор вместе с режиссером переделал пьесу в сценарий и был удостоен премии Оскар за лучший адаптированный сценарий. Маккрейни - автор сценария фильма Стивена Седерберга High Flying Bird, выпущенного на платформе Netflix в феврале 2019 года. С июля 2017 года Маккрейни работает деканом сценарного факультета Йельской театральной школы (Yale School of Drama), где он учился после окончания Театральной школы при DePaul University.

В сезоне 2018-19 годов в театре прошла мировая премьера спектакля Мисс Блэкк - в президенты (Ms Blakk For President) по пьесе Маккрейни и члена труппы театра Тины Ландау. Пьеса основана на реальной истории, случившейся в Чикаго. Действие спектакля происходит в 1992 году. На пост президента США от недавно образованной партии Queer Nation Chicago выдвигается актер, писатель, трансвестит Джоан Джетт Блэкк (настоящее имя - Теренс Смит). В программе кандидата - равенство людей независимо от их сексуальной и гендерной принадлежности. Джоан пытается привлечь на свою сторону политиков, принадлежащих к сексуальным меньшинствам, но сделать это оказывается непросто. Маккрейни исполнил главную роль миссис Блэкк, а Ландау выступила в роли режиссера.

В сезоне 2021-22 годов в Steppenwolf Theatre мы видели спектакль “Хор мальчиков” (“Choir Boy”, перевод мой) по еще одной пьесе Маккрейни о преподавателе в Школе для мальчиков, призванной воспитывать, как сказано в уставе, “этически безупречных афроамериканцев” (режиссер - Кент Гаш).

4 июня - 12 июля 2026 года. Catch as Catch Can по пьесе Мии Чанг. Старая сцена (Downstairs Theater). Премьера в Чикаго. Режиссер - член труппы Эми Мортон. В ролях: один из художественных руководителей театра Одри Френсис и артисты театра Гэри Коул, Тим Хоппер. Блудный сын возвращается к “синим воротничкам” в Новую Англию и становится в центре кризиса идентичности двух семей... Три актера исполнят шесть главных ролей, а участниками спектакля станет вся труппа театра.

Как видите, в юбилейном сезоне Steppenwolf Theatre продолжает традиции великой американской драматургии. От О’Нила до Олби, от Уильямса до Леттса - все лучшие американские пьесы разыгрываются в квартирах-домах. Оставляя Голливуду и телевидению красивую картинку, “Степной волк” уверенно занимает нишу главного интеллектуального развлечения. “Тарантиновщины” (являясь поклонником замечательных картин Квентина Т., я употребляю это слово в хорошем смысле) здесь нет. Хорошо это или плохо - вопрос другой. В “Степном волке” мне часто не хватает зрелищности и креативности, зато с избытком поднимаются важные общественные проблемы, в разных вариантах обсуждаются неблагополучные семьи и темы, которые обычно не принято обсуждать. Прямо как та часть тела, которая есть, а слова, ее обозначающего, нет...

Steppenwolf Theatre - лауреат двенадцати премий “Тони”, премии Illinois Arts Legend, единственный театр США, удостоенный Национальной медали искусств, старейший в США театр с постоянной труппой в сорок девять человек. Более сорока оригинальных постановок театра имели успех на национальном и международном уровнях, более ста тридцати мировых премьер оставили неизгладимый след в американском театре. В театре - три сцены. Старая - Downstairs Theater с залом на 515 мест, новая - Ensemble Theater с залом на 400 мест, камерная - 1700 Theater с залом на 80 мест.

Nota bene! Билеты на спектакли Steppenwolf Theatre - по телефону 312-335-1650, на сайте www.steppenwolf.org или в кассе театра по адресу: 1650 North Halsted Street, Chicago, IL 60614.

Фотографии к статье:

Фото 1. ЛОГО юбилейного сезона. Фото - Steppenwolf Theatre

Фото 2. Гленн Дэвис и Одри Френсис. Фото - Фрэнк Ишман

Фото 3. Steppenwolf Theatre. Фото - Джоел Мурман

Фото 4. Steppenwolf Theatre. Фото - James Steinkamp Photography

Joffrey Ballet. Семидесятый сезон. Старые и новые балеты


Сезон 2025-26 годов - юбилейный для нескольких театральных трупп. Театру Гудман (Goodman Theatre) в октябре исполнится сто (!) лет, “Степному волку” (Steppenwolf Theatre) - пятьдесят. Среди них старожилом выглядит и чикагская танцевальная компания Балет Джоффри (Joffrey Ballet), объявившая подробности нового, семидесятого (!) сезона. Нас ждут пять программ. Среди них - одна американская и одна чикагская премьеры балетов, а также десятилетие классического балета. Обо всем по порядку.

18-28 сентября 2025 года. “Кармен” (“Carmen”) на музыку Ж.Бизе. Хореограф - Лайам Скарлетт. Премьера в США.

Действие бессмертной истории любви перенесено в Испанию тридцатых годов XX века. Среди хаоса страны, находящейся на грани гражданской войны, разворачивается роман Кармен - женщины, которая осмеливается жить по своим собственным правилам, и влюбленного в нее дона Хозе. Второй, после “Франкенштейна” на музыку Лоуэлла Либермана, балет бывшего солиста, впоследствии - артиста-резидента Королевского балета Ковент-Гарден Лайама Скарлетта. После окончания карьеры танцовщика в 2012 году он сосредоточился на хореографии. Карьера Скарлетта развивалась блестяще. Он стал самым молодым хореографом в истории, которому Ковент-Гарден заказал постановку спектакля. Мировая премьера балета “Франкенштейн” состоялась в Ковент-Гарден в 2016 году, североамериканская - в 2017 году. Все закончилось в 2019 году, когда Скарлетт был отстранен от всех проектов в связи с обвинениями в сексуальных домогательствах. 15 апреля 2021 года Королевский театр Дании отменил его спектакль “Франкенштейн” из-за, как было сказано, “неподобающего поведения хореографа в 2018 и 2019 годах”. На следующий день - 16 апреля 2021 года - Скарлетт был найден мертвым в своей квартире. Ему было тридцать пять лет. Его друзья Алексей Ратманский и Дмитрий Черняков назвали происшедшее самоубийством. Позднее их версия была подтверждена.

5-28 декабря 2025 года. Что бы ни происходило в мире, каждый год в декабре Балет Джоффри представляет “Щелкунчик” (The Nutcracker) П.Чайковского. Этот год - не исключение. Долгие годы спектакль шел в хореографии основателя Балета Джоффри, выдающегося балетмейстера XX века Роберта Джоффри. В этом году мы отмечаем десятилетие “Щелкунчика” в хореографии двукратного лауреата премии “Тони” британского хореографа Кристофера Уилдона. Он пригласил в Чикаго звездную команду: художник-постановщик и дизайнер по костюмам - номинант на премию “Тони” Джулиан Крауч, куклы - лауреат премий Obie и Drama Desk Базил Твист, дизайнер по свету - лауреат премии “Тони” Наташа Катц, дизайнер по видеопроекциям - лауреат премии “Тони” Бен Перси. Действие балета разворачивается в Чикаго во время Всемирной выставки 1893 года. С 5 по 15 июня мы увидим еще один балет Уилдона - “Алису в Стране чудес” (“Alice’s Adventures in Wonderland”) на музыку английского композитора Джоби Талбота. Премьера балета состоялась в театре Ковент-Гарден в 2011 году. Балет Джоффри - первая американская балетная компания, представляющая “Алису...”.


19 февраля - 1 марта 2026 года
. Американские иконы (American Icons). В программе - композиции четырех великих артистов танца XX века: соучредителей балета Джоффри Роберта Джоффри и Джеральда Арпино, основателя труппы Джоффри Глена Тетли, танцовщицы и хореографа Марты Грэм.

“Цепной танец” (“Kettentanz”). Композиция Джеральда Арпино на музыку Иоганна Штрауса-младшего и Иоганна Майера. Одна из знаковых композиций Арпино создана под влиянием классического венского бала, состоит из девяти танцев. Журнал Dance Magazine назвал композицию “сюитой нежных миниатюр”.

“Светские игры” (“Secular Games”). Композиция Марты Грэм на музыку американского композитора Роберта Старера (1924-2001). Провозглашенная журналом Time “танцовшицей века”, Марта Грэм добилась не меньших успехов в качестве хореографа. “Светские игры” - остроумное исследование человеческой природы, рассказ о том, на что мы готовы пойти, чтобы произвести друг на друга впечатление. Премьера композиции состоялась в 1962 году и стала свидетельством изобретательности Грэм, навсегда изменившей границы балетной техники.

“Воспоминания” (“Remembrances”). Композиция Роберта Джоффри на музыку Рихарда Вагнера. Интимный дуэт двух женщин. Одна из них вспоминает о прошлой любви, другая претворяет воспоминания в танцевальные реконструкции. В этой композиции Джоффри вспоминает свое детство, родителей и женщин, которые сформировали его жизнь. Проживая заново жизнь, он превращает пережитый опыт в универсальные балетные упражнения.


“Добровольцы”
(“Voluntaries”). Композиция Глена Тетли на музыку Концерта соль минор для органа, литавр и струнных Франсиса Пуленка. Перед нами - танец как воплощение свободы, полета, жизни. Композиция, созданная в 1973 году, посвящена памяти великого британского танцовщика и балетмейстера Джона Кранко (1927-1973).

4 - 14 июня 2026 года. “Евгений Онегин” на музыку Ильи Демуцкого. Хореограф - Юрий Посохов. Совместная постановка Балета Джоффри и Сан-Францисского балета.

Чикагская премьера нового балета тандема Демуцкого-Посохова, известного нам по “Анне Карениной”. С нетерпением жду новой встречи с музыкой Демуцкого и хореографией Посохова.

С 3 октября 2025 года по 31 января 2026 года в чикагской галерее Wrightwood 659 пройдет выставка “The Joffrey + Ballet in the U.S”, посвященная истории Балета Джоффри. Впервые выставку показали в Нью-Йоркской публичной библиотеке в 2024 году. Выставка основана на архиве Джоффри, купленном Jerome Robbins Dance Division в 2017 году и ставшим крупнейшим приобретением библиотеки за десятилетие.

Со 2 ноября по 28 декабря 2025 года отдельные сценыЩелкунчикадемонстрируются на огромной стене ART on THE MART (from the “Jetty” section of the Chicago Riverwalk on Wacker Drive between Wells Street and Franklin Street).

В марте 2026 года Академия танца при Балете Джоффри (The Grainger Academy of The Joffrey Ballet) покажет работы своих студентов (Winning Works) в помещении Музея современного искусства. 

Художественный руководитель Балета Джоффри - Эшли Уитер, президент и генеральный директор - Грег Кэмерон. Он говорит: “Семьдесят лет назад Роберт Джоффри и Джеральд Арпино отправились в смелое путешествие по дороге танца. Тридцать лет назад, благодаря преданным сторонникам, труппа обрела свой постоянный дом в Чикаго. Сегодня Балет Джоффри продолжает формировать будущее танца. Наш юбилейный сезон чтит прошлое и смотрит в будущее”. На всех спектаклях оркестром Лирик-оперы Чикаго дирижирует музыкальный руководитель Балета Джоффри Скотт Спек.

Ближайшая встреча с Балетом Джоффри пройдет 10-13 апреля в Симфоническом центре. Подробности - в Музыкальном обозрении в этом выпуске нашей газеты.

Nota bene! Все спектакли Балета Джоффри пройдут в помещении Lyric Opera House по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Билеты на спектакли нынешнего сезона и абонементы на спектакли сезона 2025-26 годов - на сайте www.joffrey.org, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), телефону 312-386-8905, факсу 312-739-0119 или электронной почте subscriptions@joffrey.org. Одиночные билеты на спектакли нового сезона появятся в продаже летом. Об истории и сегодняшнем дне Балета Джоффри читайте на сайте компании www.joffrey.org.

Фотографии к статье:

Фото 1. Сцена из спектакля “Кармен”. Фото - Эрик Берг

Фото 2. Сцена из композиции “Светские игры”. Фото - Шерил Манн

Фото 3. Сцена из спектакля “Добровольцы” (Норвежский национальный балет). Фото - Эрик Берг