19 ноября, 7.30 pm. В
Чикагском симфоническом центре дебютирует камерный ансамбль “Виртуозы Муттер”
во главе с его основательницей, выдающейся скрипачкой Анне-Софи Муттер. В
программе: “Мелодии” С.Кюрье (солист - контрабасист Роман Патколо), Октет Ф.Мендельсона,
“Времена года” А.Вивальди.
В шесть лет Анне-Софи Муттер услышала игру
пианистки Клары Хаскиль. Впечатления девочки были настолько сильными, что она
решила посвятить себя музыке. В девять лет Муттер с провинциальным немецким
оркестром уже играла Второй скрипичный концерт В.А.Моцарта, в тринадцать -
исполняла Моцарта в Зальцбурге с оркестром Герберта фон Караяна, к двадцати -
покорила весь мир. Ее международная карьера продолжается больше тридцати пяти
лет, и везде ее ждет грандиозный успех. У Муттер невероятно богатый и
разнообразный репертуар – кроме основных классических скрипичных произведений
она много и активно играет современную музыку. Самые прославленные композиторы
нашего времени – Витольд Лютославский, Вольфганг Рим, Кшиштоф Пендерецкий,
Андре Превин, Софья Губайдулина – посвящали ей свои произведения.
В Чикагском симфоническом центре Муттер
дебютировала в сезоне 1980-81 годов. За дирижерским пультом Чикагского
симфонического оркестра (далее – ЧСО) стоял сэр Георг Шолти. После этого мы
часто слышали ее выступления как с ЧСО, так и в камерных сольных концертах, а
также в дуэте с виртуозным американским пианистом Ламбертом Оркисом. Диск со
скрипичными и фортепианными сонатами Бетховена, записанный Муттер и Оркисом,
получил премию “Грэмми” в категории “Лучшая камерная запись года”.
С 2011 года Анне-Софи Муттер выступает с камерным
ансамблем “Виртуозы Муттер”. В его составе – четырнадцать стипендиатов
базирующегося в Мюнхене Фонда Муттер. Основанный в 1997 году Фонд оказывает
всестороннюю поддержку молодым талантливым музыкантам-струнникам.
Очень приятно, что Анне-Софи Муттер не забывает
Чикаго. С нетерпением жду новой встречи с ней и ее новым коллективом.
Муттер часто исполняет произведения американского
композитора, профессора Колумбийского университета Себастьяна Кюрье. Пьесу “Мелодии” для контрабаса и струнного
ансамбля он сочинил специально для “Виртуозов Муттер”.
Солирует концертмейстер секции контрабасов
Оркестра Цюрихской оперы Роман Патколо. Он родился в 1982 году в словацком
городе Жилина в семье музыкантов. Начал играть на любимом инструменте в
тринадцать лет. В шестнадцать получил Первую премию на Словацком национальном
конкурсе. В 2007 году сыграл с Анне-Софи Муттер и Бостонским симфоническим
оркестром Двойной концерт Андре Превина для скрипки и контрабаса. С этого
времени активно сотрудничает с Муттер. Стипендиат Фонда Муттер.
20-22 ноября, 8.00 pm; 23 ноября, 3.00 pm; 25 ноября, 7.30 pm. ЧСО
исполняет шесть Бранденбургских концертов И.С.Баха. Дирижер и клавесинист –
Николас Кремер.
1719 год. Иоганн Себастьян Бах служит
капельмейстером при дворе князя Анхальт-Кетенского Леопольда в немецком городе
Кетен. Князь ценил Баха, шедро платил ему и следил за состоянием музыкальных
иструментов. Однажды князь послал Баха в Берлин в “командировку”: он приказал
композитору купить новый клавесин. С поручением Бах справился. В столице он
встретился с маркграфом Бранденбург-Шведтским Кристианом Людвигом. Через два
года маркграф получил от Баха подарок: цикл из шести концертов для нескольких
инструментов. Бах хотел вырваться из провинциального Кетена и надеялся на место
капельмейстера в Берлине. Увы, несмотря на все старания композитора - ноты были
написаны каллиграфическим почерком, примечания сделаны на французском языке, -
маркграф не ответил Баху. Партитура пролежала в библиотеке капеллы более ста
лет и была обнаружена совершенно случайно. В историю музыки концерты Баха вошли
под названием “Бранденбургские”. Живые, радостные, полные танцевальных ритмов и
мелодий, они стали невероятно популярными. Бах заставил играть вместе
всевозможные музыкальные инструменты – даже такие, которые обычно солируют,
включая трубу и блок-флейту. Впрочем, у Баха все – совершенство, в его каждой
ноте – вдохновение. Как говорил первый биограф композитора Форкель: “Бах -
...человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство
Музыки”. Роберт Шуман восклицал: “Бах не новый, не
старый, он нечто гораздо большее - он вечный”, а Иосиф
Бродский писал: “В
каждой музыке - Бах, в каждом из нас – Бог”. Лучше всех о музыке Баха написала
музыковед Ванда Ландовски: “Бах понимает все, и все находит отклик в его душе:
пасторальная идиллия и атмосфера деревенской ярмарки, величие готики и смирение
грешника... Все близко Баху, и все в баховской музыке близко нам, нашей жизни,
нашему страданию, отчаянию, блаженству... В баховской музыке заключено нечто
непреходящее, нечто такое, что заставляет нас желать слушать ее вновь и вновь.
Это обновление и дает нам, пусть малое, представление о вечности”.
Английский дирижер и клавесинист Николас Кремер
считается специалистом по музыке Баха и барочному репертуару. С 1985 по 1993
годы возглавлял Лондонский баховский оркестр. В настоящее время является
главным приглашенным дирижером оркестра “Music of the Baroque” (Чикаго), приглашенным
дирижером оркестра “Manchester Camerata”.
Перед началом концертов на втором этаже
Симфонического центра состоятся тридцатиминутные беседы английского композитора
и музыковеда Джерарда Макберни (20 и 21 ноября) и дирижера Стивена Алтопа (22,
23 и 25 ноября) об исполняемых произведениях.
22 ноября, 11.00 am и 12.45 pm. “Звуки города” – так называется концерт, на
который приглашаются самые юные зрители (от пяти лет). В программе - фрагменты
из произведений Р.Штрауса, О.Респиги, Б.Сметаны, Дж.Гершвина. Исполнители -
музыканты ЧСО. Дирижер – Скотт Спек.
24 ноября, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе - концертная увертюра “На Юге” (“Алассио”) Э.Элгара и Месса си минор В.А.Моцарта. В концерте участвуют хор Chicago Chorale и члены Центра оперного пения (Ryan Opera Center) при Лирик-опере. Дирижер – Николас Кремер.
За полтора часа до начала концерта (в 6.30 pm)
состоится беседа с музыкантом и журналистом радио WFMT/98.7 FM Карлом
Грапентином об исполняемых произведениях.
Nota bene! Билеты на все концерты в Чикагском симфоническом центре
можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Чикагский симфонический центр Фото 2. Анна-София Муттер. Фото – Тина Тахир
Фото 3. Николас Кремер. Фото – Джим Стир
Фото 4. Civic Orchestra of Chicago. Фото – Тодд Розенберг
Комментариев нет:
Отправить комментарий