Заканчивается интереснейший музыкальный фестиваль “Truth to Power”, и начинается последняя
в этом сезоне, летняя резиденция музыкального руководителя Чикагского
симфонического оркестра (далее - ЧСО) Риккардо Мути. О его предстоящих
концертах - в этой статье.
12 и 14 июня, 8.00 pm; 13 июня, 1.30 pm; 17 июня, 7.30 pm. В
июне завершается сезон музыки великого немецкого композитора-романтика Франца
Шуберта. В этих концертах прозвучат две симфонии Шуберта: Первая и Шестая.
Первую симфонию Шуберт сочинил в шестнадцать лет, находясь в конвикте - Венской музыкальной гимназии. Он занимался там с самим Сальери. В гимназии царила муштра, юный Франц ненавидел все предметы, кроме музыки, и терпеть не мог директора Инноценция Ланга. Директор, впрочем, отвечал ему тем же и постоянно грозил Францу исключением. Возможно, так бы и произошло, если бы Шуберт не сбежал из конвикта сам. По иронии судьбы, Первая симфония сочинена ко дню рождения Ланга и посвящена ненавистному директору. Она прозвучала в торжественный день и была благополучно забыта. Официальная премьера Симфонии состоялась в Лондоне 19 февраля 1881 года, спустя полвека после смерти композитора.
Шестую симфонию Шуберт сочинил в возрасте двадцати одного года. В Симфонии
слышны влияния двух разных музыкальных стилей: “opera buffa” Дж.Россини и венской симфонической музыки. Шестую
симфонию Шуберта иногда называют Маленькой до-мажорной симфонией, чтобы
отличить ее от Девятой, Большой до-мажорной, но на самом деле это совсем не
“Маленькая” симфония. Четырехчастная форма Симфонии, использование в ней
основных инструментов оркестра (флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны,
трубы, тимпани и струнные) делают это музыкальное произведение полноправным участником
любого концерта.
В программе также: Концерт В.А.Моцарта для фагота с оркестром. Солист –
концертмейстер группы фаготов ЧСО Дэвид Макгилл. В июне он уходит из оркестра и
переходит на преподавательскую работу. С сентября 2014 года Макгилл становится профессором Школы музыки (Bienen School of Music) Северо-Западного университета. Так что предстоящие
концерты станут последней возможностью услышать замечательного музыканта в
качестве солиста. Последние концерты Макгилла с оркестром пройдут этим
летом на Музыкальном фестивале в Равинии.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического
центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера Стивена Алтопа об исполняемых
произведениях.
19-21 июня, 8.00 pm. Пятая симфония Ф.Шуберта
и Первая симфония Г.Малера - такова программа последних концертов сезона ЧСО в
Симфоническом центре.
Пятая симфония Шуберта - самая популярная симфония композитора. Но об этом
мы узнали, как и в случае всех остальных симфоний, много десятилетий спустя
после смерти Шуберта. Премьера Симфонии состоялась в Лондоне 1 февраля 1873
года.
Первая симфония Малера – его самое жизнеутверждающее
произведение. Малеру идет двадцать девятый год. Позади – детство в тихом провинциальном
городке Йиглава в Южной Моравии (ныне Чехия), куда семья переехала из деревни Калиште,
прогулки в окрестных лесах и полях, мечты о признании и славе в вымощенной золотом
столице империи Вене. Позади – годы учебы в консерватории, когда Малер забросил
фортепиано и взял в руки дирижерскую палочку; позади – должности дирижера в театре
города Оломоуца, директора хора в Касселе, третьего дирижера в Немецком театре Праги,
ассистента Артура Никиша в Лейпцигской опере, главного дирижера Королевской венгерской
оперы. В Касселе у него был бурный, страстный, пламенный любовный роман с певицей
местного театра, имя которой осталось неизвестным, в Лейпциге – с любительницей
музыки госпожой фон Вебер… Он страдал, мучил своих любимых и мучался сам. Гамбургский
роман с молодой певицей Анной Мильденбург и встреча с двадцатилетней красавицей,
кокетливой Альмой Шиндлер будут еще впереди. Малер молод, весел, талантлив, и музыка
его Первой симфонии полна света, жизни и веры в человечество. Она пропитана музыкальными
воспоминаниями детства, клезмерской музыкой, венскими вальсами и… мечтами. Симфония
называется “Титан”, по названию одноименного романа Жана-Поля Рихтера. Мировая премьера
сочинения состоялась в 1889 году. Оркестром дирижировал сам композитор. Рукопись
Симфонии, считавшаяся потерянной, была найдена профессором Чарльзом Борнштейном
в архивах Израильской академии музыки и танцев совершенно случайно. Профессор готовился
к проведению семинара по теме “Малер и мировая музыка”. На полях рукописи были найдены
характерные для Малера реплики на немецком языке, что позволило идентифицировать
его почерк.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического
центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера Лоуренса Рапчака об
исполняемых произведениях.
21 июня, 10.00 и 11.15 am. Новые концерты серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). Музыканты ЧСО и актер Алекс Мони инсценируют сказку “Каменный суп” (“Stone Soup”).
Однажды в деревню приехала весьма странная путешественница.
В сумке у нее не было ничего, кроме старой кастрюли, и это не могло не возбудить
любопытство обывателей. Когда же дама начала готовить Каменный суп, жители деревни
немедленно высказали желание его попробовать. Один за другим подходили к ней стар
и млад. Дама не отказывала никому. Все веселились, танцевали и наслаждались вкуснейшим
из всех возможных угощений!..
Родившийся в Миссисипи актер Алекс Мони немногим более
года живет и работает в Чикаго. За это время он уже успел сыграть несколько ролей
в чикагских театрах (в их числе – в спектакле по пьесе Б.Брехта “Кавказский меловой
круг”) и заново организовать фолк-группу “Chauncey & The Beast”. Теперь
у него появился шанс проявить свои способности в работе с симфоническим оркестром.
Концерты рекомендованы детям от трех до пяти лет.
Обратите внимание! Концерты пройдут в помещении The Community House по адресу: 415 West 8th Street,
Hinsdale, IL 60521.
Как и в прошлом году, три заключительных концерта сезона ЧСО проведет на открытом воздухе на территории парка The Morton Arboretum по адресу: 4100 Lincoln Avenue (IL Route 53), Lisle, IL 60532.
Как и в прошлом году, три заключительных концерта сезона ЧСО проведет на открытом воздухе на территории парка The Morton Arboretum по адресу: 4100 Lincoln Avenue (IL Route 53), Lisle, IL 60532.
26 июня, 7.30 pm. “Летняя ночь на красном
ковре” - так называется концерт ЧСО, в котором прозвучит музыка из популярных
голливудских фильмов XX века. Среди них – “Крестный отец”, “Лоуренс Аравийский”,
“Форрест Гамп”, “Линкольн”, “Русалочка”, “Мэри Поппинс”, “Неприкасаемые”.
Дирижер - Ричард Кауфман.
27 июня, 7.30 pm. От популярной
киномузыки - к популярной классике. В этот вечер ЧСО исполнит концертную
увертюру “Гебриды, или Фингалова пещера” Ф.Мендельсона (композитор сочинил это
произведение после посещения пещеры, знаменитой своими базальтовыми колоннами),
увертюру-фантазию П.Чайковского “Ромео и Джульетта” и Седьмую симфонию Л.ван
Бетховена.
ЧСО дирижирует румынский маэстро Кристиан Макелару.
Он начал заниматься музыкой с шести лет и готовился стать скрипачом. Три раза (в
1994, 1996 и 1997 годах) становился победителем Национальной музыкальной олимпиады
в Румынии. Учился в Interlochen Arts Academy в Мичигане. В возрасте
девятнадцати лет дебютировал в Карнеги-холле. В течение двух сезонов играл в группе
первых скрипок Хьюстонского симфонического оркестра. Был самым молодым концертмейстером
в Симфоническом оркестре Майами за всю его историю. С сентября 2011 года является
вторым дирижером Филадельфийского симфонического оркестра. В декабре 2011 года дебютировал
в Чикагском симфоническом центре в серии “Музыка сегодня”.
28 июня, 7.30 pm. Заключительный концерт
ЧСО в парке The Morton Arboretum начнется с исполнения Венгерских танцев И.Брамса и Первого концерта Макса
Бруха для скрипки с оркестром (солистка - Елена Уриосте). Центральным событием
программы станет Девятая (“Из Нового света”) симфония А.Дворжака. Последняя симфония
чешского композитора была написана во время его трехлетнего пребывания в Америке.
Дворжак преподавал в Нью-Йоркской консерватории и произвел там настоящую революцию.
Он фактически перестроил консерваторскую систему музыкального обучения, сделав ее
более эффективной и современной. Дворжак прислушивался к окружающим его звукам и
первым из крупных композиторов обратил внимание на обобщающие национальные свойства
спиричуэлс. Он не прибегал к сравнению африканской и афро-американской музыки, но
интуицией большого музыканта понимал спиричуэлс не как узко афроамериканское искусство.
Он убедил американцев и весь остальной мир, что эта музыка является подлинным американским
фольклором. В своей симфонии “Из Нового Света” Дворжак использовал характерные интонации
спиричуэлс.
ЧСО дирижирует Кристиан Макелару.
В июле ЧСО, как обычно, “переезжает” в Равинию. Традиционная ежегодная серия летних концертов на крупнейшем на Среднем
Западе музыкальном фестивале пройдет в этом году с 8 июля до
17 августа. Все подробности - в следующих выпусках нашей газеты, в специальной
рубрике “Равиния-2014”.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского
симфонического центра этого сезона, а также абонементы на следующий сезон можно
заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по
адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Одиночные билеты на будущий сезон пока доступны только тем, у кого есть
абонемент. На некоторые концерты одиночные билеты начнут продаваться в июле, а
все билеты поступят в продажу 8 августа 2014 года.
Фотографии
к статье:
Фото 1. ЛОГО Чикагского симфонического
оркестраФото 2. Дэвид Макгилл. Фото - Тодд Розенберг
Фото 3. Риккардо Мути дирижирует ЧСО. Фото - Тодд Розенберг
Фото 4. ЛОГО серии “Однажды в Симфоническом центре”
Фото 5. Кристиан Макелару
Комментариев нет:
Отправить комментарий