Объявлен пятьдесят первый сезон Чикагского оперного театра (далее - ЧОТ). В течение десяти месяцев мы услышим оперы и концерты, представляющие три века оперы. Расскажу о спектаклях сезона.
1 и 4 октября, 7.30 pm; 6 октября, 3.00 pm. “Леонора” Фердинандо Паэра по либретто Джузеппе Марии Фоппа и Джакомо Кинти. Премьера в Северной Америке. Дирижер - дама (этот титул ей присвоила королева Елизавета II) Джейн Гловер. Режиссерский дебют генерального директора ЧОТ Лоуренса Эделсона. В главных партиях: Леонора - Ванесса Бесерра (дебют в ЧОТ), Флорестан - уругвайский певец Эдгардо Роча (дебют в ЧОТ), Дона Пиццарро - Ян Козиара (дебют в ЧОТ), Дон Фернандо - Кэмерон Олстон (дебют в ЧОТ), Марселлина - Кили Футтерер, Рокко - Джу Вон Кан, Джакино - Алекс Соаре.
Наверно, самый интересный спектакль сезона. Итальянский композитор
австрийского происхождения Фердинандо Паэр учился в Парме, работал в Вене и
Праге, был дирижером Theatre de l`Opera-Comique в Париже,
руководителем ансамбля камерной музыки, преподавал в Парижской консерватории.
Написал две симфонии, концерты для фортепиано и для органа, а также...
пятьдесят опер. Оперу “Леонора” (полное название - “Леонора, или Супружеская
любовь”, “Leonora ossia L'amore coniugale”) он сочинил в 1804 году, будучи
пожизненным (это место даровал ему курфюрст Саксонии Фридрих Август I)
капельмейстером Дрезденского придворного театра.
В основе “Леоноры” - история, знакомая нам по единственной опере Бетховена
“Фиделио”. Героиня оперы Леонора выдает себя за человека по имени Фиделио,
чтобы спасти мужа, несправедливо заключенного в тюрьму. Сюжет “Леоноры”
послужил основой для либретто “Фиделио”. Опера Бетховена в октябре будет идти
на сцене Лирик-оперы, так что нам представится уникальная возможность увидеть и
сравнить две инсценировки. Оба театра говорят о намерении провести совместную
встречу и обсудить связи между операми Бетховена и Паэра.
Спектакль в ЧОТ станет первой в мире полноценной постановкой, в которой
будет использована новая редакция партитуры, подготовленная немецким
издательством Bärenreiter. Спектакль
пройдет в помещении Studebaker Theater at the Fine Arts Building (410 S.
Michigan Ave., Chicago, IL 60605).
7 декабря, 3.00 pm. “Bohème and Beyond: The Legacy of Puccini”. Концерт из фрагментов опер Джакомо Пуччини посвящен столетию со дня смерти великого итальянского композитора 29 ноября 1924 года. Организаторы концерта хотят показать, как творчество Пуччини повлияло на эволюцию оперного и музыкального театров. На концерте прозвучат арии и ансамбли из опер Пуччини, а также сцены из опер и мюзиклов композиторов, находившихся под его влиянием, в том числе Ф.Легара, Л.Яначека, Э.В.Корнгольда, Дж.К.Менотти, Д.Катана, Р.Роджерса, С.Сондхейма, Э.Л.Уэббера, Дж.Ларсона. Подробности программы и участники концерта станут известны летом. Концерт пройдет в помещении Gannon Concert Hall at DePaul University (2330 N. Halsted St., Chicago, IL 60614).
5 апреля 2025 года, 7.30 pm. Концертная премьера оперы “Remedios Varios Para las Aflicciones del Cuerpo y el Espíritu” (“Various Remedies for the Afflictions of the Body and Spirit”) композитора-резидента ЧОТ Карлоса Каррилло по либретто Стефани Фляйшман. Дирижер - Эли Чен. В своей музыке композитор опирался на образы, созданные художником-сюрреалистом Ремедиос Варо. Это шестая опера, созданная в рамках программы “Vanguard Initiative” (о ней - ниже). Спектакль пройдет в помещении Athenaeum Center for Thought and Culture (2936 N. Southport Ave., Chicago, IL 60657).
3 и 6 июня 2025 года, 7.30 pm; 8 июня, 3.00 pm. “She Who Dared” Жасмин Бернс по либретто Деборы (D.E.E.P.) Мотон. Мировая премьера. Дирижер - Майкл Эллис (дебют в ЧОТ). Режиссер - Тимоти Дуглас (дебют в ЧОТ). В главных партиях: Жасмин Хабершам, Жаклин Эколс, Линдси Рейнолдс, Кристал Вилламс, Жасмин Олвалиа, Сьерра Берд (все - дебюты в ЧОТ), Лиа Декстер.
1955 год. Город Монтгомери, штат Алабама. Всем в Америке известна история
швеи-афроамериканки Розы Паркс, отказавшейся уступить место в автобусе белому
человеку. Ее арестовали и приговорили к штрафу. Возмущенные решением властей,
афроамериканцы стали бойкотировать транспорт. Так началась кампания против
сегрегации в одном отдельно взятом городе, которая потом перекинулась на всю
страну. Немногие знают, что Паркс была не первой женщиной, совершившей такой
поступок. Аурелия Браудер была среди четырех женщин, начавших в 1956 году дело
о расовой сегрегации в автобусах Монтгомери. Браудер подала в суд на мэра
Монтгомери Уильяма Гейла. Дело вошло в историю под названием “Браудер против
Гейла”. Оно дошло до Верховного суда, который, столкнувшись с невиданным
общественным возмущением, отменил расовую дискриминацию.
Опера рассказывает историю смелых женщин Монтгомери, которые нашли в себе
мужество начать борьбу против сегрегации. Расизм проиграл в том числе благодаря
таким людям, как Роза Паркс и Аурелия Браудер. В аннотации ЧОТ читаем:
“Мелодичная партитура отсылает нас к музыкальным идиомам того времени, включая
соул, госпел и музыку протеста. Буйная и веселая, эта опера демонстрирует, как
обычные люди способны бросить вызов системе и повлиять на ее изменения. Если
только не будут бояться и осмелятся...”. Ожидается, что “She Who Dared” станет
первой профессионально поставленной оперой, созданной двумя афроамериканскими
женщинами. Режиссер Тимоти Дуглас специализируется на постановке современных
опер. В его послужном списке - “Голубая униформа” (“Blue”, перевод мой) Жанин
Тезори в Опере Нового Орлеана и “Чемпион” (“Champion”) Терренса Бланчарда в
Лирик-опере Бостона. Спектакль пройдет в помещении Studebaker Theater at the Fine Arts Building.
После окончания этого сезона нынешний музыкальный руководитель ЧСО Лидия Янковская оставляет свою должность. В будущем музыкального руководителя в театре не будет. Уже в качестве свободного художника Янковская продолжит участвовать в жизни театра. В частности, она продолжит консультировать программу Vanguard Initiative. Она была создана по инициативе Янковской весной 2018 года. Целью программы является поддержка молодых композиторов и помощь в создании новых опер. На разных этапах творческого процесса ЧОТ инвестирует средства в развитие сочинений. В рамках программы мы услышали оперы “Превращение Джейн Доу” (“The Transformation of Jane Doe”) Стейси Гэрроп - музыкальную историю о привидениях в легендарном чикагском отеле Drake, и “Эпизод со щенком” (“The Puppy Episode”) бывшего композитора-резидента Музыкального центра Люцерна Мэтью Ресио. В 2022 году программа получила грант на $590,000 и объявила имена двух новых композиторов-резидентов театра. Ими стали Джиллиан Рей Перри (его работа началась весной 2022 года) и Карлос Карилло (он начал сотрудничество с театром в 2023 году). Весной 2023 года театр представил оперу “The Cook-Off” бывшего композитора-резидента ЧОТ Шона Окпебхоло по либретто Марка Кэмпбелла. Действие этой одноактной комической оперы происходило во время телевизионного кулинарного конкурса. По мере того, как трое участников соперничали за главный приз, перед нами раскрывались некоторые истины о связях еды с историей Америки. В беседе со мной в январе 2023 года Лидия Янковская говорила: “Программа Vanguard Initiative предназначена для композиторов, дебютирующих в жанре оперной музыки. Композиторы, прошедшие через эту программу, глубоко понимают оперный театр, все его элементы - то, что происходит за кулисами, как все связано между собой, технические вопросы... Другие театры смотрят на результаты программы Vanguard Initiative, когда думают, каким композиторам заказать новые оперы”.
Сезон 2024-25 годов станет первым сезоном, сформированным новым генеральным директором Лоуренсом Эделсоном. Сезон выглядит бледнее предыдущих. Мы увидим только две полные сценические постановки, но каждая из них будет сыграна три раза. В прошлых сезонах это происходило дважды.
Всего с 1973 года ЧОТ показал более ста шестидесяти опер, включая девяносто
чикагских премьер. Юбилейный, пятидесятый сезон заканчивается мировой премьерой
одноактной оперы “До темноты” (“Before It All Goes Dark”) легендарного
оперного дуэта Джейк Хегги - Джин Шир. Дирижер - Джозеф Мекавич. Режиссер -
Эрих Парс. Солисты - Райан Маккинни и Меган Марино.
В основе сюжета - рассказанная журналистом Chicago Tribune Говардом Райхом реальная
история о ветеране войны во Вьетнаме, который узнает, что является наследником
бесценной коллекции произведений искусства, украденной нацистами. Его
путешествие в Прагу в поисках наследства приводит к тому, что через искусство
он открывает секреты своей жизни... Спектакль создается в рамках проекта “Music
of Remembrance”, отдающего дань памяти жертвам Холокоста и Второй мировой
войны. Спектакль пройдет 25 мая в 7.30 pm и 26 мая в 3.00 pm в помещении Studebaker Theater at the Fine Arts Building.
Nota bene! Билеты на оперу “До темноты” и абонементы на спектакли сезона 2024-25 годов Чикагского оперного театра - на сайте chicagooperatheater.org. Одиночные билеты на спектакли нового сезона появятся в продаже 15 июля.
Фотографии к статье:
Фото 1. Джейн Гловер. Фото - ЧОТ
Фото 2. Постер к концерту “Bohème and Beyond: The Legacy of Puccini”. Фото - ЧОТ
Фото 3. Постер к спектаклю “She Who
Dared”. Фото - ЧОТ
Комментариев нет:
Отправить комментарий