На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий
сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). С августа 2003 года
Президентом оркестра является блестящий администратор, тонкий дипломат, умный
руководитель, “железная леди” в работе и очаровательная женщина в жизни Дебора Раттер. Именно ей мы обязаны появлением в Чикаго блистательного итальянского
дирижера маэстро Риккардо Мути, она была
инициатором привлечения к работе с оркестром замечательного виолончелиста Йо Йо
Ма. С ЧСО сотрудничают лучшие дирижеры и инструменталисты мира. Зал
Симфонического центра почти всегда переполнен. У ЧСО – наилучшие экономические
показатели среди всех ведущих оркестров США. В 2012 году журналом “Chicago magazine” Дебора Раттер была названа в числе ста самых влиятельных жителей Чикаго.
Одиннадцатый год она умело ведет команду под названием ЧСО через рифы и
препятствия к новым достижениям и победам, через тернии – к звездам.
Краткая биографическая справка. Президент ЧСО Дебора Раттер родилась в Пенсильвании. Выросла в городке
Энчино (штат Калифорния). Закончила Стэнфордский университет и университет
Южной Калифорнии. Работала на разных должностях в Лос-Анджелесском
филармоническом оркестре. Последний пост – менеджер оркестра. С 1986 по 1992
год – исполнительный директор Лос-Анджелесского камерного оркестра. С 1992 по
2003 год – исполнительный директор Симфонического оркестра Сиэттла. С 2003 года
– президент Чикагского симфонического оркестра.
Перед началом нового сезона в эксклюзивном
интервью вашему корреспонденту Дебора Раттер говорит об изменениях в структуре
оркестра, рассказывает о его финансовой независимости, делится планами на
будущее.
-
В августе исполнилось десять лет, как вы стали
президентом ЧСО. Что для вас самое важное в этой работе?
-
Возможность разделить свои чувства и переживания с
другими зрителями. Для меня честь и ответственность стоять во главе такого
уникального коллектива! У меня прекрасные коллеги, мы хорошо понимаем друг
друга. Аудитория в Чикаго замечательная. Она знает, какой прекрасный оркестр
играет перед ней.
-
В своей работе вы обязаны
заниматься как вопросами творчества, так и финансовыми делами. Как вы
балансируете между бизнесом и искусством, искусством и развлечением?
-
Это – один из самых сложных вопросов, которые
возникают сегодня в нашей работе. Я не верю, что можно найти экономическое
обоснование искусству. Искусство – то, без чего невозможна жизнь, культура
делает эту жизнь осмысленной. Мы принимаем не сиюминутные решения на следующую
неделю или месяц. Мы ищем решения на длительный срок. В своей работе мне все
время приходится думать о будущем.
-
Вам помогают в финансовом плане мэрия города,
правительство?
-
Правительство – не то место, где можно искать
финансовой помощи. Правительственный грант очень маленький. Он составляет 150
000 долларов при ежегодном бюджете оркестра в 75 миллионов... Мы благодарны за то, что имеем. От правительства и
мэра мы получаем поддержку на эмоциональном уровне.
-
Но власть понимает, что Чикагский симфонический
оркестр – жемчужина города?
-
Власть понимает и признательна нам за то, что мы
есть. Мэр понимает, что мы играем важную роль в представлении Чикаго в мире. А
в финансовом плане мы помогаем городу больше, чем город - нам. У Чикаго есть
города-побратимы. Когда в прошлом году мы были в России, мы плотно работали с
правительством, чтобы представить все возможные элементы сотрудничества Чикаго
с Москвой и Санкт-Петербургом. У нас хорошее сотрудничество с властью, но не в
финансовом плане.
-
Вы заговорили о гастролях оркестра в России в 2012
году. Что вам запомнилось больше всего?
-
Когда переступаешь порог Большого зала Московской
консерватории или Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, когда
понимаешь, что ты находишься в сердце русской музыкальной культуры, у тебя
отнимается дар речи. Сам воздух этих залов пропитан Музыкой. Когда я сидела в
зале рядом с русской публикой – подготовленной, образованной, интеллигентной, -
я ловила себя на мысли, что сама слушала музыку по-другому. В России я
чувствовала, с каким вниманием публика воспринимает музыку, я ощущала
признательность оркестру за его искусство.
-
Мои родители познакомились, когда учились в
колледже и участвовали в постановке оперы “Сон в летнюю ночь”. Они любили
музыку с детства. Моя мама работала брокером в финансовой компании. Сейчас она
на пенсии, играет на фортепиано на любительском уровне. Отец – юрист. Он давно
мог выйти на пенсию, но по-прежнему работает. Взять в руки инструмент меня
заставила школьная система, и родители всегда убеждали меня в необходимости
музыкальных занятий. Я начала с фортепиано, а потом попробовала играть на
скрипке. Даже играла в школьном оркестре. Я любила заниматься музыкой.
-
Каковы ваши первые музыкальные впечатления?
-
Они связаны с радио, потому что мои родители
всегда слушали музыку по радио. А в школьном оркестре в пятом классе я играла
“Арлезианскую сюиту” N1 Жоржа Бизе. Я абсолютно влюбилась в эту музыку.
Пожалуй, это самое яркое музыкальное впечатление детства.
-
Вы мечтали о карьере музыканта?
На этот вопрос Дебора вначале ответила
отрицательно: “Нет, никогда”, а потом добавила:
-
Впрочем, это не так. В восьмом классе я стала
задумываться о будущей жизни. В моем “диком” списке были специальности
лесничего (я любила работу на воздухе), музыканта и астронавта. В то время мать
Майкла Тилсона Томаса (нынешнего музыкального руководителя Сан-Францисского
симфонического оркестра. – Прим. автора.) была моей учительницей по
истории. Она была одной из первых, кто рассказал мне о том, каких усилий
требует профессия музыканта. Я очень хорошо запомнила нашу беседу... Я любила
музыку, но не была готова посвятить ей всю жизнь в качестве музыканта. Будучи
в колледже, устроилась на летнюю работу в Hollywood Bowl – дом Лос-Анджелесского
филармонического оркестра, а сразу после школы, в двадцать один год, получила
работу в оркестре на полную ставку. Мне повезло пройти все ступени
административной работы в оркестре: от рядового сотрудника до исполнительного
директора. Всего в Лос-Анджелесе я провела четырнадцать лет. Потом почти
одиннадцать лет я работала в той же должности в Симфоническом оркестре Сиэттла.
-
Что вы вспоминаете сегодня о том времени?
-
С Лос-Анджелесским филармоническим оркестом я
застала великих дирижеров. Первым музыкальным руководителем оркестра был Карло
Мария Джулини. Главным приглашенным дирижером был Саймон Рэттл, приглашенным
дирижером был Майкл Тилсон Томас. Потом были Андре Превин и Эса-Пекка Салонен.
В Лос-Анджелесе в 1979 году я впервые встретилась с Пьером Булезом. Он был для
меня важным наставником. Моим боссом был “блестящий тиран” Эрнест Флейшман...
Это было время интенсивной учебы. Я была молода и набиралась опыта, общаясь с
Великими. С Эса-Пекка мы до сих вспоминаем те времена.
-
Скучаете по Лос-Анджелесу?
-
Да, переезд с Западного побережья на Средний Запад
был шоком. Сразу пришло осознание, что я в настоящем напряженном
городе. А потом я полюбила Чикаго. Конечно, я скучаю по Калифорнии. Я привыкла
к природе, а Чикаго не славен своей природой. (Улыбается.)
-
Какие ваши любимые места в Чикаго?
-
Мне нравится центр города. Мы сами живем немного
севернее, в районе Lakeview. С другой стороны, когда есть такая возможность,
я люблю исчезать на выходные в Висконсин. Мой муж – профессор Индианского
университета, он ездит на работу в понедельник и возвращается в пятницу.
-
Кем вы считаете себя в первую очередь:
президентом, администратором, менеджером?
-
Профессиональным любителем
музыки. (Улыбается.) Я посещаю огромное количество концертов ЧСО, других
оркестров и солистов. Мой муж – музыкант, и я хожу на его концерты. Моя дочь –
музыкант, и я посещаю ее концерты. Весь день я слушаю музыку. Иногда мне хочется взять тайм-аут, чтобы ухо
приобрело “свежесть”. Это большая привилегия, большая честь и большая
ответственность.
-
Как бы вы охарактеризовали ваш стиль работы с
людьми?
-
Я стараюсь найти консенсус, верю в “стандарты
совершенства”, установленные историей оркестра. Все, что мы делаем, должно быть
в рамках этих стандартов. Оркестр сушествует только потому, что существуют
зрители и слушатели. В противном случае он превратится в группу музыкантов,
играющих на сцене для самих себя. Нам нужно иметь прочные дружественные
взаимоотношения с аудиторией. В прошлом во главе оркестра были музыканты,
которые говорили, что занимаются только музыкой...
-
Одним из них был маэстро Даниэль Баренбойм. В
последние годы он жаловался на то, что приходится тратить много времени на
разговоры со спонсорами, говорил: “Я не хочу говорить о деньгах – я хочу
говорить об искусстве”.
-
Я не согласна с этим. Я считаю, что оркестр
годами, десятилетиями выстраивает долгосрочные отношения с аудиторией. Пьер
Булез был одним из тех, кто говорил об этом. И нынешний руководитель оркестра
Риккардо Мути согласен с этой концепцией. Я не прошу маэстро Мути говорить о
деньгах. Я прошу говорить его о том, почему необходимо искусство, почему важна
музыка, что стоит за тем или иным произведением. Я прошу его вступать в диалог
со зрителями. Музыка не существует изолированно. Чем интереснее аудитория, тем
лучше концерт. Концерты в Москве и Санкт-Петербурге были замечательными, потому
что аудитория была замечательной! Мы играли концерт в Мексике в хорошем концертном
зале с ужасной акустикой, и это был прекрасный концерт, потому что аудитория
была прекрасная. Все зависит от публики.
-
Приезд в Чикаго Риккардо Мути был сенсацией
мирового масштаба. Вы неоднократно рассказывали о том, чего стоило вам
уговорить маэстро. Сейчас начинается его четвертый сезон в качестве
музыкального руководителя. До окончания пятилетнего контракта с ЧСО осталось
два года, и пора думать о продлении. Все ожидали от вас такого предложения еще
осенью, но маэстро Мути его так и не получил. Неужели кто-то в оркестре и в
администрации против продления с ним контракта?
-
Если вы не знаете об этом, не означает, что ничего
не происходит. Просто надо еще немного подождать.
-
Я надеюсь, что маэстро останется с оркестром на
второй срок.
-
Я думаю, вы не одиноки в этом желании.
-
Хорошо. Даже если предположить, что маэстро
останется еще на пять лет, не пора ли начинать операцию “Преемник”?
-
В книге “Памятка менеджеру оркестра” сказано, что
выбор следующего музыкального руководителя надо начинать на следующее утро
после подписания контракта с нынешним. Процесс выбора кандидата – это
постоянный процесс. Знакомиться с новыми именами, приглашать их в Чикаго просто
необходимо. Маэстро Мути всегда с пристрастием относится к нашим кандидатурам.
Он всегда готов предоставить талантливым дирижерам возможность
продемонстрировать свои способности, а оркестру – узнать их в работе. Нам
повезло, что Бернард Хайтинк и Пьер Булез помогли нам в переходное время и
возглавили оркестр.
-
Первый гобоист оркестра Евгений Изотов пересказал
мне фразу, произнесенную Хайтинком на репетиции: “Если бы у меня была вторая
жизнь, я бы хотел провести ее с ЧСО”.
-
Когда я встретилась с Хайтинком в Чикаго, он тоже
сказал, что хотел бы быть помоложе, чтобы возглавить оркестр... У нас нет
отборочной комиссии, но мы смотрим в будущее. Мы должны выстраивать
долгосрочные взаимоотношения с дирижерами. Неправильно будет сказать: “Через
четыре года или через пять лет этот человек станет новым руководителем
оркестра”. Времена меняются, мы не знаем, что будет дальше, кто и когда
“выстрелит”, но готовиться надо заранее.
-
Позвольте
все-таки назвать несколько имен. В последнее время все только и говорят, что о
Густаве Дудамеле. Как вы к нему относитесь?
-
Я считаю,
что он – замечательный музыкант. Его талант развивается, он совершенствуется в
новом репертуаре. Он дирижировал ЧСО за несколько дней до его назначения новым
музыкальным руководителем Лос-Анджелесского симфонического оркестра. Сегодня он
делает прекрасные концерты в Лос-Анджелесе. Через несколько лет мы вновь
встретимся с ним в Чикаго.
-
У
меня есть свой кандидат в руководители ЧСО. Его имя – Кирилл Петренко.
-
Очень
талантливый музыкант. Он прекрасно провел концерты с нами в прошлом году.
-
Как
вы считаете, можно ли Петренко и Дудамеля рассматривать в качестве возможных
преемников Риккардо Мути?
-
Конечно, мы
следим за ними и продолжаем сотрудничать с ними. Так же, как и с другими
дирижерами.
-
В
России и Европе в оркестре наряду с музыкальным руководителем работают вторые
дирижеры и ассистенты дирижера. В ЧСО все сконцентрировано вокруг фигуры
музыкального руководителя. Вы собираетесь по-прежнему придерживаться такой
структуры?
-
У нас нет
ассистента дирижера, но есть дирижеры, которые на протяжении долгих лет близко
знают оркестр и возвращаются в него каждый год или через год. У нас есть фонд The Solti Fellow, который поддерживает и материально поощряет молодых
дирижеров. Когда у нас был первый разговор с маэстро Мути, мы обсуждали вопрос
ассистента. Тогда Мути сказал, что хотел бы сам получше узнать оркестр. В
ближайшее время мы вернемся к вопросу структуры оркестра. Вы угадали: мы как
раз подошли к этому моменту, и пора заниматься поисками.
-
Ваши
кумиры в музыке?
-
В молодости
я была поражена мощью Малера и Стравинского, предпочитала музыку начала XX века. Когда я стала работать с камерным оркестром
Лос-Анджелесской филармонии и слушать Гайдна, Моцарта и особенно Баха, я
влюбилась в старинную музыку. Трудно назвать одного композитора. Музыка
безгранична, ее язык интернационален. Мы все разговариваем на этом языке, и нам
не требуется переводчик.
-
Многие
говорят о консервативности американской публики...
-
Вы считаете,
что в США публика более консервативна, чем в Европе? Мы предлагаем современную
музыку для наших гастрольных концертов, но в Европе отказываются.
-
Публика
везде предпочитает слушать Бетховена и Чайковского, а не Адамса и Губайдулину.
Что в этом отношении должен делать оркестр?
-
Продолжать
исполнять современную музыку. Это то, что делает Риккардо Мути. Мы представляем
огромное количество концертов, и люди приходят на них. Разнообразие огромно: от
фестиваля Бетховена до серии “Новая музыка”. Сейчас в нашем репертуаре много
произведений Верди. Мы не играли Верди до приезда маэстро Мути. Это тоже новый
репертуар для большинства нашей аудитории! (Смеется.) Не забывайте, что
в Америке мы представляем гораздо больше музыкальных концертов, чем в любом
европейском городе. Мы делаем три-четыре концерта с одной программой. Какой еще
город делает это? Москва, Лондон, Вена – все играют одну программу один вечер,
а мы – четыре. У нас одну программу слушают восемь тысяч человек, и таких
программ очень много. Мне интересно, посещают ли симфонические концерты
Венского филармонического оркестра ежегодно двести тридцать тысяч человек, как
это происходит в Чикаго?!
-
Но в
Чикаго есть только один оркестр мирового уровня, а в Москве, Лондоне, Вене,
Берлине я могу назвать вам четыре-пять замечательных оркестров. Они все
конкурируют друг с другом и борятся за зрителя. В Чикаго нет такой конкуренции.
-
Хорошо,
когда вы можете содержать на хорошей зарплате больше ста музыкантов и
предлагать прекрасные концерты. Большей проблемой было бы наличие двух
оркестров, соперничающих друг с другом. В Чикаго есть оркестр Грант-парка,
представляющий оригинальные программы, оркестры северных пригородов. Вы правы,
они находятся на другом уровне, но они работают усердно и выживают. Конечно,
хорошо иметь много прекрасных оркестров, но надо позаботиться о том, чтобы
музыканты этих оркестров имели достойные условия работы.
-
Что
самое трудное в работе президента оркестра?
-
Я пытаюсь
приобщить людей к уникальному опыту живого сопереживания и соучастия с музыкой.
Это то, чего нельзя коснуться, но можно услышать. Делать это становится
сложнее. Меня больше всего интересует работа с молодой аудиторией. Видеоигры,
гаджеты отвлекают их от человеческого общения. Чтобы погрузиться в музыку,
нужно выключить все лишние устройства.
-
В
среде музыкантов и любителей музыки существует выражение “чикагский звук”. Мне
бы хотелось услышать, как его понимает президент оркестра.
-
Я думаю, что
в последнее время “чикагский звук” во многом изменился. Мы не концентрируемся
на отдельной секции – мы гордимся оркестром целиком! Конечно, на протяжении
десятилетий у нас были замечательные контрабасы. Они такими и остались. Но при
этом у нас прекрасная духовая группа, мы гордимся своими струнными. Сегодня
Чикагский оркестр на редкость четко сбалансирован, и можно говорить лишь об
особенном качестве, интенсивности звука и эмоциональной составляющей.
-
Я
желаю вам и великому ЧСО успехов и процветания!
-
Спасибо. Я
хочу поблагодарить русскоязычную аудиторию за поддержку, за интерес, который
она проявляет к концертам ЧСО. Музыкальное наследие России изменило мир, и мы
благодарны России за это. Она сыграла определяющую роль в развитии мировой
музыки. А музыка - наш дом, наш общий дом.
Фотографии к статье:
Фото 1. Дебора Раттер. Фото Тодда Розенберга
Фото 2. Дебора Раттер, Риккардо Мути и студенты музыкальной школы при Columbia College Chicago. 21 сентября 2013 года. Фото Тодда Розенберга
Фото 3. Дебора Раттер выступает на пресс-конференции. Март 2013 года. Фото Сергея Элькина
Фото 4. На концерте Чикагского симфонического оркестра. Фото Тодда Розенберга
Комментариев нет:
Отправить комментарий