23 октября в Чикагском симфоническом центре
состоялось ежегодное собрание Совета директоров Чикагского симфонического
оркестра (далее – ЧСО), на котором были оглашены финансовые итоги 2013 года.
Третий год подряд повышаются рекорды спонсорской помощи и продажи билетов.
Заполняемость зала составила восемьдесят два процента, что на сегодняшний день
является отличным показателем. Концерты в Симфоническом центре посетили свыше
полумиллиона человек... Не буду приводить вам множество цифр, процитирую только
слова президента ЧСО Деборы Раттер: “Оркестр находится в хорошей форме как в
художественном, так и в финансовом отношении”. По словам Раттер, руководство
оркестра ведет переговоры с музыкальным
руководителем ЧСО Риккардо Мути о
продлении его контракта. Напомню, пятилетний контракт
дирижера истекает в августе 2015
года. На последнем концерте “Макбета” Дж.Верди маэстро, обратившись к
аудитории, сказал, что он планирует завершить трилогию Шекспира-Верди (она
началась с “Отелло” в 2011 году) концертным исполнением “Фальстафа” в 2016
году, когда весь мир будет отмечать четырехсотлетний юбилей великого
английского драматурга. Раттер подтвердила, что эта опера в планах на сезон
2015-16 годов. Это внушает надежду, что переговоры с маэстро Мути приведут к
подписанию нового пятилетнего контракта.
31 октября, 1-2 ноября, 8.00 pm; 3 ноября, 3.00 pm. С ЧСО работают самые выдающиеся дирижеры
современности. Один из них – голландский маэстро Бернард Хайтинк. Несмотря на
свой преклонный возраст, он возвращается в Чикаго каждый год, чтобы вновь
встретиться с любимым оркестром.
Бернард Йохан Герман Хайтинк родился 4
марта 1929 года в Амстердаме. Закончил Амстердамскую консерваторию по классу
скрипки. Свою музыкальную карьеру Хайтинк начал в качестве скрипача. В
1954-1955 годах учился дирижированию у Фердинанда Лейтнера. С 1955 года
музыкант стал вторым дирижером Нидерландского оркестра радио. На протяжении
семнадцати лет – с 1961 до 1988 года - дирижер возглавлял один из лучших
симфонических оркестров мира – оркестр Амстердама “Концертгебоу”. За выдающиеся
достижения музыканта и впервые за всю историю оркестра Хайтинк был назначен
Почетным дирижером “Концертгебоу”. Кроме этого, в послужном списке Хайтинка -
Лондонский филармонический оркестр (главный дирижер с 1967 до 1979 года,
президент - с 1990 года), молодежный оркестр Европейского Союза (музыкальный
руководитель с 1994 до 1999 года), Глайндбурнский музыкальный фестиваль
(музыкальный руководитель с 1978 до 1988 года), Лондонский Королевский оперный
театр “Ковент-Гарден” (музыкальный руководитель с 1987 до 2002 года). С 2002 до
2004 года Хайтинк являлся музыкальным руководителем Дрезденской Штаатскапеллы.
С 1995 года Хайтинк занимает пост главного приглашенного дирижера, а с 2004
года – Почетного дирижера Бостонского симфонического оркестра (первое
назначение за более чем столетнюю историю оркестра). С 2006 по 2010 годы
Хайтинк был главным дирижером Чикагского симфонического оркестра (эта должность
была введена специально для него). В 1977 году
музыкант был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское
звание и стал сэром Хайтинком. Вот что рассказывает о дирижере
музыковед Соломон Волков: “Бернарду Хайтинку как-то при мне сделали комплимент.
Кто-то сказал ему: “Вы такой непретенциозный, неамбициозный дирижер”. Хайтинк
только усмехнулся в ответ: “Да что вы, неамбициозный человек дирижером стать не
может”. Хайтинк выглядит, как персонаж в высшей степени спокойный, даже
флегматичный - типичный голландец, национальный стереотип. Он и за дирижерским
пультом проецирует чрезвычайно уравновешенный имидж, и поэтому люди страшно
удивляются, когда он вдруг взрывается, причем, взрывается, если можно так
выразиться, по-голландски – без крика и ругани. Хайтинк просто становится невероятно
упрямым, и тогда уж он стоит, как скала. Хайтинка в Амстердаме носили на руках,
а он оттуда ушел - не согласился с планами по урезанию бюджета. Потом, в
Ковент-гардене он не хотел мириться с режиссерским своеволием в опере. Так что
внешность человека бывает обманчива”.
В программе чикагских концертов – Двадцать седьмой
фортепианный концерт В.А.Моцарта (солист – Эмануэль Акс) и
Четвертая (“Романтическая”) симфония А.Брукнера.
Семикратный лауреат премии “Грэмми”, американский пианист Эмануэль Акс
родился 8 июня 1949 года во Львове в еврейской семье бывших
узников нацистского концлагеря. Отец Иоаким работал педагогом в Львовском
оперном театре и часто брал мальчика с собой на репетиции. Акс вспоминает, как
в четыре года он уже наблюдал за репетициями “Евгения Онегина” и занятиями отца
вокалом с солистами театра. Первым музыкальным инструментом Эмануэля была
скрипка, позднее он перешел на фортепиано. Когда мальчику было восемь лет,
семья покинула Львов. Сначала они оказались в Варшаве, потом в канадском Виннипеге.
Там педагогом мальчика был
пианист польского происхождения Мечислав Мунц - в прошлом ученик Ф.Бузони. С 1961 года Эмануэль с родителями живет в Нью-Йорке. Работы по
специальности отец не нашел, он устроился менеджером в доме, где они жили.
Расположение дома было замечательным – прямо напротив Карнеги-холла. Родители
Эмануэля даже не могли предположить, что в этом прославленном зале их сын будет
выступать регулярно на протяжении почти сорока лет и после каждого концерта
получать положительные рецензии от самых строгих музыкальных критиков Америки!
Эмануэль Акс закончил Джульярдскую музыкальную
школу и Колумбийский университет. Он
выступал с сольными концертами в Нью-Йорке (в том числе в Линкольн-центре),
работал аккомпаниатором у знаменитого скрипача Натана Мильштейна, но настоящая известность пришла к нему в 1974 году после победы на Международном
конкурсе пианистов Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. Кумир молодого музыканта
Рубинштейн был членом жюри того памятного конкурса.
Спустя год состоялся
дебют пианиста на Эдинбургском фестивале, а далее началась обычная жизнь
концертирующего пианиста, которая продолжается и сегодня.
2 ноября, 10.00 и 11.45 am; 23 ноября, 10.00 и 11.45 am. Огромной популярностью среди
юных любителей музыки пользуются концерты серии “Однажды в Симфоническом
центре”. В следующей программе этой серии музыканты ЧСО и актер Алекс Мони
инсценируют сказку “Каменный суп”.
Однажды в деревню приехала
весьма странная путешественница. В сумке у нее не было ничего, кроме старой кастрюли, и это не могло не возбудить любопытство обывателей. Когда же дама начала готовить Каменный суп, жители деревни немедленно высказали
желание его попробовать. Один за другим подходили к ней стар и млад.
Дама не отказывала никому. Все веселились, танцевали и наслаждались
вкуснейшим из всех возможных угощений!..
8-9 ноября, 8.00 pm; 10 ноября, 3.00 pm. “Джон Уильямс возвращается” – так называются
концерты, в которых ЧСО исполняет произведения прославленного композитора,
знакомого миллионам по музыке к самым знаменитым голливудским фильмам. В
программе – музыкальные фрагменты из фильмов “Близкие контакты третьего рода”,
“Капитан Крюк”, “Индиана Джонс”, “Список Шиндлера”, “Линкольн”, “Искусственный
интеллект”, “Челюсти”. На концертах 8 и 9 ноября кроме фрагментов киномузыки
Уильямса прозвучит его Скрипичный концерт. Солист – Гил Шахам. 10 ноября на
сцене Симфонического центра будет установлен огромный экран, и фрагменты музыки
из фильмов “Линкольн”, “Близкие контакты третьего рода” и “Капитан Крюк”
прозвучат на фоне сцен из этих картин.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра можно
заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по
адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Чикагский симфонический центр
Фото 2. Бернард Хайтинк дирижирует Чикагским симфоническим оркестром
(Обе фотографии Тодда Розенберга)
Комментариев нет:
Отправить комментарий