Европейский тур ЧСО. Подробности
Позади - еще одни триумфальные гастроли Чикагского
симфонического оркестра (далее - ЧСО) в Европе. Варшава, Люксембург, Женева,
Париж, Вена - музыкальные центры Европы восторженно приняли игру великого
чикагского оркестра.
Зарубежные гастроли оркестра всегда связаны с
огромной работой обслуживающего персонала. В этот раз оркестр столкнулся с
проблемой перевозки инструментов. Согласно новому закону, инструменты,
содержащие в качестве материала слоновую кость, запрещены к
ввозу в США, если они сделаны и
куплены до 26 февраля 1976 года. Директор одного из департаментов
оркестра Хайди Лукас
рассказывает: “Среди струнных инструментов есть смычки, содержащие африканскую слоновую кость, несколько фаготов, которые имеют кольцо из слоновой кости, в нескольких
инструментах, например, в ксилофоне, есть бразильский розовый
дуб”. В списке запрещенных материалов - панцирь
черепахи, китовый ус и варан, присутствующий в некоторых виолончельных смычках. Наиболее
распространенным является слоновая кость на старых скрипичных смычках. Большую часть лета и начала осени Лукас
провела в переговорах в соответствующими инстанциями, а каждого
музыканта попросили документально задекларировать материалы, из которых сделан
его инструмент, все аксессуары, относящиеся к нему, записать серийные номера, даты покупки, стоимость... “Мы должны были доказать, что инструмент сделан до
того, как закон вступил в силу. Для
большинства инструментов это было не так уж трудно, потому что они довольно старые.” В ручной клади перевозить смычки запрещено.
Во избежание конфискации их тщательно запаковали и выслали багажом. Любой
таможенник мог, конечно, попросить осмотреть груз, поэтому оркестр заказал фотографу
Тодду Розенбергу сделать качественные фотографии всех инструментов. Как говорит Лукас: “Лучше показать фотографии, чем распаковывать инструмент”.
Турне оркестра началось 20 октября в Filharmonia Narodowa в
Варшаве. Билеты на первый в
истории ЧСО концерт в Польше были распроданы за один
час. Подобно тому, как в
Санкт-Петербурге маэстро Мути исполнял симфонию Шостаковича (в городе
композитора и оркестра Мравинского на это решится далеко не каждый!), в Польше
дирижер с чикагским оркестром тоже представил своего - Concerto
in modo antico для трубы, двух арф, клавесина и струнного оркестра одного из самых значительных и, к сожалению,
недооцененных польских композиторов Анджея Пануфника (солист - концертмейстер секции труб ЧСО Кристофер Мартин). После окончания концерта вдова композитора
леди Камилла со слезами на глазах сказала: “Я слышала величайший оркестр мира”. В варшавском
концерте прозвучали также Сюита из балета “Жар-птица” (версия 1919 года)
И.Стравинского, Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана. После концерта маэстро Мути напомнил, что в Чикаго проживает наибольшее число поляков за
пределами Польши, и добавил: “В этом отношении мы у себя дома”.
21 октября в филармонии
Люксембурга ЧСО исполнил симфоническую фантазию “Буря”
П.Чайковского, Три симфонических эскиза “Море” Клода Дебюсси, “Божественную
поэму” А.Скрябина. Из Варшавы в Люксембург инструменты ехали шестнадцать часов
на грузовике. Они прибыли за три часа до начала концерта. В
чикагском оркестре любят вспоминать, как в середине восьмидесятых на
гастролях по США из Аризоны до Сан-Франциско
не дошел багаж с инструментами. Музыкантам пришлось одалживать их у Симфонического и Молодежного оркестров Сан-Франциско. К счастью, в Европе все прошло благополучно. Современное
здание филармонии Люксембурга позволило все оперативно разгрузить. (А в Варшаве
и Женеве филармонии настолько маленькие по размерам, что часть реквизита
оставляли в машине и гостиницах.)
На женевском концерте 23 октября после
произведений Чайковского и Дебюсси прозвучала Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана. Музыканты,
которые были раньше в Варшаве, поражались, как изменился город за последние
годы. Музыканты, бывавшие прежде в Женеве, говорили, что город остался без
изменений: все такой же красивый и дорогой. ЧСО удостоился стоячих оваций.
Зрители кричали: “Браво, Чикаго!” Как говорили местные меломаны, такое в Женеве
случается крайне редко. На концерте присутствовала инфанта Кристина - дочь
короля Испании Хуана Карлоса и королевы Софи. Маэстро Мути пошутил, что в
Женеве над оркестром витал “королевский дух”. От себя добавлю, что на первом
парижском и первом венском концертах ЧСО витал “дух государственный” - в числе
зрителей были (соответственно) премьер-министр Франции Мануэль Вальс и президент Австрии Хайнц Фишер.
В Париже оркестр провел последние выходные октября.
Выступления состоялись в крупнейшем концертном зале Парижа “Плейель” (Salle Pleyel).
Программы были разные: 25 октября - увертюра
Ф.Мендельсона “Морская тишь и счастливое плавание”, “Море” К.Дебюсси,
“Божественная поэма” А.Скрябина; 26 октября - “Буря” П.Чайковского, Сюита из балета “Жар-птица” (версия 1919 года)
И.Стравинского, Третья (“Рейнская”) симфония Р.Шумана. “На бис” ЧСО везде исполнял фрагмент из оперы Дж.Верди “Набукко”.
Как известно, в начале сезона пресс-служба ЧСО
объявила, что многолетний концертмейстер секции флейт Мэтью Дюфор выиграл
прослушивание на аналогичную позицию в Берлинском филармоническом оркестре и
покидает Чикаго. Первоначально планировалось, что он сыграет с оркестром
концерты в Европе, но перед началом турне неожиданно выяснилось, что он уже
покинул оркестр. Срочно возник вопрос с заменой музыканта. Замену нашли в
Атланте, где местный симфонический оркестр находится в положении локаута, и
музыканты простаивают без работы. Концертмейстер секции флейт Кристина Смит, по
ее словам, не задумывалась с ответом, когда ей предложили выступить в составе
ЧСО во время европейского тура. В Симфоническом оркестре Атланты она служит с
1991 года. Она попала туда двадцатилетней девчонкой, учась в Институте Кертиса
в Филадельфии. За двадцать три года Кристина Смит приобрела фантастический опыт
работы в оркестре, в качестве приглашенного флейтиста выступала с
симфоническими оркестрами Лос-Анджелеса, Ванкувера, Балтимора, Питтсбурга, но с
ЧСО и маэстро Мути прежде никогда не работала. С первой репетиции Смит
почувствовала себя комфортно: “Музыканты оркестра отнеслись ко мне
доброжелательно, с маэстро Мути общаться оказалось очень просто. Мы с ним сразу
нашли общий язык”.
Апофеозом европейского турне ЧСО стали выступления
в Вене - столице классической музыки. Во время недельных
гастролей ЧСО исполнил две разные программы. 28 и 29 октября оркестр повторил
парижские программы, а 1 и 2 ноября с хором “Wiener Singverein” прозвучал “Реквием” Дж.Верди. Солисты:
Татьяна Сержан, сопрано; Екатерина Губанова, меццо-сопрано; Петр Бечала, тенор;
Риккардо Занеллато, бас. Все концерты прошли в
легендарном венском симфоническом зале Musikverein. Музыканты признаются,
что для них имеет особое значение выступать в городе, где жили и творили
величайшие композиторы прошлого, откуда “пришел” почти весь симфонический
репертуар оркестра. Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Малер... – стены Musikverein слышали все лучшее, что создала мировая музыка! Само это здание,
построенное в 1870 году, до сих пор поражает своей теплой, мягкой,
чувствительной акустикой - всем тем, что музыканты называют “золотым звуком”
венского зала. Музыкальный критик газеты “The Chicago Tribune” задался риторическим вопросом, почему у Чикаго
нет подобного. Не секрет, что в Чикагском симфоническом центре очень сухой
звук, выступать там непросто. А в Musikverein даже средние оркестры
звучат лучше, чем обычно. Что уж говорить о великих! Выражение “стены помогают”
как нельзя лучше подходит именно к этому венскому залу, и кто, как не маэстро
Риккардо Мути, дирижирующий в этом зале сорок четыре года, знает все его
секреты! На первой же репетиции он подсказал музыкантам исполнять Третью (“Рейнскую”) симфонию Шумана
как можно мягче. “В противном случае, - сказал дирижер, - будет слишком много
звука.” А в другом месте он сказал другое: “Не играйте слишком dolce – вас не будет слышно”.
В программке венских концертов под фамилией
Риккардо Мути стояли слова: “Заслуженный член Общества друзей музыки в Вене”. Риккардо Мути
говорит: “Каждый раз, когда я
читаю эти слова, я смущаюсь. Ведь среди членов Общества
- все великие композиторы”. Членами общества были в том
числе Шуман и Стравинский - композиторы,
чьи произведения исполнял ЧСО.
Чихать на концертах ЧСО нельзя! Это понял несчастный зритель, случайно чихнувший на первом венском концерте оркестра. Маэстро Мути остановил оркестр (звучала “Жар-птица” Стравинского), выдержал паузу и только потом продолжил. Больше посторонних звуков в зале не было.
Чихать на концертах ЧСО нельзя! Это понял несчастный зритель, случайно чихнувший на первом венском концерте оркестра. Маэстро Мути остановил оркестр (звучала “Жар-птица” Стравинского), выдержал паузу и только потом продолжил. Больше посторонних звуков в зале не было.
1 и 2 ноября в Musikverein встретились два великих
оркестра. Днем Венский филармонический оркестр под управлением Д.Баренбойма
исполнил произведения Ф.Шуберта и П.Булеза, а вечером ЧСО под управлением
Р.Мути – “Реквием” Дж.Верди. Пир духа для венских меломанов!
В 1971 году, тридцать шесть лет назад, в Вене
закончились первые в истории европейские гастроли ЧСО (за дирижерским пультом
стоял сэр Георг Шолти). Тогда о чикагском оркестре узнала музыкальная Европа, а
значит и музыкальный мир. В Чикаго оркестр торжественно прошел по State Street, его
встречали цветами и аплодисментами так, как встречают великих спортсменов,
выигравших Олимпийские игры, или космонавтов, покоривших открытый космос.
В 2007 году в Вене закончились первые европейские
гастроли ЧСО под управлением Риккардо Мути, после чего дирижер решил связать
себя “узами брака” с этим оркестром.
В 2014 году в Вене закончилось новое европейское
турне ЧСО. 3 ноября музыканты вернулись в Чикаго. Следующая поездка оркестра
состоится в конце января 2015 года. ЧСО ждет нью-йоркский Карнеги-холл. А пока
оркестр выступает дома...
Концерты 7 - 9 ноября
7-8 ноября, 8.00 pm. Программа концертов в
точности повторяет июньские выступления ЧСО в парке The Morton Arboretum: Пять венгерских танцев И.Брамса, Первый концерт Макса Бруха для скрипки с
оркестром (солистка - Елена Уриосте) и Девятая (“Из Нового света”) симфония
А.Дворжака. ЧСО дирижирует Кристиан Макелару.
Последняя симфония чешского композитора Антонина
Дворжака была написана во время его трехлетнего пребывания в Америке. Дворжак преподавал
в Нью-Йоркской консерватории и произвел там настоящую революцию. Он фактически перестроил
консерваторскую систему музыкального обучения, сделав ее более эффективной и современной.
Дворжак прислушивался к окружающим его звукам и первым из крупных композиторов обратил
внимание на обобщающие национальные свойства спиричуэлс. Он не прибегал к сравнению
африканской и афро-американской музыки, но интуицией большого музыканта понимал
спиричуэлс не как узко афроамериканское искусство. Он убедил американцев
и весь остальной мир, что эта музыка является подлинным американским фольклором.
В своей симфонии композитор использовал характерные интонации спиричуэлс.
Румынский дирижер Кристиан Макелару готовился
стать скрипачом. Он начал заниматься музыкой с шести лет. Три раза (в 1994,
1996 и 1997 годах) становился победителем Национальной музыкальной олимпиады в
Румынии. Учился в Interlochen Arts Academy в Мичигане. В
возрасте девятнадцати лет дебютировал в Карнеги-холле. В течение двух сезонов
играл в группе первых скрипок Хьюстонского симфонического оркестра. Был самым
молодым концертмейстером в Симфоническом оркестре Майами за всю его историю. С
сентября 2011 года является вторым дирижером Филадельфийского симфонического
оркестра. В декабре 2011 года дебютировал в Чикагском симфоническом центре в
серии “Музыка сегодня”.
Вундеркинд, впервые взявшая в руки скрипку в
возрасте двух лет (как гласит семейное предание, под влиянием игры Ицхака
Перлмана), двадцативосьмилетняя скрипачка Елена Уриосте недавно была названа
Би-Би-Си “Артистом нового поколения”. Она родилась в штате Коннектикут. В ее
жилах - сочетание мексиканской, итальянской, русской и венгерской кровей.
Уриосте - выпускница Института музыки Кертиса и Джульярдской музыкальной школы.
Живет в Нью-Йорке, но в последние месяцы часто выступает на Среднем Западе. В
октябре Уриосте стала одной из учредительниц нового фортепианного трио
Браун-Уриосте-Канеллакис, названного по фамилиям участников: Майкл Браун,
фортепиано; Елена Уриосте, скрипка; Николас Канеллакис, виолончель.
Инаугурационный концерт трио прошел 1 ноября в Равинии.
Уриосте играет на скрипках итальянских мастеров XVIII века.
Эти инструменты она получила от Общества Страдивари в Чикаго.
Перед началом концертов на втором этаже
Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы дирижера и композитора
Уильяма Уайта об исполняемых произведениях.
9 ноября, 3.00 pm. Сольный концерт замечательного французского пианиста
Пьера-Лорена Эмара. После прошлогодних Прелюдий Дебюсси на этот раз пианист
исполнит Первый том Хорошо темперированного клавира (ХТК) И.С.Баха.
Оригинальное название произведения гласит: “Хорошо темперированный клавир, или
прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам, как с большой терцией, то есть Ut Re
Mi, так и с малой терцией, или Re Mi Fa. Для пользы и употребления стремящейся к
учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто
в таковом учении уже преуспел, сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом,
ныне великокняжеским ангальт-кетенским капельмейстером и руководителем камерной
музыки. 1722 год”. Почти три столетия это сочинение Баха является краеугольным камнем
фортепианной музыки. Бетховен называл его “музыкальной Библией”, Шуман
отзывался о нем как о “хлебе насущном”... Первую клавесинную запись ХТК осуществила
пианистка и педагог Ванда Ландовска в 1949-1953 годах.
PS.
При подготовке статьи использованы материалы
газеты “The Chicago Tribune”.
Nota bene! Билеты на все концерты в
Чикагском симфоническом центре можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Чикагского симфонического оркестраФото 2-4. ЧСО в европейских залах. Фото – Тодд Розенберг
Фото 5. Елена Уриосте. Фото – Алесандра Тиноцци
Комментариев нет:
Отправить комментарий