Действующие лица и исполнители:
Фиордилиджи – Анна Мария Мартинес,
Феррандо – Эндрю Стенсон,
Дорабелла – Марианна Кребасса,
Гульельмо – Джошуа Хопкинс,
Деспина – Елена Цаллагова (дебют на
сцене Лирик-оперы),
Дон Альфонсо – Алессандро Корбелли.
Дирижер – Джеймс Гаффиган (дебют на
сцене Лирик-оперы).
Режиссер-постановщик – Джон Кокс. Режиссер
возобновления - Бруно Равелла.
Постановка Оперы Монте-Карло и Оперы
Сан-Франциско.
Продолжительность спектакля - 3 часа
25 минут с одним антрактом.
Опера исполняется на итальянском языке
с английскими субтитрами.
17 февраля – 16 марта 2018 года (семь
спектаклей).
“Так поступают все” - третья опера, созданная Моцартом с либреттистом Лоренцо
Да Понте. До этого были “Свадьба Фигаро’ (1786 год) и “Дон-Жуан” (1787 год). Фабулу для своего либретто Да Понте позаимствовал из оперы Сальери ”Пещера
Трофонио”. В этой опере - две пары любовников. Одна – очень серьезная и
интеллектуальная: они любят читать книжки и прогуливаться по парку. Другая -
довольно фривольная, легкомысленная: любят развлекаться, танцевать, бывать на
вечеринках. Но вот как только жены входят вместе в волшебную пещеру Трофонио,
происходит чудесное превращение. Легкомысленная жена становится серьезной,
серьезная – легкомысленной, и в результате они отвергают своих партнеров, как
уже не соответствующих им по характеру. Вот этот сюжет с обменом партнерами и
повторяется в “Cosi fan tutte” -
именно по этому оригинальному названию знают оперу во всем мире.
На первый взгляд, опера Моцарта - едва ли не
анекдот: опытный циник, желая отрезвить неискушенных влюбленных, предлагает им
протестировать друг друга на верность и выигрывает пари. Но за этой ширмой
скрывается нечто более глубокое. Перед нами - исследование природы любви, как
совсем НЕ стихийного, а вполне управляемого чувства. Любовь можно разжечь,
любовь можно спланировать, потому что это игра, в которую играют и охотник, и
жертва; любовь можно сделать сценическим представлением, доставляющим
наслаждение зрителям. Собственно, этим и занимаются шесть героев оперы:
тестируя друг друга, наблюдая друг за другом, они незаметно приходят к
драматичному финалу: невинность утрачена, счастье разбито, впереди - взрослая
трезвость и отсутствие иллюзий.
Мировая премьера оперы состоялась в Бургтеатре
Вены 26 января 1790 года. Новая жизнь оперы в XX веке
началась с венского спектакля 1900 года, которым дирижировал Густав Малер.
Сценический облик героев менялся со временем. Моцартовская игра позволяет
режиссерам усомниться в счастливом финале: герои то в растерянности, то
образуют новые супружеские пары. В Ла Скала в 1983 году зрители увидели
живописно-традиционные стилизации, во Фрайбурге в 1985 году царил хаос
свободной любви. Как только не ставили эту оперу!..
В Лирик-опере шедевр Моцарта идет
седьмой раз. Впервые опера прозвучала в Чикаго в 1959 году, последний раз
ставилась в юбилейный для Моцарта 2006 год. В этом году театр предложил нам
возобновление той самой постановки Джона Кокса – традиционной, костюмной, очень
удобной для певцов.
В спектакле мы встретимся с целым созвездием
молодых талантливых солистов. В партии Фиордилиджи
- любимица Лирик-оперы, певица из Пуэрто-Рико Анна Мария Мартинес. Она блестяще дебютировала в 2007 году в Равинии, составив
достойную компанию Пласидо Доминго. За прошедшие десять лет певица
спела множество самых разных партий на сцене театра, в том числе - Недды
(“Паяцы” Р.Леонкавалло, сезон 2008-09 годов), Маргариты (“Фауст” Ш.Гуно, сезон
2009-10 годов), Мими (“Богема” Дж.Пуччини, сезон 2012-13 годов), Русалки в
одноименной опере А.Дворжака (сезон 2013-14 годов), Дездемоны (“Отелло“
Дж.Верди, сезон 2013-14 годов), Татьяны (“Евгений Онегин“ П.Чайковского, сезон
2016-17 годов). Мартинес - выпускница Джульярдской школы музыки и студии при
Хьюстонской опере.
Французская певица Марианна Кребасса
исполняет партию Дорабеллы. После окончания консерватории в Монпелье в 2008
году она дебютировала на сцене местного театра, а через короткое время
заключила двухлетний контракт с Парижской оперой. Певица одинаково свободно
чувствует себя в барочном репертуаре (на Зальцбургском фестивале 2012 года
дебютировала в опере Генделя “Тамерлан“), в операх Моцарта (“Луций Сулла“) и
Верди (“Риголетто“), в репертуаре XX века (“Лулу“ Берга) и в современных
операх (“Шарлотта Саломон“ Марка-Андре Дальбави на Зальцбургском фестивале 2014
года).
Солистка Немецкой оперы, любимица
Берлина Елена Цаллагова дебютирует в Чикаго в партии Деспины. Она
родилась во Владикавказе, окончила Владикавказское училище искусств,
Академию молодых певцов при Мариинском театре.
Стажировалась в Оперной студии при
Парижской опере. После Музыкального фестиваля Россини (Пезаро) певицу
пригласили в Немецкую оперу Берлина. Исполняет главные партии в операх Моцарта,
Пуччини, Доницетти, Верди.
Итальянский баритон Алессандро
Корбелли возвращается в Лирик-оперу с партией Дона Альфонса. Его “конек“
- комические партии в итальянском репертуаре, его визитная карточка - Бартоло в
“Севильском цирюльнике“ Россиини. Он пел ее в сезоне 2013-14 годов.
Музыкальный руководитель театра сэр Эндрю Дэвис метко заметил, что Корбелли
“удается рассмешить всех, оставаясь при этом абсолютно серьезным, – качество,
достойное восхищения”.
Маэстро Джеймс Гаффиган - новое имя за
дирижерским пультом оркестра Лирик-оперы. Он родился в Нью-Йорке в 1979 году.
Учился в консерватории Новой Англии (Бостон) и Высшей школе музыки Шепарда в
университете Райса (Хьюстон). Его карьера пошла вверх после победы на
Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти (2004 год). С 2003 до 2006 года Гаффиган
работал дирижером-ассистентом Кливлендского симфонического оркестра, с 2006 до
2009 годов был на аналогичной позиции в Симфоническом оркестре Сан-Франциско.
После шести лет ассистирования Ф.Вельзеру-Месту и М.Тилсону Томасу Гаффиган
ушел в свободное плавание. С 2010 года возглавляет Люцернский симфонический
оркестр. Мы слышали этот оркестр под управлением Гаффигана прошлым летом в
Равинии, и, как мне кажется, два концерта оркестра стали одними из главных
событий фестиваля.
Nota bene! Билеты на оперу ”Так поступают все” и другие спектакли сезона 2017-18
годов, а также абонементы на спектакли сезона 2018-19 годов Лирик-оперы Чикаго
можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте https://www.lyricopera.org/, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Фотографии к статье:
Фото 1. Елена Цаллагова. Фото – Аллан Ричард Тобис
Фото 2. Сцена из спектакля “Так
поступают все”. Опера Сан-Франциско. Фото – Кори Вейвер
Фото 3. Анна Мария Мартинес
Фото 4. Джеймс Гаффиган
Комментариев нет:
Отправить комментарий