2 октября в помещении Drury Lane Theatre (пригород Чикаго Oakbrook Terrace) состоялась 55-я ежегодная церемония вручения крупнейшей театральной премии Чикаго “Джефф” среди театров, входящих в Американский профсоюз театральных деятелей (Jeff Awards Equity Wing Recipients).
Триумфатором в этом году оказался Goodman Theatre - двенадцать
премий в самых престижных номинациях - и его уже бывший художественный
руководитель Роберт Фоллс. Он выходил на сцену трижды. Сначала режиссера
наградили специальным “Джеффом” за вклад в развитие театрального искусства.
Фоллса представляла четверка театральных деятелей во главе с режиссером Стивом
Скоттом. Роберт Фоллс получил также премии “Джефф” за лучшую режиссуру и лучший
спектакль сезона. Им стал “Вишневый сад”. (К слову о “запрете” русской культуры
в Америке.) Роберт Фоллс назвал чеховскую пьесу прощанием с прежней жизнью:
“Пьеса и сегодня, спустя сто пятьдесят лет, по-прежнему звучит современно”. Режиссер
заметно волновался, говоря о том, что для него “Вишневый сад” имеет символический
смысл. Действительно, пройдя через все чеховские пьесы, он закончил свое
тридцатипятилетнее служение Гудман-театру “Вишневым садом”: “Подобно героям
Чехова, которые прощаются с прежней жизнью, это и мое прощание с труппой, с
теми, с кем я провел незабываемые тридцать пять лет”. Фоллс отдельно
поблагодарил исполнительного директора театра Рока Эдварда Шулфера.
Премию “Джефф” за лучшую новую пьесу получила профессор отделения драматургии и сценарного мастерства Северо-Западного университета Ребекка Гилман. Мировая премьера спектакля по ее последней (пока) пьесе “Swing State” прошла в Goodman Theatre осенью 2022 года. Режиссером был Роберт Фоллс. В эти дни этот спектакль с оригинальным чикагским составом (в главной роли - Мэри Бет Фишер) играется в Нью-Йорке, на сцене офф-бродвейского Audible’s Minetta Lane Theatre.
Роберт Фоллс в прекрасной творческой форме. Я уверен, он еще не раз
напомнит о себе. Ну а столетие театра коллектив встретит с Сюзан Бут - первой
женщиной-руководительницей в девяностовосьмилетней истории Goodman Theatre.
В активе у Goodman Theatre - девять (!) премий за мюзикл “The Who’s Tommy”
(наибольший показатель среди всех спектаклей), включая главную - в номинации
“Production - Musical (Large) - The Dr. Harlan Haimes Award”. Награду принимал
лауреат премии “Тони” режиссер Дес Макануфф. Исполнитель роли Томми актер Али
Луис Буржи стал лучшим в номинации “Performer in a Principal Role - Musical”.
Прекрасно выступил Teatro Vista. В активе театра - восемь премий, все - за спектакль “The Dream King”. Это еще одна неожиданность церемонии. Никогда прежде испаноязычный театр не добивался в Чикаго такого успеха.
Выделю небольшой Shattered Globe Theatre с мюзиклом “London Road”,
завоевавшим “Джефф” в номинации “Production - Musical (Midsize)”, и Элизабет
Маргулис, ставшей лучшим режиссером в номинации “Director - Musical (Midsize)”.
Впервые при вручении наград случился огромный разрыв между двумя лидерами и всеми остальными. Три театра - American Blues Theater, Porchlight Music Theatre, Rivendell Theatre Ensemble - имеют по три премии “Джефф”; еще пять - Chicago Shakespeare Theater, Court Theatre, Mercury Theater Chicago, Paramount Theatre, Shattered Globe Theatre - по две. Всего по одной премии “Джефф” - у маститых чикагских коллективов Lookingglass Theatre и Writers Theatre. Единственные награды они получили в одной и той же номинации “Artistic Specialization”: Аманда Херманн и Йю Шибагаки - за “Properties Design” ("Lucy and Charlie's Honeymoon"), Дрю Дир - за “Puppet Design” ("Manual Cinema's Christmas Carol"). Одна премия “Джефф” у Drury Lane Productions - хозяина церемонии.
Тот же разрыв с постановками. После лидеров - спектаклей “The Who's Tommy”
и “The Dream King” - следуют четыре постановки, каждая из которых получила по
три премии “Джефф”: “Cabaret!” в Porchlight Music Theatre, “Fences” в American
Blues Theater, “Motherhouse” в Rivendell Theatre Ensemble.
Среди артистов три премии “Джефф” у актера и музыканта Марвина Квихады, две
- у Мэтью Чепмена.
Без наград остались театр из Скоки (в будущем году он переезжает в другой
пригород Эванстон) Northlight Theatre и один из лучших театров Америки
Steppenwolf Theatre. Последнее мне кажется в высшей степени несправедливым
решением. Все дело в давнем конфликте руководителей премии с актером и
драматургом Трейси Леттсом. Он, помнится, возмущался составом жюри и сомневался
в его компетентности. Как результат, многие постановки театра были попросту
проигнорированы.
В номинации “Performer in a Supporting Role - Musical” победителей оказалось трое: Мэри Робин Рот (“Cabaret!”,
Porchlight Music Theatre), Элизабет Стенхолт (“Fun Home”, Paramount Theatre), Джой Вудс (“The Notebook”,
Chicago Shakespeare Theater).
Члены жюри посмотрели сто пять спектаклей, вышедших за период с 1 июля 2022
года до 30 июня 2023 года. Из них восемьдесят восемь получили гордое звание
“Jeff Recommended” и возможность номинироваться на премию. В число номинантов в
тридцати двух категориях вошли двести четырнадцать артистов из тридцати пяти
театров Чикаго и пригородов. Премии получили сорок шесть человек.
Зачитывали имена номинантов и вручали премии победителям руководители
театров. Каждый из них говорил, какой театр он представляет и в каком году театр
был образован. Диапазон получился огромным: от созданного в 1925 году Goodman
Theatre до образованного в 2010 году Mercury Theater Chicago. Среди
руководителей театров мы увидели новые лица. Для Сюзан Бут и Брейдена Абрахама
(художественный руководитель Writers Theatre) “Джефф”-2023 стал первым выходом
в чикагский “свет”.
Церемония была, как всегда, веселой, остроумной и... почти такой же
длинной, как “Оскар”. Весь вечер на сцене провели ведущие: лауреат премии
“Джефф” актриса Дженет Ульрик Брукс и актер и режиссер Лоренцо Раш-младший.
Лоренцо долго благодарил всех, начиная с мамы и семьи, за возможность вести
церемонию, явно пародируя благодарственные речи на “Оскаре” и других подобных
премиях. Были они и на “Джеффе”, но как-то мило, по-домашнему. Добрым словом
отметим режиссера церемонии Джоанну Маккензи Миллер и музыкального руководителя
Каролин Джин Брэди.
Политических и антивоенных заявлений не было, их заменили шутки и
восхваление города. Лауреаты один за другим благодарили комитет премии и саму
атмосферу Чикаго, позволяющую заниматься творчеством. “Чикаго - самый
театральный город!“ “В Чикаго возможно все!“ “В Чикаго самая живая аудитория и
самые яркие актеры!“ Подобные фразы вызывали бурную реакцию зала. В зале царила
атмосфера свободы и толерантности. Фамилии номинантов сопровождались криками,
возгласами, приветствиями коллег. За своих болели громко и “со вкусом“, а когда
объявляли имя лауреата, громко аплодировали все, даже недавние соперники. Иногда
слова ведуших были плохо различимы из-за громких криков поддержки. Особую волну
восхищения вызвали мюзикл “The Gospel at Colonus” в Court Theatre (премия
“Джефф” в номинации “Ensemble - Musical or Revue”) и спектакль “Motherhouse” в
Rivendell Theatre Ensemble (премия “Джефф” в номинации “Ensemble - Play”). Если
бы существовал Приз актерских симпатий, то он бы достался одному из них.
После окончания торжественной части все дружно направились за едой, а мне
удалось поймать и лично поздравить Роберта Фоллса, чему я остался несказанно
рад. В общем, праздник удался!
Следующая церемония состоится весной 2024 года. На ней будут награждаться театры, творческие коллективы которых не входят в профсоюз театральных деятелей (Non-Equity Awards).
Nota bene! Полный список лауреатов Jeff Awards размещен на официальном сайте премии www.jeffawards.org.
Фотографии к статье:
Фото 1-4. Фрагменты церемонии вручения премии “Джефф” (2 октября 2023 года). Фото - Jeff Awards
Комментариев нет:
Отправить комментарий