После успешных гастролей Чикагского симфонического
оркестра (далее – ЧСО) в России и Италии и фортепианного фестиваля “Ключи к
городу” заключительным аккордом сезона станут две программы, в которых
оркестром дирижирует его музыкальный руководитель Риккардо Мути.
14 июня, 8.00 pm; 19 июня, 7.30 pm. ЧСО
под управлением Р.Мути исполнит Праздничную поэму “Встреча Волги с Доном”
С.Прокофьева, Сюиту Д.Шостаковича на слова Микеланджело Буонарроти (солист –
Ильдар Абдразаков) и Пятую симфонию Л.ван Бетховена.
Сочинение “Встреча
Волги с Доном” написано Сергеем Прокофьевым в 1951 году в честь строительства
Волгодонского канала. По одной из версий, эту идею подал композитору Мстислав
Ростропович. Дело в том, что после печально известного постановления
ЦК ВКП(б) 1948 года “Об опере “Великая дружба” В.Мурадели” произведения
Прокофьева перестали исполнять и он оказался в бедственном положении.
Праздничная поэма, написанная в “антиформалистическом” ключе, должна была
изменить это положение...
Сюита на слова Микеланджело Буонарроти в переводе А.Эфроса – одно из последних сочинений Шостаковича. Он сочинил ее в 1974 году, когда весь мир отмечал пятисотлетие со дня рождения Микеланджело. Шостакович писал: “Меня потрясла красота стихов Микеланджело, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал один из величайших сынов человечества”. В основу Сюиты легли восемь сонетов и три стихотворения Микеланджело. Названия для всех песен и романсов Шостакович придумал сам.
Сюита на слова Микеланджело Буонарроти в переводе А.Эфроса – одно из последних сочинений Шостаковича. Он сочинил ее в 1974 году, когда весь мир отмечал пятисотлетие со дня рождения Микеланджело. Шостакович писал: “Меня потрясла красота стихов Микеланджело, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал один из величайших сынов человечества”. В основу Сюиты легли восемь сонетов и три стихотворения Микеланджело. Названия для всех песен и романсов Шостакович придумал сам.
Первоначальная версия Сюиты была
написана для баса и фортепиано. Премьера состоялась 23
декабря 1974 года в Малом зале Ленинградской филармонии. Исполнители: Е.Нестеренко
и Е.Шендерович. Позднее Д.Д. оркестровал
Сюиту для симфонического оркестра. Вариант для голоса с оркестром был исполнен
впервые после смерти композитора в Большом зале Московской консерватории.
Оркестром дирижировал Максим Шостакович. Солист – Е.Нестеренко.
Из воспоминаний композитора Родиона Щедрина: “Шостакович пригласил
меня на дачу послушать Сюиту на стихи Микеланджело и спросил о впечатлении. Я
сказал, что последняя часть выбивается из стиля сочинения, так как все
сочинение атонально, а последняя часть - тональная. Шостакович лукаво посмотрел
и сказал: “Раз вы угадали, то я вам скажу, что еще в девятилетнем возрасте
сочинил фортепианную пьесу, тему которой почему-то запомнил и включил в это
сочинение. Я вас прошу, не рассказывайте никому, пока я жив, а то все подумают,
что я сызмальства думал о своем величии”.
15 июня, 1.30 pm; 17 июня, 3.00 pm. В рамках программы
“Вокруг произведения” английский композитор и музыковед Джерард Макберни
представляет спектакль “Стук судьбы?”, посвященный Пятой симфонии Людвига ван
Бетховена.
Мне не раз доводилось беседовать с Джерардом Макберни – невероятно
притягательным человеком, глубоким знатоком музыки, искусства, литературы. С
сентября 2006 года Макберни является советником Чикагского симфонического
оркестра по подбору репертуара и креативным руководителем программы “Вокруг произведения”.
Отличительной особенностью программы является то, что зрители имеют возможность
не только услышать музыкальное произведение (это происходит во втором
отделении), но и увлекательный рассказ об истории его создания, о композиторе и
времени, в котором он жил и творил. Джерард Макберни рассказывает блистательно:
ярко, образно, зажигательно, артистично! Через пять минут после начала беседы у
вас возникает абсолютное ощущение, что автор с детства дружил со своими героями
– гениальными, порой ужасно невыносимыми, часто - смешными, но всегда
удивительно живыми людьми.
Программа “Вокруг произведения” существует уже шестой сезон и с каждым
годом становится все более популярной. Макберни называет эту программу
“спектаклем” или “прогулкой по произведению”. Таких “прогулок” за прошедшие
годы накопилось немало: с Малером и Вивальди, Моцартом и Дебюсси, Мендельсоном
и Дворжаком, Штраусом и Сибелиусом. Язык спектакля каждый раз меняется в
зависимости от темы произведения. Например, для рассказа о Четвертой симфонии
Малера Макберни с женой (она – фотограф) отправились на юг Австрии, на озеро
Вертерзее, чтобы побывать в летнем доме композитора, куда Малер приезжал каждое
лето с 1900 по 1907 годы. Там им была написана Четвертая симфония. Сегодня в
этом доме находится музей Малера с копиями партитур. Макберни не знал, каким
будет спектакль о Малере. То, что они с женой сделали, основывалось на снятом в
Австрии материале. Макберни говорит, что в последнее время стал больше работать
с рукописями композиторов: “Раньше я этого не замечал, но потом начал понимать,
как много о человеке может сказать его почерк. В почерке сразу виден характер
человека, традиция, школа. Первый раз я заметил это, когда во втором сезоне
ставил спектакль о последнем фортепианном концерте Моцарта. Я достал факсимиле
Моцарта, и по его почерку многое стало понятно”. Разные почерки композиторов
помогли Макберни сделать спектакль о “Картинках с выставки” Мусоргского-Равеля.
Теперь на очереди - Пятая симфония великого
Людвига ван Бетховена.
В спектакле участвуют
английский театральный актер Саймон Кэллоу, а также актеры Кевин Гудал, Келли
О’Салливан, Деметриос Трой, Джон Гудвин. ЧСО дирижирует Риккардо Мути.
22 и 23 июня, 8.00 pm; 24 июня, 3.00 pm. В
последней программе Риккардо Мути в этом сезоне ЧСО исполнит Первый скрипичный
концерт Н.Паганини (солист – концертмейстер оркестра Роберт Чен) и Шестую
симфонию А.Брукнера.
Роберт Чен родился в
городе Тайпей на Тайване. Впервые взял в руки скрипку в возрасте семи лет.
Когда ему было десять лет, семья эмигрировала в США и обосновалась в
Лос-Анджелесе. Уже в двенадцать лет юный скрипач выступил в концерте с
Лос-Анджелесским симфоническим оркестром и участвовал в мастер-классе Яши
Хейфеца. Чен закончил Джульярдскую школу по классу профессоров Дороти Дилей и Масао
Кавасаки. Концертмейстером ЧСО Чен служит с 1999 года, когда музыкальным
руководителем был Даниэль Баренбойм. В 2000 году музыкант впервые выступил на
сцене Чикагского симфонического центра в качестве солиста. В 2003 году он стал
первым исполнителем Скрипичного концерта Э.Картера. Сегодня обязанности
концертмейстера ЧСО Чен совмещает с педагогической деятельностью. Он является
профессором университета имени Рузвельта.
30 июня, 3.00 pm.
Чикагский молодежный фестиваль хоров (Windy City Youth Choral Festival). Артистический директор и дирижер – Елена
Шаркова. В числе участников фестиваля – детский хор “Campanella” (хормейстер – Марианна
Косая).
Вход свободный, но по
билетам. Их можно зарезервировать по телефону 800-395-2036 или на сайте
организации “Music Celebrations” http://www.musiccelebrations.com/festivals/2012/windy_city_choral_festival.html.
220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604, справки и заказ билетов по телефону 312-294-3000 или на сайте www.cso.org. Там же можно приобрести абонементы на сезон 2012-13 годов. Одиночные
билеты поступят в продажу в августе 2012 года.
Фотографии к статье:
Фото 1. Риккардо Мути дирижирует Чикагским
симфоническим оркестром
Фото 2. Концертмейстер ЧСО Роберт Чен.
Фото 3. Риккардо Мути и Роберт Чен. После
концерта.
(Все фото Тодда Розенберга)
Комментариев нет:
Отправить комментарий