В 1977 году в Чикаго была создана танцевальная компания Hubbard Street Dance Chicago. С 2009 года первым в истории компании резидентом-хореографом является Алехандро
Керрудо.
Кто есть кто в современном балете. Алехандро Керрудо родился в Мадриде. Учился в Консерватории танца в Мадриде.
Профессиональная карьера началась в 1998 году. Танцевал в труппе Виктора Ульяте,
Штутгартском балете, Нидерландском театре танца. С 2005 года живет и работает в
Чикаго. Член труппы Hubbard Street Dance Chicago. В качестве хореографа поставил одиннадцать
спектаклей. В 2006 году спектакль Керрудо “Fuel” получил третье место на XX Международном конкурсе
молодых хореографов в Ганновере (Германия). Спектакли Керрудо в репертуаре
компаний Германии, Дании, Нидерландов, Австралии, США.
С Керрудо легко разговаривать. Он избегает
штампов, и у него нет готовых ответов. Он размышляет по ходу беседы,
возвращается к ранее затронутым темам, полемизирует...
-
Что вам нравится в компании Hubbard Street Dance Chicago?
-
В этой
компании я впервые попробовал свои силы в качестве хореографа. Я бы вполне мог быть свободным художником,
кочующим из страны в страну, из театра в театр. Мне повезло, что у меня есть
своя труппа, что я могу ставить спектакли, экспериментировать, учиться. Мне нравится, что компания приглашает к сотрудничеству
крупнейших хореографов мира: Иржи Киллиана, Матса Эка, Охада Нахарина.
-
А что
вам в ней не нравится?
Керрудо задумался, а потом,
засмеявшись, сказал:
-
Бюджет...
Если серьезно, у нас есть много спонсоров, но если бы их было еще больше, мы бы
смогли себе позволить еще большие проекты.
Алехандро Керрудо говорит:
“Первый толчок к балету сделала моя старшая сестра. Она стала учиться танцам, и
через три года я тоже захотел попробовать. Потом пришла очередь моего брата, а
потом и родители присоединились. Это не они меня - это мы с сестрой привели их
к танцу. Но я единственный, для кого танец превратился в профессию”. Здесь
хорошо было бы написать, что в детстве Керрудо побывал в театре и на него
неизгладимое впечатление оказала такая-то труппа. Он сказал себе, что
когда-нибудь тоже станет профессионалом, и это послужило толчком к выбору
профессии... Увы, ничего подобного в жизни Керрудо не было. Он стал учиться
танцам просто потому, что надо было чему-то учиться. Балет не привлекал юношу.
Красоту искусства танца он понял гораздо позднее: “Вначале мне не нравился
балет. Я танцевал без особых эмоций. И даже когда я начал карьеру танцовщика, я
не знал всего, что связано с этой профессией”.
С девяти лет Керрудо учился в Консерватории танца в
Мадриде (Real Conservatorio Professional de Danza de Madrid). Воспоминания об этой школе у него самые хорошие.
-
В Испании прекрасная школа танца.
Сколько великих танцоров ее закончили! Они танцуют везде: в АБТ, в Королевском
балете Ковент-гардена, в балетной труппе Парижской оперы, в балете
Сан-Франциско. Главным моим направлением был классический танец, однако много
внимания мы уделяли характерному танцу, современному танцу. Я танцевал
фламенко. Это было ужасно. (Смеется.) Я впервые вышел на сцену, еще учась в
консерватории. Очень волновался.
-
А
сейчас вы волнуетесь перед спектаклем?
-
В
качестве танцовщика чувствую не волнение, а, скорее, возбуждение. А как
хореограф я волнуюсь не за себя, а за моих артистов. Со временем пришел опыт, и
я научился управлять своими эмоциями. Для меня было и остается полным кайфом
входить в образ, двигаться на сцене, чувствовать дыхание зрительного зала.
-
В каких
ролях вы танцевали в европейских труппах?
-
Я
молод, но у меня уже богатая карьера. (Смеется.) Я начинал в кордебалете
в труппе Виктора Ульяте, потом были три года в кордебалете
Штутгарта. А в Нидерландском театре танца нет разделения на солистов и кордебалет.
Там все (и я в том числе) танцевали все. Я перетанцевал огромное количество
балетов, участвовал в спектаклях Кранко, Баланчина, Киллиана, Эка, Нахарина,
Форсайта, Дуато... “Дон Кихот”, “Жизель”, “Спящая красавица”, “Ромео и
Джульетта”, самые разные современные постановки...
-
И после всего этого в двадцать пять лет вы
переезжаете в Чикаго. Почему? Ведь, говоря о балете и современном танце, Чикаго
не относится к балетным и танцевальным столицам мира. Не Лондон, не Нью-Йорк,
не Москва...
-
Я не выбирал Чикаго - я приехал работать с конкретной
труппой Hubbard Street Dance. У нее
сложились особые отношения с Нидерландским театром танца. Директора компаний
хорошо знали друг друга и артистов. Мой приезд не был случайностью. Я не
приезжал на экзамен – я приехал и сразу стал танцевать. Поэтому переезд прошел
спокойно, естественно, без потрясений.
-
Скучаете по Испании?
-
Нет. Я не живу в Испании с восемнадцати лет. Я
скучаю по моей семье и хотел бы, чтобы она была рядом. Я навещаю их на
Рождество и летом, но живу в Чикаго.
-
А как же другой язык, стиль жизни, менталитет?
-
Моей первой страной, когда я
уехал из Испании, была Германия – абсолютно другая страна по сравнению с
Испанией. Я впервые жил отдельно от родителей и в те три года больше всего
скучал по Испании, по дому. Потом я жил в Голландии, сейчас - в Чикаго. Чем
больше живешь в других странах, тем больше привыкаешь к ним... Я люблю Чикаго,
даже его отвратительные зимы. У этого города есть характер. Вам нравится то или
иное место, если вам нравятся люди, живущие там. В Чикаго живут мои друзья. Иногда заполнение официальных документов напоминает мне,
что я – пришелец, но друзья и коллеги заставляют быстро забыть об этом.
Уже на следующий год
после прихода в труппу Hubbard Street Dance Алехандро Керрудо поставил свой первый спектакль
в качестве хореографа – “Lickety-Split” по песням американского певца и композитора
Девендра Банхарта. В 2008 году таких спектаклей было два: “Extremely Close” на музыку Филипа Гласса и Дастина О’Халлорана, “Off Screen” на музыку Джонни Гринвуда, Бенуа Чареста, Никколо
Паганини и других. Поэтому предложение стать резидентом-хореографом не было для
него неожиданным.
-
Почему
вы решили заняться работой хореографа?
-
Вначале
я захотел попробовать свои силы в качестве хореографа, чтобы стать лучшим
танцором. Я думал, что, будучи хореографом, лучше пойму танцоров и, с другой
стороны, какие требования и почему выдвигает к ним хореограф.
-
Ну и
как? Поняли?
-
Не
сразу и не все, но я с наслаждением включился в новую для себя работу. Стать
хорошим хореографом еще сложнее, чем стать хорошим танцовщиком. Я учился в
процессе работы и до сих пор учусь. Один день я чувствую, что могу многое
сказать в качестве хореографа, на другой день мне сказать нечего. Трудно
объяснить словами то, что происходит на уровне эмоций и ощущений.
-
Поговорим
о терминологии. Почему в названии труппы Hubbard Street есть слово “танец”?
-
Это
очень просто. Потому что мы не ставим балеты. Балет – это танец, но не каждый
танец – балет. Если вы спрашиваете меня о моих спектаклях, то их можно назвать
современным танцем, но никак не классическим балетом. Мы не ставим классические
балеты, но каждое утро начинается у нас с классической разминки у станка.
Оригинальность
спектаклей, композиторских имен, экспериментальность стиля, независимый почерк
каждого хореографа, работаюшего с труппой, выделяет Hubbard Street Dance на фоне других трупп Чикаго и США. И первым в
этом списке стоит имя Алехандро Керрудо. Я спросил маэстро, помогает ли ему
европейский опыт, и услышал в ответ:
-
Когда я
ставлю спектакль, я не думаю о европейском опыте, корнях и всем прочем. Я даже
не думаю в целом о спектакле. Когда я прихожу на репетицию, я думаю конкретно,
каким будет движение танцовщика в следующую секунду. Спектакль рождается
постепенно, шаг за шагом, движение за движением.
-
Как вы
работаете с танцорами? Показываете им движения или даете возможность
импровизировать?
-
По-разному,
но я предпочитаю совместное творчество. Я не диктатор. Чем больше предложений
выскажут мне танцоры, тем лучше. Я не прихожу на репетицию с готовыми
решениями. Движения создаются непосредственно в процессе работы. Я люблю видеть
перед собой воплощение моих мыслей. Застывшим конструкциям и фантазиям я
предпочитаю живую импровизацию.
-
Вы
обсуждаете с танцорами характеры героев?
-
Мы
используем не слова, а язык танца. Мои спектакли абстрактны, бессюжетны. Я
говорю о персонаже, но мне бы не хотелось наставлять танцовщика, что он должен
чувствовать. Моя задача – указать ему путь.
В честь тридцатипятилетия Hubbard Street Dance Chicago в октябре 2012 года Керрудо поставил спектакль “Тысяча шагов” на музыку
композитора-минималиста Филипа Гласса. По словам хореографа, толчком к созданию
спектакля послужила композиция Марка Шагала “Окна Америки”. В честь
двухсотлетия США великий художник подарил эту композицию АРТ-институту Чикаго.
Я спросил у Керрудо, обсуждал ли он с артистами жизнь и творчество Шагала, и
услышал отрицательный ответ.
-
Нет, я не являюсь экспертом по творчеству Шагала и
не хочу притворяться. Я не хочу учить никого ничему. “Тысяча шагов” –
спектакль, основанный на моем личном восприятии одной конкретной работы Шагала.
Я вижу эту работу и пытаюсь перевести ее на язык танца. Из моего личного опыта
я понял, что чем меньше я говорю, тем лучше получается спектакль. У меня нет
четко сформулированной концепции произведения. Можно идти одним путем, а потом
свернуть в другую сторону, можно пойти назад, а потом вернуться вперед по
другой дороге, и на этом пути белое может превратиться в черное и наоборот...
Часто у меня самого нет ответа, часто мои ответы неполны и неокончательны. Слова
могут меняться, словами нельзя выразить танец. Я не хочу никого раздражать,
боюсь быть неверно понятым. Язык танца понятнее слов.
-
Как рождаются у вас новые спектакли? Вам нужен
какой-то внешний толчок?
-
По-разному. Если это чистый лист бумаги, то я
начинаю с музыки. В случае со спектаклем “Тысяча шагов” это было произведение
Шагала. Мне нужно зацепиться за что-то. Вдохновение – вот что необходимо для
работы. Иначе получится механический спектакль без сердца, без эмоций.
-
Мы видим имена русских солистов в крупнейших
балетных труппах мира. При этом в вашей труппе нет никого из России. Почему?
-
Я как-то об этом не задумывался. Не так
много русских артистов занимаются современным танцем. В основном, это все-таки
классический балет. А мы - компания
современного танца.
-
А возможно ли танцевать у вас на правах
приглашенного солиста?
-
Такого у нас никогда не было.
Кто знает, может быть, в будущем... Но в нашей труппе нет понятия “ведущий
танцор” или “прима-балерина”. В нашей компании все – равные солисты.
-
У вас
уникальный опыт работы в европейских и американской танцевальных компаниях.
Какие сходства и различия вы бы отметили в организации работы танцевальной
труппы в Европе и США?
-
Мир не
такой большой, и сходств гораздо больше. Структуры танцевальных трупп похожие. Самое
большое различие в аудитории. Причем, я бы не делил аудиторию на американскую и
европейскую. Например, немецкие зрители очень отличаются от испанских.
Американская публика более консервативна, европейская – более подготовлена к
экспериментам. Это не говорит о том, что искусство танца в Европе лучше. Просто
в Европе какие-то вещи проходят скорее, чем в Америке.
-
Если бы вы составляли пятерку ведущих балетных
театров мира, кто вошел бы в нее?
Первые три номера Керрудо назвал сразу же:
“Кировский балет, Парижская опера, Нидерландский театр танца”, а потом
задумался:
-
Может быть, АБТ... Чтобы назвать полностью
пятерку, надо смотреть все работы всех театров. Последний раз я видел балет
Мариинского театра три года назад, а балет Парижской оперы – десять лет назад.
Я включаю в этот список те или иные театры, основываясь на своих – часто старых
– впечатлениях. Это не очень справедливо с моей стороны. Я недостаточно много
смотрю работы других и поэтому не вправе судить.
-
Если вам предложат работу хореографа, например, в
Ковент-гардене или в АБТ, или в Парижской опере, каков будет ваш ответ?
-
Вы дали мне список из трех классических балетных
компаний. Мне кажется, я бы смог лучше выразить себя в Hubbard Street. С
этой точки зрения я бы предпочел работать в Чикаго.
-
Вы все время разделяете классические балетные
компании и современные танцевальные труппы...
-
Конечно. Это, как апельсин и яблоко. Абсолютно
разные компании. Я не думаю, что труппа современного танца сможет создать
классический балет лучше, чем это делает балетная компания, и наоборот.
Например, классическая балетная труппа не сможет сделать мои спектакли лучше,
чем артисты Hubbard Street.
Современные спектакли требуют другой техники, другой постановки ног. В
современном танце все другое.
-
С артистами классического балета тяжелее работать?
-
Для меня тяжелее работать с любыми артистами, если
они не танцуют в Hubbard Street. Я
люблю своих артистов, и они меня прекрасно знают. Мне легко работать только с
ними.
-
Как вы относитесь к современным интерпретациям
классических балетов?
-
Я их охотно принимаю.
-
Но вы сами никогда не занимались этим?
-
Пока нет. В будущем я не исключаю для себя такой
возможности. Но мне гораздо интереснее смотреть современные спектакли, чем
очередную версию балета Мариуса Петипа или осовремененных Ромео и Джульетту на
сцене.
-
Ваш идеал в балете?
-
Трудно назвать всего одно имя. Михаил Барышников,
Карлос Акоста, Джули Кент...
-
А что касается хореографов?
-
Иржи Киллиан. Я многое взял от него: и как от
хореографа, и как от человека, что еще важнее. Чем интереснее человек, тем
интереснее его творчество.
-
На сайте Hubbard Street Dance написано, что осенью вы выпускаете мировую премьеру N12, а зимой 2014 года - мировую премьеру N13. Не могли ли бы вы рассказать нам о предстоящих спектаклях?
-
(Смеется.) Я понятия не имею, какими они
будут. Какие-то мысли есть в голове, но говорить о них слишком рано. Я люблю
удивлять.
Nota bene! Осенние спектакли Hubbard Street Dance Chicago (в том числе – мировая премьера нового спектакля А.Керрудо) пройдут с 10
по 13 октября в помещении Harris Theater for Music and Dance in Millennium Park. 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. Заказ билетов по телефону 312-334-7777, на сайтах http://www.hubbardstreetdance.com/
и http://www.harristheaterchicago.org/.
Фотографии к статье:
Фото 1. Алехандро Керрудо. Фото Шерил Манн
Фото 2. Мередит Динколо и Алехандро Керрудо в спектакле “Casi-Casa” Матса Эка. Фото Тодда Розенберга
Фото 3. Сцена из спектакля “Тысяча шагов” Алехандро Керрудо. Фото Тодда Розенберга
Фото 5. Алехандро Керрудо. Фото Тодда Розенберга
Комментариев нет:
Отправить комментарий