Единственная комическая опера Рихарда Вагнера “Нюрнбергские
мейстерзингеры”, посвященная певцам средневекового Нюрнберга, создавалась
композитором на протяжении двадцати двух лет. То, что задумывалось, как
одноактная комедия, превратилось в огромное трехчастное полотно, полное энергии
и радости. В этой опере Вагнер не строил Вселенную – здесь задачи у него были
скромнее. Перед нами предстает жизнь обычных горожан, бюргеров, ремесленников.
В центре сюжета – состязание музыкантов, на котором побеждает молодой
влюбленный франкский рыцарь-поэт и в качестве награды получает сплетенный из
лавра и мирта венок, а также (и это главное) - руку красавицы Евы. Правила
певческого конкурса придумал отец Евы - золотых дел мастер Фейт Погнер.
С 8 февраля опера Р.Вагнера “Нюрнбергские мейстерзингеры” идет на сцене в
Лирик-опере. В партии Погнера на американской оперной сцене дебютирует бас
Дмитрий Иващенко.
Кто есть кто в мире оперы. Дмитрий Иващенко родился в
Барнауле. Окончил Барнаульское музыкальное училище по классу дирижирования,
вокальное отделение Новосибирской консерватории и Оперную студию при опере
Карлсруэ (Германия). Живет в Берлине. Выступает на лучших оперных сценах Европы.
Ведет активную концертную деятельность.
Я встретился с Дмитрием 28 января, накануне первой репетиции на сцене. С
одной стороны – слишком рано, чтобы делать выводы о постановке, с другой – уже
можно говорить о партнерах и дирижере.
-
Как вы себя чувствуете в Лирик-опере?
-
Хорошо. Как говорят в Германии, “без стресса”. Я первый раз работаю с
дирижером сэром Эндрю Дэвисом. Легко нашел общий язык. Он - умный, понимающий
дирижер. Все видит, все слышит, во всем разбирается... Постановка Дэвида
Маквикара статичная. В Европе такого уже почти не бывает. Это для меня полезно.
Нельзя постоянно играть в модерновых спектаклях. Время от времени хорошо
возвращаться к классике.
-
Что вы можете сказать о вашем персонаже Погнере?
-
Погнер – богатый, солидный человек. Меценат, поддерживает искусство. Он
играет важную роль в развитии действия. Пения в партии немного, но есть очень
важная ария, когда он рассказывает, что решил устроить для Евы конкурс. Погнер
сомневается, правильно ли поступает. Его мучает совесть, он за честную борьбу.
-
По возрасту вам еще рановато петь отцов...
-
Ганса Сакса я бы сейчас не стал петь. Мне до этой партии еще надо дорасти.
Она очень хитрая, в ней много ловушек. Для Сакса нужен опыт. В этом плане
Джеймс Моррис – идеальный исполнитель.
-
Действие оперы происходит в Нюрнберге. Вы бывали в этом городе?
-
Я был в Нюрнберге как турист. Видел места, где происходит действие оперы. В
Оперный театр заходил. Петь, правда, там не приходилось.
-
Специалисты говорят, что “Нюрнбергские мейстерзингеры” уступают лучшим творениям
Вагнера: тетралогии “Кольцо нибелунгов” и опере “Тристан и Изольда”. Что бы вы
могли сказать в защиту “...мейстерзингеров”?
-
“Нюрнбергские мейстерзингеры” – одна из самых сложных опер. Ее сложно петь
и сложно исполнять. В этой опере нет каких-то особых арий. Идет разговор
главных героев, все очень интимно... Роль дирижера состоит в том, чтобы убрать
сильное звучание оркестра. Надо иметь специальную акустику, чтобы “скрыть”
оркестр. Как в Байройте.
-
Как в этом плане обстоят дела в Лирик-опере?
-
Для меня в Лирик-опере слишком много акустики. Ничего не поделаешь – зал
очень большой, поэтому нужно петь все очень четко и ясно. Я думаю, при полном
зале акустика будет “посуше”. Это для певцов лучше. Я привык петь, когда зал
“сухой”. Например, в Ла Скала очень “сухая” акустика.
“Лучше пой. У тебя голос хороший”
-
Был человек, который открыл ваш
голос?
-
Мой брат. Я учился на дирижерском отделении
Барнаульского музучилища. Как-то брат сказал мне: “Лучше пой. У тебя голос
хороший”. А голос у меня был очень низкий. Я пел в церкви, легко брал
контроктавы...
-
Но никогда не думали о карьере
певца?
-
Никогда. А тут решил послушаться брата.
Прослушался, и меня взяли в консерваторию... У нас семья музыкальная. Дедушка – донской казак (мой голос от него), мама – педагог в музыкальной
школе, брат – пианист.
-
Так что было понятно, что вы
пойдете по музыкальной линии?
-
До поры до времени это было непонятно. Мама
отправила меня учиться в музыкальную школу со словами “Там видно будет”.
-
Как получилось, что вы оказались в Германии и стали выступать на самых
престижных оперных сценах?
-
Все произошло случайно. Я всегда хотел уехать в
Европу. Естественно, в Италию. Но с Италией не получилось – получилось с
Германией. Когда я учился в Новосибирской консерватории, у нас был студенческий
обмен с Мангеймом. Я поехал в Германию и прошел прослушивание в Оперные студии
в театрах Мангейма и Карлсруэ. Мне предложили на выбор обе студии. Я выбрал
Карлсруэ. После окончания Оперной студии два года поработал в хоре, набрался
опыта и стал заниматься с замечательным педагогом. Ее зовут Анна Рейнольдс. Она
в свое время работала с Гербертом фон Караяном.
-
Она вас открыла для мира?
-
Она мне “голову промыла”. (Смеется.) Я съездил к ней на аудиенцию, и она взялась со мной работать.
-
Ей сразу понравился ваш голос?
-
Она сказала, что настоящих басов не бывает. Я –
единственный, кто у нее остался. Понимаете, когда у тебя от природы голос не
такой большой и его нужно развивать, русская школа может быть даже негативной.
Лучше иметь итальянскую школу. Мне повезло, Анна Рейнольдс как раз преподавала
настоящую итальянскую школу bel canto. У меня не было верхов, не было красивого тембра... Она мне развила
голос, у меня пошли верхи, я начал петь Россини, о чем я в жизни никогда не
мечтал. Я пел все, даже Эскамильо.
-
Вы по-прежнему общаетесь с ней?
-
Да, хотя сейчас мне труднее к ней ездить – я сам
все время в разъездах. Она живет в деревне Пистен под Байройтом. Сейчас меня
слушает и контролирует жена.
“Голосу нужна “диета”
-
Мой первый ангажемент был в Аугсбургском оперном
театре. После
Аугсбурга были Дармштадт и Берлин. Четыре года я был в штате Комической оперы.
Долгое время пел, в основном, в Европе. Сейчас прибавились Америка и Канада. А
скоро буду петь в Сантьяго (Чили).
-
А в России?
-
В России я пел только в Казани, на Шаляпинском фестивале. Моя карьера началась в Европе. Для России я пока
неизвестный певец.
-
Как бы вы охарактеризовали свой
голос?
-
Мне кажется, я - basso
cantabile. Мне сорок лет, голос находится в развитии. Все
еще начинается. Голос опустится и будет таким же низким, каким был в детстве.
Мне нужно петь, пока это возможно, партии для более высокого голоса. Через
десять лет будет сложнее.
-
Тогда вы возьметесь за другие
партии. За Бориса, например...
-
Бориса я уже спел.
-
Рановато как-то...
-
Я тоже думал, что рано. Спел, и мне понравилось.
Сейчас эта роль в моем репертуаре.
-
Какие еще партии в вашем
репертуаре?
-
Зарастро в “Волшебной флейте”, Погнер в
“Нюрнбергских мейстерзингерах”, Гурнеманц в “Парсифале”, Даланд в “Летучем
голландце”, Рокко в “Фиделио”, Банко в “Макбете”, король Филипп в “Дон
Карлосе”, Вальтон в “Пуританах”.
-
Многие певцы никогда в жизни не решаются петь оперы Вагнера. Они говорят,
что Вагнер убивает голос. А вы довольно давно и часто исполняете вагнеровский
репертуар. Не боитесь?
-
Вагнера я петь не хотел. Но попробовал, и мне понравилось. Я пою в разных
операх. Сейчас - Вагнера, а потом вернусь в Германию и буду петь Зарастро.
-
Фурланетто говорил, что Моцарт – бальзам для голоса.
-
Да, я с ним абсолютно согласен. Моцарта надо петь всегда, пока есть
возможность. Вагнер не то чтобы убивает – он расширяет голос. Нужно просто
следить за собой. Голосу нужна “диета”. (Смеется.)
-
Как вы готовитесь к пению? Есть у вас специальные рецепты, как поддерживать
голос?
-
Все очень индивидуально, зависит от связок. Алкоголь не употребляю.
-
Не помогает?
-
Мне не нужно. Я на сцене не настолько волнуюсь, чтобы как-то успокаиваться.
А потом определенный адреналин на сцене нужен, в голосе появляется что-то
особенное.
-
Есть партии, которые вы бы хотели спеть, но пока не получалось?
-
Очень хочу спеть Мефистофеля в опере Бойто и короля Рене в “Иоланте”.
Надеюсь, эти партии еще впереди. Короля Филиппа я хочу спеть на итальянском
языке. Пел на французском – языке оригинала, а сейчас хочу попробовать на
итальянском.
-
С немецким языком у вас проблем нет. А с французским?
-
Учу. Работаю над произношением. Французский - сложный язык. Я пытаюсь найти
середину между французским и итальянским звучанием. Для французов мы
иностранцы. Но голос должен звучать красиво – это самое главное.
“Душу продаешь “черту”
-
Что вы делаете, если ваше понимание роли входит в противоречие с тем, что
предлагает режиссер?
-
Приходится очень долго дискутировать. Сегодня с режиссерами большая
проблема. Мы имеем дело с режиссерским диктатом. Мы же солисты, с нами нужно
разговаривать. Если солисты не понимают идею режиссера, то эта идея не будет
интересной. Задача режиссера – быть большим дипломатом. Он должен убедить
солиста что данное решение – самое лучшее и единственно возможное. Иногда
приходится переступать через себя, продавать душу “черту”. (Смеется.)
-
Выход из режиссерского диктата – камерное музицирование...
-
Раньше я не очень любил концертные исполнения. Казалось, что все так сухо и
неэмоционально. А в последнее время у меня стало больше концертов. Недавно пел
Четырнадцатую симфонию Шостаковича.
-
Там прекрасная партия для баса.
-
Потрясающая музыка и потрясающая партия. Вот там я сам себе хозяин. В моем концертном репертуаре – “Песни и
пляски смерти” Мусоргского, произведения Чайковского, Рахманинова. Я пытаюсь
пропагандировать русскую музыку. Я сразу сказал, что Шуберта и Шумана не пою.
Если хотите, спою вам Чайковского, Рахманинова, Глинку... Я ужасно люблю
оперу, и всегда приятно поговорить с хорошим режиссером. Но встретить такого
режиссера получается все реже и реже. Мне нравится работать с моим другом,
оперным режиссером Альфонсо Мора. Очень талантливый молодой человек. Надеюсь,
что он далеко пойдет.
-
Вам приходилось работать с Дмитрием Черняковым?
-
Нет, к сожалению. Вот он как раз из тех режиссеров, которые могут убедить.
У него всегда есть смысл.
-
Какие постановки были для вас наиболее значимыми?
-
Моя самая значимая постановка была в Аугсбурге. Первая большая роль,
которая останется со мной на всю жизнь. Я пел Дон Кихота в опере Массне в
постановке очень хорошего режиссера Томаса Вюнша. Он, к сожалению, в прошлом
году умер. Он любил оперу, певцов, и с ним было приятно работать.
-
Каков уровень немецких оперных театров?
-
Высокий и по сравнению с Америкой очень современный. Я недавно пел в
Баварской опере. Акустика потрясающая, театр великолепный...
-
Там скоро главным дирижером будет Кирилл Петренко.
-
Да, я очень рад, что он там будет. Блестящий музыкант! Мы работали с ним
в “Евгении Онегине” в Комической опере
Берлина. Для Баварской оперы это просто подарок судьбы.
-
Это правда, что в немецких театрах все настолько дисциплинированно, что
импровизация просто невозможна?
-
В принципе, все театры одинаковые. В Лирик-опере тоже никакого бардака нет,
и дисциплина еще почище немецкой. Америка для меня больше Германия, чем
Германия. Я живу в Берлине, а Берлин - город демократический.
-
Сейчас, оглядываясь назад, вы не
жалеете, что ваша карьера сложилась в Германии? Не жалеете о пройденном пути?
-
Ни в коем случае. Я хотел быть независимым от
определенных кругов, пошел своей дорогой и всего, чего я добился, добился сам.
-
Как вы думаете, вас пригласят еще в Лирик-оперу? Можно надеяться на
продолжение?
-
Я надеюсь. Если позовут, отказываться не буду. Чикаго для меня - культурный
шок.
Nota Bene! Опера
“Нюрнбергские мейстерзингеры” идет на сцене Лирик-оперы с 8 февраля по 3 марта.
Билеты
на эту и другие оперы можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Справки по
телефону 312-332-2244.
Фотографии
к статье:
Фото 1. Дмитрий Иващенко. Фото Андреаса Штирнберга
Фото 2. Дмитрий Иващенко – Даланд. “Летучий
голландец” в Оперном театре Дармштадта (март 2007). Фото Барбары АумюллерФото 3. Дмитрий Иващенко – Гурнеманц. “Парсифаль” в Оперном театре Дармштадта (февраль 2008). Фото Барбары Аумюллер
Фото 4. Дмитрий Иващенко – Командор. “Дон Жуан” в Зальцбурге (август 2010). Фото Моники Риттерсхаус
Фото 5. Дмитрий Иващенко. Фото Вольфганга Силвери
Комментариев нет:
Отправить комментарий