Продолжается сто тринадцатый сезон
старейшего в Америке фестиваля в Равинии. На прошлой неделе прошел, как мне
кажется, один из лучших концертов этого лета. Чикагский симфонический оркестр
(далее - ЧСО) исполнил величественную
ораторию Йозефа Гайдна “Сотворение мира” (“Die Schoupfung”). На высоте были все без
исключения замечательные солисты, оркестр, Чикагский симфонический хор.
Счастлив был дирижировавший оркестром прославленный маэстро Джеймс Ливайн.
Как известно, с 1973 до 1993 года Ливайн был музыкальным руководителем Равинии. Оратория “Сотворение мира” звучала при нем дважды - в 1977 и
1985 годах. Спустя тридцать два года он решил третий раз вернуться к этому
произведению.
Двадцать лет, проведенные
Ливайном в Равинии, многие считают одними из самых плодотворных в истории
фестиваля. И вот спустя два с лишним десятилетия маэстро возвращается туда,
откуда началась его всемирная слава. С 2018 года он
становится первым в истории Равинии “дирижером-лауреатом“. Президент фестиваля
Уэлц Кауфман не скрывает, что эта должность создана специально для дирижера, в
знак его заслуг перед фестивалем. Идея возникла у Кауфмана после прошлогоднего
триумфа Ливайна. Он вернулся в Равинию после двадцатитрехлетнего отсутствия и
дирижировал Второй симфонией (“Воскресение”) Г.Малера. Я помню тот концерт.
Была страшная гроза, но павильон был полон, и после окончания концерта зрители
устроили маэстро нескончаемую овацию.
Выбор Второй симфонии Малера символичен - именно с
этим произведением 24 июня 1971 года состоялся дебют молодого, энергичного
Ливайна в Равинии. В тот день он заменил заболевшего Юджина Орманди, а спустя
два года возглавил фестиваль.
Ливайн энергично взялся за дело. Он резко увеличил
количество концертов с классической музыкой всех форм (симфонической, хоровой,
камерной), стал чаще приглашать солистов и музыкальные коллективы из Европы,
устраивать мастер-классы. Перед концертами в парке звучала музыка, после
концертов музыканты оставались, чтобы со зрителями обсудить услышанное... Все,
кто помнят эти годы, вспоминают их, как время расцвета Равинии. Именно при
Ливайне о Равинии узнали во всем мире, он сделал этот фестиваль престижным.
Ливайн задумал “тягаться” - ни много ни мало - с Зальцбургским фестивалем. Имея
“под руками“ ЧСО, такая затея не выглядела утопией. С каждым годом фестиваль
становился все более популярным и престижным. Ливайн добился впечатляющих
результатов, ответ Хайленд-Парка Зальцбургу получился.
Ливайн любил свой фестиваль, болел за него и делал
все, чтобы Равиния процветала. Казалось, так будет вечно. Надо было придумать
нечто сверхъестественное, чтобы он покинул пост музыкального руководителя. И
сверхъестественное появилось в образе Метрополитен-оперы. От такого предложения
Ливайн не смог отказаться. Долгое время маэстро делил свои обязанности между
Нью-Йорком и Хайленд-Парком, но в 1993 году ушел из Равинии, передав свой пост
Кристофу Эшенбаху. Что было дальше - вы знаете.
В мае 2016 года Ливайн дирижировал последний раз в
Метрополитен-опере в качестве музыкального руководителя. С сезона 2016-17 годов
он перешел на позицию почетного музыкального руководителя (Music Director Emeritus). И вот тут снова на горизонте появилась Равиния. По контракту, Ливайн будет дирижировать ЧСО по два концерта две недели
каждое лето с 2018 по 2022 год. Маэстро также будет проводить мастер-классы в Музыкальном институте при Равинии (Ravinia’s Steans Music Institute), созданном маэстро в 1988 году вместе с тогдашним исполнительным
директором фестиваля Эдвардом Гордоном. Ливайн вновь встретится с директором
вокального отделения института Кевином Мерфи. Дело в том, что Мерфи стал первым
пианистом, кого Ливайн позвал в программу Метрополитен-оперы для молодых
артистов (Met’s Lindemann Young Artist Development Program). С
1993 до 2006 года Мерфи был ассистентом дирижера. (Опять
“судьбы скрещенье”: Хайленд-Парк - Нью-Йорк - Хайленд-Парк.)
Эпоха Ливайна остается образцом того, к чему
Равиния должна стремиться сегодня, когда классическая музыка больше не
доминирует на фестивале. Своим успехом Ливайн во многом был обязан своим
близким рабочим отношениям с Эдвардом Гордоном. В 1989 году Гордон ушел с поста
директора Равинии. Он умер в 1996 году. Нынешний президент Уэлц Кауфман
говорит, что хотел бы наладить аналогичные отношения с Ливайном: “Мы по-прежнему работаем над репертуаром 2018 года, полную
программу объявим весной. Но уже сегодня у Ливайна и у меня есть готовые
программы на пятнадцать лет вперед. Мозг Ливайна всегда изобилует идеями”.
В интервью музыкальному критику газеты The Chicago Tribune Джону
фон Райну (2 августа) Ливайн сказал, что очень взволнован новым назначением: “Уэлц Кауфман спросил, хочу ли я проводить больше
времени в Равинии. “Конечно”, - ответил я. И тогда он рассказал мне о новой позиции
“дирижер-лауреат”. Я был в восторге. Это дает мне
новый заряд энергии. Здесь все совпало - моя
многолетняя история взаимоотношений с ЧСО, репертуар оркестра, мой
двадцатилетний опыт в Равинии... Мне нравится место и атмосфера фестиваля. В
настоящий период моей жизни я не могу брать на себя обязательства перед
симфоническими оркестрами в зимний сезон, но
малый концентрированный период работы с ЧСО в Равинии для меня идеален”.
Как отмечает в своей статье фон Райн, на
протяжении более чем десяти лет Ливайн страдает болезнью Паркинсона. Это было
решающим фактором в его решении отказаться от музыкального руководства
Метрополитен-оперы. С 2013 года он дирижирует оркестрами с моторизованного
инвалидного кресла. Фон Райн спросил у Ливайна о состоянии его здоровья и о
том, что говорят врачи. “Все прогнозы положительные, - ответил дирижер. - Я бы никогда не согласился
на работу в Равинии, если бы это было иначе. В какой-то момент, конечно, мое
состояние здоровья изменится. Но врачи говорят, что у них нет причин думать,
что это произойдет внезапно или быстро.” Свой разговор с критиком Ливайн
заключил словами: “Все в порядке”. Эту фразу фон Райн вынес в заголовок статьи.
23 июня 2018 года Джеймсу Ливайну
исполнится семьдесят пять лет. Свой день рождения он встретит в Равинии.
Здоровья и удачи маэстро желают коллектив нашей газеты и ваш корреспондент!
А теперь вернемся к программе Равинии
и расскажем о ближайших концертах.
18 августа, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Через день после дебюта на Grant Park Music Festival двадцатипятилетняя голландская виолончелистка Харрит Крейг выступает в
Равинии. (Я писал о ней в прошлом выпуске Музыкального обозрения.) Если в
центре Чикаго она солировала в Виолончельном концерте Й.Гайдна, то в этой
программе нас ждут камерные произведения для виолончели и фортепиано. В
программе: Три романса Р.Шумана, Виолончельная соната Ф.Шопена, Виолончельная
соната С.Рахманинова. Партия фортепиано - Станислав Христенко.
18-20 августа, 7.00 pm. Павильон. На протяжении трех вечеров ЧСО будет играть музыку
из трилогии Питера Джексона ”Властелин колец” (”Lord of the Rings”, 2001-03):
18 августа - из кинофильма
“Властелин колец: Братство кольца” (“Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring”, 2001), 19 августа - из кинофильма “Властелин колец: Две крепости” (“Lord of the Rings: The Two Towers”, 2001), 20 августа - из кинофильма “Властелин колец: Возвращение
короля” (“The Lord of the Rings: The The Return of the King”, 2003). Композитор – трехкратный лауреат премии “Оскар” за лучшую
оригинальную музыку Ховард Шор. Дирижер – Людвиг Вики. В концерте участвуют The Lakeside Singers (руководитель – Роберт Баукер), Chicago Chorale (руководитель – Брюс Таммен),
Чикагский детский хор (руководитель – Жозефин Ли), сопрано Кейтлин Ласк. Фильмы демонстрируются на больших экранах в павильоне и
на лужайке. На сайте Равинии билеты на три концерта продаются по цене двух.
20 августа, 1.00 pm. Беннетт Гордон холл. Концерт хора St.Charles Singers из
города Сент-Чарльз (штат Иллинойс). В программе: хоровые произведения
композиторов разных стран и эпох. Основатель и бессменный (с 1984 года)
руководитель хора - Джеффри Хант.
21 августа, 7.30 pm. Театр “Мартин“.
Сольный концерт узбекского пианиста Бехзода Абдураимова. В
программе: Токката и фуга И.С.Баха, Музыкальные моменты N2 и N3
Ф.Шуберта, Двадцать третья соната (“Аппассионата”) Л.ван
Бетховена, Шестая фортепианная соната С.Прокофьева.
Бехзод Абдураимов - относительно новое имя на
фортепианной карте мира. Он родился в 1990 году в Ташкенте
в семье преподавателя музыки и ученого-физика. Играет на фортепиано с пяти
лет. Учился в Ташкентском академическом лицее (класс Тамары Попович) и в Международном
музыкальном центре в Канзас-Сити (Center for Music at Park University, Kansas City, педагог
- Станислав Юденич). Победитель Международного фортепианного конкурса в Лондоне в 2009 году. В 2015
году с триумфом дебютировал в Карнеги-холл, в 2016 году впервые выступил с Мюнхенским
филармоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева на фестивале
Би-би-си Промс. Дебютный сольный диск пианиста вышел в 2012
году (студия Decca Classics). Осенью 2014 года
вышел первый концертный диск пианиста, записанный с Национальным
симфоническим оркестром Итальянского радио и телевидения под управлением
Юрая Валчухи. В диск вошли Третий фортепианный концерт С.Прокофьева и Первый
фортепианный концерт П.Чайковского.
22 августа, 6.00 pm. Беннетт Гордон холл. Сольный концерт победительницы
Кливлендского международного конкурса пианистов 2009 года, пианистки из
Хорватии Мартины Филяк. В программе: произведения Й.Гайдна, И.С.Баха, Ф.Листа.
22 августа, 8.00 pm. Павильон. В отличие от солистов, оркестры из Европы - редкие гости
на американских фестивалях. Говоря о Равинии, я вспоминаю только концерты
“бременских музыкантов” - камерного оркестра “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen”. И вот
еще одна встреча с оркестром с большой историей: в Равинии с двумя концертами
выступает Люцернский симфонический оркестр. В программе первого:
увертюра к опере “Вильгельм
Телль” Дж.Россини, Первый скрипичный
концерт М.Бруха (солист - Янг Ин Мо), Первая симфония И.Брамса. Дирижер -
музыкальный руководитель оркестра Джеймс Гаффиган.
Люцернский симфонический оркестр - старейший
оркестр Швейцарии. Он был основан в 1806 году. Американские гастроли – финальный
аккорд его двести одиннадцатого сезона! На первых выступлениях оркестра
музыкантами-любителями исполнялась музыка Гайдна, Моцарта и Бетховена. Зал был
всегда полон. Жители Люцерна надевали свои лучшие наряды и торжественно
отправлялись в Comödiensaal der Jesuiten - так назывался концертный зал, где
играл оркестр. Давно это было - двести десять лет назад... Со временем оркестр
из двух десятков любителей превратился в замечательный ансамбль из семидесяти
опытных профессионалов. Сегодня оркестр играет важную роль в музыкальной жизни
Швейцарии. С ним регулярно выступают дирижеры и солисты с мировым именем.
Достаточно назвать лишь несколько имен: сэр Нэвилл Мэрринер, Нееме Ярви, Андрис
Нельсонс, Марта Аргерих, Раду Лупу, Гидон Кремер, Вадим Репин, Миша Майский.
Оркестр постоянно включает в свой репертуар современную музыку. Среди мировых
премьер оркестра - произведения С.Губайдулиной, Р.Щедрина, Б.Юсупова,
Д.Ф.Хефти, П.Дюсапена, М.-А. Дальбави.
В архиве оркестра - множество аудио- и
видеозаписей. Я бы выделил DVD с произведениями Р.Щедрина, А.Дворжака,
С.Франка и Д.Шостаковича (Accentus Music), симфония В.Рима “Nähe fern” (Harmonia Mundi); CD с
фортепианными концертами Ф.Шопена и Э.Грига (Sony Classical) и
альбом С.Губайдулиной (BIS Records).
Оркестр базируется в помещении Центра культуры (Kultur- und Kongresszentrum, KKL Luzern),
построенного по проекту французского архитектора Жана Нувеля.
Славу Люцернскому симфоническому оркестру
составили два неизвестных в Америке дирижера - Макс Стурценеггер (1939-1960
годы) и Ульрих Мейер-Шеллкопф (1972-1990). Оркестром руководили Марчелло Виотти
(1987-1992 годы), Олаф Хенцольд (1992-1997), Кристиан Арминг (2002-2004 годы),
Джон Аксельрод (2004-2009 годы). С 2010 года оркестр возглавляет Джеймс
Гаффиган.
Подробности создания оркестра и информация о его
концертах - на сайте
https://www.sinfonieorchester.ch/de.
Джеймс Гаффиган родился в Нью-Йорке в 1979 году.
Учился в консерватории Новой Англии (Бостон) и Высшей школе музыки Шепарда в
университете Райса (Хьюстон). Его карьера пошла вверх после победы на
Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти (2004 год). С 2003 до 2006 года Гаффиган
работал дирижером-ассистентом Кливлендского симфонического оркестра, с 2006 до
2009 годов был на аналогичной позиции в Симфоническом оркестре Сан-Франциско.
После шести лет ассистирования Ф.Вельзеру-Месту и М.Тилсону Томасу Гаффиган
ушел в свободное плавание...
Скрипачу Янгу Ин Мо
- двадцать один год. Он родился в Индонезии, вырос в Сеуле. Мир узнал о нем в
2015 году, когда на Международном скрипичном конкурсе имени Паганини он выиграл
во всех возможных номинациях: ему присудили Специальный приз за лучшее
исполнение современного произведения, Специальную премию как самому юному
участнику, вышедшему в финал, и Приз зрительских симпатий. С Первым скрипичным концертом Бруха Янг Ин
Мо дебютирует в Равинии.
23 августа, 8.00 pm. Павильон. Второй концерт Люцернского
симфонического оркестра под управлением Джеймса Гаффигана. В программе: Второй
фортепианный концерт С.Рахманинова (солист - Бехзод Абдураимов), “Зигфрид-идиллия” Р.Вагнера, Четвертая симфония Л.ван Бетховена.
Nota bene! Билеты на все концерты Музыкального фестиваля в Равинии можно заказать по
телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по
адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035.
Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты
классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение
личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета - $10.
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Равинии
Фото 2. Джеймс Ливайн. Концерт 8 августа. Фото – Патрик
Гипсон (Равиния)
Фото 3. Харрит Крейг
Фото 4.
St.Charles Singers
Фото 5. Бехзод Абдураимов
Фото 6. Люцернский симфонический оркестр
Фото 7. Джеймс Гаффиган
(Все
фото – Ravinia Festival)
Комментариев нет:
Отправить комментарий