22-24 марта, 8.00 pm. Одна из интереснейших программ сезона: Чикагский
симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением Риккардо Мути исполнит
Мессу N6 ми-бемоль мажор Ф.Шуберта. Солисты: Аманда Форсайт, сопрано; Элизабет
Дешонг, меццо-сопрано; Пол Апплби, тенор; Николас Пан, тенор; Нахуэль ди
Пьерро, бас. Чикагский симфонический хор. Хормейстер - Дуайн Волф. Также в
программе: увертюра к опере К.М.фон Вебера “Оберон” (сочинение 1826 года) и
мировая премьера созданного по заказу ЧСО сочинения Макса Райми “Three Lisel Mueller Settings” для меццо-сопрано и оркестра. Солистка - Элизабет Дешонг. Будучи членом
секции альтов ЧСО, все свободное время Райми посвящает сочинению музыки и
достиг на этом поприще немалых успехов.
Семь полных и шесть неоконченных симфоний,
двадцать две фортепианные сонаты, пятнадцать струнных квартетов, шесть месс,
девять полных опер и столько же неоконченных, около шестисот вокальных сочинений
- все это Шуберт сочинил за тридцать один год жизни! Настоящее признание пришло
к нему спустя несколько десятилетий после смерти. Даже сегодня в активном
репертуаре оркестров и солистов только десятая часть произведений, написанных
Шубертом. Практически неизвестны его оперы, его духовная музыка - области, в
которых он оставил заметный след.
У Чикаго отношения с Шубертом сложные. В первом
(1891-92 годов) сезоне ЧСО его основатель и первый музыкальный руководитель
Теодор Томас включил в репертуар Восьмую (“Неоконченную”) и Девятую (“Большую”)
симфонии композитора. Когда был построен Симфонический центр, Шуберт стал одним
из пяти композиторов, чьи имена были выгравированы на фасаде, выходящем на
Мичиган-авеню. Казалось, его музыка будет звучать в городе вечно! Однако
остальным симфониям пришлось ждать своего дебюта в Чикаго долгие десятилетия.
Премьера Третьей симфонии прошла в 1960 году, Четвертой - в 1961, а Первая
симфония была впервые исполнена в 1982 году - на девяносто первом году жизни
оркестра! К тому времени оркестром были уже давно исполнены все симфонии
Малера, включая неоконченную Десятую.
Называя произведения Шуберта краеугольным камнем
современной культуры, музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути возвращает его
музыку в Чикаго. Именно благодаря маэстро в сезоне 2014-15 годов ЧСО впервые в
истории исполнил все симфонии Шуберта. Шубертовские концерты начались с
оптимистической Третьй и трагической Четвертой симфоний - сочинений юного
композитора. В 2014 году ЧСО под управлением Р.Мути впервые в истории исполнил
Пятую мессу ля-бемоль мажор, в этом году второй раз в истории (и первый раз с
маэстро Мути) мы услышим Шестую мессу ми-бемоль мажор. До этого она исполнялась
в Чикаго в далеком 1975 году.
Шестая месса - одно из последних сочинений Шуберта.
Она написана за полгода до смерти композитора и впервые прозвучала почти через
год после его смерти. Было это в Вене, в церкви Святой Троицы 4 октября 1829
года.
За час перед началом концертов на втором этаже
Симфонического центра (22 марта, Armour Stage; 23 и 24 марта, Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы пианиста и музыковеда Даниэля Шлосберга
об исполняемых произведениях.
25 марта, 3.00 pm. Сольный концерт пианиста Бориса Березовского. В
программе – музыка русских композиторов: Восточная фантазия “Исламей” и другие
произведения М.Балакирева, избранные произведения А.Лядова, избранные прелюдии
и Вторая соната С.Рахманинова, избранные этюды и Пятая соната А.Скрябина.
“Музыкального олигарха” Березовского мы слышали в
Чикаго всего лишь однажды, в 2007 году, на Музыкальном фестивале в Равинии.
Впереди - вторая встреча.
Березовский родился в Москве в 1969 году, учился в
Московской консерватории у профессора Элисо Вирсаладзе и частным образом у
Александра Заца. Пианист говорит: “Я учился у выдающейся пианистки Элисо Вирсаладзе, которой я очень многим
обязан, но в ее классе игрался, в основном, стандартный репертуар. В какой-то
момент становится безумно скучно, и, естественно, ты начинаешь искать что-то
другое. Музыка Метнера в консерватории не исполнялась вообще. Именно поэтому я
пошел учиться к Зацу, который открыл мне другую сторону русской классики”.
Произведения
своих любимых русских композиторов Березовский исполняет часто. Помню, на дебютном концерте в Равинии он
играл Сказки Метнера для фортепиано. Даже самые трудные места
давались пианисту легко и не требовали никаких внешних усилий. Долговязый, с
хитрецой в глазах, он играл с явным удовольствием, но местами несколько
небрежно. А после Метнера начались сюрпризы. В первом
отделении концерта вместо Второй сонаты Рахманинова он несколько отстраненно
исполнил Восемь прелюдий композитора, а второе отделение закончил виртуозным
Вальсом Равеля вместо обещанного в программе Вальса Шопена. Украшением концерта стал “музыкальный
аттракцион” под названием “Десять транскрипций Леопольда Годовского на темы
этюдов Фредерика Шопена”. Сперва пианист играл этюд Шопена и сразу же за ним - его обработку, сделанную Годовским. В их
числе – транскрипции Годовского для левой руки. Мне
показалось, что импровизации Годовского пианист играл с большим интересом, чем
оригинальные этюды. Что мы, в самом деле, Шопена не слышали? А тут – нечто
новенькое, редко исполняемые фокусы Годовского...
У Березовского нет диплома о высшем образовании.
Формально Московская консерватория поступила абсолютно правильно, не выдав
своему лучшему студенту диплома, поскольку лучший студент не сдал выпускные
экзамены по специальности. Он их просто не сдавал - именно в это время в 1990
году пианист играл на IX Международном конкурсе пианистов имени Чайковского. В
результате вместо диплома о высшем образовании Березовский получил Золотую
медаль конкурса. В одном из интервью Березовский пошутил, что готов купить
заветный диплом и ждет предложений. Пока не предлагают...
После победы на конкурсе Чайковского Березовский
обосновался в Англии, после чего переехал в Брюссель. Он свободно говорит на английском и французском
языках. В 1991 году у него родилась дочь. “Папа был в
Японии, когда я родилась. Он приехал в Лондон, и я сидела под роялем, слушала, как
он играет”, – рассказывает Эвелина Березовская. Видимо, в тот момент и решилась
ее судьба. В шесть лет на концерте в Лидсе они уже играли вместе “Дивертисмент”
Й.Гайдна, и с той поры довольно часто выступают вместе. Эвелина стала хорошей
пианисткой.
Вторая жена
Березовского родилась в Ташкенте. С ней у него двое детей: сын Адриан (ему
четырнадцать лет) и дочь Маша (восемь). В
последние годы Березовский все больше живет в Москве. Говорит, что там ему
интереснее: “И во многом благодаря даже, как ни странно, не русской музыке,
которую я обожаю, а русской литературе и русскому театру. Я очень много хожу в
театры”.
Nota bene! Абонементы на все концерты Чикагского
симфонического центра сезона 2018-19 годов, а также одиночные билеты на
концерты сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.
Фотографии к статье:
Фото 1-2. ЧСО под управлением Риккардо Мути. Фото – Тодд Розенберг
Фото 1-2. ЧСО под управлением Риккардо Мути. Фото – Тодд Розенберг
Фото 3-4. Борис Березовский. Фото – Ravinia Festival
Комментариев нет:
Отправить комментарий