Двадцать лет в уютном доме на Кортланд авеню
находится один из самых непредсказуемых и оригинальных театров Чикаго – “Trap Door”
(“Ловушка”). Основатель и бессменный руководитель театра - замечательная
актриса и режиссер, обаятельная женщина Беата Пилч. В эксклюзивном интервью
нашей газете она рассказывает о своей жизни, вспоминает о прошлом, делится
планами на будущее.
-
Я родилась в Чикаго в польской семье. До пяти лет
говорила только на польском языке. По-английски я училась говорить в детском
саду. Каждое лето с раннего детства мама отправляла меня в Польшу к
родственникам.
-
Ваши первые театральные впечатления связаны с
Чикаго?
-
Нет. Спектакли в Чикаго меня не тронули. Первые
настоящие театральные впечатления связаны у меня с Театром имени Виткевича в
городе Закопане, на юге Польши. Я влюбилась в спектакли театра еще девчонкой и
слежу за его жизнью тридцать лет. Театр находится в дивном месте, в горах.
Каждый раз, когда я оказываюсь там с моими американскими актерами, я беру их с
собой, чтобы показать величайшие спектакли на Земле. В течение дня мы гуляем по
горам, а вечером идем в театр. Что может быть лучше этого? Я счастлива, что
осенью к нам приезжает художественный руководитель театра Анджей Джук. Он будет
ставить у нас пьесу обожаемого мною Станислава Виткевича. Это - мой подарок
самой себе к двадцатилетию театра.
-
Ваши родители связаны с театром?
-
Нет. Мои родители – представители рабочего класса.
Первое послевоенное поколение - тогда было не до театра. Я не помню отца –
родители развелись, когда я была очень маленькой. Они не поддержали моего
желания заниматься искусством. Они хотели, чтобы я пошла в университет и
получила хорошую специальность врача или адвоката. Вместо этого я оказалась в
компании хиппи, пошла на театральный факультет. Моя мама была очень
разочарована. Она не хотела, чтобы я становилась “революционеркой”... Я просто
убежала. Убежала заниматься театром. Никто и ничто не могли остановить меня. У
меня есть старшие сестры, они воспитали детей, все реально стоят на ногах. Я
одна оказалась плохим ребенком!
-
Вы создали театр и доказали, что это возможно –
заниматься искусством!
-
Но у меня до сих пор нет денег, а для многих этим
определяется успех и состоятельность.
В восемнадцать лет Беата Пилч поехала учиться в
Калифорнию. Сначала - в United States International
University в Сан-Диего, потом в California Institute of Arts в Валенсии. Там же она создала свою первую театральную компанию Juventas. Было это так...
-
В институте в Валенсии я сблизилась со студенткой
из Швеции. Она придумала театр Juventas и предложила мне присоединиться к нему. Все три
года учебы мы “играли” в этот театр. Каждое лето студенты театральных
факультетов ищут практику в театрах по стране, а мы каждый год уезжали в
Европу. У подруги была семья в Швеции, и там мы жили на ферме, пекли хлеб,
питались овощами, репетировали... Подруга научила меня, как работать
продюсером. Потом мы купили миниавтобус и поехали по стране. Выступали на
Стокгольмском водном фестивале, в Берлине, в других городах Германии, в
Амстердаме, играли на сцене Театра Виткевича.
-
У вас была постоянная труппа?
-
Нет, каждый год мы набирали новых актеров: от
шести до десяти. Моя подруга была режиссером, я – актрисой. Я ведь по первой
специальности актриса!.. Это были доинтернетовские времена, устроиться в театр
было невероятно трудно. Особенно, когда ты никого не знаешь. Надо было вставать
в четыре утра и рассылать кучу писем с резюме.
-
Так вы хотели остаться в Европе?
-
Это длинная и сумасшедшая история. Я
путешествовала по Европе, моей подругой была шведка, моим парнем - испанец. На
какое-то время я поехала в Испанию, чтобы быть с ним... Я наслаждалась
красотами, смотрела на людей, впитывала в себя европейский театральный опыт.
Потом вернулась в Чикаго, пошла в театр и не могла понять, почему он совсем не
похож на европейский, почему такой психологический и... “безопасный”. Здесь нет
стремления к новизне. В авангарде идут университетские театры, и все. В год
выпуска из университета у меня был последний тур с театром Juventas. Я была молода, беззаботна и хотела иметь время, чтобы обдумать дальнейшую
жизнь. Сама себе дала на это один год. Думала, что не вернусь в Америку,
останусь в Европе. Это ведь была моя мечта с юношества! Я поселилась в
Восточном Берлине. Было это сразу после падения Стены. Я кое-где подрабатывала,
у меня появились друзья, я сняла квартиру. В Берлине все бурлило, Польша была
рядом... Как-то я получила открытку от моего университетского друга и любимого
артиста. У него были какие-то неприятности, и он захотел приехать ко мне в
гости. А еще один мой друг, с которым мы учились в одной школе, превратился в
“мистера Бактауна” (Bucktown – район в Чикаго, где находится Trap Door Theatre. – Прим. автора). Он
был первым, кто приехал в этот район, начал покупать здания, перестраивать,
перепродавать... Он предложил мне помощь в покупке здания. В моем детстве Bucktown был
плохой район. Когда моя мама узнала, что я купила здание в этом районе, она
вскричала: “Тебя убьют!” Но тогда до покупки было еще далеко. Мы сидели в
Берлине и фантазировали, что будет, когда мы откроем театр в Чикаго. Так
продолжалось шесть месяцев! Работы не было, зато творческих идей – хоть
отбавляй! Мы написали манифест и создали план построения театра на пять лет
вперед! С этим багажом мы приехали покорять Чикаго. Мой друг показал мне
подходящие помещения, в том числе то, в котором мы с вами сейчас находимся.
Здесь был полный бардак: крыша обваливалась, задняя стенка отсутствовала. Тем
не менее я почему-то сразу решила: здесь будет наш театр! А работала я
официанткой в польском ресторане моей мамы “Поло” (пересечение улиц Милуоки и
Демпстер). Надо же было зарабатывать на оплату счетов... Мама продала ресторан
десять лет назад, незадолго до смерти.
-
О чем же вы договорились в Берлине?
-
Мы решили, что будем фокусироваться на
европейской, почти не известной в Америке драматургии. Для меня европейский
театр был лучшим, и я всегда стремилась показать пьесы европейских драматургов
в США. До сих пор не могу поверить, что наш маленький театр в одиночку
открывает для американского зрителя целый пласт новой драматургии. Никто даже
не слышал о наших гениальных авторах! Есть компании, которые иногда показывают
европейские пьесы, но мы это делаем на регулярной основе.
За двадцать лет существования “Trap Door” Беата Пилч выступила продюсером, режиссером, актрисой в
более чем пятидесяти спектаклях. Я спросил, помнит ли она
первую постановку театра.
-
Конечно. Мы хотели открыть театр в нашем здании,
но к тому времени оно не было достроено. Зиги (Зигмунд Дыркаш – создатель и
владелец Chopin Theatre Чикаго. – Прим. автора.) из театра “Шопен” предложил
мне сыграть первый спектакль у них. Театр открылся в январе 1994 года пьесой
Станислава Виткевича “Безумец и монахиня”. Актер Шон Марлоу исполнял роль
Безумца, я играла роль доктора Грюна. Этот спектакль сразу заложил принципы
нашего театра. Ниже опускать планку было уже нельзя. Мы старались идти только
вперед... Мне с самого начала хотелось сделать что-то необычное. В противном
случае нам пришлось бы лишь повторяться. “Грязные” пьесы Сэма Шепарда, Дэвида
Мэмета – вот чем силен Чикаго. Экспериментальным театрам приходится тяжело. В
Европе абсолютно другая ситуация. Я работала во Франции и знаю, как устроен,
например, Авиньонский театральный фестиваль. Все театры – участники фестиваля -
разделены на две части: большой и маленькой формы. Театры малой формы всегда
идут по пути эксперимента. Им выделяются гранты, их спонсируют. Сумасшедший,
авангардный театр – вот куда идут все деньги! Мольер никому не нужен...
-
Как же вы выживаете все эти годы?
-
Мы получаем гранты от штата, города и европейских
культурных институтов. Некоторые посольства – например, посольство Франции –
выделяют гранты на поддержку театров. Третий год мы получаем гранты на развитие
восточно-европейского театра. Благодаря этим грантам мы получили возможность
пригласить режиссеров из Румынии, Польши...
-
Почему такое название – “Trap Door”?
-
Это была наша общая идея. Мы перебрали много
названий, даже сделали список. Мне хотелось дать театру европейское имя. Например,
“Шоколадная фабрика” – есть такой театр в Берлине. Но потом я испугалась, что
американский зритель не пойдет в театр с необычным именем. Я стала искать
название, которое звучало бы по-театральному. “Trap Door” (“Ловушка”) - что-то
есть в этом интригующее, правда? У нас появилось это название до того, как
возникло помещение рядом с рестораном. А теперь, когда ресторан расширился и
вход в наш театр оказался зажатым, получилась настоящая ловушка!
-
Вы возглавляете театр двадцать лет, и все эти годы
вы занимаетесь всем, даже бытовыми мелочами...
-
Я не хочу, но мне приходится. (Смеется.)
-
Для режиссера все актеры – дети. Для вас тоже?
-
Для меня это правда в наибольшей степени. Я
никогда не чувствовала себя в семье, как дома. У меня всегда было ощущение
потерянного ребенка. Мой дом я нашла в театре. Только в театре с близкими мне
людьми я хочу обсуждать насущные проблемы бытия, вопросы политики, здоровья,
любви. Не с адвокатом или психиатром – я могу обсуждать эти вопросы только в
театре. Мои друзья в театре умнее меня, они каждый день открывают мне что-то
новое.
-
Правда, что многие из ваших актеров учились у вас?
Например, Николь Виснер...
-
Николь не была моей ученицей. Она пришла в театр,
когда ей было девятнадцать лет, с дипломом Columbia College со специальностью
“Актриса театра”. Стеснительная до ужаса. Она только закончила колледж. Мы
сейчас смеемся, вспоминая, как я ее каждый раз не узнавала, когда она
появлялась в театре. А вскоре она стала моей ведущей актрисой. Мы с ней
работаем семнадцать лет. Она никогда не была моей ученицей, но она многое взяла
из наших многолетних репетиций. Она доверяет мне и отвечает согласием на любое
мое предложение. Ее первым спектаклем был материал Виткевича “Сумасшедший
поезд”. Я заставляла ее проделывать такие вещи, которые она бы сама даже не
вообразила. Все вышло замечательно, спектакль прошел с полным аншлагом, а
Николь приобрела уверенность в себе. Она лучшая, потому что никогда не
останавливается на достигнутом. И за последний спектакль “Юдифь” она
заслуживает приза за лучшую женскую роль.
-
Каков ваш критерий выбора актеров?
-
Каждый актер нашего театра уникален и неповторим.
Мне не нужны вторые Николь Виснер или Джон Грэй, потому что они у нас уже есть.
Мне нужны актеры независимые, актеры, не боящиеся риска, актеры думающие, актеры
синтетические. Например, Алжан Пелезик. Мы знали его много лет. Он из Боснии.
Жил в Чикаго, вернулся в Боснию, потом снова приехал в Чикаго. Сейчас он в
составе театра... Мы недавно провели кастинг, и у нас появились молодые актеры.
Компания стареет, актеры начинают сниматься в кино, переезжают в другие
города... Нам всегда нужны свежие силы.
-
Во время репетиций вы показываете актерам, как
надо играть?
-
Худший сценарий – когда я сама показываю. Я
стараюсь не делать этого. Репетировать – это все равно, что дирижировать
симфоническим оркестром. Иногда достаточно намекнуть, показать нужное
направление...
-
Характеры обсуждаете с актерами?
-
По-разному бывает. Когда мы работаем над пьесами
Виткевича или Вернера Шваба, необходим застольный период как минимум неделю,
чтобы понять характеры и поведение героев. Работая с подобной драматургией,
надо иметь концепцию, надо знать, чего ты хочешь. С нами работает драматург
Милан Прибисик. Он родом из Белграда и помогает нам понять восточноевропейскую
драматургию. Я не люблю долго сидеть за столом - люблю репетировать. Многое
открывается прямо на сцене. Иногда я прихожу с готовыми решениями, иногда
экспериментирую на репетиции. Понимаете, я работаю с людьми, которые давно меня
знают. Это упрощает работу...
-
Как бы вы охарактеризовали ваш идеальный театр?
-
Идеальный театр – тот, в котором я работала, учась
в Калифорнии. Это - настоящий, экспериментальный, “черный ящик”, в котором
возможно все. В моем театре постоянно бы менялось сценическое пространство и
был бы репертуар – я обожаю репертуарный театр. В театре Виткевича в Закопане
порядка сорока спектаклей! Когда мы ездим туда с театром, мы проводим там
неделю, и каждый вечер мы смотрим разные спектакли.
-
Для Европы это – нормальная форма театрального
существования...
-
Я люблю такую форму и хотела бы, чтобы то же самое
было в Америке... Все упирается в деньги. Если бы у меня были деньги, я бы
удержала всех актеров и все спектакли, которые мы сделали за эти годы.
-
У вас есть актерская “команда мечты”? Если бы у
вас были деньги, кого бы вы пригласили к себе?
Беата задумалась и ответила так:
-
Во-первых, я бы вспомнила о многих замечательных
актерах, которые по разным причинам – главным образом, материальным - ушли из
театра. Я бы собрала мой первый состав и наконец предоставила бы им достойную
зарплату. Во-вторых, я бы пригласила моих любимых режиссеров: Ричарда Формана,
Филиппа Кэна... Иногда я пишу им письма. “Я понимаю, что вы заняты на годы
вперед и у меня нет денег, чтобы заплатить вам, но я мечтаю поработать с
вами... В моем театре собрались замечательные актеры...” Что-то в таком роде...
Иногда я не получаю ответа, иногда мне пишут, что я сумасшедшая.
-
Вы по-прежнему волнуетесь перед премьерой?
-
Еще как! Режиссер волнуется перед премьерой больше
актера. Актер волнуется только за свою роль, а я волнуюсь за всех и за все.
-
А рецензии читаете?
-
Конечно. Плохие выбрасываю, хорошие сохраняю. (Смеется.)
-
Плохих много?
-
Немного, потому что мы ставим неизвестные пьесы.
Когда критики смотрят “Мою прекрасную леди” двадцатый раз, они могут сказать, что
прошлая постановка была интереснее, или что-нибудь типа: “Я видел этот
спектакль на Бродвее, было гораздо лучше”. В нашем случае им не с чем
сравнивать.
-
Как вы считаете, Чикаго – хороший город для
существования театра?
-
По крайней мере, в Чикаго есть возможность для
творчества. В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе каждый заработанный пенни надо
складывать, чтобы потом заплатить за жилье. Вам некогда думать о творчестве!
Плюс огромная конкуренция. А в Чикаго есть свобода... Чикаго – мультикультурный
мегаполис. Мне нравится, что к нам приходят выходцы из Восточной Европы, в том
числе из стран бывшего Советского Союза. Мы работаем с национальными общинами
города и пригородов, и это тоже делает наш театр уникальным!
-
Вы конкурируете с другими чикагскими театрами?
-
Мне интересны другие театры, я слежу за тем, как
они развиваются, но конкуренции я не чувствую. У каждого свой путь. После
двадцати лет занятия театром мне кажется, что мы живем на каком-то острове. Мы
ставим все новое. Даже если спектакль нашего театра будет ужасным, по крайней
мере вы всегда сможете сказать, что такого вы еще никогда не видели и никогда
не увидите. Часто, приходя в театр, через пять минут я уже знаю, чем дело
закончится. Психологические драмы о неблагополучных семьях – ведущая тема
американского театра. Но даже их ставят одинаково. Иногда мы видим американские
пьесы в Европе, например, в Румынии и Польше, и не можем поверить, что это одни
и те же пьесы. Мы смотрим Теннесси Уильямса и не верим своим глазам - настолько
это свежо, оригинально, интересно! К сожалению, здесь это встречается редко.
Американскому театру мне не хватает воображения.
-
Что вы думаете о будущем вашего театра?
-
Моей мечтой является создание международной
театральной компании, которая бы гастролировала по разным странам. Мы идем по
этому пути. За последние семь лет мы несколько раз гастролировали в Румынии,
были в Польше, Венгрии, Франции. На гастролях нам предоставляют условия,
которые, как мне кажется, должны быть у актеров повсюду. Мне нравится
путешествовать, обмениваться идеями, смотреть спектакли друзей. Мир шире и
разнообразнее одной страны, даже такой, как Америка.
Вот такая она – эмоциональная, всегда независимая,
идущая своим путем, ни на кого не похожая актриса, режиссер, продюсер Беата
Пилч: “плохой ребенок”, одержимый театром. От всей души поздравляю ее с
двадцатилетием родного театра! Какое счастье, что в Чикаго есть такие
подвижники! Благодаря им наша жизнь становится ярче и разнообразней. Новых
творческих успехов, Trap Door Theatre! Так держать, Беата!
Nota bene! Адрес The Trap Door Theatre: 1655 West Cortland Avenue, Chicago,
IL 60622. Сейчас в театре идут репетиции нового спектакля. Справки и заказ билетов по телефону 773-384-0494 и на сайте театра www.trapdoortheatre.com.
Фотографии к статье:
Фото 1. Беата Пилч с актерами Trap Door TheatreФото 2. Сцена из спектакля “Сумасшедший поезд” (2005 год). Фото - Михал Яники
Фото 3. Сцена из спектакля “Горькие слезы Петры фон Кант” (2006 год). Фото – Михал Яники
Фото 4. Сцена из спектакля “Лошади у окна” (2009 год). Фото – Дэвид Мокой
Фото 5-6. Сцены из спектакля “Прогресс...” (2011 год). Courtesy of MacArthur Foundation
Комментариев нет:
Отправить комментарий