22 марта, 10.00 и 11.45 am; 29 марта, 10.00 и 11.45 am; 26 апреля, 10.00 и 11.45 am. Среди
самых юных любителей музыки (детей от трех до пяти лет) огромной популярностью
пользуются концерты серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). В следующей программе этой серии музыканты Чикагского симфонического
оркестра (далее – ЧСО) и актриса Меган Уэллс инсценируют сказку “Три поросенка”
(“Three Little Pigs”).
Организаторы концертов приглашают зрителей приехать за сорок пять минут до
начала. Преподаватели из DePaul University расскажут самым маленьким зрителям о том, что они услышат на концерте.
23 марта, 3.00 pm.
Концерт Австралийского камерного оркестра под управлением скрипача, дирижера и
композитора Ричарда Тогнетти. В программе: произведения Д.Шостаковича,
С.Прокофьева, Б.Бриттена. Напомню, что музыка именно этих композиторов будет
звучать на предстоящем в мае-июне Музыкальном фестивале “Доверие к власти” (“Truth to Power”).
Солисты: финский пианист Олли Мустонен и концертмейстер секции труб ЧСО
Кристофер Мартин.
23 марта, 7.00 pm.
Открытая репетиция маэстро Риккардо Мути с Civic Orchestra of Chicago. В программе: фрагменты
музыки С.Прокофьева из балета “Ромео и Джульетта”. Вход свободный, но требуется
приобрести билеты.
26 марта, 6.30 pm; 27 и 29 марта, 8.00 pm; 28 марта, 1.30 pm. Продолжается месяц музыки Шуберта в Чикаго. После
Девятой (“Большой”) ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнит Восьмую
(“Неоконченную”) симфонию си минор великого немецкого композитора -
непревзойденный шедевр симфонической музыки.
С “Неоконченной” симфонией связано много загадок.
Самая главная - почему она не была закончена? Шуберт сочинил две части в 1822
году и с тех пор не возвращался к партитуре, хотя возможностей у него было
достаточно. Хватило же у него времени и сил для четырехчастной Девятой
симфонии. А тут вдруг - взял и бросил. Но если предположить, что замысел
композитора был выполнен, тогда почему он не пытался публично исполнить Симфонию?
Наоборот, читая биографию композитора, можно подумать, что он намеренно скрывал
ее от общественности. Забыл? Судя, по остальным сочинениям, не думаю. Оставлял
потомкам? Не знаю. Боялся провала? Возможно. К тому времени он был известен в
Вене как автор песен и фортепианных пьес. А его симфоний никто тогда не слышал.
Новое произведение создавалось сначала в виде переложения для двух фортепиано, а
затем уже в партитуре. В фортепианной редакции сохранились наброски трех частей,
однако в партитуре композитор записал лишь две. Так что версия боязни провала
выглядит наиболее правдоподобной. Впрочем, точного ответа мы не получим
никогда, поэтому предлагаю оставить музыковедам возможность домыслов,
предположений, догадок, а самим - наслаждаться великой музыкой.
Партитура двух частей си минорной симфонии была
найдена спустя тридцать семь лет после смерти Шуберта. Венский придворный капельмейстер
Иоганн Хербек обнаружил ее в неразобранном архиве председателя Штирийского любительского
музыкального общества А.Хюттенбреннера. Премьера Симфонии состоялась 17 декабря
1865 года в Вене. При издании в 1866 году ей был присвоен номер 8. Позднее она
получила название Неоконченной, а критики стали писать о рождении нового
симфонического жанра - лирико-психологического.
Еще одно любопытное произведение, которое
прозвучит в эти дни, - Виолончельный концерт Э.Элгара. Солист - концертмейстер
секции виолончелей ЧСО Джон Шарп.
Английский композитор Эдвард Элгар сочинил Концерт
для виолончели с оркестром в годы Первой мировой войны, после тяжелой болезни и
операции. Премьера сочинения провалилась, и о Концерте не вспоминали сорок лет.
Новая жизнь произведения стала возможна благодаря Жаклин Дю Пре. Яркая,
талантливая виолончелистка, она искала новые сочинения и обнаружила забытый всеми
Концерт Элгара. Настоящая премьера Концерта состоялась в 1960 году, и с тех пор
это произведение вошло в репертуар всех виолончелистов мира.
На должность концертмейстера секции виолончелей
ЧСО Джона Шарпа пригласил сэр Георг Шолти. Было это в сезоне 1986-87 годов.
Виолончелисту едва исполнилось двадцать семь лет, и на тот момент он стал самым
молодым концертмейстером в истории оркестра. До переезда в Чикаго он играл в
оркестре Метрополитен-оперы, был концертмейстером Симфонического оркестра
Цинциннати и Нью-Йоркского струнного оркестра (New York String Orchestra). А
родился Шарп в городе Вако (штат Техас). Впервые взял в руки виолончель в
десять лет, первые частные уроки получил от педагога Льва Аронсона. Учился в
Джульярдской школе. В 1986 году парень из Техаса завоевал Третью премию на
Международном конкурсе имени П.Чайковского. Тогда же его заметил сэр Георг
Шолти.
Джон Шарп - профессор кафедры виолончели Roosevelt University. Он играет на виолончели 1694 года работы итальянского мастера Джузеппе Гварнери.
Это не первые выступления Шарпа с ЧСО в качестве
солиста. Он солировал в “Дон Кихоте” Р.Штрауса, Тройном концерте Л.ван
Бетховена (с И.Перлманом и Д.Баренбоймом), Симфонии для виолончели с оркестром
Б.Бриттена (ЧСО дирижировал М.Ростропович). Музыкант признается, что для него
является большой честью исполнить Виолончельный концерт Элгара с любимым
дирижером и родным оркестром.
В программе также: Вторая симфония Ф.Шуберта.
На концерте 26 марта Вторая симфония Шуберта
исполняться не будет. После концерта 28 марта все
желающие смогут получить автограф от маэстро Риккардо Мути. Встреча с ним
состоится на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom). За час до начала концертов там же состоятся тридцатиминутные
беседы гитариста и музыковеда Стивена Рингса об исполняемых произведениях.
28 марта, 8.00 pm.
Концерт легендарного джазового оркестра Линкольн-центра (Jazz at Lincoln Center Orchestra) под управлением Уинтона Марсалиса. Выступления этого замечательного
коллектива всегда проходят с аншлагами. Недавно на сайте Чикагского
симфонического центра была открыта продажа билетов на сцену.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра
этого сезона, а также абонементы на следующий сезон можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону
312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1. Логотип серии “Once Upon a Symphony”Фото 2. Джон Шарп. Фото – Тодд Розенберг
Фото 3-4. Джазовый оркестр Линкольн-центра. Фото – Франк Стюарт и Клэй Макбрайд
Комментариев нет:
Отправить комментарий